План работы с детьми тжс. Программа "Преодоление" для работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (классный руководитель)

МОУ «Цокто-Хангильская средняя общеобразовательная

школа им. Ч-Л. Базарона»

Агинского района Забайкальского края

Программа

работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

«ПРЕОДОЛЕНИЕ»

классный руководитель 10 класса

Тудунова Цыбегмит Цыремпиловна

Сроки реализации программы 2013-2015 гг.

Село Цокто-Хангил, 2013 год

Пояснительная записка

Неспособность семьи как социального института обеспечить воспитание и содержание детей является одним из главнейших факторов появления категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Данные статистики демонстрируют, что для последних лет характерна тенденция уменьшения числа семей, находящихся в социально опасном положении, и проживающих в них детей. По состоянию на 1 января 2008 года на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации состояло 274,8 тыс. семей (309,1 тыс. семей – в 2006 году), в которых проживало 489,53 тыс. несовершеннолетних (554,27 тыс. человек – в 2006 году). Семейное неблагополучие является многомерной характеристикой функционирования семьи. Существуют следующие основные виды депривации, свидетельствующие о семейном неблагополучии:

    трудное материальное положение, бедность;

    жилищные проблемы

    безработица

    конфликтные ситуации в семье, безнадзорность

    безответственное родительство, жестокое обращение с детьми

    алкоголизм и наркомания жилищные проблемы;

Нестабильность экономической ситуации на сегодня , бытовые неурядицы, недостаточный уровень семейного воспитания и в целом нездоровый образ жизни в со циуме приводят к таким явлениям, как: асоциальное поведение детей и взрослых; низкий уровень этического, эстетического и нравственного воспитания; отсутствие ценностей или создание своих, приводящих к детской преступности, агрессии, наркомании.

Эти факторы нашли свое отражение в способах поведения детей. Привычным становится отклоняющееся поведение, которое предполагает две категории:

    П оведение , не соответствующее нормам психического здоровья (т.е. патологическое);

    антисоциальное поведение (нарушающее социальные, культурные, правовые нормы).

Для таких детей характерен низкий уровень учебной мотивации, познавательная пассивность, несформированность общеучебных знаний и специальных умений. Они плохо адаптируются к школьной жизни, конфликтуют с окружающими. Очень трудно в сегодняшних условиях сделать так, чтобы для ребенка стала привлекательной модель поведения, в которой лежат доброта, великодушие, благородство, не приносящие быстрого признания и денег. Здесь нет, и вряд ли может быть какой-то перечень единственно верных, научно обоснованных правил и законов, есть только общие закономерности развития, созревания личности как существа биологического, психического и социального, которые надо учитывать и которым надо подчинять свои педагогические действия. Главное же на этом пути – педагогическая интуиция, нравственное чувство и желание помочь ребенку в его самый драматичный период жизни, убедить его поверить в свои силы . Изучение данной проблемы и привело к созданию этой программы, которая поможет найти свой путь в жизни детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В первую очередь с этой проблемой сталкивается классный руководитель, «классная мама». Работа классного руководителя должна вестись в нескольких направлениях:

1. Социальная диагностика. Для выявления данных категорий Оформляются социальные карты учащихся.

2. Организационно-воспитательная деятельность. Осуществляется в тесном контакте с заместителями директора по воспитательной работе, дополнительному образованию, учителями дополнительного образования. Организация контроля за внеучебной деятельности учащихся.

3. Коррекционная работа. Проводится диагностическая работа, направленная на изучение социально-психологического климата в классе, межличностных отношений и социального статуса каждого ученика. В 8–11-х классах – тестирование, направленное на выявление сферы профессиональных интересов учащихся. Основная задача – привлечь внимание родителей к занятиям учащихся "группы риска", стимулировать их интерес к школьной жизни, сделать их участниками различных мероприятий.

4. Просветительская работа. К этому направлению относятся: организация и проведение профилактических бесед, лекций, тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми, проведение педагогических советов, семинаров, совещаний и участие в них. В просветительской работе акцент делается на профилактику правонарушений, бродяжничества, наркомании, безнадзорности среди учащихся.

5. Работа с учащимися. Выявляются несовершеннолетние, совершившие правонарушение или склонные к противоправным действиям. Проводится профилактическая работа, организуются индивидуальные беседы с ребятами.

6. Работа с педагогическим коллективом. Совместное выявление причин, возникающих у ребенка проблем, социально-педагогическая и психологическая коррекционная работа для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

7. Изучение и анализ всего материала , планирование и организация работы:

    научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;

    создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся;

    вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);

    обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;

    учить уважать товарищей и взрослых;

    развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки.

