Какие развивающие игрушки нужны ребенку в год. Сколько игрушек нужно ребенку? Какие игрушки нужны детям разного возраста? Какие игрушки покупать ребенку в 1

Совсем недавно ваш ребенок мог только лежать в своей кроватке, есть и спать, но время летит быстро, и он постепенно превращается в совершенно самостоятельного человека, со своим характером и пристрастиями. В этом возрасте он активно познает мир. Ребенку любопытно совершенно все - шнур от утюга, скороводки и кастрюли, мука и крупа в банках на кухне. Говоря о том, какие игрушки нужны ребенку в 1 год, можно с уверенностью утверждать, что любой предмет, который не несет в себе угрозу жизни и здоровью ребенка, будет для него отличным развивающим пособием.

Именно в этом возрасте малыш познает мир через ощущения. Ему нужно все потрогать, послушать и посмотреть. Это во многом определяет и то, какие игрушки нужны ребенку в 1 год. На самом деле совсем не важно, какими они будут, заводскими или самодельными. Самое главное, чтобы они давали ребенку разную информацию.

Весь мир на ладони

Игрушки для годовалого малыша должны быть разными. По текстуре это могут быть пушистые и гладкие, мягкие и твердые, шершавые предметы. Но это только один признак. Наборов может быть много. Тяжелые и легкие, маленькие и большие, все они дают свое представление о мире. Не забывайте о зрительном восприятии. Здесь предметы должны отличаться по форме (круглые, квадратные, выпуклые и плоские), а также по цвету. Чем больше разнообразие, тем полнее развиваются мозговые центры, отвечающие за зрительное восприятие. Однако цветовую гамму не стоит усложнять. Достаточно шести основных цветов, без оттенков и полутонов.

Общие принципы

Выбирая игрушки для маленького ребенка, самое главное - учитывать их соответствие правилам безопасности. Они должны быть изготовлены из натурального материала. Лучше всего, если это будет дерево. Пластиковые яркие машинки и куклы крайне нежелательно давать малышу, ведь они чаще всего содержат вредные примеси и красители. Обязательно проверьте, чтобы у игрушек не было посторонних запахов, этим часто грешат некачественные, китайские товары.

Ребенок часто пробует на зуб все, что попадает в его поле зрения. Поэтому нужно позаботиться о его безопасности заранее. Сама конструкция должна быть цельной, без острых углов и сколов. И самое главное, не должно быть мелких деталей, которые ребенок легко оторвет и проглотит.

Сделай сам

Если у вас достаточно времени и есть запас подручных материалов, то не придется даже гадать, какие игрушки нужны ребенку в 1 год. Из разноцветных лоскутков можно сшить подобие игрушек, простые мешочки с пуговками в виде глаз. Самое главное, что они должны быть накрепко пришиты, чтобы малыш не оторвал одну и не подавился. Собранные в лесу шишки, деревянные кубики и шарики, небольшие мягкие игрушки - все это отличная база для того, чтобы кроха развивался.

Мир звуков

Мы забыли про еще один важный момент. Говоря о том, какие игрушки нужны ребенку в 1 год, нельзя забывать про аудиальный канал получения информации. Малыш с удовольствие слушает музыку и сказки, а также будет рад заметить, что игрушки «звучат». Поэтому когда мастерите развивающие пособия, то не забывайте добавить в них некоторые элементы. Это может быть хрустящая и шелестящая фольга, звонкие монетки, различная крупа, бобы, зашитые в мешочки из ткани. А вот звонкие погремушки или музыкальные инструменты пока будут для крохи слишком громкими.

Задачи усложняются

Малыш постепенно растет, он уже хорошо освоил ходьбу и спокойно перемещается по всему дому. Соответственно, все нашитые мамой, равно как и заводские игрушки становятся неинтересными. Гораздо веселей забраться в шкаф с бельем или вытащить с кухонной полки звонкие кастрюльки, которые можно вставлять одну в другую. А еще веселей добраться до крана с водой и, вооружившись стаканом, наблюдать, как жидкость его наполняет и выливается. Попробуйте предложить ребенку перелить воду из одного стакана в другой - радости не будет конца.

Наблюдая за всем этим, мы начинаем понимать, какие игрушки нужны ребенку в 1 год и 2 месяца. Он уже хочет не просто трогать предметы, а пытается ими манипулировать. Поэтому коробочки, которые открываются и закрываются (нет ничего проще, как пустой спичечный коробок, обклеенный для безопасности бумагой или тканью), становятся идеальным вариантом. Очень полезны в этом возрасте различные вкладыши, пирамиды, пока еще очень простые, где не нужно отслеживать закономерности.

Развивающие коврики и книжки

Время летит незаметно, и мы уже думаем, какие игрушки нужны ребенку в 1 год и 3 месяца. В это время активно растет и развивается его мозг, поэтому движения становятся все более осмысленными. Теперь ребенок не просто ощупывает и бросает игрушку, а ищет, к чему ее применить. И снова хочется подчеркнуть, что покупные игрушки надоедают ему настолько быстро, что стоит их чередовать. Достали несколько штук и дали ребенку на пару дней, затем достали другие, а эти спрятали. Через неделю он будет изучать свои старые-новые игрушки с таким же интересом, как и в первый раз.

Однако мама может и сама сделать для крохи интересные и яркие игрушки. Причем именно они будут оставаться долгое время любимыми и желанными, в отличие от покупных. Самое главное, чтобы мама знала, какие игрушки нужны ребенку в 1 год и 3 месяца для развития. Как мы уже говорили, они должны подразумевать определенный интерактив. Причем манипуляции с мелкими предметами способствуют развитию мелкой моторики.

