Где живут дети без родителей. Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это кто? Права и защита детей, оставшихся без попечения родителей

Дети, которые в связи с жизненными обстоятельствами остались без родительского внимания и заботы, должны быть обеспечены защитой государственных органов. Их определяют в приемные семьи либо в специализированные учреждения, где за ними будет осуществляться надзор и уход. Кроме того, несовершеннолетние в данном случае не считаются сиротами, а только детьми, которые остались без родительского попечения, потому что законные представители ограничены или лишены прав, не исполняют свои обязанности. Сиротой можно назвать только того ребенка, который потерял и отца, и мать, потому что они умерли.

Определение

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний, который остался без заботы, внимания и материального обеспечения последних, в связи с тем, что они были лишены или ограничены в правах на него, уклоняются от воспитания, длительно отсутствуют, не забирают его из образовательного учреждения.

Вопросами по устройству таких детей в приемные или патронатные семьи либо в специализированные учреждения занимаются государственные социальные службы. Они должны выявлять таких несовершеннолетних, вести их учет, а также осуществлять контроль за их дальнейшей жизнью, питанием и развитием, если последние были переданы для воспитания другим людям.

Устройство

Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, определяются в специализированные учреждения для того, чтобы они могли нормально питаться, развиваться и получать образование.

Существует несколько форм для устройства несовершеннолетних:

  • опека или попечительство;
  • усыновление, удочерение;
  • патронатная или приемная семья.

В случае если такие возможности определения детей отсутствуют, то они должны быть переданы в специальные учреждения. Последние могут быть следующих видов:

  • детские дома;
  • интернаты;
  • социально-реабилитационные центры и приюты.

Ст. 155 кодекса о семейных отношениях говорит о том, что перечень таких учреждений может быть также дополнен иными некоммерческими организациями, которые будут осуществлять свои главные функции в виде надзора за такими несовершеннолетними.

В данном случае помощь детям, оставшимся без попечения родителей, обеспечивается государством в лице специальных социальных служб, которые занимаются их устройством в приемные и патронатные семьи, а также в специализированные интернаты и временные приюты.

Сроки

Органы опеки вправе определить несовершеннолетних в указанные учреждения для постоянного или временного проживания.

В том случае, когда ребенок помещен в детский дом на неустановленный период, то все обязанности по уходу, питанию и его содержанию ложатся на данную организацию.

Если же несовершеннолетнего определили в интернат временно, то за законными представителями, опекунами, попечителями сохраняются все права. При этом у данных лиц обязательно должны быть уважительные причины (тяжелое заболевание, длительная командировка), в связи с которыми они не могут должным образом следить и ухаживать за детьми.

В независимости от того, временно или постоянно ребенок будет находиться в специализированном учреждении, органы опеки составляют соответствующий акт при его передаче в указанную организацию.

Главные обязанности

На органы опеки возложены следующие функции:

  • обеспечение устройства несовершеннолетнего в специализированную организацию, где он будет получать образование, находиться под присмотром и на полном содержании;
  • осуществление контроля за деятельностью учреждения, где проживают маленькие граждане.

До того момента, пока ребенок не станет совершеннолетним, он будет находиться под их пристальным вниманием и надзором.

Защита детей, оставшихся без попечения родителей, полностью ложится на органы опеки, которые таким образом выполняют свои главные функции.

Помощь

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний гражданин, который вправе получать питание, образование и жилье от государства, потому что он лишился заботы родных и близких людей. Подобную помощь детям оказывают государственные органы, которые их передают в специализированные приюты и интернаты. Для этого и существуют социальные службы. Кроме того, каждый неравнодушный человек может помочь детям, обратившись для этого в специализированное учреждение.

Данные

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний, который находится в банке учета детей, которые нуждаются в помощи и защите. Для того чтобы получить какую-либо информацию о несовершеннолетних либо при желании их взять для воспитания в семью, необходимо обратиться к региональному оператору. На сайте банка есть анкеты малышей, вместе с фотографиями и краткими сведениями.

Данные о детях, оставшихся без попечения родителей, существуют для учета специализированными органами, которые осуществляют контроль за ними, а также для реализации прав граждан, желающих взять ребенка для воспитания в семью или усыновить.

Формы

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний, который нуждается в заботе и помощи государства. В данном случае его определением в интернат или приют будут заниматься специализированные органы.

Существует несколько форм устройства несовершеннолетних, лишившихся поддержки близких людей:

  • усыновление или удочерение, которое производится после оформления всех необходимых документов, представляет собой принятие ребенка на правах кровного родства, после чего от него уже невозможно отказаться;
  • опека - устанавливается над малышом до 14 лет, после этого возраста возможно только попечительство; подразумевают под собой проживание несовершеннолетнего с людьми в их доме под постоянным контролем социальных служб;
  • приемная семья - малолетние передаются гражданам после оформления договора; заменяет нахождение последних в специальной организации.

Поддержка государства

Права детей, оставшихся без попечения родителей, ни в коем случае не должны быть нарушены. Поэтому существует государственная поддержка, направленная на их защиту. Дети в данном случае имеют следующие права:

  • на образование;
  • на медицинское обслуживание;
  • на получение жилья;
  • на осуществление трудовой деятельности.

Защита детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется с помощью государственных органов опеки, благодаря которым ребенок сможет обрести новую и крепкую семью, которая лучше прежней сможет позаботиться о нем и его будущем.

Труд

Несовершеннолетние граждане, лишенные родительского попечения, при обращении в службу занятости должны быть поставлены на учет в качестве безработных с назначением пособия, которое будет соответствовать уровню средней зарплаты региона. При этом данные лица имеют право пройти профессиональную подготовку с назначением стипендии. Кроме того, если при трудоустройстве работодатель нарушит их права, то он будет нести ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Медицинское обслуживание

Детям, оставшимся без родительского попечения, и сиротам гарантируется бесплатная помощь в случае их болезни. Кроме того, они имеют право на лечение за пределами РФ при наличии достаточных медицинских показаний после обследования, которое будет проведено за счет денег из федерального бюджета. Также указанные несовершеннолетние граждане направляются в оздоровительные лагеря на безвозмездной основе.

Получение жилья

Дети, которые остались без попечения родителей, и сироты должны находиться в специализированных учреждениях, в которых за ними будет осуществляться надзор и контроль со стороны органов опеки. После достижения указанными лицами 18 лет, они имеют право на предоставление им благоустроенного жилья. Кроме того, оно должно быть в состоянии, пригодном для проживания. Возможность получения жилья сохраняется за данными лицами даже после исполнения последним 23 лет.

Судебная защита

В том случае, если нарушаются права детей, оставшихся без родительского попечения, и сирот, то их законные представители и прокурор вправе обратиться в вышестоящие инстанции для восстановления социальной справедливости. При этом данные граждане могут обратиться в суд, который находится по их месту жительства.

Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется профессиональными юристами на безвозмездной основе, потому что такое правило установлено законодательством РФ.

Прокурор при обращении в судебный орган всегда исходит из того, что граждане из тех детей, которые лишились родителей, в силу своего трудного материального положения не могут самостоятельно сделать этого. Кроме того, они нуждаются в защите государства.

Организации

Виды учреждений для детей, которые лишились родительского попечения, достаточно сильно отличаются друг от друга, и каждое имеет свое назначение.

К организациям, где содержатся несовершеннолетние, относятся:

  • образовательные, где они обучаются и воспитываются;
  • социального обслуживания, в случае наличия у ребенка выраженных умственных и физических недостатков;
  • системы охраны здоровья.

Учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, не всегда могут обеспечить им полноценное образование и развитие, поэтому органы опеки всегда стараются найти для каждого такого малыша хорошую семью.

Данные организации существуют нескольких видов:

  • социальный приют предназначен для временного пребывания;
  • дом ребенка, куда помещаются малолетние до трех лет, в том случае если их оставили после рождения, для помощи матерям-одиночкам;
  • школа-интернат, где несовершеннолетние проживают и учатся;
  • детский дом - специализируется как учреждение для ребят различного возраста.

Кроме того, не сильно впечатляют темпы устройства маленьких граждан в семьи. Поэтому число детей, оставшихся без попечения родителей, становится все больше. Также не каждого ребенка можно взять для воспитания в семью в связи с различными медицинскими показаниями, иногда ему лучше будет находиться под контролем специалистов коррекционного учреждения.

В последнее время Даугавпилс в массовом порядке покидают молодые люди в поисках лучшей жизни, а вернее, в надежде заработать, они уезжают за границу. Впору распевать задорную песенку, слегка изменив слова: "Мой адрес не дом и не улица, мой адрес - Евросоюз!" Так-то оно так, и все бы ничего, но в родном городе остаются дети, причем остаются на долгие годы. А дети без родительского примотра могут вырасти такими, что никакие заработанные на чужбине деньги не будут в радость.

