Как отвечать на детские. Зачем нам нужны дети? Размышления психолога о родительской мотивации

«Бабушка, когда ты была женщиной, ты в салон красоты ходила?»

«Вот есть мужчина и женщина, они танцуют, а дети-то откуда потом берутся?»

«Мама, а ты никогда не умрешь?»

«Почему самолет не падает, а висит в воздухе?»

«Что значит „уснул навсегда"?»

«А наш дом не рухнет, когда мы вернемся?»

«Почему бывает война?»

(Из семейного архива)

Как известно, одна из основ успешной учебной деятельности — способность ребенка самостоятельно мыслить, обобщать, сравнивать и прогнозировать различные явления и события. Эта способность находит свое отражение в детских вопросах. Если мы правильно и своевременно реагируем на них, у ребенка возникает и закрепляется интерес к знаниям и дальнейшему обучению. Наша ответная реакция на детский вопрос может, как стимулировать познание, так и тормозить его.

Дети любого возраста задают вопросы, которые являются свидетельством детской любознательности. Но в определенном возрасте, а именно после 5 лет, вопросов становится больше, и они усложняются. Некоторые почемучки ставят в тупик даже самых образованных и начитанных родителей.

Давайте с самого начала договоримся, что желание ребенка задавать вопросы — это нормально. Чем больше дети задают вопросов, тем активнее развивается их интеллект.

Чаще всего дети задают вопросы о том, что им непонятно или о чем они размышляют: о явлениях природы, о поведении животных и человека, о жизни и смерти и многие другие. Некоторые вопросы могут неоднократно повторяться, что не должно вас ни раздражать, ни настораживать.

Что, прежде всего, следует иметь в виду, когда возникает ситуация, в которой ребенок ждет от вас ответа на волнующие его вопросы?

Во-первых, ребенок не требует от вас сиюминутного исчерпывающего рассказа. Можно ответить коротко и перенести общение на другое время.

Во-вторых, обязательно надо учитывать возраст ребенка. Моя подруга, научный работник, на вопрос 7-летней девочки «Как рождаются дети?» начала длинно, со всеми физиологическими подробностями и научными терминами отвечать ребенку. К счастью, ребенок через 2 минуты утомился от естественнонаучного повествования и сбежал играть.

В-третьих, отвечать надо ровно столько, сколько ребенок спрашивает. Отвечая на тот же вопрос «Откуда берутся дети?» достаточно вначале рассказать, что ребенок растет и развивается в животе у мамы, из маленькой клеточки. Позже можно посмотреть в книгах или Интернете, как меняется ребенок на протяжении 9 месяцев. Вы сами можете расставить акценты при ответе на неизбежно возникающий детский вопрос. Дети, особенно девочки, любят истории о том, как Золушка встретила принца и как они полюбили друг друга. Вы же не хотите разрушить мир детских фантазий и сказки? Каждая девочка грезит о принце и мечтает стать принцессой. Этот хрупкий волшебный мир очень легко уничтожить научным рассказом о биологической природе человека. Всему свое время. Вы же не стремитесь развенчать миф о Дедушке Морозе. Так почему в столь тонком и деликатном вопросе о зарождении новой жизни нужно «идти в ногу со временем»?

Сознание ребенка должно быть подготовлено к восприятию более сложной информации. Речь идет не о ложной стыдливости и ханжестве, а о бережном отношении к хрупкой психике ребенка. Если вопрос о рождении детей беспокоит вашего малыша, можно с опорой на книги (они давно уже есть в продаже) и познавательные фильмы подробнее поговорить с ребенком на эту тему.

Моя дочь в 7 лет очень настойчиво спрашивала о том, как клеточка, которая есть у мужчины, попадает в животик к женщине. Меня спасла «Энциклопедия сексуальной жизни», написанная известными французскими медиками в 1973 году. Книга была переведена на многие европейские языки и предназначена для семейного чтения. Она прекрасно иллюстрирована. Без нее, пожалуй, я бы не справилась. Уверена, что вы можете найти свою «палочку-выручалочку». Только, пожалуйста, будьте осторожны при выборе иллюстраций и текста: утверждение о том, что ребенок в 7 лет уже должен все знать, ошибочно! У нормально развивающегося ребенка никогда не проявится «нездоровое» любопытство. Но если вы, опережая события, вооружите его ненужными знаниями, может произойти фиксация на сексуальной теме.

Отвечая на «пугающие» детские вопросы, не будьте высокомерны или чересчур снисходительны, лицемерны и неискренни. Ведь ребенок полностью вам доверяет. Никогда нельзя говорить: «Вот вырастешь и узнаешь!», «Не знаю и знать не хочу!», «Отстань со своими глупостями!» и пр.

Если отмахиваться от детских вопросов, то ребенок теряет интерес к окружающему или находит не лучшие источники получения волнующей его информации. Не начинайте беседу с ребенком, не имея достаточно времени, лучше перенесите ее на потом и не стесняйтесь признаться в своей некомпетентности. Многие любящие родители, даже не имея педагогического образования, находят интересные приемы общения с ребенком.

Одна мама делилась таким опытом: «Мы с 6-летней дочкой забираемся на диван, берем туда разные вкусности и среди мягких подушек, представляя, что это наш уютный домик, беседуем обо всем. Дочка спрашивает меня о том, что ее тревожит, как вести себя с подружками, которые не берут в игру, почему есть злые дети и о многом другом. Это только наше время и пространство, никто не вмешивается и не отвлекает. Удивляюсь, почему другие жалуются, что у них нет контакта с ребенком, ведь это так просто!»

Другим труднообъяснимым вопросом является вопрос о смерти. После 3 лет, у одних раньше, у других позже, тема смерти начинает интересовать детей. Чаще всего эти вопросы возникают в связи со смертью кого-то из близких родственников или любимых питомцев. Чем тревожнее и впечатлительнее ребенок, тем внимательнее следует отнестись к его вопросам. Неверная ваша реакция, умалчивание или излишние подробности могут привести к появлению страхов.

