Цикл бесед с трудными подростками. Беседа с подростками «Воспитание и культура

Этические беседы для старшеклассников

Этическая беседа на тему: «Память»

Зарыты в нашу память навсегда

И даты, и события, и лица.

(В.Высоцкий)

Цель: помочь учащимся осмыслить истинное значение слова «память».

Беседа.

1. Что такое память.

Память- воспоминание о чем-то или о ком-то; способность сохранять в сознании впечатления, опыт и воспроизводить их.

Принято делить время на прошлое, настоящее и будущее. Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим.

2. Род человеческий состоит из поколений. Человек смертен, но бессмертен народ. Его бессмертие – в преемственности поколений. Мудрость веков хранится в книгах и в нашей истории; богатства же народной души хранятся в памяти и в сердце каждого отдельного человека. Память поколений – это и есть живая история народа.

3. Знаете ли вы свою родословную? Знаете ли вы своих предков?

4. По словам Федора Михайловича Достоевского, нет ничего выше, сильнее, здоровее и полезнее впредь для жизни, как хорошие какие-нибудь воспоминания, вынесенные из детства, из родного дома. Есть ли у вас воспоминания детства. Что вам особенно памятно и дорого?

Память сохраняет только то, что вы сами даете ей на сохранение.

(М. Писарев)

Жизнь – не те дни, что прошли, а те, что запомнились.

(П.Павленко)

Есть у памяти свойство такое:

После самых суровых невзгод

Забывается быстро плохое,

А хорошее долго живет.

(К.Ваншенкин)

5. В народе говорят: хорошая работа два века живет. Согласны ли вы с этими словами? Знаете ли вы такую работу, которая два века живет? Приведите примеры.

Этическая беседа на тему: «Правда».

Правда – свет разума.

(Русская пословица)

Цель: помочь учащимся осмыслить истинное значение понятия «правда».

Беседа.

1. Вам часто приходится говорить и слышать правду. Что же такое правда? Попробуйте сформулировать определение.

Правда – то, что соответствует действительности, истина, правота, уверенность.

Правда – это общая совесть людей. (М. Пришвин).

2. С какой целью люди говорят неправду? Понимают ли они, что лгать не хорошо?

3. Приходилось ли вам обманывать? Что вы чувствовали при этом?

Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. (Евангелие от Матфея).

4. Завершите предложения:

Я предпочитаю говорить правду, потому что…..

После обмана на душе….

Когда я встречаюсь с неправдой, то….

5. Как вы понимаете восточную пословицу: « Ложь, предотвратившая беду, лучше правды, сеющей вражду»?

6. Рассмотрите ситуации. Как поступили бы вы?

Ситуации.

Безнадежному больному врач не говорит о последствиях болезни.

Тренер определяет, что ребенок, занимающийся в секции бокса, бесперспективен, наоборот, он похваливает его, вселяет уверенность в свои силы и возможности.

Жене погибшего в автомобильной катастрофе соседи сообщают о несчастье и говорят, что муж находится в больнице.

Ученые выявили, что продолжительность жизни безнадежных больных не зависит от того, знают ли они об исходе своего заболевания. Все дело в том, как прожить эти последние дни и минуты своей жизни. В страхе или с надеждой. Лишать больного человека надежды – не гуманно.

Этическая беседа на тему: «Свобода».

Цель: помочь учащимся осмыслить истинное значение понятия «свобода».

Беседа.

Свобода всегда считалось неоспоримой ценностью. Издревле человека, который стремился обрести свободу, казнили, подвергали изощренным пыткам. Но никакие кары и преследования не могли погасить свободолюбие.

1. Представьте, что вы встретили человека, который не знает, что такое свобода. Как бы вы объяснили ему это?

Свобода – возможность проявления своей воли, способность действовать в соответствии со своими целями и интересами; отсутствие ограничений.

Свобода есть право делать то, что дозволено законом .

(Ш.Монтескье)

Когда мы задаем вопрос, свободен ли человек – важно уяснить, о чем идет речь, - о политическом положении или о внутреннем самоощущении. Человек, закованный в кандалы, может быть свободен непреклонным духом.

Например, известный отечественный писатель В.Шаламов, который долгие годы провел в тюрьме, рассказывал, что он никогда не чувствовал себя таким внутренне независимым и свободным, как в камере. Таким образом, свобода – это состояние души.

2. Как вы понимаете пословицу: «Человек сам себе не волен»? Для чего человек должен ограничивать свою свободу? Рассмотрите ситуации.

Ситуации.

На уроке математике неудержимо захотелось есть(петь, плясать…)

К вам пришли гости. Вы веселитесь, гремит музыка, а время уже позднее.

Друзья зовут на дискотеку. Вам очень хочется, но у вас заболела мама.

Нужно выбрать специальность в институте. Ваше мнение не совпадает с мнением родителей.

Самые радикальные умы прошлого, выступавшие в защиту свободы, полагали, что свобода не абсолютна. Предоставьте человеку распоряжаться своей судьбой – и наступит век хаоса. Человек должен подчиняться общей воле, законам, сознательно ограничивать собственную свободу.

Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим.

(Клаудиус)

Этическая беседа на тему: « Совесть».

В ком стыд, в том и совесть.

(Русская пословица)

Цель: помочь учащимся осмыслить истинное значение понятия «совесть».

Беседа.

1. Что, по-вашему, важнее всего в человеке? Какое место в иерархии человеческих ценностей занимает совесть? Дайте определение совести. Попробуйте изобразить совесть в виде какого-нибудь символа.

Совесть – это наш внутренний судья. (Гольдбах)

Совесть – это когтистый зверь, скребущий сердце. (Л.Ландау)

В ком стыд, в том и совесть. (Русская пословица).

Совесть- это внутренняя работа ума и сердца, это внутренний голос человека.

2. Какова природа совести? Как вы думаете, это чувство врожденное?

3. Испытывали вы муки совести? Что ощущает человек, в котором заговорила совесть?

4. Чего, по-вашему, стоит стыдиться в жизни и почему?

5. Стыдно врать другим людям, а должен ли человек быть честным с самим собой?

6. Чтобы стать ловким и сильным, упражняют тело, чтобы научиться хорошо решать задачи, упражняют ум. А можно ли упражнять совесть? Каким образом?

Упражнение совести – это тонкая внутренняя работа ума и сердца.

7. Как пробудить совесть в бессовестном человеке?

Этическая беседа на тему: «Счастье».

Счастье вольная пташка: где захотела, там и села.

(Русская пословица)

Цель: помочь учащимся осмыслить истинное значение понятия «счастье».

Беседа.

Что самое важное для человека? Крепкое здоровье и счастье. Именно этими пожеланиями пестрят наши поздравительные открытки. И это верно, ведь одно без другого невозможно. А в чем состоит человеческое счастье, из чего оно складывается?

1. Доводилось ли вам встречать счастливых людей? По каким признакам вы определили, что они счастливы? Считаете ли вы себя счастливым? В чем это выражается? От чего зависит?

Поверь мне. Счастье только там,

Где любят нас, где верят нам. (М. Лермонтов)

2. Закройте глаза и представьте, что вы дотрагиваетесь до счастья. Что вы испытываете? Опишите свои ощущения.

3. Дайте определение понятию «счастье». Что включает в себя это понятие, каковы его составляющие?

Понятие «счастье» определяется как состояние высокой удовлетворенности жизнью.

4. Что же, по-вашему, может принести человеку счастье?

