"Купи!" Ребенок в магазине: как избежать истерики и плохого поведения. Как научить ребенка вести себя хорошо в общественных местах Ребенок не умеет вести себя в обществе

Что делать, если малыш капризничает и кричит в магазине, автобусе, кафе?

Недавно моя приятельница - счастливая мама 4-летнего Данилки - буквально со слезами на глазах жаловалась, что ей стыдно появляться с ребенком в общественных местах. Он ее позорит всегда и всюду: в магазине громко требует купить дорогую вещь, а в автобусе на весь салон делится впечатлениями вроде: «А помнишь, как наш папа сегодня...?». О том, можно ли научить детей-дошкольников правильно вести себя в общественных местах и как это сделать, рассказала владимирский психолог Наталья Фельдман.

Он просто привлекает внимание

- Наталья Борисовна, как же научить ребенка правильно вести себя в общественных местах?

Нам нужно определиться с тем, что такое ПРАВИЛЬНОЕ поведение. С точки зрения родителей ребенок должен быть сдержанным, скромным, не должен мешать другим людям, привлекать к себе внимание, нарушать тишину. С одной стороны, это правильно, но, с другой, такое поведение удобно прежде всего для родителей. Подумайте: чего чаще всего боится мама, чей ребенок начинает бегать или плакать в общественном месте? Негативной реакции окружающих людей на нее, а не на ребенка: «Ну и мамаша, воспитать ребенка не может!» Получается, что плохое поведение ребенка приравнивается к утверждению «я плохая мать» (как вариант — «плохой отец»). А ведь в некоторых ситуациях ребенок просто не может сидеть на месте и молчать — таковы особенности его психики. Либо у капризов есть другие причины. Все случаи, когда ребенок плачет, шумит, нужно строго дифференцировать.

- Каким образом?

Как правило, ребенок ничего не делает просто так или из вредности. Например, часто его поведение — это способ привлечь к себе внимание. И тут возникает вопрос: с какой целью? Скорее всего, ответ такой: ребенок системно не получает внимания, пока ведет себя хорошо. Его просто не замечают. А как только начинает шуметь и капризничать, родители внимание обращают и начинают ругать. А ребенку, по сути, важно, что внимание есть. При этом он, как правило, не думает: «Я сейчас закричу на весь магазин, и мама обратит на меня внимание», - это механизм во многом бессознательный. Таким образом, устранить причину достаточно просто: уделяйте ребенку больше внимания, чем компьютеру или телефону.

Но не всегда есть такая возможность: маме вечером надо заниматься домашними делами, папе, возможно, выполнять работу на компьютере — не обязательно же он там в игрушки играет...

Не надо ходить за ребенком весь вечер и к любым его действиям бурно проявлять интерес. Он, когда потребуется внимание, сам даст об этом знать. Главное — не отмахиваться от ребенка. С малышом надо разговаривать, общаться, читать книжки... Подросший ребенок шести-семи лет может прибежать и сказать маме или папе: «Можно я с тобой посижу?». Может забраться на коленки, прижаться, какое-то время просто молча сидеть, а потом убежать опять играть. Он получил свою порцию внимания. Для маленьких детей таких минуток тесного общения нужно побольше. Сколько — сказать сложно, так как это дело индивидуальное. Главное же, что качественное общение позволяет ребенку становиться более самостоятельным, учиться занимать себя самому.

Сейчас наблюдаются две крайности. Одна — детоцентрическая позиция, когда ребенок — центр семьи, и его желания всегда в приоритете. Другая — отношение к детям как к каким-то потусторонним существам или животным, которых надо дрессировать и воспитывать. Они такие же люди, просто у них меньше опыта и немножечко по-другому устроена психика и интеллектуальная деятельность. Потому что они еще не выросли. Но в остальном они не отличаются от взрослых.

И та, и другая вышеописанные позиции приводят к проблемам, поэтому нужно придерживаться золотой середины. Важно и удовлетворять базовую потребность ребенка в любви, безопасности, общении, и объяснить ему, что у других членов семьи тоже могут быть свои желания и заботы, к которым нужно относиться с уважением.

Единое правило для всех

Но что если родители уделяют ребенку достаточно внимания, а в магазине он все равно начинает капризничать и требовать мороженое, игрушку?..