Наверное, вы будете удивлены, если узнаете, что, удовлетворяя интерес ребенка, проявляемый к этой теме, вы укрепляете его чувство безопасности.

Известно, что в зависимости от возраста дети по-разному воспринимают смерть. До 5 лет они полагают, что смерть — это временное и обратимое явление. Позже, с 5 до 8 лет, дети понимают, что жизнь любого живого существа на Земле конечна, однако не соотносят эту мысль с собой: «Все смертны, но я же не умру». И только после 8 лет дети постепенно начинают осознавать необратимость смерти для любого человека.

В один из тихих субботних вечеров мы с моей 7-летней дочерью посмотрели фильм «Миза ми». Фильм о 10-летней девочке, у которой умерла мать, и она, не приняв мачеху, уехала в деревню к бабушке, где подружилась с волчицей и волчатами. Весь фильм пронизан горем этой девочки, в нем почти нет слов. Кульминационным моментом в фильме является эпизод, когда

девочка пытается спасти от браконьеров, убивших волчицу, маленьких волчат и с большим трудом переносит их в безопасное место. Это место очень символично, оно находится у подножия горы, на озере, где, по словам старожилов, живут все умершие люди и животные. Моя дочь вслед за героиней фильма также начинает в это верить. Она очень сопереживает девочке с волчатами и надеется на чудо. И тут режиссер находит лучшее решение — он возвращает волчицу, которая единственная нужна волчатам, поскольку те слишком малы и могут выжить, только питаясь молоком матери. В этом месте моя дочь, которая так ждала этого момента, начинает утверждать, что это не та волчица: у нее нос был не такой! Той, которую убили, нет, и она не может воскреснуть, с точки зрения 7-летнего ребенка! В течение часа мы беседовали с дочкой на непростые темы: кто такие браконьеры; почему волчата могут погибнуть без матери; где живут мертвые: на небе или, как в фильме, на озере, откуда возникает голос матери, который слышит девочка, и т. д. и т. п.

Как следует реагировать на вопросы ребенка о смерти? Прежде всего спокойно и уверенно, без тревоги и паники на лице. Дети мгновенно «считывают» невербальную информацию и пугаются. Старайтесь отвечать по существу, не пускаясь в длинный витиеватый рассказ, непонятный ребенку. Интересно, что многие дошкольники долго продолжают путаться в понятиях «живое» — «неживое». Они могут одушевлять и неживые предметы, и объекты. Например, они могут считать ветер и ураган живыми. И не понимать, почему, если животное бросать как мячик, ему больно и страшно.

Несколько лет назад моя подруга отобрала у 8-летнего мальчишки черепаху, которую он увлеченно бросал об стенку кирпичного дома. К счастью, она ее выходила, вылечила, и сейчас эта упитанная красавица живет в просторном террариуме с двумя подружками. Поэтому для начала неплохо было бы разобраться, чем отличается живое от неживого. Можно поиграть в игру по типу «Съедобное — несъедобное». Вы бросаете ребенку мяч: если это живой объект — он его ловит, если неживой — пропускает. Можно наклеить на большой картон картинки с изображением живого и неживого в две колонки, а посередине написать признаки живого: дышит, растет, размножается. Пусть ребенок соединит линиями признак и объект.

Иногда дети спрашивают об умершем: «А дядя спит?» На такой вопрос не рекомендуется отвечать утвердительно, если ребенок уже осознает смерть как нечто необратимое. Поскольку ассоциация «смерть» — «сон» может закрепиться в сознании малыша, и он может впоследствии бояться засыпать. Ребенку надо объяснить, что во время сна организм человека активно трудится: с помощью легких человек дышит, мозг обрабатывает информацию, полученную за день (иногда во сне к человеку приходят решения трудных задач), желудок переваривает пищу и т. д.

Умерший человек отличается от спящего как раз тем, что ничего не чувствует, не дышит, его сердце останавливается и не работает. Следующий вопрос, который беспокоит ребенка: почему человек умирает? Расскажите, что человек чаще всего умирает от болезней в старости, от несчастного случая. Не следует пугать ребенка смертью: «Сунешь пальцы в розетку — убьет!», «Выглянешь из окна — упадешь, разобьешься и умрешь!», «Нырнешь в бассейн — утонешь!». Так запугивают бедного ребенка тревожные родители, и ребенок начинает понимать, что всюду его подстерегает опасность, и без мамы и папы — ни шагу!

Когда человек умирает физически, он продолжает оставаться с теми, кто его любит, помнит, думает о нем, он живет в фотографиях, в воспоминаниях, возможно, в книгах или в картинах.

Когда дочери исполнилось 5 лет, мы впервые взяли ее на кладбище, так как каждую весну всей семьей посещали могилу нашей бабушки. Дочь помогала сажать цветы, носила воду и постоянно спрашивала о том, какой была бабушка. На кладбище в мае часто бывает солнце, поют птицы, начинают зеленеть деревья, и сама обстановка не угнетающая, а умиротворяющая. Думаю, что ребенок должен знать и чтить своих родственников, не только живых, но и умерших. Он не должен пугаться смерти — это естественно.

Постарайтесь быть внимательными к любым вопросам ребенка, учитывайте особенности детского восприятия и мышления, не перегружайте ребенка лишней информацией, отвечайте с опорой на иллюстрации, так как у ребенка-дошкольника еще доминирует образное мышление.



Родителям маленьких "почемучек" иногда приходится отвечать на сто разных вопросов в день, но что делать если ребенок задает вам совсем не простой вопрос, а "неудобный"?

Неудобный вопрос - вопрос, ответ на который вы, конечно же, знаете, но боитесь неправильно сформулировать его для ребенка и тем самым испугать, расстроить или еще больше его озадачить.

Воспользуемся принципом "предупрежден - значит вооружен" и рассмотрим как отвечать детям на самые распространенные "неудобные" вопросы.

Мы уже писали о том как отвечать ребенку на главный вопрос подобного рода - , продолжим список в этой статье.