Создаем шедевр

В первую очередь вам потребуется основа. Если вы хотите сделать коврик, то это должна быть плотная ткань или старое одеяло, на котором и будут располагаться все сокровища. Теперь нужна основа, лучше всего натуральная ткань (х/б), цветовая гамма лучше всего спокойная. Идеально подойдет нежно-зеленый, голубой или желтый оттенок.

Теперь придумайте идею коврика. Чаще всего это природные элементы, голубая речка, зеленые деревья, цветы и облака. Такая картина проще всего усваивается малышом. А теперь включайте свою фантазию. Крупные элементы можно сажать на липучке (например, стрекозы или бабочки), их ребенок будет с удовольствием снимать и сажать обратно. Небо можно сделать из голубой ткани, причем, если есть время, смастерите кулиску, потянув за которую, можно открывать и закрывать облака или радугу.

Дерево можно смастерить из зеленой ткани, а в середину вставить молнию, открыв которую, малыш увидит спелые груши или яблоки на липучках. А на полянку посадите крупный цветок, каждый лепесток которого - это мешочек, наполненный разной крупой. Озеро на полянке может менять свой цвет. Для этого нашейте вдоль водоема крупные пуговицы и приготовьте второй слой ткани и петлями. А цветочками могут выступать обыкновенные крышки от картонных коробок из-под сока. Для этого срежьте верхушку коробки, сделайте круглое отверстие в коврике и вставьте резьбу в него с нижней стороны.

Теперь с внешней стороны задекорируйте его под серединку цветка, а крышка будет накручиваться и скручиваться по желанию ребенка. Кроме того, на одну их елок можно придумать шнуровку, которую кроха будет учиться продевать в петельку. На тематических форумах есть много разделов посвященных тому, какие игрушки нужны ребенку в 1 год и 3 месяца. Фото помогут вам придумать новую, оригинальную идею.

Аналогичным способом можно сделать и развивающую книжку, в которой страницы будут из флиса. На него можно аналогичным способом нашить пуговицы и петли, молнии и шнуровки.

Развитие познавательной активности

А мы продолжаем рассматривать развитие малыша в возрасте от рождения до года. Если вы ищете, какие игрушки нужны ребенку в 1 год и 4 месяца, то идеальным вариантом будут те, которые стимулируют познавательную активность. Это различные вкладыши, теперь уже более сложные, которые можно сортировать по размерам и цветам, коробочки и баночки с секретом, а также формочки, при помощи которых можно играть в песочнице. Кстати, сегодня есть в продаже домашние, пластиковые песочницы, для которой пригодятся лопатки и формочки.

Для развития познавательной активности очень важно иметь дома игрушки разных форм, но имеющих сходные черты. Играя, малыш учится сравнивать размеры и цвета, и в результате формируются представления о свойствах предметов. Это пирамидки и кубики, крупная мозаика и матрешки. Не забывайте о том, что они должны быть разными по цветам, формам и размерам.

Развитие речи

Двигаясь поэтапно по месяцам, мы подходим к тому, какие игрушки нужны ребенку в 1 год и 5 месяцев. К этому возрасту нужно сделать упор на развитие речи. В первую очередь этому способствует общение со взрослыми, поэтому запасайтесь игрушками и картинками, которые его стимулируют. Это картинки с изображениями животных, сами фигурки, аудиозаписи детских песенок и диафильмы, которые намного безопасней, чем обычные мультики.

Второй момент - это развитие мелкой моторики. Речь у ребенка напрямую связана с работой пальчиков, поэтому чем больше ребенок делает своими руками, тем быстрее и чище он заговорит. Рекомендуем купить и регулярно использовать шнурки и бусинки для нанизывания, игры-шнуровки, а также игрушки из подручных средств. Насыпьте в стаканчик крупы и дайте ребенку возможность перебирать ее между пальчиками, пересыпать из одного стаканчика в другой. А макароны прекрасно подходят для того, чтобы нанизывать их на веревочку.

Переломный момент - полтора года

Это очень интересная веха в развитии. Годовалый ребенок - это еще неуклюжий карапуз, который только пытается сделать первые шаги. И вот, буквально на глазах он начинает говорить, рисовать, манипулировать с предметами. После полутора лет все эти навыки совершенствуются и усложняются настолько быстро, что родители не успевают замечать перемены.

Обычно к полутора годам ребенок произносит около 40 слов, интересуется книжками, сам переворачивает страницы. Он быстро учится рисовать, осваивает чашку и ложку. Обычно первые знания уже получены, и ребенок ориентируется в двух формах (квадрат и круг), может подобрать такой же предмет, как на образце, ориентируется в понятиях большой и маленький. Какие игрушки нужны ребенку в 1 год и 6 месяцев?

Для освоения творческих навыков необходимо активно осваивать фломастеры и карандаши, мелки и краски. Очень полезно, чтобы у ребенка был неограниченный доступ к пластилину (под присмотром взрослых). А вместе можно делать аппликации из цветной бумаги.

Говоря о том, какие игрушки нужны ребенку в 1 год и 6 месяцев, хочется отметить и важность первых музыкальных инструментов. Он призваны развивать восприятие окружающих звуков. К ним относятся свистульки, барабан, маракасы, бубен. А вот электронные музыкальные игрушки покупать совсем не нужно.

