Что делать если у ребенка нет друзей. Что делать, если у ребенка в классе нет друзей

По мере взросления меняется стиль общения. Если вы по своей природе застенчивы, недавно перешли в новую школу или просто хотите научиться общаться с другими, вам необходимо приобрести несколько важных навыков. Прежде всего, выберите подходящих друзей. Когда вы найдете людей, с которыми бы хотели построить дружеские отношения, попробуйте сблизиться с ними и развить близкие дружеские отношения.

Шаги

Часть 1

Определите потенциальных друзей
  1. Обратите внимание на одноклассников. Возможно, вам совсем не нравится урок математики. Однако именно этот урок может стать отличным временем для построения дружеских отношений. Главным преимуществом подросткового возраста является то, что вы ходите в школу наряду с большим количеством потенциальных друзей. Как правило, в одном классе учатся дети одинаковой возрастной группы, поэтому вам не составит труда найти людей с похожими интересами. Посмотрите вокруг себя и определите людей, которые выглядят дружелюбно.

    • Попробуйте создать исследовательскую группу. Проводя исследования и делая заметки, скорее всего, вы обнаружите, что у вас много общего с людьми, с которыми вы занимаетесь общим делом.
  2. Найдите подростков в своем районе. Вашими друзьями могут быть не только ваши одноклассники. Обращайте внимание на подростков, которые живут в вашем районе. Проводите время в тех места, где часто бывают многие подростки (например, в бассейне). Кроме того, если в вашем районе есть волонтерские группы, в которых участвуют подростки, вы можете присоединиться к одной из них. Посещайте места, где собирается много подростков. Вы можете даже подрабатывать в таких местах.

    • Например, если вы найдете работу в кинотеатре, вы, вероятно, встретите немало подростков, которые приходят смотреть фильмы. Еще одним вариантом является работа спасателем в бассейне.
  3. Принимайте участие во внеклассных мероприятиях. Во многих школах проводятся различные мероприятия для учащихся. Выберите занятие, которое нравится вам. Скорее всего, вы сможете познакомиться с подростками, у которых схожие интересы.

    • Если вы интересуетесь музыкой, вы можете присоединиться к хору или стать участником музыкальной группы. Если вам нравится бегать, попробуйте присоединиться к команде бегунов. Благодаря этому у вас появится возможность найти друзей.
  4. Посещайте клубы и мероприятия, проводимые в вашем районе. Иногда для подростков проводятся интересные мероприятия. Воспользуйтесь случаем, чтобы подружиться с новыми людьми. Последуйте этому совету во время каникул, и вы получите положительный результат.

    • Например, если в вашем районе действует клуб, соответствующий вашим интересам, подумайте о том, чтобы присоединиться к нему и найти новых друзей.

Часть 3

Укрепите дружбу
  1. Проводите время с друзьями. Чтобы узы дружбы крепли, проводите время с друзьями. Познакомившись с человеком, сделайте все возможное со своей стороны, чтобы ваши отношения переросли в дружеские. Регулярно проводите время с человеком и общайтесь с ним.

    • Например, можно взять за привычку ужинать с друзьями каждую субботу в кафе или ресторане.
  2. Будьте хорошим слушателем. Дружба - это улица с двусторонним движением. Если вы хотите иметь крепкие дружеские отношения, будьте активным слушателем . Это означает, что вы должны сохранять зрительный контакт во время разговора, а также показывать человеку, что вы его слушаете (например, кивая головой). Кроме того, не перебивайте своего собеседника.

    • Например, если ваш друг рассказывает вам о том, что произошло с ним в школе, внимательно его слушайте. Отложите свой телефон в сторону.

Почему одним детям трудно найти себе друзей, а другие находятся в центре внимания? Как нужно правильно реагировать на постоянные дразнилки сверстников? Что делать, чтобы ребенок не чувствовал себя белой вороной? В этом посте разберемся с вопросом, почему у вашего ребенка вообще нет друзей.