5. Подумайте, на какой ступени к наивысшему счастью вы находитесь? Стоит ли стремиться выше? Для чего?

6. Что вы делаете для того, чтобы стать счастливым? Зависит ли счастье от самого человека или от жизненных обстоятельств? Почему вы так считаете?

Пять ступеней счастья.

Состояние удовлетворенности самим фактом существования (я жив)

Удовлетворенность материальными благами (я приобрел)

Удовлетворенность от общения с другими людьми

Удовлетворенность в момент творчества (созидаю, создаю)

Удовлетворенность от деятельности по совершенствованию жизни (оставляю после себя).

Этическая беседа на тему: «Честь».

Цель: помочь учащимся осмыслить истинное значение понятия «честь».

Беседа.

Есть такие тонкие и нежные, сильные и мужественные, несгибаемые понятия – честь и достоинство человеческой личности. В жизни человек соприкасается с красотой и подлостью, радостью и горем, любовью и предательством. Можно по-разному определять цель своего существования, но одно правило жизни должно быть у каждого человека – надо прожить свою жизнь с честью и достоинством.

1. Как бы вы объяснили своему младшему брату или сестре, что такое честь и достоинство, из чего они складываются?

Честь есть не что иное, как хорошее мнение о нас других людей.

(Б Мандевиль)

Достоинство – это уважение человека к законам человечности в своем собственном мире. (И.Кант)

2. Какое место в иерархии ценностей, по-вашему, занимает честь? Почему вы так считаете?

3. Что значит бесчестный человек? Какие моральные качества у него отсутствуют? Попробуйте перечислить недостойные поступки, ведущие к потере чести, подумайте, как бы поступил достойный человек?

4. Можно ли заслужить, потерять честь? От чего это зависит?

Честь дороже жизни (Ф. Шиллер)

Моя честь – это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь – и моей жизни придет конец. (В. Шекспир)

Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего он уважает себя.

5. Составьте Кодекс человеческой порядочности. Какие качества лежат в его основе?

Этическая беседа на тему: «Воспитание».

Цель: помочь учащимся осмыслить истинное значение понятия «воспитание».

Беседа.

1. Что такое воспитание? Попробуйте дать определение этому понятию.

Воспитание – процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности.

Воспитание – это усвоение хороших привычек. (Платон).

2. Согласны ли вы с приведенными утверждениями? Обоснуйте собственную точку зрения.

Хорошие родители должны оберегать своих детей даже от маленьких трудностей.

Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание.

Родители должны жертвовать своим счастьем ради счастья детей

У ребенка не должно быть тайн от своих родителей

Так как ребенок часть матери, он имеет право знать все о ее жизни

У ребенка должны быть свои взгляды и возможность их свободно высказать

Дети должны принимать участие в решении важных семейных вопросов

Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе.

3. Если человек не следует тем или иным правилам, должен ли он неукоснительно требовать выполнения этих правил от других?

4. Могут ли у хороших родителей вырастить плохие дети? Почему это происходит? Что значит быть хорошим сыном или дочерью?

5. Есть ли такие мировые проблемы, решить которые можно только начав с воспитания детей?

6. Тест, который поможет выяснить, воспитанный ли вы сын или дочь.

1. Если вам приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке ил внезапно уйти из дому, сообщаете ли вы об этом родным?

2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-либо большой работой, а вас отправляют на улицу или в кино, « чтоб не крутились под ногами»?

3. Можете ли вы сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер?

4. Свои нужды(купить коньки…) вы, наверное, хорошо знаете. А известно ли вам, какая вещь срочно необходима матери, отцу и когда они собираются приобрести ее?

5. Случается ли помимо маминого поручения вам выполнять какую-нибудь работу « от себя», по своей инициативе.

6. Всегда ли вы делитесь со взрослыми чем-либо вкусненьким?

7. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать вам, что надо заняться каким-либо тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в разговор?

8. Стесняетесь ли вы дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?

Результаты: если вы хороший сын или дочь, то у вас на полях должны стоять такие: + 1,3,4,5,6 вопросы, - остальные.

БЕСЕДА С ПОДРОСТКАМИ О ДОБРОМ ОТНОШЕНИИ ДРУГ К ДРУГУ.

Каждый человек мечтает о том, чтобы к нему относились по доброму, чтобы его любили. Плохо без любви, холодно. Мы чувствуем себя никому не нужными, незащищенными, страдаем от одиночества. Мечтаем о том, чтобы нас заметили и выделили из всех, признали, и по достоинству оценили.

Но в жизни очень часто приходиться наблюдать неприятные вещи…

Совсем недавно была свидетелем случая. Ученицы одного из классов не общаются с одной из девочек их класса. Им не нравится, что она носит не модную одежду, ее прическа кажется им смешной. Иногда они обзывают ее, но обычно просто не замечают, а если обращаются, то только по фамилии. Когда,набравшись смелости, девочка все же предпринимает попытки присоединиться к разговору или игре, одноклассницы отворачиваются или уходят, после чего хихикают и насмешничают.

Еще один пример. На перемене ребята столпились около своего одноклассника.

Тот с превосходством всем демонстрировал свой дорогой телефон. Он грубо кидал реплики своему однокласснику, которого воспитовала старенькая бабушка.

Выбрось на помойку свой телефон!

Еще один случай. Когда Настя пришла в новую школу, Юля - классная заводила и командирша решила сразу показать ей «кто здесь хозяин?». Она подговарила одноклассников не принимать новенькую в игры и не разговаривать с ней. Некоторым ребятам не нравилось, что девочку обижают просто за то, что она новенькая, но все же они боялись открыто говорить о своем мнении, ведь Юля и против них может подговорить ребят…

К сожелению, таких примеров из жизни школьников достаточно много. Что с нами стало? Почему отталкиваем друг друга, незаслуженно оскорбляем? Почему мы часто судим человека не по личностным качествам, а за внешнюю привлекательность- модную одежду, дорогие вещи, стильную прическу. Давайте задумаемся, ведь подросток одетый в дорогую одежду, с крутым телефоном- сам пока еще в жизни ничего не добился, выглядит он так, благодаря своим родителям. Но, к сожалению не все родители могут себе позволить баловать и наряжать своего ребенка, кто- то воспитывает своего ребенка один, у кого-то трудная жизненная ситуация- гибель мужа, или еще страшнее ситуация, когда ребенок вынужден воспитываться у бабушек. Поймите, что такие дети итак в жизни уже «хлебнули горя», итак успели столкнуться с болью и несправедливостью. И когда придя в свой классный коллектив, в очередной раз слышат грубость, унижение,насмешки, от своих одноклассников- задумайтесь о его состоянии.

В одном из номеров «Учительской газеты» в статье «Что происходит с нравственностью?»

Приводится анализ ответов молодых людей на вопрос о том, кого бы они не хотели видеть рядом с собой, кто им мешает и создает дисгармонию? Ответы многих были беспощадны по своей жестокости: инвалидов, больных спидом, нищих.

Но мы же люди, и наше высокое предназначение в том, чтобы признать право любого человека на жизнь, даже если он не такой как все, и доставляет нам какие-то неудобства.

Вы наверно все слышали и знаете такие слова как- эмпатия, толерантность, этикет, уважение, такт. Этими качествами обязательно должен обладать каждый вопитанный человек. И нам сегодня обязательно нужно осмыслить эти понятия. У вас на столах – карточки с определением понятий. Причем – это не научные определения, а изложенные в доступной для Вас форме.