Если капризы не из-за дефицита внимания, и родители в этом на сто процентов уверены, то в этом случае надо предлагать ребенку выбор. Надо сказать: сегодня мы можем купить тебе только вот это или вот это, выбери сам, чего тебе хочется больше.

- А если ничего лишнего не можем купить — денег в обрез, пришли только за хлебом и молоком?

Если у родителей есть минимальные деньги на молоко и хлеб, то мелочь в пределах 20-50 рублей они могут дополнительно потратить. Какой-нибудь сырок за 15 рублей всегда есть возможность купить. Но нужно приучать ребенка и к тому, что не всегда можно приобрести то, что хочется. Скажите: «Я очень хочу купить вот тот дорогой сыр, я его очень люблю. Но не могу себе этого позволить. Мы купим его на праздник. А сейчас денег немного, поэтому купим только вот это...» И ребенок, видя, что мама к себе предъявляет точно такие же требования, как и к нему, перестанет просить купить для него что-то дорогое. И повода для скандала и манипуляций не будет. Тут очень важно: если речь идет о том, что с деньгами в семье не очень хорошо, и мы вынуждены выбирать то, что покупаем, то это правило работает для всех. Тогда ребенок чувствует себя участником процесса — с ним считаются.

С магазином разобрались. Следующее место, где дети часто не умеют правильно себя вести — это общественный транспорт. У них почему-то есть потребность громко, на весь салон разговаривать, и родители чувствуют себя достаточно неловко, особенно если дети начинают рассказывать всем вокруг (в разговоре с мамой) подробности семейной жизни. Ругать, как я понимаю, нельзя...

Иногда и взрослые начинают разговаривать на весь салон. Правила поведения в общественных местах с ребенком лучше обсуждать не во время того, когда он себя неправильно ведет, а окружающие «помогают» его воспитывать. Лучше заранее, в спокойной обстановке все обговорить. За что ругать, если ребенок не знает, что в автобусе нельзя кричать? Только что на улице весело скакали и кричали, и это было можно, потому что были в парке и никто никому не мешал, и тут зашли в транспорт, у ребенка еще очень веселое настроение, он еще не успокоился и по инерции продолжает разговаривать громко... Если в этот момент он получает раздраженное замечание, то он не понимает, что произошло. Он не знает, что здесь другие правила поведения, поэтому, если хотите, чтобы ребенок себя вел в соответствии с какими-то вашими представлениями о приличиях, обговорите все заранее и объясните, почему это надо.

- Как насчет поведения в заведениях общепита?

У детей в психике заложено, что они не могут, как взрослые — по три часа и дольше, — сидеть за столом. Реальность такова, что детям быстро становится скучно в кафе. Особенно если это дети дошкольного возраста. И для них это совершенно нормальное поведение. Ребенок не может дольше получаса сидеть на месте и слушать разговоры. Ему нужно двигаться, играть и общаться. Так что тут всего два варианта: либо надо выбирать общепиты, где есть уголок для детей, либо оставлять ребенка дома — с бабушкой, родственниками или няней.

- А воспитать ребенка, чтобы он сидел и молчал?

Для пятилеток это нереально. И не надо над детьми издеваться.

Но бывают ситуации, когда необходимо именно сидеть. И иногда больше часа. Вот, к примеру, в очереди в больнице... Причем тихо, потому что вокруг много детей, и они болеют...

Если это ребенок дошкольного возраста, нужно взять с собой какую-нибудь «развлекалку». Это может быть книжка, раскраска или маленькая игрушечка — кукла, которая надевается на руку... Главная идея в том, что от очередей никуда не денешься, ребенок устанет, но мы понимаем, что ребенок не может долго сидеть на месте, ему будет скучно, и мы думаем, как его развлечь всеми известными способами. Но занятие должно быть тихим и малоподвижным. Мячик в больницу мы не берем.


Наталья Фельдман Фото: из личного архива Н. Фельдман

Справка МК

Во что поиграть, сидя в очереди?

«Взломщик» . Возьмите связку ключей, попросите ребенка отвернуться и нарисуйте на листочке бумаги их контуры. Потом предложите ребенку подобрать ключ, соответствующий силуэту. Можно использовать не только ключи, а все, что найдется в сумочке.

«Исследователь» . Захватите предварительно из дома лупу. Пусть малыш отыщет то, что вы загадаете, на денежной купюре, прочитает «тайные надписи».

