Первые отношения подростков: как себя вести родителям, чтобы сохранить доверительные отношения. Подростковые реакции, отношения со взрослыми и сверстниками Подростковые отношения

Межличностные отношения детей на протяжении всего периода их пребывания в школе развиваются и совершенствуются.

С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребёнка учебной деятельностью.

Взаимоотношения на первом году обучения во многом определяются учителем через организацию учебной деятельности детей (учитель хвалит или порицает ученика и его оценка принимается учениками как главная характеристика личностных качеств товарища).

На втором, третьем году обучения изменяются и отношения к личности учителя, и взаимоотношения в коллективе, на этом трудный период знакомства со школой окончился. Личность учителя становится несколько менее значимой, но зато более тесными стали контакты с одноклассниками. Общественная деятельность формирует коллектив, сплачивает его общими целями, интересами. Дружный целеустремлённый коллектив оказывает огромное влияние на развитие и формирование личности. Во II-III классах дети болезненно реагируют на замечания взрослых, сделанные при товарищах, стараются исправиться, занять достойное место среди сверстников.

Постепенно в коллективе класса непосредственные эмоциональные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой поведения каждого из ребят. Ученики всё глубже осознают те или иные качества личности. Исследования показывают, что выбирая одноклассников для совместной деятельности, около 2/3 учеников III класса мотивируют выбор определёнными нравственными качествами товарища.

Личные взаимоотношения уже в младшем школьном возрасте являются основой тесных группировок, так называемых малых групп. В малых группах, как правило, есть свои лидеры, нередко складываются особые нормы поведения, свои интересы, и если они противоречат общепринятым школьным правилам, то между учащимися этой группы, с одной стороны, и учителем и активом класса - с другой, может возникать так называемый смысловой барьер, непонимание, отчуждённость. Ребята этой группы всецело находятся под влиянием лидера, признают только его авторитет и оказываются в оппозиции к другим ученикам. Но не всегда малая группа антагонистична классному коллективу.

Зная жизнь малых групп своего коллектива и их лидеров, учитель умело влияет через них на членов группы, учитывает её мнение при выборе актива.

В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна - со взрослыми, другая - со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя одну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам.

Вовлечение подростка в орбиту уже не детских интересов побуждает его к инициативной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Он сам начинает предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как с маленьким. Подросток требует расширения своих прав соответственно подчеркиваемым взрослыми людьми его обязанностям. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка нередко возникают разного вида протесты, неподчинения, непослушания, которые в крайне выраженной форме проявляются в открытом неповиновении, негативизме. Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка, то он берет на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и эта перестройка осуществляется бесконфликтно. В противном случае возникает серьезный внешний и внутренний конфликт, кризис подросткового возраста, в который обычно в равной степени оказываются вовлеченными и подросток, и взрослый. Конфликты между подростками и взрослыми возникают, в частности, по причине расхождения их мнений о правах и обязанностях детей и родителей, взрослых и детей. Важное условие предупреждения и преодоления конфликта, если он уже возник, - переход взрослого на новый стиль общения с подростком, изменение отношения к нему как к неразумному дитяти на отношение к подростку как ко взрослому. Это, в частности, означает максимально полную передачу подростку ответственности за свои поступки и предоставление ему свободы для действий.

Однако фактическое сохранение у подростков в их психологии и поведении многих чисто детских черт, в частности недостаточно серьезного отношения к своим обязанностям, а также отсутствие у них способности действовать ответственно и самостоятельно нередко препятствуют быстрому изменению отношения подростка к взрослому. И, тем не менее, промедление со стороны взрослого в изменении отношения к подростку в нужном направлении почти всегда вызывает сопротивление со стороны подростка. Это сопротивление при неблагоприятных условиях может перерасти в стойкий межличностный конфликт, сохранение которого нередко приводит к задержкам в личностном развитии подростка. У него появляется апатия, отчуждение, укрепляется убеждение в том, что взрослые вообще не в состоянии его понять. В результате как раз в тот самый момент жизни, когда подросток более всего нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых, они утрачивают возможность оказывать на него влияние.