Эмпатия- способность человека поставить себя на место другого и ощутить его переживания.

Толерантность - способность человека принять окружающих людей такими, какие они есть: с их недостатками, иными верованиями, не пытаясь их переделывать и «подстраивать» под себя

Этикет- норма поведения человека в окружении других людей.

Уважение-понимание весомости, значимости другого человека.

Такт - бережное отношение к людям, следование принципу «что неприятно мне, может быть неприятно и ему.

Тест определение уровня эмпатийности

Инструкция: для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа: если вы ответили

«не знаю» - 0,

«иногда» - 2,

«часто» - 3,

«почти всегда» -4

Подсчет результатов . Прежде чем посчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой вы отвечали. Не ответили ли вы «не знаю» на некоторые из утверждений под номерами: 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также не пометили ли пункты 11, 13, 15, 27 ответа ми «да, всегда»? Если это так, то вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям вы дали не более трех неискренних ответов, при четырех же следует сомневаться в их достоверности, а при пяти - можете считать, что работу выполнили напрасно. Теперь просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.

Классификатор теста .

Если вы набрали от 82 до 90 баллов, это очень высокий уровень эмпатийности. У вас болезненно развито сопереживание. В общении, как барометр, тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окружающие используют вас в качестве громоотвода, обрушивая на вас эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии тяжелых людей. Взрослые и дети охотно доверяют вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их. В то же время сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия вашего шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни вы близки к невротическим срывам. Побеспокойтесь о психическом здоровье.

От 63 до 81 балла - высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится читать их лица и заглядывать в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты с окружающими и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к вам. Окружающие ценят вашу душевность. Вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вы вести вас из равновесия.

От 37 до 62 баллов - нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас толстокожим, но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных от ношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, по этому, случается, их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств, и это мешает вашему полноценному восприятию людей.

12-36 баллов - низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в большой компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся вам не понятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы - сторонник точных форму лировок и рациональных решений. Вероятно, у вас мало друзей, а и тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же. Бывает, что чувствуете свою отчужденность, когда окружающие не слишком жалуют вас вниманием. Но это поправимо, если вы раскроете панцирь и станете пристальнее всматриваться в поведение близких и принимать их потребности так же, как свои.

11 баллов и менее - очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в неловком положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. Болезненно пере носите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Необходима гимнастика чувств.

Итак, если мы хотим остаться людьми, нам надо учиться добру.

Позвольте, дорогие ребята предложить вам некоторые советы, которые возможно, помогут в постижении этой трудной науки.

· Относитесь к людям так, как хотели бы чтобы они относились к Вам. Добро, как и зло, заразительно. Сейте вокруг себя добро, и в мире его станет больше.

· Помните о законе «отзеркаливания». Как вы к людям, так и они к Вам. Станьте более открытыми, не скупитесь на улыбку незнакомым людям. И Вам просто не смогут не ответить тем же. Глядишь, светлых лиц станет больше. А значит и общество наше посветлеет.

· Предполагайте в людях только хорошее. Человек, в которого верят и которого считают хорошим, обязательно станет таким.

· Полюбите себя, поверьте в себя. Один Из великих писал: «Только человек, любящий и уважающий себя, может уважать и любить других».

· Не обижайтесь. Надо уметь прощать, не копить в себе зло, не быть мстительным.

Ведь обида разрушает жизнь. Есть старинная русская пословица «Кто старое помянет, тому глаз вон»

Я желаю Вам подумать над этими советами и руководствоваться ими по жизни. И если это будет так, то сегодня наша встреча не прошла напрасно.

отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа: если вы ответили

«не знаю» - 0,

ответу «нет, никогда» припишите 1,

«иногда» - 2,

«часто» - 3,

«почти всегда» -4

«да, всегда» - 5. Отвечать нужно на все пункты.

1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

2. Взрослых детей раздражает забота родителей.

3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудачах других людей.

4. Среди всех музыкальных передач предпочитаю передачи о современной музыке.

5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6. Больному человеку можно помочь даже словом.

7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

9. Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

11. Я равнодушен к критике в мой адрес.

12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы.

14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

16. Родители относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимание на плохое настроение моих родителей.

19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.

20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22. В детстве я приводил домой кошек и собак.

23. Все люди необоснованно озлобленны.

24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем то помочь.

27. Человеку станет легче, если внимательно слушать его жалобы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своих хозяев.

31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

32. Если ребенок плачет, на это есть свои причины.

33. Молодежь должна удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.

35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Данная методическая разработка представляет собой цикл занятий, построенных, в основном, в виде «сократических бесед» на нравственные темы. Методическая разработка явилась следствием занятий-бесед, проводимых автором в течении десяти лет на базе Православной церковно-приходской школы прихода Петра и Павла г.Полевской, а так же встреч со старшеклассниками общеобразовательных школ и техникумов г.Полевской. В зависимости от аудитории те или ные вопросы освещались с различных точек зрения, более понятных учащимся.

Актуальность темы духовно-нравственного развития молодежи на современном этапе очевидна – сейчас, когда материальные ценности доминируют над духовными, у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры, за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки.

Разработка различных методик работы со старшеклассниками и студентами по воспитанию духовных и нравственных ценностей как для общеобразовательных школ и лицеев, так и для церковно-приходских школ, видится сейчас очень важной задачей.

Необходимо отметить, что нравственные ценности очень сложно передать сугубо информационным путем, через обычные уроки или лекции, поэтому автором была выбрана форма беседы, как одна из оптимальных форм обучения для избранной тематики. К тому же в подростковом возрасте ребята более всего восприимчивы к подобным формам обучения.

Цель работы – найти оптимальный метод духовно-нравственных занятий с подростками.

Задачи работы – раскрыть методику духовных бесед, как оптимальную для занятий с подростками; создать методическую разработку современного курса бесед о христианской нравственности с подростками, структурировать и последовательно изложить опыт семилетней работы автора.

Объект исследования – процесс духовно-нравственного воспитания подростков.

Предмет исследования – эффективность методики уроков-бесед на духовно нравственные темы с подростками.

Социальная значимость состоит в том, что подростки учатся свободно размышлять, ставить и решать нравственные задачи на основании Евангельских заповедей, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки совместного решения задач, а так же нелинейного подхода к жизненным ситуациям.

Предполагаемый результат , как отдельной беседы, так и всего курса – усвоение детьми христианской нравственности не из внешних лекций, а через собственные выводы; чтобы христианская жизнь стала не навязанной извне, а внутренним выбором. Несмотря на масштабность и труднодостижимость предполагаемого результата, автор считает важным проводить подобные занятия-беседы, которые могут в дальнейшем сыграть важную роль в окончательном формировании личности молодых людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Социальный институт

Факультет социальной работы и социальной педагогики

Кафедра теологии

Методическая разработка курса Нравственных бесед с подростками

Составитель: Заболотнов Никита Владимирович

Полевской

2010

Введение.

Часть 1. Нравственная беседа как средство воспитания подростков.

Особенности нравственной беседы

Возможные сценарии и этапы нравственной беседы

Беседа, построенная вокруг проблемного вопроса:

Характеристика курса

Темы занятий.

Беседа, построенная как обсуждение тезиса или цитаты:

Такая беседа чаще всего является продолжением беседы, построенной вокруг проблемного вопроса, и основывается на тех выводах, которые были сделаны в ходе предыдущих бесед.