Не секрет, что среди подростков выросла наркозависимость. Нередко в квартирах, где живут оставленные на произвол судьбы подростки, создаются притоны. Мамы и папы рады бы остаться в родном городе рядом с детьми, но не всегда удается найти работу с нормальной оплатой труда. Что же делать? Какие самые необходимые меры предосторожности следует принять, покидая детей? На эти вопросы отвечает инспектор полиции порядка Светлана Федорова.

*У каждого возраста свои кошмары *

За последние 4-5 лет ужасающе возрос процент невротических расстройств у детей уехавших на заработки в Европу родителей, хотя ребята и растут в хороших условиях, любимы и избалованы.

Малыши 3-5 лет заметно реагируют на расставание с одним из родителей или с обоими; они испуганы и чувствуют себя незащищенными, страдают от ночных кошмаров. У них развивается страх расставания.

У ребят в возрасте 7-8 лет наблюдаются депрессивные реакции, ночные фобии вплоть до приступов пароксизма.

У 9-12-летних встречаются навязчивые идеи, суеверия, частые кошмары. Они представляют себе родителей мертвыми, больными, жертвами несчастных случаев, потому что боятся никогда не увидеть своих родителей снова. Из-за тревоги начинаются проблемы в поведении и учебе.

Подросткам лучше удается придать смысл случившемуся; они видят в отъезде родителей положительную сторону. Их внимание обращено скорее к самим себе как личностям и к собственным отношениям с людьми; их занимает собственная свобода и сексуальность.

Однако такие ребята входят в группу риска, не защищены перед проблемами, связанными с употреблением алкоголя и наркотиков.

Психологи обращаются к родителям, уехавшим и намеревающимся уехать: „Если копнете глубже в душах ваших детей, найдете пугающие вещи. Верните им детство!"

Учителя утверждают: дети, оставшиеся без родительского присмотра, получают очень много свободы, которой пользуются неэффективно (развлечения, дискотеки, ночные клубы, сомнительные заведения).

В случае отъезда одного родителя, ребенок оставлен на попечении другого. В таких семьях ситуация относительно стабильная, ученики имеют моральную поддержку как дома, так и в школе. Но если отсутствуют оба родителя, о детях заботятся дедушки, бабушки, родственники, соседи, опекуны – лица, менее близкие. После первых разногласий ребята предпочитают обходиться без них. В результате – опоздания на уроки, подавленность, неверие в себя, употребление алкоголя и наркотиков.

Утраченные иллюзии

Игодда отъезд родителей – такой многообещающий вначале, ведет к потере семьи. Пережитый опыт оставляет отрицательные следы на психическом здоровье оставленных детей.

Что же происходит с ребенком, для которого долгие годы родители - это лишь фотографии, голос в телефонной трубке и дорогие подарки?

Для маленького человечка мама – часть его самого. Известный всем родителям кризис трехлеток, не что иное, как первая попытка малыша осознать тот факт, что он – отдельная личность. Но это лишь крошечный шажок на пути взросления. Полностью отделиться от опеки ребенок сможет намного позже, после восемнадцати, а то и двадцати лет. До этого возраста родители для него - та самая стена, на которую он всегда может опереться в случае необходимости. Для ребенка это такой же непреложный факт, как необходимость есть, спать или дышать.

Легче всего воспринимают длительный отъезд родителей дети из больших сельских семей. В таких семействах родительские роли равномерно распределены между братьями и сестрами: старшие следят за младшими, у каждого есть своя часть работы по дому, которую просто не на кого свалить.

Намного сложней приходится ребенку-одиночке. Для него любые объяснения о том, что “у нас не хватает денег” - абстракция, которую он еще не может осознать. Пытаясь справиться с напряжением, вызванным необходимостью смириться с неотвратимыми изменениями, ребенок начинает по-своему объяснять себе факт отъезда.

Глубины души

Чаще всего отъезд родителей на заработки означает для малыша не что иное как предательство! Ребенок обижается на маму-папу, в его душе бушуют сильные чувства – обида, злость. Проблемы начинаются с того момента, как агрессия, рвущаяся наружу, сталкивается с внутренним цензором ребенка: родители – это табу, боги, которые не могут быть виноваты. Понять и объяснить себе или окружающим, что с ним происходит, ребенок еще не может и поэтому решает, что отъезд родителей - только его вина. Если бы он был лучше, умнее, послушнее, то родители, конечно же, остались бы дома. Чувство вины растет как снежный ком, ребенок становится неуверенным, замкнутым и малообщительным. Некоторые дети, отчаявшись обратить на себя внимание своими успехами, скатываются в другую крайность – мечтая добиться хоть какой-нибудь реакции родителей, они перестают слушаться, ведут себя вызывающе, эпатажно.

Родителям стоит помнить и о том, что на сильные переживания малыш может отреагировать и различными заболеваниями – проблемами желудочно-кишечного тракта, аллергией, кожными высыпаниями, частыми простудами. Это – следствие задавленного внутри стресса.

Пожалуй, единственный вариант, когда отъезд родителей на заработки - благо для ребенка, ситуация, когда в семье царит ложь. Для малыша, прекрасно читающего настоящие взаимоотношения родителей, внешняя видимость, когда взрослые стараются “держать марку”, – не более чем видимость. Малыш, чутко ощущая злость, обиду близких людей, вынужден не доверять своим собственным чувствам, слушая бодрые слова взрослых. Такая двойственность очень быстро приводит к психологическим проблемам и даже к психическим заболеваниям. Избавление от таких семейных отношений один из выходов для ребенка.

Жажда любви

В полноценной семье ребенок учится переживать эмоции, управлять ими, понимать реакции других людей. Лишенные такого багажа люди впоследствии не понимают своих эмоциональных реакций, в глазах других людей они выглядят роботами, занятыми лишь карьерой и внешними проявлениями успеха. Их называют “толстокожими”. Это – один из возможных вариантов психического развития малышей, чьи родители уехали на заработки. Однажды обманутые в своей жажде любви, они всю жизнь не могут переступить внутренний страх, предпочитая держать людей на расстоянии, лишь бы не испытывать боль, пережитую ими в детстве из-за отсутствия родителей. Частично это можно сгладить до бесконечности повторяемыми объяснениями в любви, но, к сожалению, любые слова не исправят ситуации прошлого.

…Девочку уже четыре года воспитывала бабушка, в то время как мама уехала на заработки. К девяти годам у ребенка развился тяжелый невроз, проявляющийся тиками. Да, она скучала по маме, как и любой ребенок, но одно с другим родственники не очень связывали. Проблема в том, что ребенок, в отличие от взрослого, не может прийти к психологу и сказать - у меня депрессия, мне тревожно.

У детей напряжение проявляется через поведение, эмоции - многие кусают ногти, начинается энурез. Они могут вести себя неадекватно – дергаться, убегать из дома, отказываться общаться.

Ребенок не может осознать, что значит - “мама вернется”. Если его оставляют с бабушкой, которая нянчила его с младенчества, и привязанность ребенка к ней больше, чем к маме, то ему легче перенести отъезд. Но в любом случае отъезд родителей вызывает ощущение потери. То же самое происходит с детьми, попавшими из семьи в детдом. Таким детям в дальнейшем тяжело установить отношения привязанности в своей собственной семье.

А если иначе не выжить ?

Если же вы взвесили все “за” и “против” и поняли, что отъезда не избежать, необходимо подготовиться к нему заранее.

Во-первых, с тем человеком, с которым будет оставаться ребенок (бабушка или тетя), нужно обеспечить длительный контакт, чтобы ребенок успел привыкнуть. Это нужно начинать делать не менее чем за полгода до отъезда. В идеале - пожить это время вместе, одной семьей, чтобы у ребенка была возможность сменить объект привязанности.

Во-вторых, уезжая, нужно оставить дома как можно больше напоминаний о себе – фотографии, вещи родителей. Попробуйте поступать так же, как с малышом, который первый раз идет в детский сад - ему в кармашек очень полезно положить какую-то бумажку, имеющую отношение к маме-папе, например, самый обычный талончик, чтобы ребенок клал руку в карман и натыкался на памятку о родителях.

В-третьих, желательно звонить и разговаривать с ребенком каждый день или хотя бы через день. Чем чаще – тем лучше.

В-четвертых, постарайтесь найти такую работу, чтобы уезжать не сразу на пять лет, а, скажем, хотя бы на год через год.

Но даже при правильном подходе к отъезду остаются проблемы. Дело в том, что если у человека пропадает объект здоровой зависимости – родители, близкие люди, то заменой могут стать компьютеры, наркотики, алкоголь или игровые автоматы.

Нужно правильно расставлять акценты - нужен ли будет потом этот дом, купленный на заработанные деньги, если рядом окажется наркоман, в которого превратился твой собственный ребенок?