Достаточно внимательно присмотреться к ребятам на детской площадке, что заметить, кто из них является душой компании, а кто серый мышонок, а также мишень для насмешек и дразнилок. С одним ребенком хочет дружить весь двор, а над другим хочется постоянно издеваться. Даже в компании, где всего трое друзей, всегда можно обнаружить лидера, среднего и аутсайдера. Дети дошкольного возраста дружить еще не умеют, поэтому роли могут постоянно меняться.

И если Вы вдруг заметили, что приятель вашего ребенка обозвал его дураком, не стоит бросаться на защиту ребенка сразу. Лучше посмотреть, как отреагирует Ваше чадо. Возможно, что дети сами разберутся в сложившейся ситуации, и уже завтра Ваш ребенок будет превосходить в игре. А вот в подростковом возрасте роли практически не меняются, поэтому, необходимо, вовремя бить тревогу, если Вы заметили, что Ваш малыш становится постоянной жертвой.

Давайте рассмотрим несколько вариантов воспитания из-за которых у ребенка почему-то нет друзей.

История первая

Пятилетний Саша очень хочет дружить, но никак не может завести ни одного друга. Он знает, что это у него никогда не получится. Дворовые ребята постоянно бегают, прыгают, лазают по деревьям и сильно качаются на качелях. А Саша ничего этого делать не умеет. Мама всегда говорит ему, что он может упасть, разбиться, сломать ногу или руку, т.к. лазать по деревьям, и прыгать с лестницы нехорошо, и очень опасно. Саша – это постоянная жертва.


Он никогда не понимает глаз от пола, ходит ссутулившись, он очень редко улыбается и тем более никогда не смеются громко. Всегда, когда он осмеливается заговорить со сверстниками, его голос становится тихим, а интонации заискивающими.

В этом случае мама слишком опекает своего сыночка. Таким воспитанием она препятствует нормально общению Саши с ребятами, а сама мама не может выйти на работу, т.к. по ее мнению ни одна няня не даст ее ребенку должного воспитания и заботы, а о детских садах в их семье не может быть и речи.

Своим поведением Саша постоянно провоцирует сверстников дать пинка, демонстрируя свою беспомощность, слабохарактерность и никчемность. Такая реакция программируется его мамой, которая постоянно напоминает сыну о том, что он обязательно упадет, поскользнется, получит травму. Мальчик не видит у себя ни одного достоинства.

Чтобы преодолеть комплекс жертвы у ребенка, сначала обратите внимание на себя. Перестаньте его постоянно опекать. Нужно отпустить ребенка. Даже у пятилетних детей должна быть своя жизнь. Предоставьте ему возможность высказать свое мнение, дайте ему свободу выбора. Пусть он сам выбирает то, что хочет надеть на прогулку или в гости, позвольте ему измазаться в песке, или побегать по луже. Разрешите ему бегать, прыгать и даже падать, не хватаясь при этом за сердце.

Постоянно ободряйте его и поддерживайте. Говорите о том, как он вырос и изменился, каким взрослым и самостоятельным он стал. Учите его знакомиться с другими детьми. Для этого можно поиграть с куклами дома. Например, кукла хочет подружиться с зайчиком. Как это можно сделать? Конечно же, смело и уверенно. Проговорите всю ситуацию. Как кукла подойдет знакомиться, что она скажет, улыбнется ли новым друзьям, предложит ли вместе покататься на качелях или поиграть в прятки. При этом необходимо меняться с ребенком ролями.


История вторая

Аня постоянно возвращается домой в слезах и ссадинах. Во дворе девочку не просто дразнят, а даже бьют. Дети, увидев в очередной раз Аню, гуляющую одну, стараются ее задеть. Они постоянно обзываются, а девочка даже не пытается дать сдачи. Она сразу начинает плакать и убегает домой. Анина мама очень ценит время, когда дочка находится на прогулке, т.к. за это время она успевает убрать квартиру, поболтать по телефону. Поэтому, когда Аня в очередной раз приходит с жалобой, она снова отправляет ее погулять, и просит не обращать внимания на поведение сверстников. Это поведение такая же крайность, как поведение Сашиной мамы.