*Краткое обсуждение выводов предыдущих занятий

*Сообщение тезиса или цитаты для обсуждения

*Высказывание каждым своего мнения по поводу поставленного вопроса

*Высказывание преподавателем возможных дополнительных смыслов тезиса или цитаты, не высказанных учащимися

*Обсуждение дополнительных вопросов

*Примеры – применение тезиса к различным жизненным ситуациям.

*Обсуждение примеров, возможность каждого из учащихся высказать и аргументировать свое мнение.

*Применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей (Я считаю, что в такой-то ситуации, такой-то человек поступил правильно потому-то…)

В качестве практического примера можно рассмотреть составленный автором урок-беседу на тему «Смысл жизни. Рассуждения на тему».

Урок № 9

«Смысл жизни. Рассуждения на тему»

Ход урока.

Этапы учебного занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Повторение.

Повторение выводов предыдущих занятий

По своим записям учитель повторяет выводы

Могут дополнить преподавателя

Постановка проблемы

В качестве цитаты приводится высказывание Ницше: «Тот, кто имеет ЗАЧЕМ жить, может вынести любое КАК»

Дается цитата, пишется на доске и в тетрадях. Выслушивает ответы, по возможности, всех учащихся.

Записывают в тетради цитату. Каждый высказывает свою точку зрения.

Уточнение

Смысл цитаты в логической связи смысла жизни и ее содержания, отношения к обстоятельствам жизни. От целеполагания в жизни зависит и отношение личности к ней.

Уточняет смысл цитаты, если это требуется.

Начало обсуждения и понимания сути проблемы.

Ставятся на обсуждение вопросы: Если иметь смысл жизни, можно ли не отчаиваться в любых обстоятельствах? Какой именно смысл жизни может помочь «вынести любое КАК»? Чем для личности грозит потеря смысла жизни? Может ли быть смысл В жизни без Бога?

Выслушиваются все мнения, сначала дается возможность самим учащимся оспорить мнения друг друга, после высказывания различных аргументов преподаватель намеками или дополнительными аргументами, чаще контрпримерами подталкивает к правильным выводам.

Высказываются различные точки зрения, часто противоположные. Попытки аргументации своего мнения, какие то примеры. В конце все приходят к общему мнению.

Примеры.

Человек в тюрьме или концлагере. Борцы за идею. Христианские мученики.

Приводятся примеры, происходит их обсуждение.

Обсуждают приведенные примеры.

Рефлексия

Для обсуждения предлагаются вопросы: смогу ли я вынести тяжелые жизненные обстоятельства? Какой мне нужно иметь смысл жизни, чтобы «вынести любое как»? Можно ли чего то достичь в жизни без преодоления трудностей?

Окончание. Итоги.

Вся дискуссия подводится к теме зависимости смысла жизни и отношения к жизни.

Заканчивает занятие, подводит итоги, обязательно хвалит тех, кто активно учувствовал в обсуждениях.

Домашнее задание.

Предлагается дома в тетрадях сформулировать ответ на вопрос: для чего я живу? Какой смысл в моей жизни?.

Записывают домашнее задание.

Беседа, построенная как обсуждение фильма:

*Совместный просмотр фильма

*Высказывание каждым своего мнения по поводу фильма: понравилось то-то, не понравилось то-то (поверхностный анализ)

*Постановка основных вопросов для обсуждения, касающихся смысла и содержания фильма

*Обсуждение поставленных вопросов

*Постановка уточняющих вопросов

*Разбор конкретных эпизодов фильма

*Обсуждение дополнительных вопросов и эпизодов

*Разбор аргументов и контраргументов, по возможности самими учащимися, с помощью грамотно поставленных преподавателем вопросов

*Рефлексия. Применение темы обсуждения к конкретной личности.

*Подведение итогов обсуждения

В качестве практического примера можно рассмотреть составленный автором урок-беседу на тему «Фильм Форест Гамп. Просмотр и обсуждение».

Урок № 8

«Фильм Форест Гамп. Просмотр и обсуждение»

Ход урока.

Этапы учебного занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Основа.

Просмотр фильма

Старается комментировать непонятные моменты

Смотрят фильм

Начало обсуждения

Возможность высказать первое впечатление, что больше всего запомнилось, поразило.

Дает возможность каждому высказать свое впечатление

Высказывают первые впечатления.

Постановка проблемы

Ставятся вопросы: о чем фильм? Можно ли сказать что это фильм о любви, о смысле жизни? Разбор положительных и отрицательных качеств героя. Обсуждение каждого качества. Восприятие мира «по-детски» это хорошо или плохо? О словах Христа «будьте как дети».

Выслушиваются все мнения, сначала дается возможность самим учащимся оспорить мнения друг друга, после высказывания различных аргументов преподаватель намеками или дополнительными аргументами, чаще контрпримерами подталкивает к правильным выводам. Качества героя пишутся на доске и в тетради в две колонки.

Каждый высказывает свою точку зрения. Записывают в тетради качества героя.

Разбор эпизодов.

Разбор смысловых линий и конкретных эпизодов. Любовная линия в фильме. Успех и удача в жизни героя. Отношение к друзьям, отношение к богатству и славе. Простота героя и отношение других людей к нему. Что главное в жизни героя? Нужен ли сейчас человек, выходящий за рамки общественных стереотипов?

Дает возможность каждому высказать свое впечатление. Происходит обмен мнениями.

Высказывают свое мнение по каждому поставленному вопросу, обсуждают их.

Форест Гамп – это очень упрощенный голливудский аналог шедевра русской литературы, произведения Ф.М.Достоевского «Идиот». Попытка развить интерес учащихся к прочтению произведения или просмотру сериала В.Бортко

Пытается развить интерес к произведению.

Рефлексия

Для обсуждения предлагаются вопросы: кто бы из вас хотел выйти замуж за человека, подобного герою? Вы бы хотели иметь такого друга, брата, отца? Кто из вас может хотя бы иногда поступать так же как герой?

Преподаватель призывает детей к большей откровенности, делится своими мыслями. Вопросы предлагаются конкретным учащимся.

Отвечают на конкретные вопросы, кто то дополняет ответ другого.

Связь с курсом.

Проводится сравнение: герой, вышел за рамки общепринятых норм, живет не как все, по меркам людей «не нормальный», «идиот» - человек, стремящийся к святости, так же выходит за рамки обыденных отношений с Богом и с ближними, у него другие приоритеты и ценности. Если мы хотим жить по заповедям Христовым, с точки зрения мира мы ненормальные.

В основном учитель лично излагает материал, в конце возможно обсудить некоторые аргументы.

Окончание. Итоги.

Подводятся итоги занятия, общие выводы записываются в тетрадь.

Заканчивает занятие, подводит итоги, обязательно хвалит тех, кто активно учувствовал в обсуждениях. Выводы записываются в тетради.

Записывают выводы в тетрадь.

  1. О нравственности.

Что такое нравственность, понятия о добре и зле, бывает ли относительная нравственность. Основные концепции христианской нравственности на основе Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа. Разбор жизненных примеров и их нравственная оценка.

  1. Человек. Дух, душа, тело.

Что такое человек, понятия о человеке, и его делении на дух, душу и тело. Отличие человека от всего остального тварного мира. Данность и заданность в природе человека. Понятие о первородном грехе и поврежденной природе.

  1. Человек. Чувства.