Цель: решение проблем, преодоление трудностей и обеспечение условий для социального становления ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, а также условий для создания деятельностно и эстетически насыщенной, нравственно чистой и эмоционально благоприятной социальной среды.

Задачи:

    приобрести навыки для дальнейшей самореализации.

    адекватно воспринимать себя и окружающую действительность;

    развивать адаптационные умения;

    почувствовать собственную ответственность за свою жизнь и жизнь других;

Этапы работы

Диагностическая работа

Обследование жилищных условий, семейного положения

Изучение реального состояния межличностных и деловых отношений учащихся в классе

Диагностика

Выявление развитости познавательных интересов и творческих способностей

Определение уровня знаний, умений и навыков учащихся класса,

Сравнит. изучение учебных результатов предыдущих лет).

Изучение основных ценностных ориентации учащихся

Профилактическая и коррекционно-развивающая работа:

Работа «Родительской академии»

Создание социальной скорой помощи

Организация службы доверия

Социальные гостиные

Низкопороговые клубы

Вовлечение в «Хобби-центр»

Семейная терапия на дому, домашнее визитирование

Сетевая терапия, социальные контакты

Уличная социальная работа

План работы классного руководителя

Направления работы, мероприятия

Сроки

Ответст .

1. Организация педагогической помощи

1.1. Создание благоприятных условий для развития личности учащихся.

В течение года

К\р

1.2. Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся.

Постоян но

К\р,уч-предм.

1.3. Проведение дополнительных занятий, консультаций. Снятие "синдрома неудачника".

расписа ние

К\р, уч-предм.

1.4. Укрепление положения детей в классном коллективе, помощь учащимся в выполнении общественных поручений.

В течение года

К\р, ВР

1.5. Формирование положительной "Я-концепции".

В течение года

К\р психолог

1.6. Оказание медицинской помощи родителям педагогически запущенных детей и учащимся из неблагополучных семей

В течение года

К\р

2. Организация медицинской помощи

2.1. Проведение диспансерного осмотра детскими врачами с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.

Систематически

Фельдшер, К\р родители

2.2. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсичным средствам:

    анкетирование учащихся, родителей;

    заседание "круглого стола" на тему "Наркомания, алкоголизм – слабость или болезнь";

    заседания семейных клубов "Курение – цена модной привычки", "Наркомания среди подростков";

лекции для родителей:

    "Психология ранней наркомании"

    "Проба наркотика – шаг в пропасть"

    "Сигарет, не приносящих вреда, – нет"

    "Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма".

В течение года

К\р , психолог

2.3. Половое просвещение детей, решение проблем половой идентификации

В начале года

К\р, врач

3. Организация психологической помощи

3.1. Изучение психологического своеобразия учащихся (наблюдение, беседы).

В течение года

Психолог

3.2. Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы).

В течение года

Психолог , К\р

3.3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

Систематически

Психолог кл/рук

3.4. Индивидуальные беседы с учащимися с целью помочь им совершать более осознанные поступки.

Систематически

Психолог К\р

3.5. Организация работы психологического тренинга "Толерантность" для детей из неблагополучных семей

1 раз в неделю

Психолог К\р

4. Организация свободного времени

4.1. Изучение интересов и способностей учащихся.

В теч/ года

К\р

4.2. Вовлечение детей в кружки, секции, общественно полезную деятельность, детские общественные организации.

Сентябрь – октябрь

К\р

4.3. Изучение читательских интересов, запись в библиотеку, отслеживание периодичности ее посещения, помощь в составлении списка интересных и необходимых для развития книг.

Сентябрь

Библиотекарь К\р

4.4. Изучение участия детей в неформальных объединениях по месту жительства.

В течение года

Кл/рук

4.5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества детей и участия их в общественных и классных делах.

В течение года

Кл /рук

4.6. Организация сезонных оздоровительных досуговых школьных лагерей и групп продленного дня

Сентябрь, июнь

Соц. пед. К\р

Ожидаемые результаты:

    Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка.

    отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся.

    Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования.

    Снятие синдрома неудачника".

    Укрепление положения детей в классном коллективе

    Организация помощи в выполнении общественных поручений.

    Формирование положительной Я-концепции.

    Создание личности обстановки, ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности.

    Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений.

    Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.

    Оказание педагогической помощи родителям "трудного школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.