Для мальчиков самое опасное – это материнская гиперопека, для девочек же наоборот, больше всего опасно чувство незащищенности и равнодушие родителей.

Если бы мама Иры была более внимательна к своей дочери, она научила бы ее давать сдачи обидчикам. Здесь необходимо убедить ребенка в том, что ребята, которые гуляют во дворе такие же сверстники Иры, которые ни в чем не сильнее ее. Стоит потратить немного времени, чтобы вспомнить несколько дразнилок-отзеркаливаний из своего детства. Например, «кто так обзывается, тот сам так называется» или «кто зовет других вонючкой, у того в штанишках кучка». Не очень вежливо, но зато действенно.

– это своеобразная тренировка перед взрослой жизнью, когда будет необходимость отстаивать свое мнение. Это полезные навыки поведения в эмоционально экстремальных ситуациях. Получив пару-тройку раз достойный отпор, дворовые ребята перестанут цепляться к Ане.

Дошкольное лидерство, равно как и дошкольное аутсайдерство – это, конечно, не показатель успешности во взрослой жизни. Но помочь ребенку завести друзей, научить учить его общаться – это наша с Вами ответственность и забота.

С юных лет ребенок стремится к общению с такими же детьми, как он. Связь детей в игре, общении, а в подростковом возрасте — выстраивание крепких дружеских связей, дает возможность подростку справиться с непростыми задачами: научиться общаться, познать себя и все, что он может, заработать авторитет у сверстников. В школе, когда мальчик или девочка приступает к выстраиванию самопредставления, ответ ровесников, их реакция является тем, что в первую очередь влияет на его формирующуюся самооценку. Подросток начинает нуждаться в поддержке, единении с кем-либо и взаимопонимании с себе подобными. Очень часто у многих подростков бывают случаи, когда они ощущают себя изгоями, и становятся раненными либо агрессивным, либо равнодушным отношением к себе со стороны других детей.

Среди детей, как правило, найдутся ребята, которые производят впечатление замкнутых, закомплексованных. Они превращаются в объект для усмешек в компании. Обычно, это детки, которые плохо одеваются, неприятно пахнут или, может быть, выглядят не так как другие. Это могут быть девочки и мальчики, страдающие проблемами с лишним весом, носящие очки, хромающие и т.д.

Оскорбленный таким поведением ребенок ощущает себя подавленным. Если он с детства закомплексованный, издевки и усмешки делают его еще более ранимым. Ребенок стесняется заводить разговор с другими подростками, с одноклассниками и педагогами, не умеет выступать на занятиях, от чего начинает плохо учиться. У такого подростка очень часто страдает самооценка, он перестает любить себя, а потом и остальных людей.

Что делать, если у ребенка нет друзей?

Когда родители выявили дефицит друзей у сына или дочери или отсутствие таковых вовсе, нужно открыто обсудить это с подростком, но, не спрашивая у него ничего напрямую в по этому поводу. Родителям не надо заранее бить тревогу и показывать подростку тревогу относительно этой проблемы. Ребенок может также начать волноваться и не пойти на беседу. Отцу или матери необходимо непринужденно выстроить со своим ребёнком диалог, сделать так, чтобы сыну или дочке хотелось самим рассказать о своих тревогах, поведать все, что его беспокоит.

Для того чтобы подросток сумел подружиться со своими ровесниками, нужно ему доходчиво разъяснить, что он решительно может быть активным в общении, но не должен навязывать свое общество другим людям. При этом необходимо быть подготовленным к позитивным эмоциям и к зарождению новой дружбы. Не нужно строить подсознательных барьеров, закрывающих его от окружающего мира.