Учебное пособие для повышения квалификации сотрудников органов опеки и попечительства

К читателю

Автор сознательно не употребил в заголовке пресловутое слово «статус», применительно к ребёнку, оставшемуся без попечения родителей. Употребление данного «термина», который никак и нигде не определён ни в одном нормативном акте, лишь путает специалистов сферы защиты детства и заставляет каждый раз переспрашивать: что вы имели в виду, когда говорили, что у этого ребёнка «нет статуса»?

Предлагаю сразу договориться: «статус» есть у каждого ребёнка, оставшегося без попечения родителей. «Статус» этот так и называется - ребёнок, оставшийся без попечения родителей, то есть, иными словами, ребёнок может быть или оставшимся без попечения родителей (и именно об этом данное пособие) или такое попечение имеющим, со стороны родителей (родителя) или лиц их заменяющих (усыновителей).

При обучении с использованием данного пособия слушателям рекомендуется иметь с собой на занятиях текст Семейного кодекса РФ.

Откуда берутся дети

Дети остаются без попечения родителей по самым разным жизненным обстоятельствам, многие из них прямо указаны в законе , часть - «прячется» в формулу «а также в иных случаях утраты родительского попечения».

Изменения в Семейный кодекс в связи с принятием ФЗ «Об опеке и попечительстве» добавили в этот перечень также случаи, когда родители своим действием или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей, либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию. В подобных ситуациях и ранее ребёнка отбирали из семьи, но теперь это прописано в законе отдельной нормой.

Итак, дети остаются без попечения родителей в следующих случаях.

· родители (единственный родитель) умерли;

· родители ребёнка неизвестны (подкидыши, найдёныши) ,

· родители лишены родительских прав;

· родители ограничены в родительских правах;

· родители признаны недееспособными;

· родители больны настолько, что не могут осуществлять родительское попечение;

· родители длительно отсутствуют;

o в том числе, родители признаны (судом) безвестно отсутствующими;

· родители уклоняются от воспитания детей;

· родители уклоняются от защиты прав и интересов детей;

o в том числе, когда отказываются взять своих детей из какого-либо учреждения (отказники) ;

o или когда родители не берут своих детей из учреждений, формально не отказываясь это ;

o или одинокая мать ребёнка, оставившая его на полное государственное попечение не поддерживает контактов (не принимает участия в его воспитании) с ребёнком ;

· родители действием создают угрозу жизни и здоровью ребёнка ;

· родители бездействием способствуют созданию угрозы жизни или здоровью ребёнка ;

· родители препятствуют нормальному воспитанию или развитию детей ;

· все иные случаи отсутствие родительского попечения:

o в том числе заключение родителей под стражу или назначение приговором суда наказания, связанного с лишением или ограничением свободы.

Возможны также различные комбинации причин, по которым ребёнок оказался без попечения родителей. Например, мама лишена родительский прав, отец - в местах лишения свободы. Или: отец - погиб, мать - помещена в больницу.

Следует учитывать, что законодательство не устанавливает исчерпывающего перечня случаев, когда ребёнок будет считаться оставшимся без попечения родителей. Приводится лишь один признак того, что ребёнок является оставшимся без попечения родителей - отсутствие такого попечения. По любой, в том числе и уважительной, причине. Для признания ребёнка оставшимся без попечения родителей, причина, по которой, утрачено родительское попечение значения не имеет.

Абсолютно все дети, оставшиеся без попечения родителей, за исключением тех детей, которые находятся на попечении (фактически находятся) у своих родственников , должны найти защиту у органов опеки и попечительства, которые должны немедленно принять на себя функции по законному представительству ребёнка, и предпринять меры к его устройству.

Важно отметить, что и в случае, когда несовершеннолетний оказался «под присмотром» родственников (но не родителей), ребёнок всё равно будет считаться оставшимся без попечения родителей, и органу опеки и попечительства необходимо всё равно осуществлять защиту прав и интересов этого ребёнка, за исключением обязанности немедленно обеспечивать такую защиту до устройства ребёнка (то есть, например, немедленно обеспечить безопасное содержание и воспитание – т.е. передавать ребёнка в приют, иное учреждение). Вопрос о жизненном устройстве ребёнка всё равно остаётся открытым, и ответственность за такое устройство с органа опеки не снимается.

Важно подчеркнуть, что никакого «разделения ответственности» или «разграничения прав и обязанностей» между учреждением и, например, патронатными воспитателями не может быть. Законодательство не допускает «разграничение» прав и обязанностей законного представительства подопечного между разными субъектами . Скажем, родители имеют равные права и обязанности в вопросах представительства несовершеннолетних, и должны действовать солидарно. Никакого «разграничения» в данном случае закон не допускает. Даже если супруги договорились, что один из них «отвечает» за учёбу ребёнка, а другой, скажем, за здоровье, данное «разделение» не является юридически значимым. Родители остаются равно ответственны за все аспекты жизни ребёнка и остаются совместно его законными представителями в суде, в гражданских правоотношениях .

Тем более, недопустимо «разделение ответственности» между различными по своей природе субъектами семейных правоотношений. Учреждение, передающее ребёнка «на патронат» не вправе ни делегировать свои полномочия в отношении ребёнка, ни снимать с себя ответственность. Участие в данном процессе органа опеки и попечительства никак не меняет ситуацию.

Кроме того, суть взаимоотношений учреждения, занимающегося передачей детей на патронатное воспитание и патронатных воспитателей - отношения трудовые. В данном случае законодатель не допускает никакого делегирования ответственности от организации-работодателя работнику. Не шофёр, а автобаза отвечает за случившееся ДТП, не продавец за прилавком, а магазин - за некачественный товар, за неправильно проведённую электропроводку будет отвечать не монтёр, а организация в которой он работает т.п.

Учреждение не вправе делегировать функции и полномочия «государственного опекуна» кому бы то ни было. Оно может их только передать в полном объёме другому законному представителю по решению органа опеки и попечительства, что и происходит при устройстве ребёнка.

В таком случае, если полномочия законного представительства переданы от учреждения гражданину, «патронат» будет являться формой устройства. Если законным представителем остаётся тот же субъект (детский дом, например) - устройства ребёнка не происходит.

Важно отметить, что закон допускает устройство ребёнка в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей лишь в случае, если его невозможно устроить в семью. Это значит, что ребёнок, находящийся в организации для детей, оставшихся без попечения родителей во всякое время может и должен быть передан в семью, как только появится такая возможность (под опеку, попечительство, на усыновление).

Законное представительство

«Законное представительство» как термин, законодательством не определён, однако, анализируя случаи его применения в различных нормативных актах, можно сделать вывод, что под «законным представительством» нужно понимать деятельность, направленную на защиту, установление, исполнение, реализацию прав и интересов лица недееспособного, в том числе недееспособного в силу своего возраста - ребенка - осуществляемую тем или иным лицом (законным представителем) в силу закона.

Признаками законного представительства ребёнка будет являться наличие у законного представителя прав, в широком смысле, определять судьбу ребёнка: каким образом его воспитывать, чему учить, как именно заботиться о его здоровье, как организовать его образование, как обустроить быт ребёнка и т.д. - все эти вопросы в совокупности и являются деятельностью по законному представительству ребёнка, оставшегося без попечения родителей.

Отметим, что важным признаком законного представительства ребёнка является не непосредственное исполнение обязанностей, например, по воспитанию или образованию, но принятие решения об этом. Скажем, попечитель может определить, что дальнейшее воспитание 15-тилетнего парня будет происходить в Суворовском училище. Или детский дом направляет ребёнка заниматься в художественную школу; родители решают, что их ребёнка будет несколько дней в неделю забирать в свой дом бабушка и т.п. При этом передачи законного представительства не происходит.

Подытоживая, ещё раз поясним, что устройством ребёнка будет являться не физическое перемещение ребёнка из одного места в другое (даже из учреждения в семью), а передача прав и обязанностей законного представительства от одного субъекта к другому. При этом «разделение» полномочий или ответственности по законному представительству несовершеннолетнего недопустимо.

Что такое семейное устройство

Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает следующие виды устройства детей, оставшихся без попечения родителей: передача в семью на воспитание (усыновление, опека или попечительства, в приёмную семью, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности - в организации для детей, оставшихся без попечения родителей.

В зависимости от того, какому именно субъекту передаются права и обязанности законного представительства ребёнка, выделяют:

· семейное устройство и

· устройство институциональное, либо, попросту, устройство в учреждение, организацию, предназначенную для постоянного проживания детей.

Усыновление - это передача всех без исключения прав и обязанностей законного представительства ребёнка, принадлежавших его родителям, усыновителям или усыновителю. С этой формой устройства, обычно, проблем не возникает, все её понимают правильно.

Сложнее с опекой или попечительством.