Какие есть чувства, сильные и слабые чувства. Поврежденность чувств и последствия этого. Как мы можем контролировать свои чувства. Есть ли возвышенные чувства.

  1. Личность. Что же такое я?

Понятие о личности. Что же такое я? Образ Божий в человеке. Заданность личности. Маски, за которыми мы прячемся. Какова моя маска и каков я на самом деле? Правда ли что весь мир театр?

  1. Счастье.

Что такое счастье? Какое оно бывает? Счастье для всех одинаковое или различное? Счастье как цель и как состояние. Определения счастья. Личное счастье и несчастье ближнего.

  1. Счастье. Разбор примеров.

Что мне нужно для счастья? Будет ли оно полным? Погоня за счастьем или путь в никуда? Примеры: человек достигший полного материального благополучия; человек достигший вершины власти; человек на вершине славы; человек, который осуществил свою мечту; безответная любовь; взаимная любовь и семья; служение на благо ближних; жертва за других.

  1. Фильм Форест Гамп. Просмотр и обсуждение.

Что запомнилось и поразило? О чем фильм? Разбор положительных и отрицательных качеств героя. Жизненные ценности в фильме и отношения к ним героя? Человек, выходящий за рамки общественных стереотипов, нужен ли такой сейчас? Форест Гамп как упрощенный голливудский «идиот».

  1. Смысл жизни. Постановка вопроса.

Зачем искать смысл в жизни? Жизнь как путь, и ее смысл как конечный пункт. В чем может быть смысл нашей жизни? «Проклятые вопросы» и личностный ответ на них. Зачем жить каждый решает сам.

  1. Смысл жизни. Рассуждения на тему.

Рассуждение на тему высказывания Ницше: Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как. Зависимость смысла жизни и отношения к ней.

  1. Смысл жизни. Открытый вопрос.

Провокационные вопросы. Почему люди не хотят думать о смысле своей жизни? Иметь смысл жизни это большая ответственность. Философия вседозволенности – живем один раз, надо взять от жизни всё. Отношение к ней с точки зрения христианской нравственности.

  1. Совесть и ее проявления.

Что такое совесть? Разбор понятия. Зачем нужна человеку совесть? Муки совести. Разбор примеров работы совести. Наши взаимоотношения с совестью. Что делать когда мучает совесть?

  1. Совесть. Что такое грех.

Что такое грех? Почему мы грешим? Падшая природа и склонность ко греху. Понятия добра и зла. Понятия греха и страсти. Грех как болезнь человеческого рода и каждой личности. Святоотеческий принцип развития греха от мысли к делу (по прп.Иоанну Лествичнику). Есть ли люди, которые совсем не грешат?

  1. Совесть. Покаяние.

Что такое покаяние? Разница между исповедью и покаянием. Понятие покаяния. Разбор примера греха и покаяния. Как правильно каяться? Как готовиться к исповеди? Покаяние – единственный путь спасения.

  1. Главные страсти и борьба с ними.

Понятия об основных страстях: чревоугодие, блуд, печаль, уныние, гнев, тщеславие, гордость и сребролюбие. Переход от греха к страсти. Страсть ослепляет человека, делает его своим рабом. Как бороться со страстями.

  1. Главные страсти и борьба с ними. Продолжение.

Как бороться со страстями. Страсти и добродетели. Радость свободы от страстей. Что такое аскетика.

  1. Дружба.

Что такое дружба? Зачем нужно дружить? Без чего дружбы не бывает? В чем разница между другом и товарищем? Примеры из жизни. Друг познается в беде. Как научиться дружить? Предательство – пусть разрушения дружбы.

  1. Любовь и влюбленность.

Что же такое любовь? Что такое влюбленность? А как это когда кого то любишь? Неразделенная любовь. Свойства любви. Бывает ли безрассудная любовь? Я люблю … маму, кошку, шоколадку – разница в понятиях. Оттенки любви – греческие слова, обозначающие любовь.

  1. Любовь и влюбленность. Продолжение.

Влюбленность и ее основные свойства. Розовые очки влюбленности и серость реальности. Как из влюбленности вырастает любовь? А за что же все таки любят? Проверка чувств. А люблю ли я?

  1. Настоящая любовь.

Можно ли никого не любить? Любовь, согревающая сердце. Любовь к Богу, к ближнему, к себе. Любовь как наивысшая добродетель.

  1. Целомудрие. Разговор на чистоту. Раздельное занятие с мальчиками и с девочками.

Что такое целомудрие? Зачем нужно хранить целомудрие до брака? Седьмая заповедь закона Моисеева. Любовь или секс. Отношения без любви путь в никуда. Основа крепкой семьи.

  1. Смерть и ее уроки.

Что такое смерть? Нужно ли бояться смерти? Все мы умрем, но никто не хочет об этом думать. Смерть это итог жизни. Перед смертью все равны. Нужно ли быть готовым к смерти? Если мы здесь жили с Богом, то и после смерти будем с Ним.

Совместный просмотр фильмов, как важная составляющая нравственных бесед.

Не всегда просто выйти на беседу на ту или иную нравственную тему. Иногда начиная говорить и ставить вопросы, можно не найти интереса у подростков. Это может быть обусловлено различными причинами, но важно помнить, что не пробудив в учащемся живой интерес к теме, очень сложно втянуть его в беседу и тем более преподать нравственные уроки.

Хорошим подспорьем для начала интересного разговора может служить современный фильм, на примере которого можно «зацепить» подростка и провести очень живую, запоминающуюся для него беседу.

Преподавателю необходимо подбирать для совместного просмотра фильмы, где представлены яркие запоминающиеся образы, есть возможность для четкой нравственной оценки поступков героя, психологические моменты, касающиеся тем нравственных бесед.

Современный кинематограф, как и любое искусство, обладает возможностью погружения в иные чувства, передачу эмоционального состояния; может наглядно показать причинно-следственную связь поступков и принятых решений.

Эффективность данного метода зависит от ряда условий:

  1. Просмотр обязательно должен быть совместным с преподавателем.
  2. В ходе просмотра полезно несколько раз остановить фильм, чтобы заострить внимание на какой либо детали фильма или же пояснить культурный и исторический контекст, неизвестный подросткам.
  3. В ходе просмотра не давать превратить серьезный фильм в комедию, постоянными шутками над героем, смехом над серьезными местами фильма.
  4. После просмотра дать 2-3 минуты на «переваривание» увиденного и только потом начинать занятие-беседу.
  5. По возможности усилить впечатление от фильма сообщением дополнительных фактов о герое фильма или его прототипе, подобных исторических событиях.
  6. Проводить совместный просмотр фильмов не чаще одного раза в течении четырех занятий.
  1. Форрест Гамп. США. 1994.
  2. Побег из Шоушенка. США. 1994.
  3. Жизнь прекрасна. Италия. 1997.
  4. Хатико: Самый верный друг. США, Великобритания. 2009.
  5. Шоу Трумана. США. 1998.
  6. Трасса 60. США, Канада. 2002.
  7. Эквилибриум. США. 2002.
  8. Догвилль. Германия. 2003. (только для старших подростков, не для всех)
  9. Матрица. США. 1999.
  10. Кейт и Лео. США. 2001.
  11. Спеши любить. США. 2001.
  12. Повелитель мух. США. 1990.
  13. Щенок. Россия. 2009.
  14. И через тысячу лет. Россия. 2008. (короткометражный фильм)
  15. 12. Россия. 2007.
  16. Андрей Рублев. СССР. 1966. (не для всех)
  17. Любовь и голуби. СССР. 1984.
  18. Чучело. СССР. 1983.