Растет не по дням, а по часам

Действительно, в этом возрасте малыш начинает осваивать все навыки с большой скоростью. Ближе к двум годам маленький ангелочек начинает показывать характер, капризничать по любому поводу. И самый простой способ справиться с этим - это придумать интересную игру. Какие игрушки нужны ребенку в 1 год и 7 месяцев?

Это всевозможные карточки с фруктами и овощами, с животными и птицами, временами года и явлениями природы. Очень полезны будут куклы с высокой детализацией, у которых легко можно различить глазки и носик, брови, шею, животик и другие части тела. Подберите наборы тематических фигурок (овощи и фрукты, домашние животные).

Вместо заключения

Это еще не полный список того, какие игрушки нужны ребенку в 1 год и 7 месяцев. Развивающие игры становятся все более разнообразными и включают различные предметы быта. Поэтому пригодиться игрушечная кухня со всеми принадлежностями, постельные принадлежности, транспорт и строительные наборы. В этом возрасте можно попробовать собирать первые пазлы, состоящие пока только из двух половинок картинки. Но скоро ваш малыш их перерастет, а значит, вам предстоит еще не раз сменить наборы игрушек на пути взросления.

Каждой маме знакома такая ситуация – ушла в магазин за хлебом, а принесла домой не только хлеб, но и новую куколку 🙂

Казалось бы, все полки в детской уже забиты игрушками, сказочные персонажи выглядывают из разных коробок, но эта куколка такая красивая! Ее просто невозможно было не купить — у нее невероятно очаровательные глаза. Или похожая ситуация, когда ребенок выпрашивает у мамы очередного «миньона», хотя каждый представитель этой культуры уже пребывает в абсолютном забвении глубоко в шкафу. «Ну, купи, купи!» — слышится на весь магазин. «Не купишь? Ну, тогда, может этого жирафа из Мадагаскара? Не купишь? Ты меня не любишь!». Все это сопровождается громким плачем, нытьем всю дорогу до дома по поводу, какая плохая мама и заканчивается гневно насупленными бровями малыша.

Согласно статистике у каждого ребенка в среднестатистической шведской семье не менее 600 игрушек (данные журнала «Esquire»). Узнав об этом, я решила пересчитать все игрушки своей годовалой дочери. Их оказалось больше 100. Многовато для такой малютки. В тот момент я задумалась, а сколько на самом деле ей нужно игрушек. И почему я не могу просто пойти купить хлеб, а мои руки так и тянутся к той самой куколке с незабываемыми глазами?

Уровень развития напрямую связан с количеством игрушек

По мере взросления ребенка новых игрушек становится все меньше, а времени для игр со своими ровесниками все больше. Возрастает интерес к групповым играм, посещениям различных кружков и секций, а также к семейным выходам в свет, поездкам в горы или на пикник.

Первые шесть месяцев ребенку нужны красочные и яркие игрушки, которые «пищат», звенят, издают различные музыкальные звуки. Именно такие игрушки побуждают его к осмысленным и целенаправленным движениям. Непременным условием их использования является безопасность. Музыкальная игрушка не должна воспроизводить слишком громкий звук, максимально допустимым считается шумовой фон в пределах 65 децибел. Превышение этой нормы может отразиться на его слуховом восприятии и даже повлиять на психическое состояние малыша.


С рождения до полугода малышу очень интересно все потрогать и ощутить на вкус. Тактильный контакт просто необходим. В этот период формируется основной навык хватания и удерживания, поэтому важно уделить внимание игрушкам, способствующим развитию мелкой моторики рук. Достаточно будет 5-6 игрушек из разного материала и формы.

Родителям важно знать, что игрушка, предназначенная для такого маленького ребенка, должна быть абсолютно безопасна для него. Никаких острых углов, торчащих креплений, мелких и осыпающихся деталей, краски или лака. Размер игрушки должен быть превышать диаметр в 4 см, чтобы малыш не смог нечаянно проглотить ее. Материал должен быть качественным и нетоксичным.

От 10 месяцев и до полутора лет у ребенка происходит новый этап развития, когда он исследует все окружающее. Он уже умеет открывать дверцы шкафа, доставать вместе с мамой белье из стиральной машинки и складывать свои кубики в коробку. В этом возрасте хорошо подойдут наборы легких цветных стаканчиков, пластмассовые пирамидки с крупными кольцами, деревянные матрешки, тканевые кубики с яркими картинками и самый обычный мяч. Мяч развивает ловкость рук, его можно катать по полу, бросать в разные стороны и пинать ногами. Для этого он должен быть не больше 15 см.

После года и до 2 лет ребенок пытается подражать взрослым и старается повторять все их действия. У него просыпается интерес к разнообразному животному миру, поэтому его могут привлечь игрушки в виде петушка, кошечки или собачки. Если такие игрушки будут гавкать, мяукать или кукарекать, малыш станет с удовольствием повторять все эти звуки. У него произойдет осознание, что собачка издает один звук, а кошка – другой. Начнет преобладать ассоциативное мышление.

Также подойдет уточка на веревочке, которую можно тащить за собой, а она этот момент будет крякать или проигрывать веселую мелодию. Уточку можно заменить паровозиком или машинкой – это неважно. Главное, что их можно тянуть за собой на веревочке, малыши любят подобные игры. К тому же так закрепляется навык хождения.

Приблизительно до 2,5 лет детей интересует познание себя и своих возможностей. Они пробуют возить на паровозике резиновую собачку, составляют друг на друга кубики, потом вытаскивают один и наблюдают, как рушится вся возведенная ими конструкция.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...