Опека (попечительство) как форма семейного устройства

Принятый федеральный закон «Об опеке и попечительстве» внёс важное изменение в структуру семейных форм устройства. С 1 сентября 2008 года (со дня вступления закона в силу), фактически, все остальные семейные формы устройства ребёнка будут сведены к тому или иному варианту опеки или попечительства.

Таким образом, приёмная семья , известная в отечественном законодательстве с середины 90-х годов, как нечто отдельное, особое, будет представлять собой форму опеки (попечительства) по договору об осуществлении опеки (попечительства).

В свою очередь субъекты федерации должны привести в соответствие с вновь принятым законом свои нормативные акты, касающиеся патроната. Статья 14 упомянутого закона прямо относит патронат (патронатное воспитание, патронатную семью) к видам установления опеки или попечительства по договору.

При этом опека определена законодателем, как «форма устройства малолетних граждан… при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия» (часть 1 статьи 2 упомянутого закона).

Законодательство не допускает «разделения полномочий» по опеке и попечительству. Кроме того, с принятием данного закона, к субъектам договора о патронате (патронатным воспитателям, патронатным родителям) должны предъявляться те же требования, как и к опекунам (попечителям), а их полномочия по законному представительству детей возникают с момента издания акта об установлении опеки или попечительства.

Аналогично и с приёмной семьёй: полномочия приёмных родителей возникают, как и у опекуна, с момента принятия акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя и только в силу данного акта.

Передача ребёнка в семью - не всегда семейное устройство

Семейной форма устройства названа потому, что функции законного представительства передаются в семью, гражданам. И в этом смысле необходимо отличать случаи, когда ребёнок, хотя и передаётся физически в семью, но при этом юридически остаётся воспитанником учреждения.

Такие случаи предусмотрены законом . Ребёнок, находящийся в учреждении может быть передан временно в семью граждан , проживающих на территории Российской федерации. Такая передача возможна для обеспечения гармоничного развития ребёнка, не может превышать по срокам один месяц, и осуществляется по распоряжению руководителя учреждения.

Если имеются какие-либо исключительные обстоятельства, срок временного пребывания ребёнка в семье может быть продлён до трёх месяцев, но лишь с согласия органа опеки и попечительства.

Законодатель прямо подчёркивает, что подобная передача ребёнка - не является формой устройства детей. И права, и обязанности законного представителя ребёнка остаются за организацией, под надзор которой ребёнок помещён.

Таким образом, семейной формой устройства является передача прав и обязанностей законного представительства несовершеннолетнего в семью (или отдельному гражданину). Формами семейного устройства являются усыновление и различные виды опеки или попечительства (собственно, опека или попечительство, опека или попечительства по договору различной формы, в том числе о приёмной семье или патронате). Важным признаком именно семейной формы устройства является назначение законного представителя - физического лица - ребёнку, оставшемуся без попечения родителей актом государственного органа (судебным решением, актом органа опеки и попечительства), в порядке, установленном законом.

Устройство в учреждение . Какое?

Необходимо обратить внимание, что само по себе помещение ребёнка в какое-либо учреждение не будет являться автоматически его устройством. Так, не будет являться устройством ребёнка и не повлечёт передачу прав и обязанностей по законному представительству, помещение ребёнка, отобранного органом опеки и попечительства у родителей, в приют, в центр временного пребывания несовершеннолетних. Не будет являться устройством ребёнка временное помещение одинокой матерью своего ребёнка в детский дом (ключевое слово в данном случае - «временное»). Права и обязанности законного представителя сохраняются у того субъекта, у которого они были первоначально.

Права и обязанности организации, куда помещён ребёнок, возникают лишь с момента и в силу акта органа опеки и попечительства об устройстве ребёнка в указанную организацию.

Законодатель впервые более или менее чётко очертил и расширил круг организаций, в которые может быть помещён под надзор ребёнок. Во-первых, это образовательные организации, затем, медицинские, организации, оказывающие социальные услуги, а также некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы.

Требования к подобным организациям будут установлены Правительством Российской Федерации. До этого момента законодатель позволил продолжать действовать и иным интернатным организациям для детей, оставшихся без попечения родителей, существующих в настоящее время.

Выбор организации для устройства ребёнка осуществляет орган опеки и попечительства, и никто иной.

Практика «путёвок», выдаваемых органами образования, не отменяет этого права. Ребёнок, нуждающийся в медицинской помощи (прежде всего, психиатрической) должен быть помещён в медицинский стационар, ребёнок, остро нуждающийся в социальной реабилитации в особых условиях - в организацию социальной защиты, в остальных случаях - в образовательную организацию.

Выбор негосударственной организации для устройства ребёнка должен осуществляться органом опеки и попечительства в строгом соответствии с интересами ребёнка , с обязательным учётом не только специализации такой организации, но и того факта, кем она учреждена, в чьих интересах она действует.

Поскольку Конституция РФ устанавливает светский характер государства, а также свободу вероисповедания , передача ребенка, не исповедовавшего никакой религии (либо, исповедовавшего другую религию), в религиозную организацию (организацию, созданную при церкви, мечети, синагоге) может вызвать обоснованные вопросы у контролирующих органов и прокуратуры. Спорным, и вряд ли допустимым, будет передача младенца в религиозную организацию.

Орган опеки и попечительства, определяя судьбу ребёнка, должен учитывать и то, кем финансируется данная некоммерческая организация, куда помещается ребёнок, какие образовательные программы реализует данная организация, насколько прозрачны цели её деятельности, имеется ли опыт у данной организации по надзору за детьми, оставшимися без попечения родителей и т.п.

Единственным аргументом для выбора организации, куда передаётся ребёнок, являются интересы ребёнка. Ничто, при выборе вида организации, куда направляется ребёнок, не имеет большего значения, чем забота о будущем несовершеннолетнего.

Выбор формы устройства: ограничения

Форма и вид устройства ребёнка определяются органом опеки и попечительства с тем, чтобы был обеспечен приоритет семейных формустройства ребёнка .

Все формы устройства могут быть применены к любому ребёнку, оставшемуся без попечения родителей, за исключением усыновления, которое возможно не во всех случаях.

В частности, усыновить ребёнка, можно в случаях, когда:

· родители неизвестны (ребенокподкинут, найден);

· родители умерли;

· родители признаны судом безвестно отсутствующими или умершими;

· родители признаны судом недееспособными;

· родители лишены родительских прав более чем за 6 месяцев до принятия решения судом об усыновлении ;

· по причинам, признанными судом неуважительными, более 6 месяцев родители не проживают с ребёнком и уклоняются от его воспитания и содержания;

· родители дали согласие на усыновление (для родителей, не достигших на дату подписания согласия 16-ти лет - необходимо ещё и согласие их законных представителей).

Дети, родительское попечение которых утрачено по иной причине, усыновлению не подлежат, хотя и остаются детьми, оставшимися без попечения родителей и для них остаются доступными все иные формы устройства ребёнка: под опеку (попечительство), в приёмную или патронатную семью, и лишь в случае, если семейное устройство невозможно - в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей.

Пожалуй, единственным «абсолютным» ограничением при выборе формы устройства является мнение самого ребёнка. Недопустимо , например, усыновление, если ребёнок, достигший 10-ти лет, против него возражает . При этом органам опеки надлежит тщательным образом выяснить мотивацию ребёнка, для чего привлечь при выяснении мнения ребёнка педагогов, психологов.

Необходимо также учитывать, что мнение ребёнка не достигшего 10 лет также подлежит выяснению, и, если это возможно, учитываться при решении вопроса о выборе формы его устройства .

Устройство ребёнка: возможности

Любой ребёнок, оставшийся без попечения родителей по любой причине должен быть, по возможности, устроен в семью как можно скорее.

К сожалению, бытует распространённое мнение, что всё-таки в некоторых случаях, ребёнок, оставшийся без попечения родителей, не может быть передан в семью. В таких случаях говорят, что «статус не определён» (в том смысле, что не готовы документы на ребёнка). Наличие или отсутствие документов, или заминка в их сборе не должны ограничивать право ребёнка жить и воспитываться в семье.

Даже подкидыш, не имеющий никаких документов, кроме свидетельства о рождении, уже может быть передан в семью. Строго говоря, даже до выдачи свидетельства о рождении такому ребёнку, он уже может быть передан, например, на предварительную опеку , в приёмную семью. Ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье уже по самому факту своего рождения, при этом не имеет значения, есть ли у него тот или иной документ или нет .

Другое дело, что в данном случае определённую сложность представляет найти замещающую семью. Но если есть граждане, готовые взять ребёнка прямо сейчас, несмотря на то, что у того «нет статуса», то ограничивать права ребёнка на семью недопустимо.

Замещающей семье в таком случае необходимо разъяснить все возможные трудности и варианты развития ситуации, чтобы граждане, принимая ребёнка в семью понимали, например, что его единственный родитель находится в местах лишения свободы, и может освободиться, в том числе досрочно и претендовать на воспитание этого ребёнка.