Литература

    Балацкая И.
    Трудные дети. Трудный класс. Трудные родители // Воспитательная работа в школе.- 2006.- № 5.- С. 113-122.

    Дараган И.
    Профилактика отклоняющегося поведения ребенка в начальной школе // Воспитание школьников.- 2006.- № 8.- С. 32-37.

    Казанцев, В. Тату // Первое сентября. - 2010. - № 6. - С. 18.

    Кожурина, Л. //Первое сентября.- 2007.- №09.-С7-8

    Жилякова, Е.Н. Организация работы школы с трудными детьми: Распределение обязанностей /Е.Н. Жилякова //Справочник классного руководителя.- 2010.-№1.- (вкладыш)

    Пятаков, Е. Агрессия: лечение через осмысление: [педагогические методы работы с агрессивными подростками] / Е. Пятаков // Школьный психолог. - 2010. - № 13. – С. 17-32.

Алкоголизм, наркомания и т.д.

Приложение 1.

АКТ

обследования жилищно-бытовых и семейных условий

от "____" _____________ 20 _ года.

несовершеннолетней (его) ______________________________________

дата рождения ________________________________________________

проживающего по адресу________________________________________

В присутствии _________________________________________________

Проведено обследование жилищно- бытовых и семейных условий подростка.

Время проведения обследования: с час. мин. до __ час. _мин Обследованием установлено, что семья состоит из ___________

Мать__________________________________________________________

Отец___________________________________________________________

Общая площадь квартиры _____________

Санитарное состояние ____________________________________________

Имеется ли необходимая мебель____________________________________

Общий заработок семьи ___________________________________________

Взаимоотношение в семье _________________________________________

Характеристика родителей_________________________________________

В связи с чем производилось обследование___________________________

Во время обследования подросток находился (лась)____________________

и занимался______________________________________________________

Во время обследования проведена беседа_____________________________

Заключение _____________________________________________________

Обследование произведено в присутствии:

___________ /ФИО/

_____________ /ФИО

Характеристика особенностей межличностного общения учащегося

    Какое положение занимает учащийся в коллективе?

(лидер, популярный, приятный, непопулярный, изолированный, отверженный)

    Как относится учащийся к мнению коллектива, требованиям, критическим

замечаниям?

(благожелательно, серьёзно, болезненно, равнодушно, враждебно)

    Стиль отношений со сверстниками (спокойно-доброжелательный; агрессивный; неустойчивый; обособленный)

    Имеет ли друзей? (только в своем классе, вне класса, и в классе и вне класса, сверстников, старше себя, младше себя, ни с кем не дружит)

    В качестве кого участвует в школьных мероприятиях? (инициатор, организатор, активный участник, пассивный исполнитель, дезорганизатор, не участвует)

7. Как выполняет общественные поручения? (с удовольствием, хорошо, удовлетворительно, плохо, уклоняется от поручений)

    С кем чаще всего бывают конфликты? (с одноклассниками, учащимися других классов, учителями, родителями и родственниками)

Приложение 2 Общие сведения

ФИО учащегося

Число, месяц, год рождения

Дата поступления в школу

В каком кружке, секции занимается

Состоит ли на учете в КДН

Состоит ли на учете в ОПДН

Дата постановки на дисциплинарный учет

ФИО. Место работы и занимаемая должность отца

ФИО. Место работы и занимаемая должность матери

Адрес места жительства, домашний телефон

С оциальная карта

1. ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ

Ребёнок проживает с матерью_________________________

С отцом ______________________________________

С бабушкой___________________________________

С дедушкой ___________________________________

С другими ближайшими родственниками

(указать родство)_________________ ____________

С сёстрами____________________________________

С братьями____________________________________

Количество членов в семье________________________

Ребёнок проживает: отдельная квартира______________

(квартирные условия) коммунальная квартира_________

(кол-во соседей)

Отношения с соседями___________________

Квартира снимается_____________________

Комната снимается______________________

Нет жилья______________________________

2. Учебное место учащегося

Своя комната_____________________________________

Свой детский уголок_______________________________

Свой письменный стол_____________________________

Условия для занятий _______________________________

3. Материальное положение семьи

4. Дополнительная информация (живет с бабушкой, дедушкой и т.д.)