1. Кого ты больше любишь, брата/сестру или меня?

Возраст:
Вопрос обычно задают дети до 7 лет, вскоре после появления младшего ребенка в семье.

Причина:
Такой вопрос возникает ввиду соперничества между детьми в семье, на почве детской ревности к родителям.

Как отвечать:
Нужно дать ребенку понять, что ваша любовь к своим детям безгранична и равноценна, несмотря на видимую разницу между ними.

Помочь ребенку может сравнение с его такой же равноценной любовью к маме и папе.

Объясните, что вы любите своих детей одинаково и вашей любви хватит на всех.

Избегайте манипуляций на основе детской привязанности. Не стоит говорить что ваша любовь сильнее к другому ребенку, потому что он в чем-то лучше, в надежде смотивировать спрашивающего на изменения в поведении. Это поселит в малыше тревогу и испортит отношения между детьми.


2. Почему я - это я?

Возраст:
Обычно этот вопрос начинает заботить ребенка примерно с 4-х лет, но бывают и исключения.

Причина:
Задаваясь вопросом, почему он родился именно таким - с такими способностями и внешностью, ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность, нащупывает собственную индивидуальность.

Как отвечать:

Объясните ребенку, что каждый человек сочетает в себе те качества, с которыми он родился и те, которые приобрел в жизни. Мы все меняемся благодаря другим людям, своей деятельности и другим факторам.

От рождения мы получаем внешность, которая досталась нам от наших родителей.

Также, мы рождаемся уже определенного пола, с определенным уровнем здоровья, а позже постепенно приобретаем привычки и умения. Находится то, что мы любим и то, чего не любим.

К тому же, каждый человек рождается в своей семье, городе, стране с определенным окружением и правилами поведения.

Из всего этого и складывается в итоге наша личность.

Не бывает одинаковых людей, есть похожие, но не одинаковые, это называется индивидуальность.

3. Зачем вы меня родили?

Возраст:
Обычно такой вопрос ребенок задает в возрасте с 3-х до 5-ти лет, а затем уже в переходном возрасте, добавив к вопросу страдальчески-риторическую нагрузку и соответсвующий тон.

Причина:
Этот вопрос ребенок задает тогда когда ему не хватает вашего внимания, заботы и одобрения или он пытается смягчить наказание за проделку, взывая к вашим самым глубинным чувствам по отношению к нему.

Как отвечать:

Расскажите ребенку, что мама и папа очень любят друг друга, поэтому завели семью.
В полной семье всегда есть дети, как плод любви и нежности родителей. Скажите что очень хотели иметь умного, доброго и красивого малыша, поэтому родили его.

Дайте ребенку понять, что он особенный и желанный.

Поскольку этот вопрос почти всегда появляется, когда ребенок испытывает потребность в проявлении ваших чувств любви к нему, стоит уделить время удовлетворению этой нужды.

4. А я умру?

Возраст:
Таким вопросом малыши могут задаваться уже в 3-4 года, конечно, они еще не понимают полностью смысла конечности всего сущего, на данном этапе их интересует почему кто-то или что-то перестает существовать, находиться рядом.

Причина:
Подобный вопрос может возникнуть, когда ребенок неожиданно сталкивается со смертью близкого человека или своего питомца.

Как отвечать:
, не стоит делать акцент на неотвратимости кончины всех живых существ.

Упомините об этом вскользь - всем животным, людям, даже растениям, отведен свой срок жизни.

И сделайте упор на то, что сначала его ждет долгая и счастливая жизнь - садик, затем школа и институт.

Расскажите ребенку, что у него тоже когда-то будет своя семья, дети, хорошая работа и много-много путешествий и открытий.

Объясните, что для того чтобы хорошо и долго прожить свою жизнь нужно обязательно заботиться о своем здоровье и всегда помнить о правилах безопасности.

Если ребенок еще совсем мал, допускается поверхностное объяснение, такое как "бабушка смотрит теперь на нас с неба".

Если же ребенку более 6 лет, не забудьте упомянуть, что загробная жизнь не существует в той форме, которую демонстрируют в современных фильмах ужасов про вампиров, зомби и призраков.

5. Почему у меня нет того, что есть у других?

Возраст:
Этот вопрос могут задавать дети начиная от 3 лет и старше.

Причина:
Причиной является появление новой способности ребенка к сравнению, внутреннее чувство несправедливости.

Как отвечать:
Это очень хорошая тема для обсуждения, предоставляющая возможность преподнести азы финансовой грамотности и правильного распределения средств.

Расскажите ребенку как распределяются деньги в семье и сколько выделяется на игрушки и развлечения. О том, как зарабатываются деньги, что для этого взрослые ходят на работу и выполняют там множество задач.

Объясните, что все, что появляется у вас в доме - еда, одежда, игрушки, даже свет, газ и вода стоят денег, поэтому так важно тратить с умом, чтобы на все хватило.

Попробуйте предложить ребенку альтернативу - возможность заработать самому.

Дайте ему какое-нибудь посильное задание по дому, за выполнение которого он сможет получить определенную, заранее оговоренную денежную сумму.

Пусть ребенок попробует сам накопить деньги на желаемую вещь.

Возможно, потом он уже не захочет тратить эти деньги на ту самую машинку, ведь они достались ему с трудом.

А может быть, наоборот, его покупка станет еще слаще, ведь он сам приложил усилия для осуществления своей мечты. Позвольте ему прочувствовать такие моменты.

6. Чем мальчики отличаются от девочек?

Возраст:
Этот вопрос могут задавать дети начиная от 2-3 лет.

Причина:
Такой вопрос чаще всего подразумевает, что малыш уже увидел различия в мужских и женских половых органах, например, в детском саду.

Как отвечать:
Если ребенок маленький, достаточно будет сказать, что так задумано природой, чтобы мальчики отличались от девочек.

Для ребенка более старшего возраста можно уточнить, что такое строение необходимо, чтобы потом, когда мальчики и девочки вырастут, они смогли стать мамой и папой.