Следует также разъяснять гражданам возможность появления родственников ребёнка (бабушек, дедушек, братьев, сестёр, в том числе не известных ранее), которые могут претендовать на общение с ним .

При этом надо учесть, что ребёнок, родители которого юридически отсутствуют (найдёныш, подкидыш, а также оставленный матерью, если личность её не установлена) может быть усыновлён или передан на любую форму устройства в любой момент (в том числе сразу после выявления ).

Родственники ребёнка и их права на воспитание

Ошибочным является мнение, что при появлении претендующих на воспитание ребёнка родственников, ребёнок, уже переданный в семью «посторонних граждан», подлежит передаче родственникам. Закон не предусматривает такого основания прекращения опеки, как «появление родственников». В каждом конкретном случае вопрос должен решаться лишь исходя из интересов ребёнка и лишь таким образом, чтобы было достигнуто согласие между опекуном и претендующими на опеку родственниками, а также учтено мнение ребёнка (с 10 лет - в обязательном порядке). При этом родственники, претендующие на опеку (попечительство) над несовершеннолетним должны отвечать общим требованиям для опекунов (попечителей), установленным законом . Споры по данным вопросам решаются в судебном порядке по заявлению заинтересованного лица (включая ребёнка, достигшего 14-ти лет) .

Устройство детей иностранцев

Если мать, оставившая ребёнка в роддоме или больнице не предъявила документов, то данный ребёнок будет являться гражданином России по рождению, и у него юридически отсутствуют родители.

Если мать, написавшая согласие на усыновление своего ребёнка, имеет гражданство иностранного государства, такой ребёнок всё равно подлежит устройству в семью в соответствии с законами РФ.

В случае, если мать, предъявившая паспорт иностранного государства, оставила ребёнка в роддоме, не подписав согласия на усыновление, судьбу такого ребёнка определяют компетентные органы государства, гражданином которого является его мать. Для этого учреждение, где оставлен ребёнок, либо орган опеки и попечительства должны сообщить в посольство (консульство) той страны, гражданкой которой является мать ребёнка и в дальнейшем действовать по указанию посольства (консульства).

Если мать является гражданкой Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Армении, Украины, Киргизии, Молдавии, Азербайджана, Грузии или Туркмении, то орган опеки и попечительства вправе установить опеку в отношении ребёнка , но уведомить об установлении такой опеки посольство (консульство) указанных стран.

Усыновление иностранного гражданина допускается с согласия компетентных органов страны, гражданином которой является усыновляемый.

Дети, родители которых «исчезли»

Достаточно распространён случай, когда одинокая мать, оставившая ребёнка в детском учреждении на полное государственное обеспечение, не появляется в течение длительного времени, не общается с ребёнком, не проявляет к нему заботы. Орган опеки и попечительства должен контролировать судьбу таких детей и в случае, если мать не появлялась в течение длительного времени (по аналогии можно принять срок 6 месяцев) должен выяснять, по каким причинам мать не проявляет участия в судьбе ребёнка. В случае если найти мать не представилось возможным (по указанным ею адресам и телефонам найти её не удалось), либо было установлено, что она уклоняется от участия в судьбе ребёнка по явно неуважительным причинам, такой ребёнок должен быть оформлен как вновь выявленный ребёнок, оставшийся без попечения родителей .

В таком случае, организация, в которой находится ребёнок, должна письменно поставить в известность орган опеки попечительства, если его родители не общались с ребёнком в течение длительного времени . Для сбора таких сведений рекомендуется вести не только общий журнал посещений, но при личном деле воспитанника хранить данные о поступлении писем, звонков, посылок от родителей, их посещений ребёнка.

Как только такой ребёнок будет выявлен, как оставшийся без попечения родителей, он может быть передан на воспитание в семью (в том числе усыновлён). Отсутствие родительского попечения в течение 6 месяцев уже само по себе является основанием поставить вопрос об усыновлении ребёнка: его уже можно передавать на усыновление. При этом оценка причин, по которым родители уклонялись от воспитания ребёнка - прерогатива суда. В суд, при оформлении усыновления, должны быть представлены все имеющиеся доказательства того, что данные причины не являлись уважительными. Необходимость предварительно лишать таких родителей родительских прав отсутствует.

Распространённой ошибкой органов опеки и попечительства является лишение родительских прав родителей ребёнка и в том случае, если он уже может быть усыновлён без согласия родителей . Попытка лишить родительских прав в таком случае приводит лишь к задержке усыновления ребёнка, поскольку его усыновление становится возможным лишь по истечении 6 месяцев со дня лишения родительских прав .

Если отец ребёнка вписан в свидетельство о рождении со слов матери (имеется соответствующая справка органов ЗАГС), даже если данные такого «названного отца» (фамилия, имя, отчество) совпадают с данными реального человека, розыск его, а также привлечение к решению вопросов сбора документов на ребёнка, общения с родственниками и т.п. производиться не должны. У такого ребёнка юридически отец отсутствует, таким образом, при утрате попечения со стороны матери (единственного родителя), ребёнок подлежит устройству, как ребёнок оставшийся без попечения родителей. В том числе и передаче его на усыновление.

Лишение родительских прав «пропавших» родителей

Только в случае, если ребёнок будет передан на иную форму устройства, нежели усыновление, органу опеки и попечительства необходимо обратиться с иском о лишении родительских прав родителя, уклоняющегося от воспитания ребёнка.

При этом следует учитывать, что длительное отсутствие родителей в связи с причинами, не связанными с их волей (заключение под стражу, лишение свободы, длительное, в том числе принудительное, лечение и т.п.) во всяком случае, не повлечёт лишения их родительских прав .

Перекладывать обязанность по лишению родительских прав на плечи опекуна или попечителя орган опеки и попечительства не вправе. Лишать родительских прав нерадивых родителей необходимо в интересах ребёнка: это не только позволяет ребёнку в дальнейшем быть усыновлённым по более простой процедуре, но и ограждает ребёнка от дальнейших возможных претензий биологических родителей.

В случае если ребёнок оказался в детском учреждении не по заявлению одинокой матери, а по любой другой причине, органу опеки и попечительства совместно с организацией, где находится несовершеннолетний, необходимо разыскать его родителей и в письменной форме предложить им забрать ребенка из учреждения. Такое «предложение» возможно направить почтой с уведомлением о вручении, но лучше, если такое предложение будет вручено непосредственно родителю (родителям) под расписку.

Следует учесть, что при возврате ребёнка родителям необходимо проверить, созданы ли у них условия для воспитания и содержания ребёнка, составить об этом акт. Возврат ребёнка возможен лишь в случае восстановления родительского попечения, то есть, в том числе, и создания родителями условий для жизни ребёнка .

При отказе забрать ребёнка без уважительных причин необходимо решать вопрос о лишении родительских прав и взыскания алиментов.

Уважительными в данном случае будут лишь такие причины, по которым пребывание ребёнка в семье, дома в данный момент является невозможным. В этом случае возможно помещение ребенка временно в учреждение на основании заявления родителя с обоснованием причин и указания срока, на который ребенок помещается в учреждение. Такими причинами могут быть, например, недавний пожар или оное событие, приведшее в негодность дом семьи, смерть или крайне тяжёлое состояние здоровья близкого родственника и невозможность обеспечить одновременно и уход за ребёнком, и уход за таким родственником, болезнь родителя , связанная с существенным ограничением возможностей родителей и т.п. Очевидно, что данные причины не могут быть признаны уважительными в течение длительного времени. Не являются уважительными причинами, например, потеря работы родителями (особенно, если это продолжается многие месяцы, или годы), или, скажем, продажа родителями единственного жилья - данные факты отражают виновное поведение родителей и не могут быть признаны уважительными причинами. Такой ребёнок выявляется, как оставшийся без попечения родителей и его устройство осуществляется в общем порядке.

При обращении в суд с исками о лишении родительских прав одновременно решается вопрос о взыскании алиментов. В таком случае, розыск родителей осуществляется по запросу суда органами внутренних дел безвозмездно в силу закона .

Приоритет усыновления не ограничивает права ребёнка на опеку

Несмотря на приоритет усыновления, как формы устройства ребёнка, оставшегося без попечения родителей, недопустим отказ от передачи ребёнка под опеку по неким «общими соображениями». Например, к сожалению, распространён случай, когда отказывают в опеке над детьми в возрасте до 1,5-2 лет, мотивируя это тем, что «эти дети идут на усыновление». Если в органе опеки и попечительства (либо в региональном банке данных) имеются сведения о том, что есть кандидаты, претендующие на опеку и на усыновление данного ребёнка, то ребёнок передаётся на усыновление. Однако, если во время обращения кандидата в опекуны с заявлением о передаче данного ребёнка под опеку, потенциальных усыновителей не имеется, ребёнок должен быть передан под опеку. Отказ от такой передачи в семью (и оставление ребёнка «дожидаться усыновителей» в доме ребёнка, детдоме, больнице) может быть обжалован в суд т.к. законодательство допускает институциональное устройство ребёнка лишь в случае невозможности передачи его на воспитание в семью .