«Слова» . Пусть малыш называет предметы на определенную букву. Обратите его внимание на предметы, которые его окружают. Потом задачу можно усложнять, строя цепочки слов. Последняя буква слова служит первой буквой следующего («кот-тумба-автобус…»).

«Веселые пальчики» . Возьмите шариковую ручку и нарисуйте на подушечках пальцев забавные рожицы, дайте им имена, к примеру, Веселун, Добряк, Злючка, Рыжик… Придумайте сказку про них. Можно рисовать и животных. Подойдут также готовые пальчиковые игрушки.

«Фантазер» . Нарисуйте на листке бумаги кружок и по очереди дорисовывайте новые детали: нос, уши, веснушки. Это вполне может быть какой-нибудь фантастический зверь.

«Что пропало?» . Разложите перед малышом несколько предметов, дайте время запомнить. Потом, когда ребенок отвернется, уберите один. Малыш должен угадать, что же пропало. Потом поменяетесь местами.

«Любимые герои» . У каждого ребенка есть любимая книжка или мультфильм. Попробуйте вспомнить их героев. Кто назовет больше, тот победил. Детям нравится эта игра, потому что они в ней побеждают, ведь находятся «на своей территории».

Также можно предложить ребенку придумать, как использовать привычные предметы в непривычных ситуациях. Например, шарфик можно обмотать вокруг руки и получить рукавицу. Из мобильного телефона выйдет отличная горка для скрепки. Таким образом, вы не только скоротаете время в очереди, но и разовьете логику, фантазию и внимательность малыша.

Самый важный секрет, который обязательно нужно запомнить и применять, на самом деле очень прост: станьте для своего ребенка хорошим примером. Если малыш видит, что мама бросает мусор на дорогу, а не в урну, ему трудно будет объяснить, почему он должен поступать иначе. То же касается невежливого общения с окружающими, нежелания уступить место пожилому человеку или беременной женщине. Дети во многом копируют поведение родителей, а их зоркие глаза замечают даже детали, на которые вы не обращаете внимания.

Никогда не читайте длинных нотаций и не кричите на ребенка, если он делает что-то не так. В противном случае велик риск, что он либо возненавидит нормы поведения, либо начнет делать все назло. Используйте более простые приемы. Например, если малыш бросит на землю фантик, скажите: «Ой, как некрасиво стало, даже идти неприятно. Давай лучше найдем урну и выбросим мусор туда». В детском саду, магазине и других заведениях напоминайте ребенку, что нужно здороваться, и сами приветствуйте людей с улыбкой. Можно сказать: «Когда здороваешься и улыбаешься человеку, это поднимает настроение вам обоим. Ты же хочешь, чтобы люди были более радостными?»

Используйте игровую форму обучения. Сделайте дома небольшой игрушечный магазин, поставьте «товары», и пусть куклы, зайки или мишки делают «покупки». Покажите ребенку контраст между вежливой куклой, которая здоровается с продавцом и ведет себя прилично, и глупым зайчонком, на крики которого оборачиваются другие «покупатели» и за которого приходится краснеть маме-зайчихе. Несколько таких примеров помогут малышу хорошо понять, как нужно вести себя в общественных местах.

Как научить ребенка вести себя культурно

Постарайтесь объяснить ребенку, что в общественном месте нужно вести себя так, чтобы не мешать другим людям. Если малыш залез в ботинках на сиденье в автобусе, напомните ему, что потом это место займет другой человек и он непременно испортит свою одежду, поскольку сиденье окажется испачканным. Объясняйте ребенку, что и он сам может оказаться потом в подобной неприятной ситуации.

Наконец, объясняя ребенку правила поведения, не забывайте, что все же имеете дело не с взрослым человеком. Малышам иногда хочется попрыгать на одной ножке, побегать, поиграть на улице. Они могут разговаривать слишком громко или надолго задерживаться у витрины магазина, рассматривая какую-то вещь. Если ребенок не переходит черту, не одергивайте его постоянно и не превращайте в тихого, забитого маленького взрослого.

«Как учить ребенка вести себя в обществе».