Именно родители придают сыну или дочери некоторую степень умственного развития и развивают у них коммуникативные навыки. Разумеется, родители не могут непосредственно влиять на обстановку, образовавшуюся в окружении ребенка. Но очень часто они раньше педагогов обнаруживают, что подростку неудобно в школе, что у него плохие отношения с ровесниками. Тогда нужно безотлагательно что-то предпринять - лучшим решением будет пойти и обсудить беспокоящие признаки с учителем своего ребенка, чтобы развеять подозрения, чем дать проблеме усугубиться. В таком случае разумнее попросить помощи у специалиста, например, у школьного психолога.

Вопрос отверженных в кругу сверстников детей - это весьма спорная дилемма. Никто из родителей не желал бы, чтобы ребенок стал изгоем, испытывал жестокость в обращении со стороны сверстников. Одновременно с этим навряд ли кто-либо пожелает, чтобы сын или дочь были инициатором травли другого мальчика или девочки. Нужно научить подростка учитывать мнение окружающих, искать компромиссные пути решения проблемы.

Плюсы и минусы друзей — видео

Каждая дружба начинается с какого-то знака о том, что два человека хотят стать друзьями. Итак, чтобы найти друга, нужно показать другому ребенку, что ваш ребенок им интересуется, и выразить открытость к дружбе с ним. Дошкольникам проще: они наивны и непосредственны, и иногда спрашивают прямо: «Хочешь быть моим другом?". Но дети постарше не всегда могут показать свою заинтересованность напрямую. Как тогда поступить ребенку?

Приветствие

Очень простой способ найти друзей - показать им свою открытость. У застенчивых детей часто происходят с этим проблемы. Когда другой ребенок говорит: "Привет!", застенчивые дети в ответ отворачиваются или молчат, или просто что-то пробормочут в ответ. Это происходит потому, что они чувствуют себя неловко, но другие дети читают это как сообщение: "Я не люблю тебя и не хочу иметь с тобой ничего общего!" Это не то, как себя чувствуют застенчивые дети, но это то, как они общаются. При таком общении очень сложно найти друзей, и ребенок остается один-одинешенек.

Вы можете помочь своему ребенку научиться проявлять открытость хотя бы в приветствии. Это хорошо делать с помощью ролевых игр, когда ребенок на практике проигрывает линию своего поведения и поведения других детей. Объясните своему ребенку, что дружеское приветствие включает зрительный контакт, теплую улыбку. Нужно также говорить достаточно громко, чтобы другой ребенок это услышал. Имя другого человека, произнесенное вслед за «привет!», делает приветствие более личным.

Комплименты

Комплименты - еще один простой способ, который показывает готовность ребенка к дружбе. Он чувствует себя хорошо, когда говорит искренние комплименты, и нам, как правило, нравятся люди, которые обладают таким хорошим вкусом, чтобы оценить наши качества!

Мозговой штурм вместе с ребенком поможет вам отыскать несколько хороших способов, чтобы похвалить одноклассников. Пусть его комплименты будут сначала довольно простыми: "Твой свитер просто отличный!" или "Крутой гол", - может сказать ваш ребенок другому школьнику, который хорошо играет в баскетбол. "Мне нравится, как ты нарисовала небо" – так можно сказать о работе одноклассницы. Это откроет ребенку новые возможности для дружбы.

Доброта

Даже маленькое проявление доброты может быть способом заявить о желании подружиться. Это может означать, что ваш ребенок поделится карандашом с одноклассником, поможет нести портфель однокласснице. Доброта, как правило, вызывают ответную доброту, и это один из лучших способов начать дружбу.

Исследования показывают, что дети иногда пытаются купить друзей, раздавая им деньги или вещи. Это, безусловно, не работает. Другие дети, возможно, возьмут эти подарки, но они не станут отвечать взаимностью, и даже могут потерять уважение к вашему ребенку. Отправляясь за дружбой с подарками, можно встретить вовсе не то, что ожидалось.