В доме обязательно должно быть место, где ребенок может разложить все свои игрушки. Шкафы для их хранения необходимо предусмотреть. Проявление инициативы и попыток придумать новый способ поиграть с игрушкой должны находить одобрение в действиях родителей. Психологи считают, что игрушки для детей должны быть простыми и позволять малышам проявить свою фантазию по их применению.

Когда малыш достигает возраста 4-5 лет, ему требуются более практичные игрушки, несущие смысловую нагрузку. Это могут быть детские наборы бытовой техники (состоящие из микроволновки, стиральной машины, плиты или пылесоса), различные конструкторы, элементы для кукольного театра, пазлы, мозаика и автотреки. Ребенок уже может сам выбирать то, что ему нужно. Он придумывает истории, выстраивает в игре целую сюжетную линию и ему необходимо наличие всех ее составляющих. Родителям необязательно каждый раз бегать за ними в магазин, можно обойтись и «подручными» средствами. ()

Правильный выбор – залог счастливого детства

Однажды я была в супермаркете и услышала, как спорили рядом стоящие люди, купить им очередную машинку для сына или все-таки игровую палатку. Меня заставило это улыбнуться. Лучше купить ребенку палатку, подумала я. Машинка – всего лишь очередная, а вот палатки еще нет. У ребенка должен быть весь «арсенал» игрушек, каждого вида понемногу. Это даст ему представление обо всех предметах, способах игры с ними и разовьет его фантазию.

Ошибаются те, кто разграничивает игрушки по половому признаку – мальчики должны играть с машинками, а девочки с куклами. Это не так. Чтобы гармонично развиваться, ребенку обязательно использовать для игр и те, и другие игрушки. Огромное количество ни к чему. Разнообразие – вот что нужно любому ребенку.

Ни в одной книжке вы не найдёте сведений о точном количестве необходимых ребёнку игрушек. Предусмотреть особенности каждого малыша, условия его жизни, воспитания и дать всего лишь один исчерпывающий ответ на все случаи жизни — невозможно. Но мы всё же попытаемся.

Ребёнок и игрушки — Школа доктора Комаровского

Ни один ребенок не представляет свою жизнь без игрушек. А родители, в свою очередь, стараются, чтобы эти игрушки были как можно более интересными и безопасными. И сегодня на прием к доктору Комаровскому пришел теле- и радиоведущий Сергей Рост, чтобы спросить, на что необходимо обращать внимание при покупке игрушек, как за ними ухаживать и какие игрушки можно считать безопасными.

Какие игрушки нужны ребенку. Мамина школа. ТСВ

Нет ничего необычного в том, что ребёнок увлечён игрой – только так дети познают и мир, и себя. Вместе с тем важно понимать, где та грань, за которой страсть к игрушечному парку машин или принцессам в розовых нарядах начинает вредить малышу. Давайте рассмотрим ситуацию: меньше игрушек – больше фантазии.

Сколько игрушек нужно ребёнку? Организация пространства детской комнаты

Татьяна Замахова и Марина Белозёрова обсуждают проблемы организации пространства в доме c ребёнком.
Порядок в доме с ребёнком возможен!

Годовалым детям нужны яркие красивые игрушки, которые соответствуют их уровню развития. Это могут быть пирамидки, мягкие кубики, куклы, мячи, сортеры, смешные зверюшки, погремушки и музыкальные центры. Малыша привлекают изделия, воспроизводящее мелодии или звуки животных, поэтому лучше выбирать модели с музыкальным блоком. Какую игрушку подарить ребенку на 1 год, чтобы она развивала мышление, воображение, была безопасной и увлекательной, подскажут специалисты интернет-магазина «Дочки-Сыночки».

Какие игрушки подходят для детей 1 года





Над созданием детских товаров работает целая армия психологов и педагогов. Мария Монтессори, известный педагог, давным-давно доказала, что правильно подобранные игрушки способствуют формированию полноценной личности. Они развивают пальцевую моторику, образно-логическое мышление, память и воображение, воспитывают усидчивость.

Уже в год малышу можно предложить развивающий планшет Smart Stages от бренда Fisher-Price. Ребенок будет с интересом нажимать на кнопки, изучать при помощи картинок и звуков различные цвета, предметы, а немного позже и буквы. Изделие улучшает образное и логическое мышление, хорошо тренирует память. Планшет выполнен из пластика, не имеет острых углов и мелких отсоединяющихся деталей, поэтому абсолютно безопасен.

Для развития логического мышления идеально подойдут кубики или сортеры. С их помощью дети учатся различать предметы по цвету и форме. Например, можно выбрать сортер «Геометрические фигуры» от бренда «Томик». В деревянном кубе выполнены отверстия различной формы. Малышу нужно подобрать геометрические фигуры нужной формы, чтобы вставить их в отверстие. Модель формирует у малыша стремление к познанию мира опытным путем и улучшает мелкую моторику, которая способствует развитию речи.