Таким образом, любой ребёнок, оставшийся без попечения родителей, включая и тех, кто был помещён в учреждения по заявлению родителей, может быть передан на любую форму устройства, включая семейную (опеку или попечительство, приёмную семью и т.д.). Органу опеки и попечительства необходимо, в первую очередь обеспечивать права и интересы детей (передавать их в семьи), и лишь во вторую проверять, не нарушены ли при этом какие-либо интересы их биологических родителей (розыск родителей, иски о лишении родительских прав и т.п.) К тому же, часто именно опека становится первой ступенькой к усыновлению, это связано прежде всего с такими факторами, как более быстрый и простой порядок передачи ребенка в семью, например, не все супругиимеют возможностьодновременно готовить документы на усыновление. А сроки действия медицинского заключения весьма ограничены (3 месяца), или это связано с тем, что усыновители из другого региона, и им затруднительно приезжать по многу раз…

Кто готовит ребёнка к семейному устройству

Согласно действующему законодательству, вся деятельность по подготовке документов ребёнка для усыновления или опеки лежит на органах опеки и попечительства. Запрещается требовать от потенциальных усыновителей или опекунов, попечителей какие-либо документы, связанные с усыновляемым или потенциальным подопечным. Все, абсолютно все документы на ребёнка должны быть подготовлены органом опеки и попечительства (вместе с организацией, где ребёнок находится).

Недопустимо (в том числе с точки зрения сохранения тайны усыновления) «поручать» усыновителям разыскивать «пропавших» родителей ребёнка, требовать от них получения каких-либо «отказов» или «согласий». Не вправе потенциальный усыновитель собирать медицинские документы на ребёнка, оформлять свидетельство о рождении и т.п. любые документы, связанные с ещё не усыновлённым им ребёнком т. к. до момента назначения их законными представителями ребенка они являются ему посторонними гражданами и не имеют никаких полномочий, и это может расцениваться как доступ к данным, составляющим информацию о частной жизни другого гражданина. То же можно сказать и про кандидатов в опекуны или попечители.

«Досрочная» передача ребёнка в семью при усыновлении

Если очевидно, что решение суда об усыновлении не будет оспорено (нет родственников, либо они все не возражали против усыновления, прокуратура поддержала усыновление), то учреждение, в котором находится ребёнок, может выдать его «досрочно» в порядке временной передачи ребёнка в семью.

Все документы для оформления нового свидетельства о рождении, свидетельства об усыновлении могут быть выданы не ранее вступления решения суда в законную силу, но ребёнок (особенно, если речь идёт о малыше) может быть передан в семью сразу же после решения суда.

При этом оформляются те же документы, как и при временной передаче ребёнка в семью . На этот период будущие усыновители не обладают по отношению к ребёнку правами законного представительства.

В случае, если немедленная передача прав законного представительства в интересах ребёнка жизненно необходима (как правило, когда необходимо немедленное лечение), вопрос об обращении решения суда об усыновлении к немедленному исполнению должен быть поставлен усыновителями в судебном заседании, и поддержан органами опеки. При этом необходимо приложить медицинские документы о том, что ребёнку действительно необходимо немедленное лечение.

Верховный суд РФ указал нижестоящим судам, что обращение решения суда об усыновлении к немедленному исполнению возможно лишь в интересах ребёнка в случае, когда промедление с вступлением решения в силу приведёт к негативным последствиям для ребёнка .

В остальных случаях, решение суда вступает в законную силу по истечении 10-дневного срока со дня вынесения решения судом. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то последним днём срока считается следующий рабочий день. И лишь по истечении этого срока на обжалование, решение суда вступает в законную силу.

Таблица семейного устройства

Данная таблица описывает возможность избрания той или иной формы семейного устройства ребёнка, оставшегося без попечения родителей в зависимости от причины, по которой ребёнок остался без родительского попечения, описаны возможности документального оформления таких причин. Отражены также необходимые юридические действия в отношении ребёнка.

Следует учесть, что в случае, если указана возможность передачи ребёнка под опеку, то применимы все формы опеки, включая собственно опеку, опеку по договору о приёмной или патронатной семье, а также попечительство.

В организацию для детей, оставшихся без попечения родителей ребёнок может быть передан лишь в случае, если невозможно передать его в семью.


Причина утраты родительского попечения

Оформление причин утраты родительского попечения

Формы возможного устройства (У-усыновление, О — опека)

Действия, необходимые после устройства ребёнка в семью

Родители умерли

Свидетельство о смерти

усыновление,

опека

Родители лишены родительских прав

Заверенная судом копия решения суда о лишении родительских прав

опека — усыновление, через 6 месяцев

Родители ограничены в родительских правах в связи с психическим заболеванием

Иск о признании родителя недееспособным

Родители ограничены в родительских правах в связи с поведением родителей, опасным для ребёнка

Заверенная судом копия решения суда об ограничении родительских прав

Родители признаны судом недееспособными

Заверенная судом копия решения суда о признании недееспособным

У, О

Родители больны и не могут осуществлять родительское попечение

Справка медицинского учреждения, где находится родитель о невозможности осуществлять попечение над детьми в течении определённого времени, либо акт обследования жилищно-бытовых условий из которого следует невозможность родителя по состоянию здоровья осуществлять родительские права и обязанности

При выявлении выздоровления родителей - предложение забрать ребёнка из учреждения и восстановить родительское попечение. При отказе сделать это - п. 9. При отсутствии родителей в месте, указанном ими как место жительства или пребывания - п. 7

Родители длительно отсутствуют

Заявление родителей, родственников ребёнка, иных лиц, вместе с актом обследования условий жизни ребёнка, в котором выявляется длительное отсутствие родителей по месту проживания ребёнка

Обращение в суд о взыскании алиментов (поиск родиетелей)

По истечении 6 месяцев - обращение в суд о лишении родительских прав

Родители признаны судом безвестно отсутствующими

Заверенная судом копия решения суда о признании родителей безвестно отсутствующими

Родители уклоняются от воспитания детей

Заявление лица, фактически воспитывающего детей вместе с актом органа опеки и попечительства, выявляющего отсутствие родительского попечения над ребёнком

Иск о лишении родительских прав

Родители уклоняютсяот защиты прав и интересов детей

Установленный актом органа опеки и попечительства факт отсутствия решения родителями судьбы ребёнка (ребёнка «не забрали» из летнего лагеря, ребёнка, оставленного временно на попечение иного лица не забрали родители в установленный срок, ребёнок, обязанный посещать школу не был родителями определён туда и т.п.)

Иск о лишении родительских прав

Родители ребёнка неизвестны (родители не имели документов)

Акт об оставлении (с указанием, что личность матери ребёнка не установлена), акт о подкидывании, свидетельство о рождении с «прочерком» в графе родителей

У, О

Родители отказываются взять ребёнка из учреждения

Заявление родителей об отказе забрать ребёнка из учреждения (подпись родителя заверяется руководителем учреждения на основании документа, удостоверяющего личность),

либо сообщение учреждения об оставленном ребёнке (содержащий сведения о родителях, установленные из документов, удостоверяющих личность) и акт органа опеки о выявлении ребёнка, оставшегося без попечения родителей,

либо акт об оставлении ребёнка (родители указываются на основании документов, удостоверяющих личность)

О, У — через 6 месяцев

Иск о лишении родительских прав

Одинокая мать, оставившая ребёнка на полное государственное обеспечение по заявлению не поддерживает контактов с ребёнком более 6 месяцев

Сообщение организации, в которой находится ребёнок, об отсутствии контактов матери с ребёнком, а также акт о выявлении ребёнка, оставшегося без попечения родителей

О, У — через 6 месяцев

Иск о взыскании алиментов (розыск матери)

Иск о лишении родительских прав

Родители у ребёнка отсутствуют

Акт о подкидывании, свидетельство о рождении с «прочерками» вместо данных родителей

У, О

Родители ребёнка находятся в местах лишения свободы, либо заключены под стражу

Решение суда (постановление суда) о лишении свободы (заключении под стражу) и (или) акт органа опеки и попечительства об обследовании жилищно-бытовых условий в котором выявлено отсутствие родителей по причине их осуждения (заключения под стражу),

либо сообщение органов внутренних дел о задержании родителей

Иск о лишении родительских прав при наличии оснований для этого до заключения под стражу


И помещения ребенка в детский дом неоднократно описана, хорошо известна усыновителям и тем, кто занимается устройством детей в семью. О чувствах детей, которых забирают из семьи, написано гораздо меньше, а ведь именно этот опыт сказывается затем на всей жизни ребенка из детского дома.