Снятию межличностного конфликта подростка и взрослого обычно способствует установление между ними доверительных, дружеских взаимоотношений, взаимного уважения. Созданию таких отношений помогает обращение к подростку с какими-либо серьезными просьбами в разных делах.

Отношения со сверстниками обычно строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками.

Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянными и находясь в равных отношениях с товарищами, - вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщество взрослых людей. Наряду с непосредственным интересом друг к другу, который характерен для общения младших школьников, у подростков появляются два других вида отношения, слабо или почти не представленные в ранние периоды их развития: товарищеские (начало подросткового возраста) и дружеские (конец подросткового возраста). В старшем подростковом возрасте у детей встречаются уже три разных вида взаимоотношений, отличающихся друг от друга по степени близости, содержанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни. Внешние эпизодические «деловые» контакты служат удовлетворению сиюминутных интересов и потребностей, глубоко не затрагивающих личность; общение на уровне товарищеских отношений способствует взаимообмену знаниями, умениями и навыками; устанавливающиеся дружеские связи позволяют решать некоторые вопросы эмоционально-личностного характера.

С переходом во вторую половину подростничества (примерно с VI класса школы) общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, занимающий достаточно много времени и выполняющий важную жизненную роль, причем значение общения со сверстниками для подростка, как правило, не меньше, чем все остальные его дела. Старшему подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, проявляя явное стремление жить групповой жизнью. Это - характерная черта детей именно подросткового возраста, причем она проявляется у них независимо от степени развитости специальной потребности в общении - аффилиативной потребности. Неблагополучные личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело, и в этом мы можем убедиться, знакомясь с акцентуациями характера, свойственными подросткам. Многими детьми этого возраста разрыв личных отношений с товарищами воспринимается как персональная драма. Для того чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать все возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт со взрослыми.

На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения. Атмосфера таких отношений базируется на «кодексе товарищества», который включает в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. Особенно в подростковых группах осуждаются эгоистичность, жадность, нарушения слова, измена товарищу, зазнайство, стремление командовать, нежелание считаться с мнениями товарищей. Такое поведение в группах сверстников-подростков не только отвергается, но нередко вызывает ответные реакции по отношению к нарушителю кодекса товарищества. Ему объявляют бойкот, отказывают в приеме в компанию, в совместном участии в каких-либо интересных делах.

В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центре внимания сверстников. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и во что бы то ни стало стремится ее завоевать. Не менее интересными для подростков становятся близкие друзья, для которых они сами могут выступать в качестве равноправных партнеров или лидеров.

Сходство в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского сближения подростков. Иногда симпатия к товарищу, желание дружить с ним являются причинами возникновения интереса к делу, которым занимается товарищ. В результате у подростка могут появляться новые познавательные интересы. Дружба активизирует общение подростков, за разговорами на разные темы у них проходит много времени, они обсуждают события в жизни их класса, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых, в содержании их разговоров бывает немало разнообразных «тайн».

Позднее, к концу подросткового возраста, появляется потребность в близком друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость и чуткость, умение хранить тайну. «Родство душ» становится с возрастом все более значимым фактором, определяющим личные взаимоотношения подростков. Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение подросткового возраста.

К концу этого возраста у подростков возникает интерес и к другу противоположного пола, стремление нравится и, как следствие этого, появляется повышенное внимание к своей внешности, одежде, манере поведения. Вначале интерес к человеку другого пола нередко приобретает характерное для подростков необычное внешнее выражение. Мальчишки начинают задирать девчонок, они в свою очередь жалуются на мальчишек, сами доставляют им неприятности, однако такое повышенное взаимное «внимание» со стороны сверстников тем и другим доставляет, по-видимому, явное удовольствие. Позднее характер межполовых отношений меняется, появляется застенчивость, скованность и робость, иногда сопровождаемые сохранением «странной» внешней атрибутики в поведении: напускное равнодушие, презрительное отношение к сверстнику противоположного пола и т.п. Все эти симптомы характерны для детей, обучающихся уже в V - VI классах. В это время девочек, которые в подростковом возрасте начинают ускоренно физически развиваться, уже волнует, кто и кому нравится, кто на кого и как смотрит, кто с кем дружит и др.