Существует много прекрасных фильмов, на примере которых можно проиллюстрировать ту или иную тему нравственных бесед, автор представил список фильмов, большинство из которых он просматривал и обсуждал вместе с подростками. Фильмы, представленные выше, послужили хорошим поводом и иллюстрациями к проведению нравственных бесед с подростками.

Стоит особо отметить, что перед совместным просмотром преподавателю необходимо внимательно посмотреть фильм самостоятельно, примерно продумать план беседы и основные моменты, на которых стоит заострить внимание подростков.

Проблемы и трудности, возникающие в ходе занятий

Как уже было отмечено выше, подростковый возраст довольно сложен и противоречив, поэтому при обсуждении многих тем возникали трудности, которые можно весьма примерно выделить в следующие виды:

* Не понимание материала, не восприимчивость к терминам и понятиям. Такая проблема вставала когда при объяснен6иях или обсуждениях приходилось опираться на элементарные философские понятия, которых у многих старшеклассников пока нет. Проблема, конечно, касается и возможности педагога объяснить некоторые философские понятия доступным подросткам языком. Тем не менее при обсуждении некоторых тем приходилось давать философскую терминологию и пояснять ее.

* Споры . Иногда, в процессе обсуждения возникают споры, где каждая из сторон страстно отстаивает свое мнение. Если во время не вмешаться в спор, то он может перерасти в настоящий конфликт с обидами. Здесь преподавателю очень важно тактично и четко увести обе стороны от спора, постараться вместе вычленить все аргументы и контраргументы, перевести эмоциональный спор в русло дискуссии. Не в коем случае нельзя сразу же принимать одну из сторон, даже если преподаватель с ней полностью согласен. Всегда нужно точно объяснить почему именно та или иная точка зрения считается преподавателем верной, опираясь как на логические аргументы, так и на примеры.

Преподаватель должен сам обладать культурой дискуссии и эту культуру в той или иной форме преподать учащимся. Только так возможно успешное проведение занятий-бесед, в противном случае каждое занятие будет грозить превратиться в бессмысленный эмоциональный спор, где важным будет не поиск правильного решения, а победа в споре той или иной стороны.

* Споры с преподавателем . Более трудную задачу представляют возникающие споры с преподавателем. Т.к. нравственное учение не является точной наукой, где все можно измерить и точно посчитать, по некоторым вопросам могут возникнуть серьезные разногласия между учащимися (или же одним учащимся) и преподавателем. Здесь очень важно не «давить авторитетом» и тем более не высмеивать спорящего подростка.

Преподаватель должен с самого начала занятий-бесед с уважением относится к мнению своих учащихся и тот или иной спор, возникающий во время бесед, приписывать своему неумению четко и понятно объяснить и малоопытности подростков. Здесь нужно проявить такт, смекалку, возможно, чувство юмора, направленное не на оппонента, а на саму ситуацию. Важно понять действительно ли в ходе беседы преподаватель столкнулся с принципиально другой нравственной позицией или полным непониманием со стороны подростка; нет ли в споре мотивов протеста против излишнего давления, излишнего «догматизма»(когда еще не уясненные подростками постулаты, ставятся как изначально неоспоримые аксиомы), навязывания преподавателем своей позиции без должных разъяснений.


Уважаемые коллеги!
Хочу познакомить вас со своей методикой проведения духовно-нравственных бесед для старшеклассников.
Подростковый возраст - наиболее сложный в восприятии духовно-нравственных истин. Это переходный этап между детством с его полной зависимостью от старших и невозможностью просуществовать без них и взрослым возрастом с его способностью к самостоятельной жизни, к созданию семьи, рождению и воспитанию детей. У подростка возникает потребность в изменении образа жизни. Он стремится как бы заново, по-своему расставить приоритеты в своей жизни, проверить «на истинность» все то, о чем ему говорили ранее.
Задачами предлагаемого цикла воспитательных бесед являются:
- познакомить подростков с ценностями Православия;
- помочь подростку посмотреть на свои проблемы (дружба, любовь, семья, смысл жизни, отношение к Родине и т.д.) с точки зрения Православия;
- показать подростку, что жизнь православного христианина интересна, многогранна и наполнена смыслом;
- мотивировать подростков к духовно-нравственному совершенствованию и воцерковлению.
Программа предлагает использование следующих методов учебно-воспитательного процесса:
- словесные: беседы, рассказы, стихи, диспуты, объяснения;
- наглядные: демонстрация видео- и аудиопродукции, использование репродукций;
- практические: рисунки, тесты и практические задания;
Методическое обеспечение воспитательных бесед состоит из подробных конспектов занятий с полным набором необходимых материалов (репродукции, аудио- и видеоматериал).
Необходимые технические средства обучения: мультимедийный проектор.
Программа содержит 10 комбинированных уроков.
Изложенная методическая разработка прошла апробацию в некоторых общеобразовательных и воскресных школах Сумской и Запорожской области и получила положительные отзывы. Также данной работе присуждено 1 место в Первом Всеукраинском конкурсе программ, сценариев, проектов воскресных школ Украины (номинация – годовая программа воспитательная).

Воспитательный час «О прекраснейшей музыке души» вводит нас в атмосферу предлагаемых уроков. «Сделать мир чуть добрее – эта возможность находится в руках каждого из нас», - такой вывод должны сделать подростки из первого занятия.
Первый шаг к изменению себя – простить всех, поэтому второй воспитательный час раскрывает перед подростком необходимость воспитания в себе такой добродетели как умение прощать.
В третьем воспитательном часе «Где прячется счастье» педагог подводит подростка к пониманию истинной ценности жизни, которая состоит в служении ближнему. Однако оно иногда может выражаться в необычных формах и проявляться, например, в отказе от себя ради ближнего. Причем именно в этом человек может найти истинное счастье. Этому посвящен воспитательный час «Счастье человеческое».
Воспитательный час «Дезертирство из жизни» закрепляет усвоенное подростком понимание истинных ценностей в жизни, умение видеть в жизненных невзгодах лишь временные трудности и формирует желание преодолевать их.
Следующий блок воспитательных часов посвящен семейному воспитанию. «Родители тоже люди» учит подростка почитать своих родителей и подводит ребенка к мысли о том, что он является частью своей семьи, в его силах сделать семью крепче и «солнечнее».
Воспитательные часы «Поиск самого ближнего», «Женское счастье» и «Кто в доме хозяин» направлены на воспитание подростков как будущих семьянинов.
Воспитательный час «Поиск самого ближнего» учит видеть в избраннике(це) будущего мужа или жену, отца или мать своих детей, обращая при этом внимание, прежде всего, на красоту души, а не тела.
Воспитательный час «Женское счастье» желательно проводить отдельно для девочек. В этом случае возможен откровенный разговор о целомудрии, верности, женственности, умении сострадать и сопереживать как необходимых черт характера будущей жены и матери.
Воспитательный час «Кто в доме хозяин» вводит во внутренний мир будущей семьи подростка, учит понимать и беречь будущего(ую) супруга(у), формирует желание уступать и хранить мир в семье.
Воспитательный час «Мы из будущего» направлен на воспитание в подростках чувства патриотизма и уважения к истории своей страны.

Воспитательный час «О прекраснейшей музыке души»

Цель:
- воспитание в подростках доброты;
- раскрыть влияние совершаемых поступков на духовное здоровье человека.