И еще один важный совет, который нужно дать ребенку. Доброта – это не манипуляция другом и не намеренное влияние на него. Иногда маленькие дети увлекаются и настаивают, чтобы новый друг играл только с ним. Если у другого ребенка совершенно другие цели, скоро ему надоест такая дружба. Может быть, понадобиться помочь ребенку найти менее навязчивый способ выразить свою симпатию.

Просто потому, что двое детей живут в одном и том же районе или учатся в одном и том же классе, не означает, что они станут друзьями. Один из самых поразительных результатов, которые ученые выявили, исследуя особенности дружбы детей, является то, что дети дружат с теми, кого считают похожи на них самих. Дети легче могут подружиться с детьми того же возраста, пола и этнической принадлежности, что и они. Дети также могут дружить с точки зрения интересов, социальных навыков, популярности в коллективе и достижений в школе.

Таким образом, один из важных компонентов дружбы – это формирование подобия. Этот термин нужно пояснить. Сходство привлекает, потому что это нравится детям на практическом и эмоциональном уровне. На практическом уровне очень удобно иметь такого друга, который занимается тем же, что и ты. Например, любит решать задачки по математике или играть в шахматы. На эмоциональном уровне похожесть друга дает ощущение комфорта и доверия.

Спросите ребенка: "Как ты можешь понять, что у тебя есть что-то общее с вон тем мальчиком (девочкой)?" Ответы - это наблюдения ребенка, которые помогут ему самому понять, с кем бы он хотел дружить.

Найти общий язык с другими совсем не означает, что ваш ребенок должен быть клоном всех остальных детей. Но это не означает, что ребенок никогда сможет подружиться с кем-то, у кого совершенно другие интересы. Это просто означает, что дружба начинается с каких-то похожих черт характера или увлечений.

Стратегия привлечения внимания

Однажды школьница поделилась своей стратегией, как найти друзей. «Просто уйти в себя и выглядеть очень-очень грустно. И тогда дети сами подойдут». Ну что ж, такая стратегия может привлечь внимание других девочек и мальчиков, но только один или два раза, но это вряд ли хороший путь к дружбе. Эта школьница просто не понимала, что дети обычно хотят быть рядом с детьми, которые живут с удовольствием и весело.

Общее веселье

Еще один компонент дружбы – это участие в общем веселье. Это подтверждает классическое исследование психолога Джона Готтмана, который проанализировал возникновение дружбы между незнакомыми детьми. Восемнадцать детей в возрасте от трех до девяти лет собрались для игры в одном из домов в течение трех дней. Исследователи обнаружили, что главный признак того, дети "поладили между собой" было то, насколько они были в состоянии поддерживать общую игру.

Это сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Чтобы получать удовольствие от общения со сверстниками, ребенок должен вести себя таким образом, чтобы другой ребенок тоже с ним играл, мог сообщить о своих симпатиях и антипатиях и разрешить любые разногласия или избежать их. Конечно. Есть много вариантов. Когда игра идет не так, как хотелось бы: дети могут обижаться друг с другом или не мириться между собой, выхватывать игрушки у других детей, командовать другими детьми вокруг, ударить другого ребенка... все это мешает общему веселью. Но именно способность разрешать эти ситуации делает дружбу детей успешной.

Приглашение детей к себе поиграть

Как только ваш ребенок сделал первые успехи в общении со сверстниками, либо в школе, либо вне школы, лучшее, что вы можете сделать, чтобы укрепить эту дружбу - помочь ребенку пригласить к себе поиграть других детей. Перед тем как принимать гостей нужно поговорить с ребенком о том, как ему проявить себя хорошим хозяином. Хорошие хозяева стараются развлечь гостей и уделить им максимум внимания, и стараются не спорить с гостями. Они также играют с гостем, а не бросают его одного. Если у вашего ребенка есть игрушки, которые слишком ценные, вы боитесь их повредить, отложите их в другую комнату до прихода гостей.