В VII - VIII классах между мальчиками и девочками появляются более романтические отношения, они начинают писать друг другу записки, назначают свидания, вместе гуляют по улицам, ходят в кино. На основе таких взаимоотношений у подростков возникает желание становиться лучше, появляется потребность к самосовершенствованию. В этом возрасте большинство детей начинают заниматься самовоспитанием.

С возрастом межличностные отношения дифференцируются. С одной стороны, быстро расширяется круг общения, растет число и удельный вес внеклассных и внешкольных друзей, с другой - происходит заметная дифференциация межличностных отношений в самом классном коллективе. Как показывают социометрические исследования Я.Л. Коломинского, А.В. Киричука, Х.Й. Лийметса и других педагогов и психологов, более резкой становится разница в положении «звезд» и «отвергаемых» или «изолированных». Особенно сложным кажется положение последних.

Критерии, определяющие социометрический статус старшеклассника в его классном коллективе, сложны и многообразны. По данным Я.Л. Коломинского, на первом месте здесь стоит влияние на сверстников (значение этого качества с возрастом неуклонно увеличивается) и, как у младших подростков, физическая сила; на втором месте - нравственные качества, которые непосредственно проявляются в общении, и общественная работа; дальше идут интеллектуальные качества и хорошая учеба, трудолюбие и навыки труда, внешняя привлекательность; на последнем месте стоит стремление командовать. По данным Б.Н.Волкова, десятиклассники выше всего ценят качества личности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с товарищами (честность, готовность помочь в трудные минуты жизни), на втором месте стоят волевые качества личности, на третьем - интеллектуальные достоинства. В исследовании А.Н.Лутошкина дается иная последовательность предпочтений: интеллектуальные качества, отношение к людям (доброта, отзывчивость), моральные качества, волевые качества, деловые качества, внешние данные (внешняя привлекательность, умение следить за собой и т.д.).

Противоречивость этих данных может объясняться различием как в методах исследования, так и в составе испытуемых, в условиях эксперимента. С усложнением содержания совместной деятельности и структуры коллектива групповой статус личности в большей мере определяется её деловыми и моральными качествами, включая отношения к коллективу, уровень социальной ответственности и т. д., чем общительностью. Поэтому в классах с низкой сплочённостью общительность влияет на социометрический выбор и по «деловым» критериям, тогда как в группе с высокой сплочённостью даже предпочтения в сфере личных взаимоотношений зависят также от отношения к коллективу.

Чем бы не определялся статус подростков в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Неблагоприятное положение в классном коллективе является одной из главных причин преждевременного ухода учащихся из школы, причём такие ребята часто попадают под дурное влияние вне школы. Это подтверждается исследованиями трудных подростков. Девять десятых обследованных М. А. Алемаскиным правонарушителей, зарегистрированных в инспекциях по делам несовершеннолетних были в своих школьных классах «изолированными»; почти все они были недовольны своим положением в классе, многие относились к одноклассникам отрицательно. Из обследованных Г. Г. Бочкарёвой 140 несовершеннолетних правонарушителей около половины относились к одноклассникам безразлично или враждебно, среди остальных школьников так ответили лишь 19%.

Очевидно, здесь существует обратная связь. Изолированность трудного подростка в классе может быть не только причиной, но и следствием того, что он стоит в стороне от коллектива, пренебрегает его целями и нормами поведения и т. д. Тем важнее для педагога ясно видеть структуру межличностных отношений взаимоотношений в классе. К сожалению, как показывает Я. Л. Коломинский, учителям свойственна тенденция субъективно оптимизировать статусную структуру класса. А без умения объективно оценить статус ученика в системе коллективных взаимоотношений учителю значительно труднее найти индивидуальный подход к ребёнку и помочь ему выйти из трудного положения.