Таблица 1. Особенности игрушек для годовалых детей
Тип игрушек Особенности Назначение Основные бренды
С крупными деталями и звуковыми эффектами Предложены в виде погремушек, игрушечных гаджетов, конструкторов, мягких пазлов или кубиков. Красочный дизайн. Подходят для всестороннего развития ребенка. Учат различать предметы по цвету и форме. Предлагают выполнять посильные задачи, рассчитанные на детей в 1 год. S+S Toys, K’s Kids, Abc, Fisher-Price
Сортеры и пирамидки Элементы различного размера, цвета и формы нужно собирать в пирамидку или куб. Детали изготовлены из пластика или дерева. Идеальны для улучшения координации движений, ловкости и логического мышления. Развивают зрение и учат сопоставлять предметы по различным признакам. «Полесье», Stellar, «Томик»
Кубики, рамки-вкладыши На кубиках изображены животные, цифры или буквы. Можно собирать картинку. Элементы не мелкие, изготовлены из мягких материалов или из дерева. Предназначены для ознакомления с геометрическими фигурами. Тренируют память, помогают различать предметы различной формы. Alatoys, «Томик», Stellar
Игровые наборы и центры Модели оснащены кнопками, игровыми деталями, блоками со световыми и звуковыми эффектами. Состоят из набора элементов. Подходят для увлекательных игр. Способствуют развитию логики, образного мышления, мелкой моторики и чувства ритма. Leader Kids, S+S Toys, Fisher-Price
Детские музыкальные инструменты Игрушечные пианино, губные гармошки и гитары. Изделия с кнопками или клавишами. Воспроизводят звуки или длинные мелодии. Совершенствуют звуковое восприятие, улучшают слух, развивают чувство ритма и воспитывают внимательность. Успокаивают малыша. Kiddieland, S+S Toys, «Азбукварик»,Abc

Важно!

Для малышей 1 года игрушки должны быть изготовлены из экологически чистых материалов. Это могут быть дерево, ткань с наполнителем или пластик. Они не должны вызывать аллергию и оставлять токсические выделения. Изделия должны быть крупными и цельными, чтобы ребенок не проглотил мелкие детали.

Выводы

Игрушки должны развивать логическое мышление и восприятие малыша, это поможет ему в познании мира. Годовалому ребенку нужны сортеры, кубики и пирамидки, простые пазлы и мягкие конструкторы, а также музыкальные модели. Наиболее интересными станут игровые центры, обладающие звуковыми и визуальными эффектами. При покупке необходимо обращать внимание на то, из какого материала изготовлены игрушки.

Минул 1 год жизни малыша – череда месяцев, полных тревог, забот, новых открытий и неповторимых маленьких радостей. За это время ваш ребенок подрос и изменился, превратившись из совершенно беспомощного младенца в маленького человека, который уже имеет свое собственное мнение по ряду касающихся его вопросов – из какой чашки пить, что надевать и т. д.

Годовалый ребенок все еще нуждается в вашей помощи и поддержке, но все яснее становится, что он не просто ваше продолжение, а самостоятельная личность. Для дальнейшего развития этой личности каждый месяц требуются новые занятия и игры, а значит, и новые игрушки. Мы рассмотрим, какие виды игрушек должны быть у детей в промежутке от 1 годика до 2 лет и как сделать игры полезными, развивающими и интересными.

Ребенку от года необходимо множество разнообразных игр и занятий

Игрушки для общего физического развития

В возрасте 1 года малыш уже освоил основные двигательные навыки и продолжает их совершенствовать. Он узнает свое тело с новых сторон, ощущает и преодолевает границы собственных умений. Кроме хождения, стояния, ползания и сидения, годовалый ребенок старается исполнить множество других движений, которые постоянно заимствует у вас. В помощь его стараниям вы можете использовать следующие предметы:

  • мячи (для катания руками и ногами, а к 2 годам можно начать учить бросать их и ловить);
  • кегли (развивают координацию, связывают крупную моторику со зрительным восприятием);
  • ступеньки и горки для ползания вверх и вниз;
  • массажные коврики, мячики и игрушки с шероховатой поверхностью;
  • мячи с рожками, крупные надувные игрушки (обучение сидеть на подвижном предмете, удерживать равновесие, зажимать ножками предмет и двигаться вместе с ним);
  • каталки (игрушки с длинной ручкой, которые двигаются при катании), большую машинку-каталку, игрушечную коляску – для поддержания интереса к ходьбе, укрепления ножек и ориентации в пространстве.


Каталки и коляски поддержат интерес ребенка к ходьбе

Игры с бытовыми предметами

Между 1 и 2 годами у малыша появляется четкое желание освоить самостоятельно навыки свойственные взрослым. Чтобы это освоение проходило комфортно и безопасно, нужно обеспечить ребенку пространство свободной деятельности в этом направлении. Используйте для этого простые бытовые предметы – кружку, которую он может держать самостоятельно, расческу, зубную щетку и так далее. Если какие-то «взрослые» предметы могут представлять угрозу для здоровья ребенка, можно найти безопасные или игрушечные аналоги и таким образом удовлетворить жажду подражания. Например, у ребенка может быть свой маленький стульчик, который он сможет легко передвигать по своему желанию.

Позволяйте своему мальчику или девочке «помогать» вам в бытовых делах: складывать и выкладывать вещи из пакета или коробки, принести и отнести что-либо, протереть пыль, пол, разлитую воду, «постирать» что-то из своей одежды.

Помните, что приучение ребенка к базовой самостоятельной активности в это время дается очень легко, и стоит потратить немного усилий и времени на это именно сейчас, чтобы в дальнейшем вам не пришлось столкнуться с бытовой беспомощностью вашего чада. Доверие и терпение помогут вам обучить ребенка всем необходимым навыкам.

Простые игрушки для мелкой моторики

После 1 года очень быстро развивается способность управлять моторикой рук, и ей нужно найти применение. С этой целью дети активно трогают и двигают предметы, узнавая свои силы и способности. Успешному осуществлению такого познания окружающего мира помогают предметы, которые можно складывать в коробочки, контейнеры или другие емкости – откуда ребенок сможет их доставать, перебирать и складывать обратно, учась правильно видеть и оценивать пространство, считать количество – 3, 4, 5.