7. Почему вы ругаетесь с папой, разве вы не любите друг друга?

Возраст:
Этот вопрос могут задавать дети примерно с 2,5 лет.

Причина:
Очевидна.

Как отвечать:

Ссоры бывают в каждой семье и если малыш стал свидетелем этого, то ваша задача сделать так, чтобы он не усомнился в крепости вашего союза, снизить его уровень тревоги.

Объясните ребенку, что у каждого человека есть свое мнение. Напомните о том, что сам малыш тоже иногда карпризничает, если родители не соглашаются идти на его условия.

Так и у взрослых - иногда мама и папа не сходятся во мнениях и спорят друг с другом. Но потом обязательно вспоминают про свою любовь и про то, как хорошо быть вместе и перестают спорить.

8. А дед Мороз есть на самом деле?

Возраст:
Этот вопрос могут задавать дети начиная от от 3-х лет.

Причина:
Вероятных причин две:
1 - Ребенок увидел, как в канун праздника, вы сами прячете подарки.
2 - Ребенок уже старше и сам стал во всем догадываться.

Как отвечать:

В первом случае, если вы не хотите убить веру в Деда Мороза, скажите, что он очень торопился, поэтому отдал вам подарок и попросил положить под елку.

Во втором случае можете рассказать ребенку, что добрый волшебник просто живет в наших сердцах и люди специально наряжаются в него, чтобы праздник был по-настоящему сказочным.


9.
Почему мне нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми?

Возраст:
Этот вопрос могут задавать дети примерно 4-7 лет.

Причина:
Начиная с младшего школьного возраста ребенку очень важно иметь возможность передвигаться по улицам самостоятельно. Запрет родителей ребенок может расценивать как посягание на собственную "взрослость" и самостоятельность.

Как отвечать:
Учитывая реальность, следует исключить всякую возможность контактов с посторонними, наложив строгий запрет, например:

Объясните ребенку, что пока он маленький ему еще трудно самому разобраться, какой человек добрый, а какой - злой. Расскажите, что некоторые злые могут улыбаться и даже предложить конфету или пригласить посмотреть щенка, но верить им нельзя - они желают плохого.

Напомните, что если на улице к нему подойдет незнакомый человек и попросит о чем-то, нужно насторожиться, не разговаривать с незнакомцем и отойти от него подальше.

Скажите, что если это добрый человек, то он поймет и не обидится. А если это нехороший человек, то так ему будет трудно сделать зло.

10. Почему другие дети считают меня некрасивым?

Возраст:
Этот вопрос может задать ребенок дошкольного возраста, посещающий детский сад или младшего школьного возраста.

Особенно этим вопросом задаются дети 11-13 лет, в подростковом возрасте, когда они начинают очень критично подходить к себе и своей внешности, именно в этом возрасте в большей степени порождается нетерпимость к окружающим, среди детей появляется агрессия.

Причина:
Для ребенка, живущего в семье, наполненной любовью и нежностью, столкновение с враждебно настроенными детьми может оказаться неприятным сюрпризом и доставить психологический дискомфорт.

Как отвечать:
Нельзя говорить, чтобы ребенок просто не обращал внимания на таких детей, сначала нужно рассказать о субъективности восприятия людей, затем показать свое положительное отношение к нему и сравнить с собственными проблемами в таком возрасте.

Расскажите ребенку, что у каждого человека свои представления о красоте и способностях.

Это как с фильмами или книгами: кому-то нравятся приключения, а кто-то любит комедии, просто симпатии у всех разные.

Обязательно скажите ребенку о своей симпатии к нему, обратите его внимание на то, что считаете в нем достоинствами.

Объясните ребенку, что всегда есть те, кто считает тебя очень симпатичным и умным и те, кому ты не очень нравишься. Секрет в том, чтобы дружить с теми людьми, с кем тебе легко и не придавать значения словам тех, с кем тебе не по пути.

Расскажите, что в детстве вы тоже иногда из-за этого переживали, но потом встретили папу, который полюбил вас такой, какая вы есть.

Научившись неплохо говорить, любознательные малыши начинают засыпать маму и папу вопросами. Их разнообразие удивляет и порой ставит родителей в тупик. А количество «зачем?» и «почему?» в день просто зашкаливает и может утомить любого взрослого.

Дети от 3 до 5 лет интересуются всем, начиная от правил этикета до законов устройства мира. Каков размер дождевой капли ? Почему небо голубое? Зачем зайцу большие уши? Эти и многие другие вопросы не дают покоя маленьким исследователям. Просто отмахнуться или увильнуть от ответа родителям нельзя.

Почему так важно удовлетворять любопытство ребят и как это нужно делать правильно - читайте в нашей статье.


Почему так важно отвечать на детские вопросы

Не игнорируйте вопросы ребенка, даже когда у вас абсолютно нет свободного времени или они кажутся вам глупыми и совершенно неважными. Малышу, который только начинает познавать мир, многое кажется непонятным и странным. А родители - это самый авторитетный доступный источник информации. Крайне важно отвечать на детские вопросы, чтобы развивать интерес крохи к познанию и учебе.

Ни в коем случае не раздражайтесь: ведь когда-то и вы многого не знали и не понимали. Нужно учитывать, что у ребят только формируются знания о мире и отношение к нему. Ваша интонация и личные взгляды оказывают огромное влияние на мировоззрение крохи.

Обычно дошкольник задает вопросы только тем взрослым, которым доверяет. Малыш может рассчитывать на то, что его внимательно выслушают и дадут серьезный и интересный ответ. Поэтому так важно ко всем вопросам ребенка относиться уважительно. Сам же ответ должен быть ясным и понятным для маленького почемучки.

1. Если ребенок задал вопрос, на который вы не знаете точного ответа, не нужно его придумывать. Малыш верит вам безоговорочно и может оказаться в неловкой ситуации, когда расскажет о своих «познаниях» другим детям и выяснит, что это неправда.