К 11-12 годам к нашим детям приходит первая любовь. Это новый взрослый способ взаимодействия с противоположным полом.
Конечно, любовь в этом возрасте менее устойчива, чем юношеская, и больше похожа на увлечение. Вожатые летних лагерей, наверное, неоднократно отмечали одну особенность подростковой влюбчивости.
Например, в начале смены мальчик влюблен в одну девочку, в середине ревнует другую, а в конце смены обменивается телефонами с третьей. И ведь каждая из привязанностей имеет вполне серьезные намерения, в которые сам мальчик (и девочка) искренне верит. Но на самом деле не все так просто.
Появившееся чувство взрослости, интенсивное развитие тела, повышенный гормональный фон - все это способствует изменению отношений между мальчиками и девочками. Пропадает непосредственный интерес общения.
Они начинают воспринимать друг друга как представителей разных полов.

Начинается процесс идентификации со взрослым - бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и желательных для себя.

Мальчик начинает чувствовать себя мужчиной, девочка - женщиной. Прическа, особенности внешности, манера держаться - все это дает сведение о том, какой я как мужчина (или я как женщина).
Именно поэтому для подростка в это время на первый план выходит собственная внешность. Личная привлекательность начинает играть первостепенную роль в глазах сверстников.

А вот ответ на свой вопрос Как должны выглядеть настоящие мужчины и женщины? подросток зачастую находит в тех программах, которые смотрит. Образы актеров и эстрадных певцов становятся объектом подражания.
И вот тут опять вспомним о физическом развитии ребенка. Ведь именно диспропорции в развитии между мальчиками и девочками могут послужить источником многих переживаний.
В физическом развитии девочки опережают мальчиков. Поэтому на их фоне мальчики выглядят меньше и как бы мельче. Все это может вызывать чувство неполноценности у подростка (особенно отличают других по росту, полноте). И в этом случае ему бывает так необходима поддержка близких взрослых!

Возникающий интерес к противоположному полу сначала принимает странные, неадекватные формы. Так, появившееся явное или неосознанное желание иметь взрослые отношения мальчика с девочкой может выразиться в прямо противоположном поведении.
Примером этому является проявление подростками нежности к девочкам. С одной стороны, такое поведение подвергается насмешкам. В то же время общаться с предметом любви, как раньше, уже не получается.
Именно поэтому любовь и нежность подростка трансформируются в поведение, внешне противоположное влюбленности - типа дергания за косички. Но это и есть форма привлечения к себе внимания.
И девочки обычно это осознают и не обижаются, а в свою очередь демонстрируют свое внимание - игнорированием объекта привязанности. Вот такой парадокс. Ведь легче общаться с кем-нибудь другим, чем с тем, в кого влюблен. Из-за этого объект любви часто вообще разделяется: например, одну девочку любят идеально (на нее смотрят, вздыхают, но не осмеливаются подойти), а проявляют отношения (гуляют) с другой.

Постепенно исчезает непосредственность общения, появляется скованность либо стеснительность при общении с противоположным полом.
Подростки начинают испытывать напряженность от ощущения влюбленности. Это дает еще большую внешнюю изолированность в отношениях между мальчиками и девочками.
И теперь о предмете своей влюбленности девочки говорят на ухо подружке (реже - группе сверстниц), тайно вздыхают. А мальчики как бы случайно оказываются рядом с понравившейся девочкой на дополнительных занятиях.
Редко когда в этом возрасте (11-13 лет) открыто выражают свои симпатии. Ведь надо суметь и преодолеть свою скованность, и противостоять насмешкам со стороны сверстников. А это сложно.
Поэтому общение становится больше однополое: мальчики с мальчиками, девочки с девочками. Даже в командных мероприятиях или играх типа ручеек предпочитают выбирать, что называется, своих.