Для развития мелкой моторики подходят пуговицы, бусины, низки и шнуровки и другие мелкие предметы (рекомендуем прочитать: ). Игры с ними требуют особого внимания и осторожности со стороны мамы, но для укрепления пальчиков они незаменимы. Можно использовать крашеные пищевыми красителями крупы, к примеру, разноцветный рис – такие сыпучие вещества приятны на ощупь и глаз и не столь опасны в случае проглатывания.

Для рисования и лепки

Любая творческая деятельность активно стимулирует психофизические развитие малыша, поэтому до 2-3 лет необходимо обеспечивать ему разнообразный выбор материалов и предметов для творчества (см. также: ). Для рисования можно использовать краски – большинство малышей обожает рисовать пальчиками, а также карандаши, фломастеры, мелки. Лепить можно из пластилина, специальной массы или теста, что безопаснее всего.



Рисование помогает раскрытию творческих способностей ребенка

Для развития речи

Как только ребенок начинает понимать большинство обращенных к нему слов и выучивает первые слова для ответа, у него возникает множество речевых потребностей: в диалоге, в возможности высказаться и уверенности, что его обязательно выслушают и услышат. Малыш ощущает недостаточность своего словарного запаса для выражения всех своих нужд – и стремится его пополнять. Классический способ помочь ему – использовать в играх, показывать и называть ему фигурки животных, картинки, карточки и фото с изображениями различных предметов. Тогда до двух лет он существенно расширит свой лексикон и разовьет речевые способности.

Для понимания причинно-следственных связей

Вместе с малышом растут и его аналитические способности. Он начинает все крепче связывать между собой собственные действия и то, к чему они приводят. Появляется потребность в подтверждении своей деятельности результатом, например, при физическом воздействии на объект он должен перемещаться, катиться, деформироваться. Возникает способность осуществлять последовательности не только из 2, но из 3 и более действий.

Существует множество игрушек, удовлетворяющих потребность в результате, – игрушки на веревочках, каталки, забивалки с молоточком, игрушки с кнопками. Среди них особое место занимают музыкальные модули и простые инструменты (особенно духовые и ударные). Звуковой результат собственных действий очень вдохновляет мальчиков и девочек, часто вторящих мелодиям восторженными криками.



Музыкальные игрушки – одно из самых любимых занятий детей

Для сюжетных игр

Подражание в менее свободных, чем у взрослого, условиях приводит к появлению у детей метафорического мышления.

К 1 году у малыша обнаруживается потребность в воображаемых ситуациях и сюжетах, развивающиеся к 2 годам в достаточно сложные сюжетные игры.

В таких играх можно задействовать различных кукол, с которыми можно играть в любые человеческие действия (что особенно актуально для девочек), а также любые другие игрушки, которым можно приписать антропоморфные свойства: зверушки, заводные игрушки и даже машинки. Также для сюжетных игр могут потребоваться:

  • детские наборы инструментов и посуды;
  • кубики, конструкторы с различными деталями;
  • пластиковая еда, овощи, фрукты;
  • игрушки для песочницы и воды – ведерки, формочки для песка, лопатки и емкости.

Для общего интеллектуального развития

От 1 года до 2 лет происходит активное интеллектуальное развитие ребенка. Улучшается его память, внимание, усиливается концентрация и логика, развиваются способности к восприятию всех органов чувств, растет качество анализа получаемой информации. Усиливается тяга к познанию и постижению – своего тела, окружающих предметов. Ребенок начинает сравнивать их, классифицировать и сортировать. В этих играх вам помогут:

  • простейшие пазлы;
  • парные карточки;
  • рамки-вкладыши;
  • сортеры;
  • игрушки по типу матрешки и так далее.


Простые пазлы помогают развивать интеллектуальные способности малыша

Новый взгляд на игрушки

Все вышеизложенное – всего лишь примерные рекомендации, которые не могут охватить всего разнообразия возможных вариантов игр для детей от 1 до 2 лет. Мы не приводим здесь рейтинга лучших развивающих игрушек – ведь нередко лучшей игрушкой для малыша становится совершенно скучный для взрослого бытовой предмет, что может научить нас самих новому взгляду на привычные вещи. Мы так же не упомянули о том, сколько видов игрушек можно изготовить самостоятельно. Однако на основе материала этой статьи вы сможете лучше представить и понять потребности вашего ребенка, начиная от 1 года, и адаптироваться под них.

Вероятно, многие из упомянутых развивающих игрушек уже были вами приобретены. Теперь самое главное – чутко реагировать на изменения интересов и нужд вашего мальчика или девочки, которые могут быть очень индивидуальными. До достижения малышом 2 лет нужно своевременно менять тактику игр и используемые предметы в соответствии с этими изменениями, увеличивать сложность игр – например, строить все более высокую башенку из 2, 3, 5, 6 кубиков или не просто называть животных с картинки, а делить их, к примеру, на птиц и зверей. Тогда вы встретите двухлетие готовыми к дальнейшему движению вперед, к цифре 3, но это уже другая история.

Участвуйте в играх своего ребенка с увлечением, поощряйте его самостоятельность, инициативу и фантазию. Это создаст ему лучшие условия для оптимального развития, а вам даст возможность весело и интересно провести время и, возможно, заново пережить собственное детство.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Каждый период развития крохи по-своему уникален и неповторим. В первые три месяца жизни младенец внимательно рассматривает окружающие его объекты, затем начинает ощупывать их и пробовать на вкус, а ближе к году уже совершает различные манипуляции с предметами. Вот тут-то и приходит время познакомить его с первыми развивающими игрушками.