Решение об отобрании ребенка из семьи принимается органами опеки и милицией в тех случаях, когда, во-первых, социальное неблагополучие в семье носит хронический характер, и, во-вторых, существует непосредственная угроза жизни и здоровью ребенка. При этом с самим ребенком никто не обсуждает происходящего. То есть ребенок как бы является «объектом».

Очевидно, что мотив действий представителей органов опеки — защита ребенка и его прав. А что происходит с точки зрения ребенка? У ребенка была его жизнь, в которой, возможно, ему многое не нравилось, но, тем не менее, это был его привычный, «собственный» мир. Если родители не были крайне жестоки с ребенком и он не убегал из дома сам, то это означает, что отобрание происходит против воли ребенка .

С точки зрения ребенка: «виноват и наказан»

Попробуйте представить себе следующую ситуацию: вы — ребенок, живете с мамой, бабушкой, братом и сестрой в своей квартире. Вам не всегда хватает еды, игрушек, но вы привыкли, что спите с братом и сестрой на одном диване. К маме с бабушкой периодически приходят какие-то люди, с которыми они вместе шумят и пьют на кухне, у мамы часто меняется настроение, в зависимости от этого она может обнимать вас или внезапно раскричаться и даже побить. От нее часто пахнет спиртным, вы знаете этот запах, но он для вас неразрывно связан с матерью. В соседних с вашим дворах вы знаете все закоулки и все интересные места для игр, среди дворовых ребят у вас есть друзья и враги. Бабушка говорит, что осенью вы пойдете в школу, и там будет бесплатное питание, потому что у вас многодетная семья.

Однажды к вам в дом приходят две женщины, про одну из них мама говорит, что она из милиции. Они разговаривают с мамой на кухне на повышенных тонах, мама начинает ругаться и говорит: «Это мои дети. Это никого не касается! Не ваше дело! Как хочу, так и живу! Преступников лучше бы ловили, чего к нам пристали!» и т.д. Потом они с бабушкой обсуждают, что надо бы маме устроиться на работу, но нет ничего для нее подходящего.

В течение недели в доме нет пьяных компаний, бабушка прибралась в комнатах. Но еще через некоторое время все опять становится как прежде: мама не работает, домой приходят разные люди, с которыми она опять выпивает. Затем как-то раз вы слышите разговор между мамой и бабушкой, что пришла какая-то повестка. Мама сначала плачет, а вечером они с бабушкой сильно напиваются. Утром мама говорит: «Проспали, ну и наплевать!».

На следующий день утром раздается звонок в дверь. Полусонная мама на пороге ругается матом и пытается не впустить в квартиру пришедших, а бабушка говорит вам, чтобы вы собирались, что вы поедете в санаторий. Бабушка почему-то плачет, а в коридоре разгорается скандал, маму удерживают, потому что она пытается драться, ругается матом, что-то кричит про правительство, «сволочей из милиции» и т.д.

Вы не понимаете, что происходит, но таких ситуаций в вашей жизни еще не было, и вы чувствуете, что происходит что-то серьезное. Вас вместе с братом и сестрой выводят из квартиры незнакомые вам люди (их трое). Они говорят, чтобы вы не боялись, что вы поедете в санаторий, что там вам будет хорошо: вас будут кормить, у вас будет новая одежда и книжки. Вас сажают в машину, и вы куда-то едете.

Затем машина останавливается возле какого-то здания, уводят вашу сестру и говорят, что она тут останется, так как здесь живут маленькие дети до 3 лет. Вам это непонятно, но машина едет дальше. Машина долго едет, выезжает за город и останавливается возле какого-то забора. Ворота открываются, машина въезжает внутрь. Вы видите, что оказались на огороженной территории, вас со старшим братом выводят из машины. Вы входите в здание.

Люди, которые вас привезли, говорят взрослым, которые встречают вас в вестибюле, ваши имена и фамилии, подписывают какие-то бумаги, говорят вам, чтобы вы не боялись, и куда-то уходят. Новые взрослые куда-то вас ведут, в помещении с кафельными стенами и полом вас раздевают, забирают вашу одежду, говоря, что «эту грязь невозможно отстирать и вам дадут другое».

Потом говорят про каких-то насекомых и стригут вас налысо. Потом вас ведут мыться, и первый раз в жизни вы моетесь чем-то колючим, что дерет вам кожу, мыло щиплет глаза, и вы плачете. Кто-то вытирает вам лицо жестким вафельным полотенцем. Вам дают новые вещи и говорят, чтобы вы их одели. Вы не хотите, так как это не ваша одежда, но вам говорят, что вашей одежды больше нет, что она вся сгнила от грязи и ее выкинули, и у вас теперь новая одежда — гораздо лучше старой. Вы одеваете пахнущую чем-то чужим и непривычную одежду.

Вас ведут по коридору, брату говорят, что его отведут в группу для старших детей, и вы теряете его из вида. Вас приводят в большую комнату, где стоит много кроватей. Вам показывают ваше место, говорят, что тумбочку вы будете делить с каким-то другим ребенком, что все дети сейчас на прогулке, но скоро они придут, и вы будете обедать вместе с ними. Вас оставляют в одиночестве в этой комнате, вы садитесь на кровать и ждете...

Что означает для ребенка расставание с семьей

Какие чувства возникают при чтении этого текста и ощущении себя в роли ребенка в такой ситуации?

Какие появляются мысли, ощущения?

Каково это — такой отъезд из дома с незнакомыми людьми неизвестно куда?

Каково оказаться в незнакомом месте в полной неизвестности — что будет дальше? Разлучиться по очереди со всеми близкими и не знать, где они и будет ли возможность увидеть их когда-либо еще?

Лишиться всех своих вещей, включая нижнее белье, и волос?

Чего хотелось бы в такой ситуации от окружающих взрослых?

Если уж такой переезд необходим, как бы хотелось, чтобы он происходил?

Что бы хотелось знать про своих близких? Важна ли была бы возможность видеться с ними время от времени?

Очень часто люди не дают себе труда задуматься о том, что означает для ребенка расставание с семьей. «Ну, живет ребенок в детском доме — так у него жизнь сложилась, и нечего драматизировать ситуацию». Тем не менее для ребенка эта ситуация очень драматична. Первый шаг, который взрослые обязаны сделать, когда действительно интересуются жизнью ребенка, — признать его чувства в этой ситуации и то, что подобного рода событие не может пройти бесследно, потому что, по сути, является для ребенка крушением его мира.

Разлуку с семьей ребенок расценивает как отверждение («родители позволили этому произойти»), и результатом становятся негативные представления о себе и о людях. «Я никому не нужен», «Я — плохой ребенок, меня нельзя любить», «На взрослых нельзя рассчитывать, они бросят тебя в любой момент», — это убеждения, к которым в большинстве своем приходят дети, покинутые своими родителями.

Один мальчик, попавший в детский дом, говорил о себе: «Я — лишенный родительских прав». Это высказывание очень верно отражает суть происходящего: ребенок — жертва обстоятельств, но в результате он теряет больше всех. Семью, близких людей, дом, личную свободу. Это приносит боль и воспринимается как наказание. Любое наказание бывает за что-то, и единственное объяснение, которое могут найти дети в такой ситуации, — это то, что они «плохие».

Безвыходность ситуации в том, что представления о себе в значительной степени определяют поведение человека. Представление о себе как о «плохом», боль от переживаемой жизненной катастрофы, обилие агрессивных поведенческих моделей в жизненном опыте (семья, социальное окружение) приводят к тому, что рано или поздно такие дети становятся социальными деструкторами.

Чтобы прервать этот «фатальный круг неблагополучия» и действительно помочь ребенку, необходимо работать и с его переживаниями в связи с утратой семьи, и с травматическим жизненным опытом, прорабатывать его актуальные жизненные проблемы, находя альтернативные модели поведения. Дать возможность успешной социальной самореализации и помочь в формировании мотивов для нее. Отдельная задача в работе с ребенком — формирование позитивной модели будущего, навык постановки целей и их достижения. Все это сложная, трудоемкая и кропотливая работа, требующая участия большого количества людей и системного подхода. Но без нее ребенок не получит «второго шанса» в своей жизни.

Комментировать статью "Расставание с семьей и переезд в детский дом глазами ребенка"

Расставание с семьей и переезд в детский дом глазами ребенка. Раздел: Детские дома (в какие семьи лучше отдовать детей бродяг из детского дома?) нежелание детдомов отдавать детей в семьи. Вся культурная жизнь больше,чем за 100 км от нас, с Москвой конечно не...

Родители могут разместить ребенка в детском доме только на 6 месяцев по трудной жизненной ситуации, если через 6 месяцев ребенка не забирают, то опека должна инициировать суд по ограничению в Расставание с семьей и переезд в детский дом глазами ребенка.