В начале игры могут быть неудобные моменты, когда один ребенок спрашивает: "Так... Что ты хочешь сделать?" И другой ребенок отвечает: «А я не знаю. А ты что хочешь?» Постарайтесь предотвратить такую ситуацию, помогая ребенку выстроить план действий заранее. Ваш ребенок может спланировать как минимум два варианта игры до прихода гостей.

Или же ребенок заранее может сказать своим друзьям (другу), для чего он их к себе приглашает. Например, ваш ребенок может попросить другого ребенка приехать и испечь с ним печенье, поездить с ним на велосипедах, поиграть в баскетбол, боулинг или вместе пойти в кино. Если для обоих это будет весело и приятно, другой ребенок будет ассоциировать вашего ребенка с весельем, которое делает дружбу крепче и интересней.

Как помочь ребёнку в этой ситуации?

1. Психологически поддержите ребёнка. Поощряйте ребёнка говорить о своих переживаниях, внимательно слушайте его, не оценивайте, не давайте советов. Постарайтесь общаться с подростком по-дружески (т.к. подростковый возраст характеризуется тем, что родители теряют свой авторитет, а мнение сверстников становится более значимым). Выражайте своё сочувствие и понимание, озвучьте чувства ребёнка (например, «Я понимаю, как тебе обидно», «Тебе хочется, чтобы ребята дружили с тобой» и т.д.). Проявляйте своё внимание и неравнодушие. В то же время, не показывайте своей излишней обеспокоенности проблемой ребёнка, чтобы не усугублять ситуацию. Говорить с ребёнком о проблеме начинайте тогда, когда видите, что он к этому готов, когда он сам затрагивает эту тему (не используйте слово «проблема»).

2. Постарайтесь понять причины отвержения ребёнка сверстниками. С помощью наблюдения за ребёнком, беседы с учителями, со школьным психологом и с самим ребёнком можно выяснить, что именно мешает ему находить друзей и успешно общаться со сверстниками. Это может быть:

Низкая самооценка, неуверенность в себе, застенчивость. Застенчивость, скромность – это, в общем-то, положительные черты характера. Скромные люди у многих вызывают уважение и симпатию, с ними приятно общаться. Но всё хорошо в меру. Плохо, когда эти черты мешают человеку строить взаимоотношения с другими людьми. Слишком скромный и застенчивый человек испытывает большие трудности в общении, ему трудно адаптироваться в новой обстановке. Застенчивые подростки боятся неудач в общении и часто сами отказываются участвовать в совместных играх, каких-то общественных делах. Они закрыты для общения.

Ребёнок с низкой самооценкой считает себя недостойным внимания и уважения, ведёт себя соответствующе. Считая себя недостаточно хорошим, умным, красивым, он вызывает такое же отношение сверстников к себе и не пользуется популярностью, не вызывает интереса и желания с ним общаться.

Неуверенность проявляется в постоянных сомнениях и нерешительности ребёнка. Неуверенный в себе ребёнок редко проявляет активность, не делает первых шагов к взаимодействию с другими детьми. На инициативу сверстников ему тоже трудно откликнуться.

Агрессивность, неумение общаться и налаживать контакт.

Ребёнок, который ведёт себя агрессивно по отношению к другим детям, вряд ли вызовет у них симпатию. Дети постараются держаться подальше от того, кто может причинить им какой-либо вред. Испытывая трудности в установлении контакта, ребёнок не знает как привлечь к себе внимание, как отреагировать на какие-либо действия и слова, и ведёт себя агрессивно и неадекватно, т.к. не умеет реагировать по-другому. Это может быть результатом авторитарного стиля воспитания родителями, из-за чего ребёнок становится озлобленным; либо наоборот вседозволенность приводит к формироованию эгоизма.

Особенности внешности, манеры одеваться, несоблюдение личной гигиены.