Однако не стоит забывать, что самостоятельно передвигающиеся малыши очень активны. А, значит им необходимо предоставить все возможности для направления энергии в нужное русло. Да и на развитие творческих способностей также следует обратить внимание. Поговорим подробнее о том, какие игрушки нужны ребенку в 1 год.

Развивающие игрушки

Пирамидки

Старая добрая пирамидка должна присутствовать в арсенале каждого годовалого ребенка. Ведь она отлично развивает координацию движений, а также знакомит кроху с понятием «размер». Для начала стоит приобрести пирамидку с 4-5 кольцами, а ближе к двум годам увеличить их число до 7-10. Приступая к игре, маме необходимо показать алгоритм действий, управляя рукой малыша. Вскоре ребенок научится не только снимать кольца, но и надевать их. Для годовалого крохи оптимально подойдет пирамидка с конусообразным основанием. Если нанизывать на стержень детали в неверном порядке, собрать ее попросту не удастся. Методом проб и ошибок малыш придет к тому, что большие кольца должны находиться внизу, а маленькие – наверху. При выборе пирамидки стоит проследить, чтобы она обладала гладкими кольцами, легко надевающимися на основание.

Сортеры

Игрушка данного типа состоит из корпуса с отверстиями и набора фигурок. Основание сортера может иметь весьма оригинальный вид. К классическим вариантам стоит отнести игрушки в виде ведерка, домика или кубика. Главная задача ребенка – правильно поместить фигуры в отверстия. Многие современные изделия наделены звуковыми функциями. Если малыш справился с задачей, в его адрес звучат бурные аплодисменты и играет веселая музыка. Тогда как неверные движения сопровождаются не слишком приятным звуком. Сортеры способствуют развитию мелкой моторики ребенка, знакомят его с понятиями «размер» и «форма». Для детей от года стоит выбирать яркие изделия с 5-6 деталями, выполненные в виде животных или транспортных средств (движущихся машин, паровозов и т.д.). Такие развивающие игрушки для годовалого ребенка непременно привлекут внимание крохи и вызовут у него интерес.


Рамки-вкладыши

В большинстве случаев представляют собой деревянные изделия, состоящие из основы с углублениями и ряда объемных фигурок. Простейшие вкладыши рассчитаны для детей от 8 месяцев и включают в себя всего 4-5 деталей. Как правило, это фигурки с изображением животных и игрушек. По достижении ребенком 1,5 лет, можно приобрести ему более сложные вкладыши с 8-10 деталями. В этом возрасте на смену забавным зверятам должны придти фигурки в виде различных транспортных средств, геометрических фигур, чисел, фруктов и овощей. Рамки-вкладыши способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и воображения, внимания логического и пространственного мышления.


Пазлы

Изображения, которые предстоит собрать годовалым малышам, должны состоять из 3-4 деталей. Лучше всего выбирать красочные пазлы-вкладыши с простыми картинками. Обычно подобные изделия изготавливаются из дерева – экологичного и долговечного материала. Можно также приобрести для крохи забавный коврик-пазл, сидя на котором очень удобно играть. Конечно, собрать его в одиночку годовалому ребенку будет не под силу, но он непременно примет в процессе активное участие.

Василиса, мама трехлетнего Алексея и полуторогодовалой Ирины: «Знакомство детей с пазлами началось в годовалом возрасте. Сначала я использовала самодельные картинки, распечатанные из Интернета и наклеенные на картон. Состояли они всего из двух деталей. Проблем с такими пазлами не возникло. Позже количество деталей увеличилось до 3-4 штук. Правда, до двух лет детки не собирали картинки сами. Они мне показывали нужные фрагменты, а я подставляла их друг к другу. Так у нас до сих пор происходит с младшей дочкой. Сынок же стал самостоятельно собирать паззлы после двух лет. Подарили ему на день рождения набор из нескольких картинок (от 4 до 7 деталей в каждой). Сейчас он без труда собирает большие изображения, состоящие из 40 фрагментов».



Обучающие коврики и электронные плакаты

Развивающие игрушки для годовалого ребенка данного плана подойдут деткам, достигшим восьмимесячного возраста. Принцип их действия предельно прост: ребенок нажимает на изображение, а коврик/плакат издает соответствующий ему звук. Обучающие пособия познакомят малыша с голосами различных животных и птиц, транспортных средств, музыкальных инструментов. Выбор изделий очень велик. Одни из них имеют компактные размеры и вешаются на стену, по другим можно топать ножками.

Развивающие центры

Пожалуй, сложно подобрать более удачный подарок к первому дню рождения крохи. Малыш придет в восторг от обилия всевозможных кнопочек, рычажков, движущихся игрушек, расположенных на одной панели. Для годовалых малышей предпочтительно выбирать центры в виде столика, за которым малыш сможет удобно расположиться. Обилие звуковых эффектов будет только приветствоваться.

Скрягина Василина Михайловна, педагог научного центра здоровья детей: «Игрушка уникальным образом стимулирует все психические процессы в организме ребенка: восприятие, внимание, память, а также позитивно воздействует на слух, зрение и кожную чувствительность. С помощью нее малыш впервые ощущает результат от предпринятых им действий, учится выполнять точные и произвольные движения, управлять своим телом. Покупая игрушку для малыша, родителям необходимо ответить на вопросы: будет ли она интересна ребенку и чему сможет его научить».