Оборудование:
- бумага для ответов на тесты и рисунков, фломастеры;
- музыкальный центр, диск Светланы Копыловой «Притчи-2. Кисточка в Божьих руках», репродукция фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».

Ход занятия
Проведение теста
Прежде чем начать разговор, я предлагаю вам ответить на вопросы теста.
1. У тебя есть деньги. Мог(ла) бы ты потратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям?
2. Приятель рассказывает тебе про свои проблемы, но тебя это мало волнует. Дашь ли ты ему понять, что это тебе неинтересно?
3. Твой партнер по какой-либо игре играет плохо. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы доставить приятное?
4. Часто ли ты говоришь людям хорошие слова?
5. Любишь ли злые шутки, розыгрыши?
6. Долго ли ты помнишь нанесенные тебе обиды?
7. Всегда ли ты не упускаешь возможности сделать какое-либо доброе дело?
8. Считаешь ли ты, что любое дело ты сделаешь лучше, чем другие?
9. Бросаешь ли ты игру, когда начинаешь проигрывать?
10. Если ты уверен(а), что прав(а), слушаешь ли ты возражения собеседников?
11. Охотно ли ты исполняешь просьбы?
12. Насмехаешься ли ты над кем-нибудь, чтобы развеселить компанию?

Слово учителя с элементами беседы
О результатах теста мы поговорим позже, а сейчас попробуем определить тему беседы. Ромен Роллан однажды сказал: (лучше заранее написать на доске) «… - это прекраснейшая музыка души. Как бы было замечательно, если бы она звучала в каждом из нас». Что имел в виду Ромен Роллан? Вставьте пропущенное слово в данное высказывание, и вы узнаете тему сегодняшнего занятия. (Ответы детей)
Доброта – это и есть тема занятия. Давайте попробуем определить значение этого слова. Какого человека можно назвать добрым?
На доске (написать заранее) написаны слова, характеризующие человека и начинающиеся со слова «добро». Каково их значение?
добродетельный: высоконравственный, проявляющий добродетель, полный добродетели;
добродушный: добрый и мягкий по характеру, незлобивый;
доброжелательный: желающий добра, готовый содействовать благополучию других, благожелательный;
добронравный: отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом;
добропорядочный: приличный, достойный одобрения, порядочный;
добросердечный: обладающий добрым сердцем, ласковый, участливый;
добросовестный: честно выполняющий свои обязательства, обязанности.
Как вы думаете, какими качествами из перечисленных обладает по-настоящему добрый человек? (Ответы детей)
Правильно, всеми. Много ли вы встречали таких людей? А помните ли вы, какие добрые дела вы совершили сегодня, за прошлый день, неделю?

Подведение итогов теста
Давайте посмотрим результаты ваших тестов.
Ключ:
Да – 1-4, 7, 11 – 1 балл
Нет – 2, 5-6, 8-10, 12 – 1 балл.
8 и более баллов: ты любезен, доброжелателен, умеешь обращаться с людьми; только одно пожелание – будь искренним;
4-8 баллов: твоя доброта имеет избирательный характер: ты можешь быть добрым к одним людям и черствым по отношению к другим;
0-4 балла: общение с тобой бывает нелегким; тебе не хватает доброжелательности к людям, открытости сердца.

Рассказ учителя с элементами беседы
Специалисты утверждают, что добрые дела оказывают на наше психофизиологическое здоровье очень большое положительное влияние. Состояние, в котором пребывает человек, охваченный порывами доброты, организм воспринимает как положительный стресс и вырабатывает огромное количество защитных веществ, поэтому по-настоящему добрые люди реже болеют. Кроме того, в состоянии «приступа добросердечности» вырабатываются гормоны, активизирующие умственную деятельность и творческий потенциал.
А что происходит с человеком, совершающим злые поступки? (Ответы детей)
Известный английский писатель Оскар Уайльд в романе «Портрет Дориана Грея» описал историю необычайно красивого молодого человека с ясными голубыми глазами и золотистыми кудрями, портрет которого был запечатлен одним художником.
На жизненном пути ему встречается лорд Генри, внушающий молодому человеку, что единственные истинные ценности в мире – это наслаждение от исполнения своих всевозможных желаний. Поверив этому, Дориан высказывает безумную мысль: пусть печать пороков и страстей ложится не на его лицо, а на портрет, пусть стареет образ на холсте, сам же Грей пусть всегда остается юным и прекрасным. За исполнение своего желания Дориан продает душу дьяволу, после чего возникает таинственная связь юноши с портретом. После жестоких поступков Грея на полотне возникают черты жестокости вплоть до следов крови после убийства. По мере того, как страсть к наслаждениям опустошает и оскверняет душу, уродуется портрет, а лицо Дориана по-прежнему остается юным и прекрасным.
Идут годы. Друзья и знакомые стареют, а Дориан как и раньше остается молодым и красивым. Лишь с портрета, который он тщательно скрывает от всех, на него смотрит гибнущая его душа – олицетворение страстей и пороков. Дориан падает все ниже и ниже, увлекая за собой своих друзей, заражая и их жаждой наслаждения. Близкий друг призывает его к покаянию, но Дориан отвечает: «Мне поздно молиться. Для меня это пустые слова».
Он полностью утрачивает способность любить и сострадать. Портрет с жутким, отвратительным, уродливым лицом угнетает его. И однажды, не выдержав зрелища своей души, Дориан Грей ударяет портрет ножом. Раздается страшный крик. Вбежавшие слуги видят портрет прекрасного юноши с золотыми волосами, а на полу – мертвого отвратительного старика с ножом в груди.

Рассматривание фрески Леонардо да Винчи
«Тайная вечеря» с обсуждением
А сейчас посмотрите на этот фрагмент. Что вы можете сказать о Человеке, изображенном на нем? Как вы думаете, кто это? Какой Он? (Ответы детей)
Это фрагмент фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Сама фреска находится в Италии, в Милане, в бывшем Доминиканском монастыре.
Кисть Леонардо да Винчи запечатлела Иисуса Христа со своими апостолами во время последнего ужина, перед Его предательством и казнью. На фреске художника запечатлен момент, когда Иисус Христос объявляет своим ученикам, что один из них предаст Его.

Прослушивание песни Светланы Копыловой «Леонардо да Винчи»
с последующим обсуждением
Я хочу вам предложить версию истории написания этой фрески, изложенную автором-исполнителем Светланой Копыловой. Песня так и называется «Леонардо да Винчи».
Прослушивание песни «Леонардо да Винчи» Светланы Копыловой.
(Песню можно послушать )
Вопросы:
Как вы думаете, возможно ли это - написать с одного человека и образ Христа, и образ Иуды? Может ли лицо одного человека быть прекрасным, и безобразным? В каком случае это возможно? (Если мы делаем добрые дела, черты нашего лица облагораживаются, а если злые – обезображиваются. Душу можно уподобить глине, а человека – скульптору. Все находится в наших руках.)
В подтверждение своей мысли о том, что все находится в наших руках, я хочу предложить вам еще одну песню Светланы Копыловой «Бабочка».