2. Не всегда спешите выдать малышу готовый ответ - лучше поинтересуйтесь, что он сам думает по этому поводу. Уже после варианта, предложенного ребенком, выскажите свое мнение.

3. Попросите ребенка узнать мнение других членов семьи. Чтобы не запутаться, можно записать предположения каждого.



4. Правильный ответ еще не найден, поинтересуйтесь у крохи, где еще можно получить нужную информацию. Конечно же, в энциклопедиях и других книгах, а также в интернете. Помогите малышу отыскать нужную страницу и прочитайте вслух абзац, который содержит интересующие его факты.

5. Сравните ответ из книги с полученными ранее, если они не совпадают, то нужно записать правильный вариант и проговорить его еще раз.

Маленькие дети очень часто спрашивают взрослых обо всем, что их окружает. Умение отвечать на вопросы ребенка - это целая наука, законы которой должны соблюдать родители. Сразу отвечать нужно не всегда - воспользуйтесь возрастом «почемучки», чтобы научить кроху находить информацию самостоятельно.

Все дети, начиная с возраста 2-3 лет, становятся рьяными «почемучками». Это показатель нормального развития ребенка как личности, он каждый день познает мир и уже не просто принимает его таким, какой он есть, а интересуется каждой мелочью и хочет больше узнать обо всем.

Родители, конечно, должны поощрять любознательность малыша, не отмахиваться и не игнорировать вопросы. А их крохи задают немереное количество. От самых простых «откуда взялся лед», «что ест крокодил», смешных «почему у колобка не пачкаются глазки, раз он катается по земле», «мам, кто со мной дома сидел, пока ты маленькая была», до таких, на которые трудно ответить сразу «почему небо голубое», «а что выше облаков», «почему вода не горит».

На самые трудные вопросы вы найдете ответы в сети, перефразируете, а вот как быть с теми «неудобными», на которые вы ответы знаете, но вот только знания эти ребенку либо пока не по возрасту, либо вы боитесь повлиять плохо на малыша своим ответом.

Рассмотрим самые популярные «неудобные» вопросы и разберемся, как же ответить на них крохе.

1. Откуда берутся дети?

Пожалуй, самый сложный вопрос к родителям. Обычно папы и мамы тушуются, хихикают, отнекиваются, говорят, что малышу еще рано думать над такими вопросами. Если вы хоть на секунду дали понять ребенку, что замешкались, чего доброго, застеснялись, поверьте, данная тема его еще долго не отпустит. И лучше уж он узнает вашу версию, чем ответ на животрепещущий вопрос ему подскажут детки постарше.

Говорить, что дети рождаются в капусте, или их подкидывает пернатый аист, это немного устарело. У вас нет необходимости морочить голову. Правду можно легко объяснить: «Папа положил в мамин живот маленькое зёрнышко. Затем зёрнышко встретилось с яйцом. Начиная с этого яйца, стало развиваться маленькое существо. И через 9 месяцев из живота вышел ребёнок».

Еще вариант — вы можете сказать: «Чтобы появились дети мужчина и женщина должны влюбиться и пожениться, потом у мамы в животе появляется крошечный малыш, совсем как червячок, он растет, как и ты сейчас, а потом, когда ему совсем уже не хватает места, он рождается». Обычно крохам достаточно такого ответа, и если его не интересуют подробности, то и вы в них не вдавайтесь. Ребенка постарше может заинтересовать, как же в мамин живот вообще попал ребенок, тогда вы можете сказать, что «у мамы и папы есть специальные клеточки, когда они встречаются, то из них и получается крошечный малыш», при вопросе как они встречаются, вы можете предложить версию поцелуя и объятий.

Обычно школьники уже все знают сами, телевидение, интернет, общение приносят свои плоды, но если уже сознательный ребенок обратился к вам за объяснениями, придется рассказать все по существу. Вам неудобно и стыдно, купите хорошую книгу, соответствующую возрасту, где все правильно описано.

2. Почему вы говорите, что я красивый, а одноклассники так не считают? Почему я могу не нравиться?

Ребенок, живущий в семье, наполненной любовью и нежностью, сталкиваясь в детсаду или школе с детьми, настроенными враждебно, может удивиться, почему его считают некрасивым или неумным. Особенно этим вопросом задаются дети 11-13 лет, в подростковом возрасте, когда они начинают очень критично подходить к себе и своей внешности, именно в этом возрасте в большей степени порождается нетерпимость к окружающим, среди детей появляется агрессия.

Нельзя говорить, чтобы ребенок просто не обращал внимания на таких детей, сначала нужно рассказать о субъективности восприятия людей, потом показать свое отношение, сравнить с собой и собственными проблемами в таком возрасте.

Например: «У всех разные представления о красоте и способностях, кому-то нравятся худые, кому-то полные. Это как фильмы или книги, одним нравятся приключения, другим – комедии, это не говорит о том, что комедии лучше, или наоборот, просто симпатии у всех разные. Мне ты очень нравишься, вон какие у тебя большие голубые глаза и обворожительная улыбка. Если бы я была девочкой твоего возраста, то ты мне бы очень нравился. Обязательно есть те, кто считает тебя очень симпатичным и умным. Меня тоже раньше дразнили длинной, но ничего, папа же меня полюбил, и друзей у меня много. Если бы всем людям нравилось во внешности одно и то же, то мы давно стали бы абсолютно идентичными или вымерли».

Если у подростка действительно проблемы с внешностью, не ограничивайтесь одним разговором, помогите ему исправить ситуацию. Например, запишитесь вместе в спортзал или подберите новую стильную одежду, смените очки на линзы, в общем, устраните причину, по которой у вашего ребенка не получается влиться в общество сверстников.

При этом помните, что подростки могут быть агрессивны не только к тем, кто выглядит «не так», но и к слишком красивым, умным, общительным или замкнутым, то есть абсолютно к любым людям. Порой решить проблему можно, лишь сменив окружение ребенка.