Игрушки для активного отдыха

Каталки

Ходунки и прыгунки остались в прошлом, ведь малыш научился самостоятельно передвигаться на ножках. Родителям стоит помочь крохе в закреплении данного навыка, подарив ему удобную и яркую каталку. Она представляет собой игрушку на колесиках с длинной ручкой, взявшись за которую малыш начинает толкать предмет перед собой. Иллюзия опоры заставляет ребенка двигаться более быстро и уверенно, откинув ненужные страхи.


Толокары

Под данным термином подразумеваются миниатюрные машинки, которые можно как толкать перед собой, так и кататься на них. Передвижение на таком транспорте подразумевает постоянное отталкивание ножками от пола, что благотворным образом сказывается на физическом развитии малыша. Крохи быстро осваивают принцип использования толокаров. В кратчайшие сроки они становятся опытными «водителями», уверенно бороздящими просторы квартиры или детской площадки.


Мячи

Их в арсенале годовалого ребенка должно быть несколько. Тряпичные изделия можно использовать дома, тогда как резиновые и надувные подойдут для улицы. Несмотря на то, что в этом возрасте крохи еще не умеют ловить мяч, зато бросать и поднимать его у малышей получается отлично. Не лишним будет научить ребенка азам футбола. Для этой цели оптимально подойдет пляжный мяч, по которому сможет попасть ногой каждый карапуз. Хотя для игр во дворе лучше использовать его резиновый аналог, отличающийся гораздо большей прочностью.

Наборы для игр с песком

Чтобы годовалый малыш не заскучал на прогулке, нужно увлечь его чем-нибудь интересным. Примером увлекательного и полезного занятия выступают игры в песочнице. И хотя у малыша еще не получится самостоятельно делать куличики, зато он с удовольствием будет наблюдать за этим процессом и с восторгом рушить возведенные родителями фигуры. Чтобы направить энергию крохи не на разрушение, а на созидание, следует вручить ему лопатку. Пусть малыш помогает наполнять формочки песком, стучит по перевернутым фигуркам. В комплектацию многих наборов также входят сеялки, грабли и лейки, которые не останутся без внимания ребенка. В этом возрасте карапуз может найти им самое неожиданное применение.


Игрушки для ванной

Вечернее купание является для маленьких непосед не только привычным ритуалом, но и увлекательной игрой. Этому способствуют многочисленные водные игрушки. Заводные корабли и рыбки, детские термометры причудливых форм, пищащие утки и морские обитатели на присосках – данный список можно продолжать до бесконечности. Особой популярностью сегодня пользуются горки и островки для ванной, которые представляют собой миниатюрные водные аттракционы с красочным оформлением.

Атрибуты для творчества

Пальчиковые краски

Поскольку годовалым деткам сложно держать кисточку в руке, лучшим вариантом для них станет рисование пальцами. Для этой цели существуют специальные краски на водной основе. Они обладают желеобразной консистенцией, не растекаются, без особого труда смываются с рук и одежды. Благодаря совершенно безвредному нетоксичному составу, их даже можно пробовать на вкус. Многие родители боятся, что ребенок испачкается в красках с ног до головы. Поэтому они переносят уроки рисования в ванную комнату, где малышу открывается огромный простор для творчества. Он может оставлять свои творения на бортиках ванной, кафельной плитке, кране и т.д. Альтернативой данному варианту станет рисование на рулоне обоев. Застелив ими пол, можно предложить малышу оставить отпечатки своих ладошек и пяточек.


Тесто для лепки

Обычный пластилин не подойдет годовалым деткам, ведь они привыкли все пробовать на зуб. Достойной и абсолютно безопасной заменой ему станет тесто для лепки. Его можно приобрести в магазине или изготовить собственноручно. Конечно, лепить в прямом смысле этого слова малыш еще не способен. Однако он может мять тесто в руках, делать из него лепешки, соединять друг с другом крупные детали. Также кроху увлечет разукрашивание рисунков разноцветным тестом. Для этого следует распечатать несколько простых шаблонов с крупными деталями и наносить на них массу, заполняя пробелы.

Прочие игрушки

Существует еще целый ряд игрушек, вызывающих интерес у годовалых малышей. К их разряду относятся куклы-пупсы, машины, коляски. Причем играть в этом возрасте с ними могут как девочки, так и мальчики. Глядя на родителей, детки охотно подражают им, стараясь самостоятельно выполнять взрослые дела. Нужно поддерживать в них эту инициативу, предоставляя крохам соответствующие игрушки. Девочки с удовольствием будут накрывать на стол, используя для этого детскую посудку, да и гладильная доска с утюгом не останутся без внимания. Мальчики же с огромным энтузиазмом займутся ремонтом, задействуя аналоги взрослых инструментов. Среди прочих игрушек также стоит выделить:

  • лошадки-качалки;
  • мыльные пузыри;
  • матрешки;
  • зверят на веревочке;
  • музыкальные инструменты;
  • магнитную рыбалку;
  • книги с картинками и наклейками;
  • доски для рисования.

В заключение стоит отметить, что выбирать игрушки для годовалого ребенка необходимо с учетом его интересов и уровня развития. Ведь каждый малыш индивидуален. То, что нравится одному крохе, может не вызвать никаких эмоций у второго. Некоторые детки в этом возрасте буквально ни минуты не сидят на месте, другие же увлеченно занимаются лепкой и рисованием. Все это необходимо брать в расчет. Таким образом, желая угодить ребенку с игрушкой, следует руководствоваться его индивидуальными особенностями и предпочтениями.