Помогите подростку осознать свои чувства. Подскажите сыну (дочери) ту форму взаимоотношений с предметом его увлечения, которая будет наиболее приемлема в данной ситуации.

Старшие подростки (14-15 лет) общаются между собой более открыто. В их круг общения включены приятели обоих полов, и отсутствие взаимности приводит к сильным негативным эмоциям.
Общение со сверстниками противоположного пола бывает очень интенсивным, и ему придается большое значение. Именно такая привязанность волнует родителей. Многие мамы-папы знают, что предмет страсти может сбить их дорогого ребенка с правильной дороги. Ведь ради любимого подростки совершают невероятные глупости, о которых потом долго жалеют. Поэтому родители и возмущаются начавшимися свиданиями дочерей, их поздними возвращениями домой.
В этот период любимый человек становится для наших детей главным в жизни, а значит, самым умным решением будет познакомиться с предметом страсти вашего ребенка, узнать его как личность.
Тогда вы сможете решить, надо ли влиять на развитие их отношений. И если да, то будете знать, как это сделать. Пусть их отношения развиваются у вас на глазах. Так спокойнее. И вы всегда будете в курсе дела и сможете вовремя поддержать ребенка и помочь советом.

Для подростка же первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника, поиск взаимных компромиссов является началом развития умения прини¬мать людей вообще.
Со временем подросток выделяет в других все больше личностных качеств и переживаний. Это развивает в нем способность оценивать как других, так и самого себя.

Общение со сверстником противоположного пола является непосредственной причиной для оценки своих переживаний. Следовательно, происходит накопление личного опыта.

В этих отношениях подростки очень ранимы. Они нередко сравнивают или отождествляют себя с героями фильмов, литературных произведений.
Часто в мечтах строят отношения с другими по определенному идеальному сценарию, в котором сбываются надежды. Эти мечты помогают им принимать решения в фантазиях, проигрывать их, а потом переносить в реальную жизнь. Именно в эту пору многие подростки пишут дневники, стихи, в которых отражают свои переживания.

Стремление нравиться становится одним из самых важных стремлений подростка. Особое значение придается взглядам, улыбкам.
Взаимные переглядки на уроках уже ко многому обязывают - это признак принадлежности предмету привязанности. Потом, на переменках, девочки с гордостью говорят друг другу: Ты видела, КАК он на меня смотрит!
Эти взгляды будоражат фантазию подростков, побуждают к ответному поведению в том же духе. Если же ответных взглядов нет, то можно услышать отчаянное: Он меня не любит! Что мне делать?

Особую цену приобретают прикосновения. Руками изучают, говорят, информируют. Руками выражают всю внутреннюю напряженность души и тела.
Эти прикосновения запомнятся на всю последующую жизнь. Поэтому очень важно одухотворить отроческие отношения, не принизить их, не опошлить.

Для подростка эти отношения очень серьезны! Помните? Максимализм и идеализация. А значит, любовь - единственная, серьезная и на всю жизнь!
И первые разочарования бывают настолько сильными и действительно неожиданными для ребенка, что он иногда не в силах справиться с нахлынувшими на него чувствами и болью.

Одни подростки бурно и открыто переживают свои отношения с противоположным полом. Зачастую именно эта экспрессивность и помогает им пережить разочарование.
Другие подростки не переживают столь открыто и сильно. Но и они мечтают о прекрасном принце (принцессе), а когда начинают симпатизировать кому-нибудь из сверстников, то не выражают это при всех.
Они лишь тайно подглядывают за предметом страсти в те моменты, когда им кажется, что их никто не видит. Но и их любовь такая же краткая. А иногда подросток больше, чем реального человека, любит свою мечту о другом, свои фантазии.
Но как бы то ни было, эти первые чувства зачастую оказывают такое сильное воздействие на душу подростка, что воспоминания о них некоторые проносят через всю жизнь, ища отголоски этих переживаний во взрослой жизни...

Что делать, когда межличностные отношения подростков , школьников старшего возраста, приводят к нервным расстройствам, депрессиям и тупиковым ситуациям?