Прослушивание песни Светланы Копыловой «Бабочка».
(Песню можно прослушать )
Итоговое слово учителя
Я хотела бы, чтобы никогда не забывали о том, что состояние вашей души зависит только от вас.
Ты будешь ближними любим
И радость доброты познаешь
Не пожелав другим
Того, чего себе не пожелаешь.
Это четверостишие на языке Евангелия звучит так: «Возлюби ближнего как самого себя» (Мф 22,39; Мк 12,23), т.е. делай окружающим людям только то, чтобы хотел получить от них. На этом правиле построены нравственные законы всех времен. Исчезают одни народы, появляются другие, а заповедь «Возлюби ближнего как самого себя» остается актуальной всегда, особенно в наш такой скудной любовью друг к другу век. Я желаю, чтобы ваши души источали только любовь и доброту.

Практическое задание
А теперь попробуйте изобразить доброту на бумаге. Какой бы она была, если бы была материальна.

Борхович Светлана Николаевна, зав. Методическим центром Запорожской епархии УПЦ

Продолжение следует...

Конспект беседы с учащимися «Нравственное и безнравственное поведение».

Вопрос нравственного поведения среди подростков является проблемным полем в современном обществе, поэтому нравственному воспитанию детей должно уделяться особое внимание не только в семье, но и в школе. Одной из форм формирования нравственности первоначально могут служить этические беседы педагога и психолога с учащимися. Проводиться они должны в комфортной, доброжелательной атмосфере, не нося принудительный характер. Одним из вариантов такой беседы может быть представленная ниже ознакомительная лекция – беседа.
Цель: способствовать формированию нравственной культуры учащихся.
Задачи:
1. Познакомить и обобщить понятия нравственности, безнравственности, правонарушения;
2. Создать условия для осмысления пятиклассниками качеств нравственной и безнравственной личности;
3. Способствовать самопознанию учащихся в вопросе нравственной культуры.

Ход беседы.

Психолог. Наш разговор сегодня я хочу начать со слов Роберта Рождественского: "Свой путь мы выбираем сами”. Рождественский пишет: "У каждого человека есть свобода выбора. И выбор этот должен быть разумен. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Равный по своей серьезности, неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать?” Да, так оно и есть. Мы каждый день и каждую минуту делаем выбор, каким быть: честным или лживым, смелым или трусливым, ленивым или трудолюбивым? И что мы выберем, то и пожнем.
Ребята, как вы понимаете: "поступать нравственно”, "поступать безнравственно”. Какое поведение вы считаете нравственным, а какое безнравственным? Ответы учащихся. Безнравственный - нарушающий принципы нравственности, морали; противоречащий правилам морали.
Психолог. Особое место в нравственности занимают так называемые общечеловеческие принципы, такие как: «Почитай отца и мать», «Не убий», «Не укради», «Не лжесвидетельствуй». Среди общечеловеческих принципов выделяется своей значимостью «золотое правило морали», которое гласит: «Относись к другому человеку так, как если бы ты хотел, чтобы он относился к тебе».
Нравственность есть гармоничное сочетание в людях таких качеств, как честность, любовь, откровенность, искренность, доброта и доброжелательность, бескорыстие, милосердие, трудолюбие, любовь к природе и детям, уважение к женщине и старости.
Исходя из этого, какие мы можем назвать общие моральные нормы? Ответы учащихся: честность, правдивость, обязательность, искренность, верность, преданность, надежность, благожелательность, доброжелательность, непричинение зла другим людям, непричинение ущерба частной или общественной собственности, благодетельность, совестливость, порядочность, благодарность, ответственность, справедливость, терпимость, сотрудничество.
А что может быть противоположностью нравственности? Ответы учащихся: лживость, ненависть, замкнутость, ханжество, жадность, злопыхательство, корыстолюбие, жестокосердие, прагматическое отношение к природе и ее ресурсам, безразличие к детям, пренебрежение к женщине и старости, эгоцентризм, как превознесения интересов своего «Я» над общественными и пр.
Психолог. Хорошо, мы разобрались с понятиями нравственности и безнравственности. Далее я хотела бы несколько слов сказать о нарушении моральных или нравственных норм. Часто мы не задумываемся, что какие-то наши поступки могут причинить вред другому человеку – будь то шутка, розыгрыш, или просто желание выглядеть лучше или выгородить себя – тем не менее, это может повлечь за собой непоправимые последствия. К сожалению, некоторые члены общества нарушают моральные нормы и совершают аморальные поступки. Примеры детей. Совершив однажды аморальный поступок (проступок), не осознав его, не исправившись, человек может совершить и более серьезное деяние – правонарушение. Что это? Правонарушение – антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законодательством и влекущее наказание. Человек иногда и не знает, не задумывается, что совершает правонарушение, но всем известно, что незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение. Например, чтобы избежать контрольной работы, мальчик решил пошутить - позвонил в школу и сказал, что в школе заложена бомба. Конечно же, в полиции тотчас же отреагировали на сообщение о теракте, и в школу прибыла следственно-оперативная группа с кинологом и служебно – розыскной собакой. Примчались пожарные, скорая помощь и группа МЧС. И, наверное, видя все это, мальчик и сам уже жалеет о своем глупом поступке. Ах, если бы можно было все вернуть назад. Но, нет, преступление совершено и за него придется отвечать.
Что это? Шутка или правонарушение? Это правонарушение, статья Уголовного кодекса. Этому мальчику придется отвечать по закону.
Психолог. А вы считаете себя нравственными людьми? Сейчас мы определим, какой уровень нравственной культуры у каждого из вас.
АНКЕТА-ТЕСТ «НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
1. Вы переживаете как свою боль, горе, слезы любого человека, независимо от того, знаете его или нет?
2. Вы радуетесь успеху, удаче другого человека как своей собственной?
3. Вас не просят о помощи, но видя, что в ней нуждаются, вы оказываете ее, не ожидая ни похвал, ни благодарности?
4. Вы переживаете неудачи, неприятности других как свои собственные?
5. Если вас просят помочь, вы с готовностью приходите на помощь?
6. Вы охотно, с большим удовольствием оказываете услугу, помощь, поддержку нуждающимся?
7. Вы замечаете горе, боль другого человека и предлагаете помощь с тем, чтобы прослыть добрым человеком?
8. Обычно вы не замечаете тяжелого состояния окружающих, и если просят о помощи, вы не отказываете?
9. Вы замечаете плохое самочувствие или настроение другого человека, но оно вас не тревожит?
10. Вас просят о помощи, но вы отказываете, ссылаясь на нехватку времени, перегруженность, отсутствие средств помощи?
11. Приходилось ли вам говорить: «Так ему и надо. Он свое заслужил»?
Результаты. Ответы-утверждения с 1 по 5 свидетельствуют о высоком уровне нравственной культуры; с 6 по 8 - об адаптивном уровне; с 8 по 11 - о низком уровне нравственной культуры.
Обсуждение результатов.
Психолог. Что же делать нам, чтобы не совершать серьезных проступков или даже правонарушений?
Я бы предложила следовать кодексу нравственного закона, который состоит всего из 4 пунктов
1. Любовь – (доброта, благожелательность, милосердие, сострадательность и т.п.).
2. Терпимость – (прощение, великодушие, сдержанность, уступчивость, снисходительность и т.п.)
3. Скромность
4. Совесть – (самокритичность, честность, добросовестность, способность к раскаянию и т.п.).
А самое главное, прежде чем что-то сделать по отношению к другому человеку – поставьте себя на его место и подумайте, как он будет себя чувствовать, каково ему будет. И еще раз я бы хотела повторить золотое правило морали «Относись к другому человеку так, как если бы ты хотел, чтобы он относился к тебе».