Ребёнок хочет в детский дом. Воспитание. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия Ребёнок хочет в детский дом. Собственно, два вопроса - как это технически происходит и чем грозит опекунам.

Детский дом и дом ребенка относятся к системе образования первый и к системе здравоохранения второй. Раздел: ...затрудняюсь выбрать раздел (забирать ребенка из детского дома одежда). Расставание с семьей и переезд в детский дом глазами ребенка.

"Минусы" баз данных на детей из детских домов. Расставание с семьей и переезд в детский дом глазами ребенка. Что же происходит с детьми -школьниками? Их реакции зависят от того, как они воспринимают факт усыновления. Есть ли жизнь после детского дома?

Детские дома. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе приемных Расставание с семьей и переезд в детский дом глазами ребенка. Сироты не хотят в семью.

Учитываются ли приёмные дети, которые были в семье до создания семейного детского дома? Два последних принятых ребёнка, что сейчас у нас в семье, под возмездной опекой. Так вот -они будут учитываться? Сколько минимально должно быть приёмных детей в семье, чтобы...

Расставание с семьей и переезд в детский дом глазами ребенка. В итоге, мы забирали со всех мест будущей учебы копии, сами фотографировали девчонок, сами возили детей на собеседования, сами, в дальнейшем... Социальная поддержка семей с детьми.

Раздел: Детские дома (соседи дети сироты). Дети -сироты, получившие бесплатное жилье, превратили в кошмар жизнь своих соседей в новостройках. Хочется, как тот депутат, воскликнуть в восторге от самого себя: Каждому ребёнку приёмную семью! Детдома Закрыть!

Раздел: Детские дома (куда должны передовать личное дело детей сирот после училеща). Жизнь детей -сирот после выпуска из ДД. После вчерашнего телефонного разговора со знакомой воспитанницей детского дома задумалась. Девочке 15 лет, закончила 9-ый класс.

Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой Как будто оставляем себе запасной выход, но как можно вернуть ребенка после 2,5 лет дома? Многие из нашего окружения и не знают что она не наша.

Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в Меню в детдомах и интернатах. А кто-нибудь знает, где раздобыть реальный перечень блюд, которыми наших детишек кормили до того, как...

Расставание с семьей и переезд в детский дом глазами ребенка. 2. Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в...

«Ну, живет ребенок в детском доме - так у него жизнь сложилась, и нечего драматизировать ситуацию». Тем не менее для ребенка эта видят Кто решает? Мальчик несколько раз сбегал из детдома, но его возвращали. Говорил, как он хотел прижаться к матери, как тяжело было в...

Чем заняться с детьми в детдоме?. Пиар детей /результаты пиара. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в Чем заняться с детьми в детдоме? Едем в гости, я и несколько женщин, цель - присмотреть деток для гостевого, а у некоторых и такой...

Детский дом -интернат для умственно отсталых детей (сокращенно ДДИ) Члены комиссии оценивают все результаты детей по факту Что чувствует ребенок при расставании с семьей и переезде в детский дом. Отобрание из семьи глазами ребенка. paзницa мeжду приютoм...

Нравы в детских домах..... Пиар детей /результаты пиара. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания ПОКАЗАНИЯ ПЕРВОКЛАССНИЦЫ: «Когда я пришла в наш детдом, директор Валерий Станиславович в первую ночь позвал меня к...

Насилие в детских домах и интернатах. Пиар детей /результаты пиара. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства Насилие в детских домах и интернатах. К вопросу о патиотизме политиков, призывающих прекратить усыновление российских детей за...

Что чувствует ребенок при расставании с семьей и переезде в детский дом. Затем машина останавливается возле какого-то здания, уводят вашу сестру и говорят, что она тут останется, так как здесь живут маленькие дети до 3 лет. Переезд и маленький ребенок.

«И то, и другое отношение к ребятам, оставшимся без родителей, недопустимо», - считает Сергей Бочаров, сирота с активной жизненной позицией.

Школа жизни

- Сергей, знаю, у тебя была непростая судьба…

Когда я родился, мама сразу же по неизвестной причине написала отказную, и я попал в дом малютки. В 1996-м меня перевели в детский дом, а когда пришло время идти в школу, направили в школу-интернат для детей, имеющих серьёзные проблемы со зрением, где я жил и учился до 2012 года. Но я не хочу жаловаться. Наоборот, я благодарен судьбе, что меня определили именно в этот интернат. Там нас готовили к полноценной жизни: учили готовить, стирать, убирать, развивали наши таланты. Я стал заниматься вокалом. Побывал на многих фестивалях. А в 2008 году участвовал в велопробеге, посвящённом Паралимпийским играм: за 10 дней мы доехали до Сочи. Хотели доказать, что ребята с ограниченными возможностями здоровья - полноценные члены общества.

- Многие о своей жизни в интернате вспоминают с неохотой, а ты наоборот. Неужели всё было так безоблачно?

Наверное, всё зависит от интерната. Мне повезло. Единственное - было морально тяжело: очень хотелось иметь маму и папу. Каждого детдомовского ребёнка тянет в семью. Что касается остальных сложностей, я их не помню. В нашем интернате воспитательно-образовательная система была построена так, чтобы мы не чувствовали себя обделёнными или обиженными. Трудности начались, когда я вышел из его стен в самостоятельную жизнь. Оказалось, учреждения профобразования не готовы принимать таких детей, как я. Приходилось возвращаться к «своим», просить совета, поддержки.

- Насколько было сложно адаптироваться к обычной жизни?

Очень. Не все справляются. Некоторые начинают «спускать» накопленное за годы в интернате. Бывает, тратят по 300 тысяч в день. А тут ещё сразу появляется масса «друзей», которые не прочь поживиться за чужой счёт. Есть и другая категория ребят, которые привыкли, что государство им всё даёт. Поэтому они считают: так будет всегда. Не понимают, что во взрослой жизни нужно самим искать пути-выходы.

Добывать с боем

В нашем регионе особенно остро стоит вопрос с предоставлением сиротам жилья. Ты с этой проблемой столкнулся?

Да, отсутствие жилья, пожалуй, главная проблема. Даже имея на руках решение суда, получить квартиру практически нереально. Я встал в очередь в 2010 году. Когда выпускался, был 247-й. Поняв, что квартиру увижу не скоро, обратился в суд. И что? Летом будет четыре года, как судебное решение не исполнено. Одно радует, что я хотя бы в очереди продвинулся - теперь я 4-й. Власти списывают всё на недостаток финансирования. В 2015 году город купил всего 7 квартир.

- И как же можно изменить ситуацию?

Я могу посоветовать всем выпускникам интернатов только одно: отстаивать свои права, добиваться, а не просто ждать, когда кто-то придёт и поможет.

- Но ты, насколько я знаю, как раз и помогаешь отстаивать права таких детей?

Да, когда формировали корпус общественных помощников при уполномоченном по правам ребёнка, мне позвонили и пригласили войти в его состав. Я согласился. Сегодня очень сложно со своими проблемами достучаться до чиновников: тебя футболят, отправляют из кабинета в кабинет. А тут появился шанс воздействовать на них, так скажем, законным способом.

- Например? Чем конкретно ты занимаешься?

Просвещаю ребят в правовых вопросах, и не только сирот, но и обычных школьников, чтобы каждый ребёнок знал - у него есть взрослые защитники.

Будьте терпимее

По всей стране закрывают интернаты. У нас несколько детских домов отдали под детсады. Как думаешь, настанет время, когда сирот совсем не будет или это утопия?

Конечно, нам, как и любой стране, не удастся полностью избавиться от сиротства: жизнь сложная штука, у некоторых детей родители просто умирают. Но сделать так, чтобы сирот было меньше - в наших силах. Для этого необходимо выявлять причины возможного оставления ребёнка без родителей на ранних стадиях. Этим должны заниматься и власть, и общественность. Я знаю, что сегодня органы опеки делают всё возможное, чтобы оставить ребёнка в семье. Всячески воздействуют на неблагополучных родителей. Раньше было по-другому: пришли, составили акт, отправили в детский дом. Никто не разбирался, ни вникал в проблемы семьи. Сегодня многих детей забирают приёмные родители.

- Но отношение к сиротам в обществе по-прежнему неоднозначное. Можно ли его поменять?

Обществу необходимо научиться принимать таких детей. Потому что они - часть социума. У нас, например, в детские лагеря направляют и сирот, и домашних детей. И это правильно. Неправильно отношение некоторых людей. Бывает, мама не хочет приобретать ребёнку путёвку в лагерь, потому что там будут сироты или кто-то не желает покупать квартиры в новом доме, часть которого отдана выпускникам интернатов. Люди живут в плену стереотипов, которые необходимо ломать. Ещё сложнее отношение общества к детям-инвалидам. Никто не говорит, что их нужно жалеть, гладить по головке. Поверьте - не нужно. Достаточно того, что этих детей будут принимать и относиться к ним терпимее.