Многие молодые люди, юноши и девушки, начиная со старшего подросткового (школьного) возраста, часто пишут психологу о проблемах в межличностных отношениях и взаимодействиях со своими возлюбленными.

Проблемы межличностных отношений подростков, школьников старшего возраста

Самые частые проблемы межличностных отношений среди подростков-школьников — это беспричинная ревность , отсутствие взаимопонимания, неуважение друг к другу, ссоры и обиды на пустом месте…и главное, безответные чувства любви.

Подобные, хоть и частые, но все же неадекватные взаимоотношения между подростками, как со стороны парней, так и девушек, ни к чему хорошему не приводят — молодые люди, как правило, расстаются с кучей сохраненных негативных эмоций, незаконченных ситуаций и переживаний.

Многие подростки, особенно девушки, еще долго переживают расставание, находясь в депрессивном состоянии, на грани нервного срыва , тайно надеясь на возобновление межличностных отношений .

Возникает извечный вопрос, что же делать, чтобы дружить и любить друг друга в старшем школьном возрасте и не превращать свои подростковые отношения в драму или трагедию?

Запоминаем правила межличностных отношений подростков старшего школьного возраста

Прежде всего, нужно усвоить, что другой человек не обязан жить по моим ожиданиям, потребностям, желаниям и правилам;

Так же, как и я не должен жить по ожиданиям другого человека.

Каждый человек уникален и единственен в своем роде; каждый имеет свободу своей личности, и у каждого есть свои собственные желания и потребности — все это нужно принимать и уважать, таким как есть, и у себя и у другого.

Также, каждый отдельный подросток (школьник) имеет свой темперамент и характер ; свое воспитание и мировоззрение; свою карту реальности (модель мира), и свое личное мировосприятие.

Социальная маска в межличностных отношениях подростков

Очень важно: Следует заметить, что большинство людей носят социальные маски , которые образуются в позднем детстве под воздействием воспитания и социализации, и часто не снимаются в межличностных отношениях , на протяжении всей жизни.

Отсюда, человек в маске может Вам показаться весьма привлекательным и положительным (или наоборот), и вызвать у Вас высокие чувства и симпатию. Но когда, при сближении, маска приспустится и обнажиться истинное лицо, реальная суть — Вы можете испытать всю «прелесть» разочарования.

Еще одна проблема межличностных отношений, это то, что Вы и сами можете не осознавать собственную социальную маску. В которой, Вы может и приглянулись и понравились своему партнеру. Но когда Вы вдруг заметите, что отношения портятся — это может быть, что из под маски начал выходить некий негатив.

Поэтому, желательно понять и осознать свое истинное лицо, свое внутреннее «Я», словом, познать себя, чтобы можно было познать другого и выстраивать прекрасные, настоящие и долгосрочные взаимоотношения.

Человеческие взаимоотношения, вещь довольно тонкая и хрупкая, но истинные межличностные отношения, построенные на любви, уважении и взаимопонимании, стоят того, чтобы беречь, холить и лелеять эту тонкость и хрупкость.

Не будет говорить о том, сколько лет было Лауре или Джульетте - в нашей стране таких, примерев очень много. Наша задача - признать подлинность и величие этого явления, даже если это не просто. Ведь нельзя сопоставить его с вашим ребенком и тем более - с его не романтичной избранницей.

И вот наступает важный момент в развитии ваших отношений. В первую очередь - откроем глаза подростку на возлюбленного: «Посмотри внимательно на него, разве он тебе пара?!». Запретив поздние возвращения, возьмем под личный контроль все телефонные разговоры и записочки в карманах: «Мы близкие люди, нам нужно знать все!»

Скажу честно, результат точно будет совершенно противоположным. Даже если объект влюбленность ниже критики, ваш подросток начнет боготворить его ещё сильнее. А подслушивания и запреты - ничего хорошего не дадут, дети еще сильнее станут скрытыми.