3. Кого ты больше любишь, сестру/брата или меня?

Когда ждать подобного вопроса? — до 7 лет, чаще всего вскоре после появления младшего ребенка в семье. Такой вопрос возникает при вечном соперничестве сестер и братьев, возникающем на почве . Вам важно дать понять ребенку, что ваша любовь к ним безгранична, и, несмотря на то, что они такие разные, вы любите их одинаково сильно. Ты же любишь маму и папу одинаково? Вот и мы любим своих детей так же. Скажите, что вашей любви хватит на всех, и на них, и на других родственников.

Никогда не манипулируйте ребенком, пытаясь выторговать у него что-то взамен на слова о любви. Фраза «я люблю твою сестру сильнее, потому что она отличница» вызовет не желание учиться, а лишь ревность и ссоры.

4. Почему я - это я?

Задаваясь вопросом, почему родился именно таким, с такой внешностью, такими способностями, ребенок начинает осознавать себя как личность, отличную от других, проявляет индивидуальность. Обычно этот вопрос начинает заботить ребенка примерно с 4-х лет, но бывают и исключения.

Вы можете пояснить ситуацию так: «Любой человек сочетает в себе то, каким он родился, и то, чему он научился, каким стал. От рождения мы получаем внешность унаследованную от родителей, пол, здоровье, а потом постепенно появляются привычки, вкус, навыки, симпатии и антипатии, все то, что ты умеешь. Из всего этого складывается личность. Все мы рождаемся каждый в своей семье, в определенном городе, стране, на нас влияют люди и события, вот почему мы становимся такими, какие есть. Нет одинаковых людей, есть похожие, но не одинаковые».

5. Зачем вы меня родили?

Обычно такой вопрос ребенок задает в возрасте с 3-х до 5-ти лет, а затем в переходном возрасте, когда ему не хватает вашего внимания, заботы и одобрения или пытается смягчить наказание. Еще малыш может таким образом манипулировать вами, из разряда «зачем вы меня родили, если не можете свозить меня на море».

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Ваш ход: «Мы очень любим друг друга, поэтому завели семью, в полной семье всегда есть дети, они как плод любви и нежности родителей. Мы очень хотели иметь свое продолжение, умного, красивого ребенка, поэтому и родили именно такого, тебя». Дайте ребенку понять, какой он особенный, как вы его хотели и ждали.

Поскольку этот вопрос почти всегда появляется, когда ребенок хочет получить дополнительную порцию внимания и заботы, стоит как можно дольше рассказывать ему о том, как вы его любите, перечисляя его положительные качества и хваля. Если же ребенок просто манипулирует вами и ему нужно какое-то материальное «подтверждение» ваших слов, то не нужно распыляться на разговоры, поясните ваше решение по поводу спорного момента и не идите на поводу у крохи.

6. А я умру?

Таким вопросом малыши могут задаваться уже в 3-4 года, конечно, они еще не понимают полностью смысла конечности всего сущего, это дети познают значительно позднее, на данном этапе их интересует, почему кто-то или что-то перестает существовать, находиться рядом. Подобный вопрос может возникнуть, когда малыш вдруг сталкивается со смертью близкого человека, или собственного питомца.

Отвечая на такой щепетильный вопрос, не стоит вдаваться в объяснения неизбежной кончины всех живых существ, описывать, как умирают, что чувствуют и т.п. Говорите более обтекаемо: «Всем животным, людям, даже растениям, отведен свой срок жизни. И у тебя тоже есть свой срок. Но сначала ты проживешь еще очень долгую счастливую жизнь, пойдешь в садик, в школу, поступишь в институт, у тебя тоже когда-то будет своя семья, ты родишь детей, у тебя будет хорошая работа, ты будешь много путешествовать и открывать новое. Чтобы хорошо и долго прожить свою жизнь нужно заботиться о себе и своем здоровье, помнить о безопасности, стремиться к лучшему и помнить о безопасности».

Постарайтесь ответить исчерпывающе, так, чтобы ребенок не зациклился на этой теме. Если вы принадлежите к какой-либо религии, возьмите на вооружение ее догматы. Если же вы атеист, не спешите «радовать» трехлетку физиологическими подробностями смерти, обойдитесь общими фразами. Если ребенок еще совсем мал, то придумайте некоторые вещи, объясняющие, куда потом пропадают умершие люди, животные. Не бойтесь сказать, что бабушка смотрит теперь на нас с неба, а умершая кошка и вовсе просто убежала к коту-жениху.

Если же ребенку больше 6 лет, уделите внимание тому факту, что загробная жизнь не существует, по крайней мере в той форме, которую любят демонстрировать в современных фильмах ужасов про вампиров, зомби и призраков.

7. Почему у меня нет столько игрушек, сколько у друга?

А было ли с вашим ребенком такое, пришел от он друга и говорит, вот у Саши так много игрушек, а у меня нет такого пятого автомобиля, как у него.

На самом деле это очень хорошая тема для обсуждения. Ведь это азы финансовой грамотности и правильного распределения средств. В данном случае, нужно объяснить ребенку как распределяются деньги в семье и сколько выделяется на игрушки и развлечения.

Пояснить основы первой финансовой грамотности очень важно. Ребенку стоит рассказать, как зарабатываются деньги, что для этого мама и папа ходят на работу и выполняют там много задач.

Объясните, что все, что появляется у вас в доме и еда, и одежда, и игрушки, в том числе, даже свет, газ, вода стоят денег, поэтому нельзя бездумно их тратить. «У тебя же и так много машинок, разве ты станешь счастливее, если их будет больше, может лучше потратить средства на поход в цирк? Если мы все деньги будем тратить на игрушки, на что тогда будет жить вся наша семья».

Предложите ребенку альтернативу, хочешь что-то купить заработай. Дайте ему какое - нибудь задание по дому и за это «заплатите» оговоренную сумму. Пусть ребенок постарается накопить некую сумму, а потом он уже не захочет тратить эти деньги на 5 машинку, ведь они достались ему с трудом.