Общественные места – совсем не скучные, а важные слова. Объясните ребенку их значение. Все люди объединяются в общества. Например, в детском саду и в школе есть общество детей. И в нашей стране все жители вместе называются обществом. Общественные места – это транспорт, в котором мы ездим. Кинотеатры, концертные залы, музеи, где люди отдыхают. А также столовые, кафе, рестораны и, конечно же, магазины, где ежедневно собирается много людей.Очень важно знать правила поведения в этих местах и стараться соблюдать их.

Как же учить поведению в общественных местах? Постепенно, терпеливо, изо дня в день, собственным примером и практическим усвоением.

Шестилетний ребенок готов в любую минуту помогать маме и ухаживать за ней. Позвольте ему идти слева от вас, если это мальчик. Отдайте ему свою « тяжелую сумку», попросите его руку, чтобы опереться, когда вы переходите через лужу. Не забывайте, что ребенок на улице не может вести себя тихо и спокойно, как взрослый. Ему надо пробежаться, обогнать всех, покричать, съесть что – нибудь вкусное, выбросить на тротуар фантик от конфеты. Если мы будем неукоснительно следить за его поведением, то вырастим замученного обязанностями человека. И чтобы этого не произошло, не мешайте ребенку проявлять свои эмоции, но ненавязчиво приучайте к порядку, заведенному в обществе. Например:

Ты так далеко от меня убежал. Я переживаю за тебя.

Мы тебя потеряли из виду и испугались.

Кстати ты не заметил, что прыгая на одной ножке, толкнул бабушку и не извинился?

Смотри как грязно на улице. Даже неприятно идти. Жаль, что люди не умеют пользоваться урнами для мусора…

Во время прогулки приятно съесть мороженое или булочку. Объясните ребенку, что это можно сделать на скамейке в сквере или парке.

В транспорте правила поведения просты и разумны: не мешать друг другу. Также нельзя приставать к посторонним людям, быть назойливым и любопытным. Поэтому в общественном транспорте не следует кричать, спорить, грубить, ссориться с окружающими. Поиграйте с дошкольником: предложите ему сосчитать, сколько машин вас обгоняет, сколько детей войдет в автобус, сколько остановок проехали. Эти игры, занимающие и развивающие ум, полезны и на какое – то время внесут разнообразие в поездке.

Уважаемые родители! Будьте последовательны в своих действиях и требованиях, запаситесь терпением и результат будет! И еще помните, что личный пример - это ваш помощник в воспитании культуры поведения в обществе!

Как научить ребенка правильно себя вести в сомнительных и сложных жизненных ситуациях? Ведь некоторые события, кажущиеся простыми и незначительными для нас, взрослых, причиняют немало дискомфорта нашим детям, впервые оказавшимся в определенной обстановке.


Мы хотим предложить вам несколько советов, как воспитать в ребёнке эту естественную тягу к правильным поступкам.

По мнению экспертов в детской психологии и воспитании самое трудное для родителей — это научить ребёнка делать выбор в пользу правильного поступка, когда доступен более лёгкий вариант. «Учите детей ценить правильные вещи – в противовес лёгким» — вот что советуют родителям психологи.

Это и есть фундамент для воспитания личной ответственности. К сожалению, многие родители бесконечно используют внешнюю мотивацию, и совсем не задумываются о внутренней.

«Если ты быстро сделаешь домашнее задание, то пойдёшь гулять с друзьями». «Если ты хорошо уберёшь свою комнату за полчаса, то сможешь посмотреть длинный фильм по телевизору». Эти и аналогичные примеры говорят ребёнку буквально следующее: «Если ты сделаешь то, что я говорю, то получишь то, что ты хочешь».

Что же получается? Дети тренируют восприимчивость к внешней мотивации, при этом в них не растёт внутренняя мотивация и не формируются личная ценность правильных вещей.

Следуя логике приведенных выше примеров, у ребёнка в голове складывается не лучшая и слишком переменчивая картина. Мамы нет дома – некому проверить домашнее задание – можно не выполнять его и пойти гулять. Папа задержался на работе – всё равно придёт поздно – можно не торопиться с уборкой комнаты – вместо чего посмотреть кино. И так далее.

Ниже мы приведём несколько взаимосвязанных советов, как воспитывать в ребёнке внутреннюю мотивацию к правильным поступкам.