Таким образом, самое плохое, чего вы «достигнете», это то, что если у вашего подростка возникнут проблемы, он к вам придёт в последнюю очередь или вообще не придёт, даже если ситуация будет очень сложной.

Как вести себя с этим хрупким и прекрасным предметом - первой влюбленности.

В первую очередь, постарайтесь создать доверительные отношения с ним. Что-то обсуждать, о чем-то спрашивать можно и нужно, ведь вам надо побольше узнать о ситуации, но при этом - никакой критики, даже если вы думаете что она нужна. Все разговоры - только о хороших качествах избранника: «За что ее ценят друзья? Что тебя заинтересовало при первой встрече? Что тебе в ней очень нравится?» . Такие простые вопросы не будут без ответа. Покажите свой интерес к положительным достоинствам новой девушки - и тогда, большая вероятность, что подросток сам расскажет свои сомнения и размышления.

Если разговор касается вашей девочки, то вам, важно знать, как далеко зашли отношения. Но, «прямые» вопросы могут только все испортить - ведь доверительные отношения в такой ситуации очень важны. Ругань, скандалы, крики - все это будет только во вред. Сдержите свои эмоции - ради того, чтобы правильно отрегулировать ситуацию. Попытайтесь поговорить с девочкой «в теоретическом ключе»: «А как должна поступить современная девочка? А что в подростков считается правильным?» . Если удастся наладить такой разговор в спокойной обстановке, то все услышанное, будет напрямую касаться вашей девочке, и вы узнаете о ней что-либо конкретное. Также, вы получите возможность что-то ей доказать и в чем-то возражать, поскольку разговор как бы не о ней.

Можно разговор начать и по-другому: например, завести речь о соседке, у которой не клеится личная жизнь или наоборот, все хорошо: « А как у нее идут дела? И как ты думаешь, почему?». Ведь все равно такие разговоры будут касаться и вашей девочки, и вы это определите сразу. И тут же возникает подходящий момент для воздействий: под обсуждением проблем подружки можно что-то узнать, прояснить, объяснить.

Полезно рассказать свой жизненный опыт - только без нравоучений. Просто расскажите о том, как у вас проходила первая влюблённость. Даже если ваш подросток будет пренебрежительно фыркать, все рано он что-то «намотает на ус» или поймет. Важно не переходить к поучениям: «Лично я бы на твоем месте так…». Этого подросток точно не оценит и, большая вероятность, что он сделает все наоборот.

И самое важное - убедите ребенка в том, что вы его не осуждаете, а принимаете и понимаете его чувства . Дайте подростку понять, что вы относитесь уважительно к его состоянию и сочувствуете его переживаниям. Он вам будет очень благодарен и, может быть, постарается «соответствовать» вашему доверию.

С вашей стороны, вам нужно помнить, что дети при проявлении первого чувства очень ранимы. Мальчики при этом становятся угрюмыми и замкнутыми, а девочку рыдают в ответ на любое замечание. Все это нормально и объяснимо. Однако в протекании этого периода возможны и отклонения, которые потребуют внимания окружающих, а иногда, и помощи специалистов. Вот примеры подобных крайностей.

Ребенок живет не реальными чувствами, полностью погружаясь в выдуманный фантастический мир. Он живет придуманными чувствами, общается с нереальными людьми, и постепенно «пресный» действительности, не выдерживая сравнения с красивой сказкой, переходит на второй план. В такой ситуации нужна помощь специалиста.

Другой пример. Доченька думает только про мальчиков. Родные, друзья и учеба ее не интересуют. Но при этом никакого романтического романа не наблюдается. Часами доченька делает макияж, потом бесцельно ходит по улицам с такими девочками, как она сама. Разумеется, такое поведение, трудно назвать психическим отклонением, но, к сожалению, она подразумевает свои опасности: во-первых, возможны нежелательные последствия, во-вторых - формируется упрощение интеллектуальных и эмоциональных подробностей.