Подростки особенное значение придают внешнему виду. И если фигура или лицо человека кажутся им непривлекательными, то они не стараются оценить положительные качества его личности, не проявляют к этому человеку интереса. Подростки своих сверстников «встречают и судят по одёжке». Они обращают внимание, на сколько модно и опрятно одет человек.

Загруженность ребёнка учёбой и дополнительными занятиями.

Ребёнку может просто не хватать времени для каких-либо совместных занятий с друзьями. Открытый, дружелюбный подросток может испытывать дефицит общения из-за слишком плотного графика. Конечно, необходимо достаточно внимания уделять образованию, но простое человеческое общение не менее важно для развития личности, чем обучение. В дружбе у ребёнка развиваются такие качества характера, как верность, умение сопереживать, дипломатические навыки и т.д. Ребёнку легче адаптироваться к новым условиям и вообще переносить разные жизненные невзгоды с поддержкой друга.

3. Измените своё поведение, измените свой стиль общения с ребёнком.

Воспитание влияет на успешность ребёнка в общении. Не только врождённые качества характера определяют то, насколько общительным станет ребёнок, но и то, что он видит в своей семье – как члены семьи общаются между собой и с посторонними людьми, насколько они открыты общению, доверяют ли незнакомым людям, идут ли с ними на контакт. Ребёнок учится на примере своих родителей способам взаимодействия с окружающими. Если вы доброжелательны с окружающими, общительны, ребёнок видит, что вы легко заводите новые знакомства, гостеприимны, и вообще открыты общению, то и он станет вести себя так же. Если вы сами агрессивно, с недоверием относитесь к малознакомым людям, часто критикуете, обсуждаете кого-то, то ребёнок перенимает такой стиль поведения, учится осуждать и критиковать, у него формируется негативное отношение к другим людям. Ребёнок учится видеть в людях только отрицательные качества, подозревать.

Если вы часто критикуете и осуждаете ребёнка, то негативное отношение у него формируется к самому себе. Это сильно мешает общению, т.к. ребёнок считает себя просто недостойным внимания окружающих. Слыша постоянные замечания в свой адрес, ребёнок делает вывод, что он ничего из себя не представляет и не будет интересен окружающим, боится проявить инициативу в общении, боится быть отвергнутым. Не делайте замечаний подростку при других; не требуйте от других детей, чтобы они приняли его, этим вы только роняете авторитет ребёнка. Чаще хвалите ребёнка, обращайте внимание на его сильные стороны. Всячески поддерживайте веру ребёнка в собственные силы.

4. Поощряйте ребёнка постоянно тренировать свои коммуникативные навыки.

Создавайте как можно больше таких ситуаций, в которых ребёнку придётся общаться с другими детьми. Хорошо, если ребёнок занимается в кружке или спортивной секции, где он может найти друзей по интересам. Поддерживайте его всякий раз, когда он проявляет инициативу в общении и ведёт себя дружелюбно и открыто.

5. Помогите ребёнку взять на себя ответственность за свои успехи/неуспехи в общении.

Нужно помочь ребёнку понять, что отношение сверстников к нему зависит от того как он сам к ним относится, как себя ведёт. В этом вам может помочь психолог. Вы можете предложить ребёнку посетить тренинги общения.

Если у подростка нет друзей, сверстники не принимают его, значит у него есть какие–то психологические проблемы. И от неудач, от отвержения сверстников проблемы только усугубляются. Чтобы ребёнок был успешным, нужно, чтобы он был счастливым, ведь недаром говорят: «Пока ты будешь счастлив, у тебя будет много друзей». Дарите ребёнку как можно больше положительных впечатлений – путешествия, праздники, маленькие сюрпризы в будние дни. «Подружитесь» со своим подростком, станьте для него тем человеком, к которому он всегда сможет обратиться за советом и помощью.

Быковская Н.Ю., заведующий Центром по работе с родителями БОУ ДПО «ИРООО».