Вместо гнева за несделанное или плохое, проецируйте сожаление и печаль

Гнев за неубранную кровать – это эмоция проверяющего внешнего субъекта. Печаль и сожаление – это способ заполнить пустоту во внутренних ценностях ребёнка. Так вы можете показать ему, что вам не столько важно, убрал ли он кровать по вашему договору, сколь печально то, что он не хочет жить в чистоте и способен не сдержать слово.

Давайте ребёнку время на исправление ошибки, высказывая сожаление и печаль

Представьте, что вы вышли на порог дома, а велосипед сына валяется прямо на цветочной клумбе, разбитой вами только вчера у входа во двор. Цветы помяты, а часть трудов – насмарку. Сдержите гнев и окрики неаккуратного ребёнка! Лучше зайдите в дом и поговорите с сыном с сожалением о ваших любимых цветах: «Я так расстроена! Вчера высадила мои любимые маргаритки, а сегодня многие из них уже поломаны. Зря ты так неаккуратно бросил велосипед». Не продолжайте упрёки, просто прекратите разговор на печальной ноте. Ваше послание сыну – «мама расстроена из-за твоей неаккуратности». Без гневных обвинений ребёнка.

Уверены, что многие дети в такой ситуации подойдут извиняться сами – с обещанием быть осторожнее в выборе места для велосипеда.

Так работает эта техника «печаль вместо гнева».

Но у неё есть один подводный камень. Нельзя перегнуть палку, и слишком часто и глубоко внедрять в ребёнка чувство вины . Трансляция грусти должна быть краткой, чётко увязанной с конкретным событием. Только так рассказ о родительской печали по причине конкретного поступка вашего ребёнка откроем вам двери в гармоничные отношения с ним и даст возможность сформировать его внутреннюю мотивацию поступать правильно.

Как научить ребенка хорошо себя вести

1. Дети поступают так, как вы. Так что используйте своё поведение, чтобы направлять поведение малыша в нужное русло. То, что вы делаете намного важнее того, о чём вы говорите.

2. Покажите ребёнку, как вы себя чувствуете. Скажите ему честно, как его поведение влияет на вас. Когда вы начинаете предложение с "я", ребёнок начинает смотреть на вещи с вашей точки зрения.Показать полностью..

3. Хвалите ребенка, когда он ведет себя хорошо. Лучше сказать: "Ты так хорошо играешь. Мне нравится, что все кубики лежат на столе" прежде чем они будут разбросаны по всей комнате.

4. Спускайтесь на уровень вашего ребенка. Во время общения с ребенком присядьте на корточки или колени. Это позволит вам настроиться на то, что может чувствовать или думать ваш малыш. Это также поможет ребенку сосредоточиться на том, что вы говорите или просите.

5. Исполняйте обещания. Если вы будете верны своему слову, ребенок научиться доверять и уважать вас. Если вы сказали, что пойдёте на прогулку после того, как ребёнок уберет игрушки, убедитесь, что у вас есть удобная обувь для ходьбы.

6. Уберите соблазны. Ребенку трудно запомнить всё, что нельзя трогать. Поэтому уменьшите шансы невинных, но дорогостоящих исследований. Просто уберите из виду соблазн.

7. Будьте тверды в своих решениях. Если вы скажете «нет», а затем уступите, в следующий раз дети будут ныть еще больше, надеясь ещё раз на удачу.

8. Давайте простые и четкие инструкции, и тогда ребенок будет точно знать, что вы от него ожидаете. Например, "Пожалуйста, держи меня за руку, когда мы переходим через дорогу" лучше, чем "Не перебегай дорогу без меня".

9. По мере взросления, вы можете доверить ребенку больше ответственности за своё поведение, чтобы он мог ощутить естественные последствия этого поведения. Кажется Марк Твен говорил: "Не наказывайте ребенка за разбитое стекло, дайте ему переночевать в комнате, в которой он это стекло разбил."

10. Дайте ребенку почувствовать себя важным. Дети любят быть полезными, вносить свой вклад в семью. Поэтому доверьте ребенку то, что он может сделать. Это позволит ему чувствовать себя важным, ребенок будет еще больше стараться, чтобы помочь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как научить ребенка хорошим манерам"

Данная информация поможет Вам ответить на следующие вопросы: Как научить ребенка хорошим манерам? А именно: Когда и с чего начинать? Хвалить или ругать? "Ты" или "Вы"? Как заложить верную информацию?...

Консультация для родителей "Как научить ребенка правильно вести себя на дороге"

На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного ча...