8. Чем мальчики отличаются от девочек?

Такой вопрос чаще всего подразумевает, что кроха уже увидел различия в мужских и женских половых органах. Например, в детском саду, где туалет зачастую общий. Поэтому внешними признаками типа, юбочек и брючек, кепочек и бантиков не обойтись.

Для маленького ребенка достаточно сказать, что так задумано природой, этим отличаются мальчики от девочек, ведь если бы их половые органы были одинаковыми, как кроме одежды их можно было бы отличать. Для малыша более старшего возраста можно уточнить, что такое строение необходимо, чтобы потом, когда мальчики и девочки вырастут, они смогли стать мамой и папой.

9. Почему вы ругаетесь с папой, вы не любите друг друга?

Ссоры при ребенке – дело, конечно, не нужное, но уж если так случилось, сделайте все, чтобы кроха не усомнился в крепости вашего союза.

Скажите: «У каждого человека есть свое мнение, вот ты же тоже иногда капризничаешь и выдвигаешь требования. Так и у нас, иногда мы не сходимся во мнениях и спорим, а потом приходим к общему выводу, и снова все становиться хорошо. Конечно, мы любим друг друга, мы же семья».

10. А дед Мороз есть на самом деле?

Подумайте, прежде, чем честно ответить на вопрос крохи, хотите ли вы лишить малыша сказки. Если ребенок увидел, как в канун праздника, вы сами прячете подарки, но не хотите убить веру в Деда Мороза, скажите, что он очень торопился, поэтому отдал вам подарок и попросил положить под елку. Если ребенок уже старше и сам стал во всем догадываться, можете рассказать, что добрый волшебник живет в наших сердцах, что люди специально наряжаются в него, чтобы праздник был по-настоящему сказочным.

Памятка родителям: как отвечать на неудобные вопросы

Несмотря на то, что вопросы могут быть самыми разными, существует несколько общих правил, которые позволят вам не тушеваться, когда ребенок будет задавать свои сложные вопросы:

  • Не отмахивайтесь от ребенка и не отсылайте его к другим родственникам, даже если вопрос вам не нравится или кажется несерьезным, вы – главный источник знаний, пусть уж лучше в щепетильных вопросах он разберется с вами, чем надумает себе невесть чего, или услышит нереальные версии от сверстников;
  • Не называйте вопросы неприличными, неправильными, это только подогреет интерес ребенка;
  • Не ленитесь подбирать слова, понятные ребенку;
  • Уточните, почему его интересует та или иная тема, откуда он о ней узнал;
  • Не рассказывайте больше подробностей, чем нужно малышу на данный момент;
  • Не показывайте своей смущенности и неловкости от вопроса;
  • Объясняйте максимально доступно до тех пор, пока кроха не будет удовлетворен ответом. Не прекращайте разговор до тех пор, пока ребенку не будет все понятно;
  • Не обманывайте и не надумывайте, если без этого можно спокойно обойтись. Дети это отлично чувствуют и в следующий раз пойдут за ответами к кому-то другому;
  • Разговаривайте, находясь на одном уровне. Для этого посадите ребенка к себе на колени, или присядьте на пол рядом с ним;
  • Разговаривайте в спокойной обстановке, желательно наедине.

Читаем также:

Все родители прекрасно знают, что дети являются от природы очень любознательными натурами, по причине чего постоянно задают вопросы: а почему то, а почему это, а почему пятое, а почему десятое? Но ответить на все эти детские «почему» не так уж просто, и родителей они то и дело ставят в тупик, особенно, если дело касается молодых родителей, ещё не имеющих опыта в воспитании и общении с детьми. Да что тут говорить – даже опытные родители порой не знают, что ответить на тот или иной вопрос своего чада.

Так как же всё-таки отвечать на вопросы малышей, которые ставят в тупик, чтобы не обмануть, не отшутиться и не просто отмахнуться от надоедливого начинающего познавать мир ребёнка, да ещё и оказать на его познавательный интерес ?

В нашей сегодняшней статье мы поговорим именно об этом.

Прежде чем дать ответ на этот серьёзный вопрос, нужно сказать о том, что первым и самым главным правилом является то, что вопросы детей ни в коем случае нельзя игнорировать. И это касается даже тех ситуаций, когда у вас нет времени, вы чем-то заняты или же сам вопрос кажется вам сущим пустяком.

Согласитесь, что бывают случаи, когда то, о чём спрашивает нас ребёнок, кажется нам глупым? Но дело вовсе не в том, что вопросы глупые, а в том, что мы не знаем, как на них отвечать. К тому же в то время как нам – взрослым – всё кажется простым, банальным и очевидным, ребёнок только начинает знакомиться с окружающим его миром и познавать его явления. Это и служит причиной тому, что многие термины, процессы и факты являются для него чем-то новым, странным, необъяснимым, но именно мы есть те люди, которые являются для ребёнка главнейшим авторитетным источником, и отвечать на его вопросы является нашей прямой обязанностью.

Теперь же давайте перейдём от рассуждений к практическим действиям – ниже мы рассмотрим несколько вариантов ответов на заводящие в тупик детские вопросы. И в качестве примера возьмём один из самых распространённых вопросов: «Почему светятся звёзды?».

Ответ «ни о чём»

На вопрос ребёнка, почему светятся звёзды, можно ответить ничего в себе не несущей фразой, например:

  • Потому что светятся и всё
  • Подрастёшь – тогда сам поймёшь
  • Спроси у мамы (или папы/бабушки/дедушки) – она знает

Вы и сами прекрасно видите, что это вовсе никакие не ответы, а просто способ отвязаться от вопроса. Но если вы решили ответить ребёнку именно таким образом, то знайте, что, тем самым, вы говорите ему, что его вопрос неинтересен и глуп. Себя же вы просто успокаиваете тем, что и без внимания малыша не оставили, и на вопрос ответ какой-никакой дали. В действительности же, такие ответы не только не оправдывают детских ожиданий, но и снижают ваш собственный авторитет в его глазах. Результатом станет то, что совсем скоро малыш придёт к выводу, что о серьёзных вещах вас можно не спрашивать.