Неразборчивость сексуальных связей - важная причина для тревоги взрослых. Но помните: к беспорядочным связям ребенка толкает недостаток внимания и понимания в семье. Также к причине можно ещё отнести напряженные отношения с друзьями, сверстниками. Временами беспорядочность половых актов, бывает симптомом умственной отсталости.

Вызвать к себе интерес, желание завоевать уважение возлюбленного, сильные эмоции могут толкнуть ребенка к употреблению наркотиков или алкоголя, к совершению преступлений или даже к вступлению в секту. К сожалению, все делается не по собственному желанию, а только для того, чтобы понравится. Со стороны взрослых важно не упустить момент, пока можно ещё что-то изменить, посоветовавшись со специалистами.

А если у подростков появилась тема суицида, нужно срочно обратиться к специалисту. Ведь плохая попытка покончить с жизнью может закончиться очень не хорошо - всем нужно помнить об этом: и взрослым, и врачам.

Межличностные отношения подростков строятся в момент их психо-эмоциональных перемен. характеризуется отменой ранее устоявшихся правил поведения и приобретением новых черт характера и социальных норм. Ребенок начинает осознавать свою принадлежность к миру взрослых, границы общества расширяются, появляется осознание себя и своего "Я", начинается самоактуализация.

Все в психике и физиологии подростка заставляют менять и отношение к сверстникам, и взрослым. Межличностные отношения подростков в этот период строятся на многих факторах.

Давно доказано, что в формировании "Я-концепции" и что в дальнейшем имеет огромное значение в построении отношения между подростками, большую роль играют межличностные отношения в семье ребенка. Важными факторами в социализации ребенка являются: уровень образования родителей, род их занятий, психологическая обстановка в семье, материальный достаток и т.д. Все эти факторы в значительной степени уже с детства предопределяют ребенка. Под влиянием этих факторов, а также отношения к ребенку происходит его воспитание с закладкой жизненных приоритетов. На ребенка большое влияние оказывает отношения между родителями. Стереотип их поведения потом полностью копируется, когда формируются межличностные отношения в подростковом возрасте. Если в семье атмосфера неблагоприятная, родители ссорятся, не могут найти общего языка, или родители - алкоголики, наркоманы, это все проецируется в дальнейшем на ребенка-подростка.

Но даже в социально благополучных семьях воспитание может идти в разных направлениях. Если в семье у ребенка нет прав, а его поведение регламентируется нормами и запретами, то из этого ребенка может вырасти безвольное, безынициативное, внушаемое существо, которое не может быть полноценным членом общества. В другом же случае, когда в семье царит демократия, то ребенок может стать самостоятельным, способным принимать решения и действовать человеком.

Межличностные отношения подростков начинают формироваться в коллективах добровольных (компании друзей) или сформированных взрослыми (школы, кружки и т.д.). В коллективе, как правило, начинают проявляться личностные особенности всех индивидов, и, если группа состоит из неравнозначных по и материальному обеспечению детей, то начинаются конфликты. Коллектив разбивается на группы, члены которых имеют общие интересы (не всегда конструктивные). Так, обычно, в школьном классе появляется группа асоциальных праздношатающихся подростков, которые алкоголизируются, курят и проявляют другие черты девиантного поведения. Есть в классе и группа девушек-подростков, которые пользуются популярностью у противоположного пола, они, как правило, имеют ускоренное половое развитие и склонны к проявлениям "взрослости". Их поведение отличается отсутствием стыда, яркой одеждой и макияжем. Такие девушки плохо учатся, не ставят перед собой цели получить образование или стать полноценным членом общества.

Есть в коллективе и подростки, которые отличаются своим тихим поведением, податливостью, они часто бывают жертвами алкогольной группы подростков. Как правило, это те дети, поведение которых постоянно регламентировалось родительскими запретами. У них часто бывает они замкнуты и неразговорчивы, плохо идут на контакт со сверстниками.

Межличностные отношения подростков очень сложный процесс, формирующийся под действие многих факторов, но самое важное значение в этом процессе принадлежит детско-родительским отношениям в семье.