Провокационный ответ

Другим вариантом ответа на вопрос о звёздах (и любой другой вообще) будет ответ-провокация, например:

  • А с чего ты взял, что они не должны светиться?
  • Как ты думаешь, Земля тоже светится?

Такие варианты ответов уже значительно эффективнее предыдущих, однако применять провокационные ответы можно только в том случае, если вы в состоянии продолжить беседу. Отвечая провокационно, вы активизируете мышление ребёнка, т.к. предлагаете ему подумать, поразмыслить, поискать ответ сообща. Одновременно ребёнок начинает проявлять и любопытство, что не может не радовать. Но есть одна загвоздка – ответ вопросом на вопрос вызывает поток новых вопросов, на которые также придётся отвечать.

Ответ, объясняющий устройство мира

Когда ребёнок спрашивает вас о звёздах, мы можете ответить ему, ссылаясь на то, что таково устройство мира, например:

  • На то Божья воля
  • Таково устройство вселенной
  • На это влияют законы физики

Ответы довольно практичны, и даже сами взрослые могут воспринять их интересными, и даже имеющими философский характер, но вот незадача – для ребёнка они снова будут представлять собой ничего не значащий набор слов. Самое же интересное заключается в том, что отвечая, ссылаясь на устройство мира, вы не даёте малышу совершенно никакой пищи для ума. Дело в том, что ребёнка еще недостаточно жизненного опыта, чтобы оценить и понять такие ответы. Как следствие, ребёнок ничего не возразит, ничего больше не спросит, но ничего и не поймёт.

Ответ научного характера

Здесь можно рассказать ребёнку о том, что:

  • Звёзды представляют собой огромные шары, которые состоят из раскалённых газообразных веществ. Любая из звёзд имеет свой собственный химический состав этих веществ, по причине чего их свет может быть не только белым, но и бледно-красным и даже ярко-синим, что зависит от температуры самих газообразных веществ. Однако мы можем видеть только белые звёзды, т.к. они являются самыми раскалёнными, и лишь их свет доходит до людей, преодолевая миллионы световых лет

Данный ответ, конечно, сокращён, но смысл уловить можно: когда вы даёте полноценный ответ, обоснованный научными данными, вы, с одной стороны, говорите по делу, но, скорее всего, ребёнок вас просто не поймёт. Ко всему прочему, научный ответ не даст ему никакой возможности на осмысление воспринятой информации и формулировку своего собственного умозаключения. Так, вы лишь на корню пресечёте всяческие детские потуги к любознательности, и сделаете из малыша живую энциклопедию.

Преимуществом же научного ответа можно назвать то, что ребёнок некоторое время не будет задавать вопросов. Научные факты могут прийтись по вкусу малышу, который обладая логическим складом ума, сам хочет получить конкретные точные данные.

Ответ сказочный

Ещё одним способом ответа на вопрос на тему звёзд и, опять же, любую другую тему может быть ответ в сказочной форме, к примеру:

  • Потому звёзды пришиты к чёрному полотну неба невидимыми нитками и раскрашены светящейся краской

Отвечая сказочно, имейте в виду, что такие ответы подходят только самым маленьким детишкам, т.к. они любят сказки, как известно, практически всё имеет антропоморфный характер, другими словами, очеловечено. Но проблемой данного типа ответов является то, что они не несут в себе правды, а значит, когда ребёнок подрастёт, он либо начнёт задавать те же вопросы снова, либо будет расти с неверным представлением о реальности, вследствие чего знания в его голове придётся корректировать.

Ответ с несколькими вариантами

Ответ с несколькими вариантами является одним из лучших способов отвечать на заводящие в тупик вопросы. В нашем случае ответ может быть таким как:

  • Кто-то говорит, что это свет планет, которые взорвались
  • Другие говорят, что…
  • В Интернете можно узнать о том, что…
  • А насколько я знаю, ….

Если вы будете отвечать так, то укажете ребёнку на то, что мнений по поводу какого-то одного вопроса может быть несколько. Это позволяет не только расширить кругозор вашего чада, но и направить его на самостоятельные размышления и предоставить возможность сделать личные выводы. Однако затруднение при таком типе ответов будет касаться того, какая именно точка зрения является правильной.

Ответ по теме

Пожалуй, лучший вариант ответа, который только может быть. Касаемо звёзд, он может выглядеть так:

  • Наша вселенная полна удивительных феноменов и загадок. Звёзды светятся, потому что в космосе происходят определённые процессы, результаты которых мы можем наблюдать

Такой ответ будет кратким, вдумчивым и правдивым, что само по себе просто замечательно. К тому же вы сможете дать ответ довольно простыми словами, которые ребёнок будет в состоянии понять. Но и тут не стоит забывать о пространстве для детского воображения, т.е. ответ следует выстраивать так, чтобы присутствовал эффект недосказанности, способный в дальнейшем послужить для получения новых знаний и проведения своих собственных исследований.

Когда ваш подрастающий и начинающий познавать мир ребёнок задаёт вам вопрос, который ставит вас в тупик, не стремитесь скорее отвертеться. Вы должны уделять должное внимание любым, даже, казалось бы, самым абсурдным, затруднительным и неоднозначным вопросам, ведь только так вы сможете вырастить своего малыша человеком мыслящим и смотрящим на мир здоровыми взглядом.

И самое главное – любой родитель должен обладать пониманием того, что если уж он не даст ребёнку ответы на то, что его интересует, то ребёнок может получить ответ (не исключено, что совсем неправильный) от кого-то другого, а влияния на детей посторонних, тем более чужих людей без своего ведома допускать категорически не следует. Так что старайтесь сами давать своему ребёнку те знания, которые он хочет получить, а если вы и сами не знаете ответа, то сядьте вместе с малышом и проведите собственные изыскания.

Познавательных успехов вам и вашим детям!