Приложение 3

Карта обследования семьи учащегося

    Ф.И.О. ребенка, проживающего в неблагополучной семье, дата его рожде ния

Адрес проживания семьи, телефон _____________________

    Мать (Ф.И.О., дата рождения, образование, место работы, должность, зарплата,
    рабочий телефон) _____________________________________

    Отец ( Ф.И.О., дата рождения, образование, место работы, должность, зарплата,
    рабочий телефон

    Дети (Ф.И.О., дата рождения, что посещают, где учатся) __________

    Сведения о других проживающих вместе с ребенком _

    Условия проживания (краткая характеристика жилья, условий, созданных для
    несовершеннолетних, наличие необходимой по сезону одежды, продуктов пита ния)

    Необходимая помощь (ремонт (ЖЭУ), материальная, медицинская, психологи ческая)

Учебная карта

Учебная деятельность

Параметры

Мнение

ученика

Мнение

родителей

Мнение

учителя

Предметы, изучаемые с удовольствием

Предметы, вызывающие трудности

Предметы, которые хотели бы изучать дополнительно

Оказание помощи в учебе со стороны родителей

Параметры

Мнение

ученика

Мнение родителей

Полностью самостоятелен

Оказывается эпизодическая помощь (указать, по каким)

Оказывается постоянна я помощь

Пояснительная записка.

Семья как микро модель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребёнка. Именно семья должна способствовать включению человека в сложный противоречивый окружающий мир. Сегодня перед ней стоит остро проблема её дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родители-ребёнок», взаимным отчуждением детей и родителей.

Всё это усугубляется такими внешними факторами, как безработица, низкое материальное положение, пьянство, наркомания, а в селе и отсутствие социокультрных институтов. Так как семья не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечение психологического комфорта, эмоционального благополучия ребёнка, увеличивается количество детей испытывающих трудности в той или иной сфере. Неуклонно растёт количество социальных сирот, соответственно увеличивается число приёмных и опекунских семей. Всё это способствует увеличению численности детей попавших в трудную жизненную ситуацию.

Данная программа разработана на 5 лет. На основании анализа работы вносятся изменения и дополнения. В программу включены совместное планирование с другими социальными службами.

Цель программы снижение количества детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Задачи:

Скоординировать действия с администрацией и педагогическим коллективом, с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными структурами — с другой.

Ранее выявление детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации и экстренная помощь

Усилить работу по правовой грамотности

Пропаганда здорового образа жизни

  1. 1. Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов:

Проведение социальной паспортизации классов, учебного учреждения, микрорайона;

Изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся;

Социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи и др.

  1. 2. Социально-педагогическая защита прав ребёнка.

Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одарённые дети), опеке, попечительстве;

Защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т.д.);

Защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т.д.

3. Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося.

Раннее выявление неблагополучных семей;

Создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психического развития, опекунскими семьями, семьями с приёмными детьми, и т. д.

Содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс.

4. Социально-педагогическое консультирование.

Организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;

Консультирование родителей, педагогов, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем и др.

5. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация.

Раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся;

Обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учёта («группа риска», внутришкольный контроль, инспекция по делам не совершеннолетних и т. д.);

Способствование пропаганде здорового образа жизни.

6. Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков в виде различной трудовой и проектной деятельности.

Работа в службах социальной защиты, службе занятости;

Благоустройству поселка, двора, памятников культуры и друге, все, что способствует личностному развитию и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к общечеловеческим ценностям.

7. Организационно- методическая деятельность.

Анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности;

Участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам;

Накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по соц. педагогике, а также проведённых социально-педагогических исследований.

Основными принципами , которыми должен руководствоваться социальный педагог в своей деятельности, заключаются:

В целенаправленном взаимодействии и сотрудничестве с другими работниками учебного заведения по разрешению различных проблем, конфликтных ситуаций;

Налаживании связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации учащихся.

Принцип личностно-ориентированного подхода , основывающийся:

На гуманном отношении к личности;

Уважении прав и свобод как учащегося, так и педагога;

Оказании содействия в саморазвитии и социализации личности;

Поощрении её творческой самореализации.

Принцип конфиденциальности, предусматривающий:

Установление отношений открытости;

Сохранение профессиональной тайны в отношениях между социальным педагогом и учащимися, родителями, учителями.

Ожидаемые результаты:

- уменьшение количество учащихся стоящих на внутришкольном учёте

Снятие с учёта уч-ся в ПДН ОВД

Уменьшение количество семей СОП

Снизить количество пропускаемых учебных занятий, без уважительной причины, учащимися

Увеличить количество детей занятых во внеурочной деятельностью, в том числе во время каникул (трудоустройство, кружки, секции, факультативы и т. д.)

Своевременная координация действий с социальными службами района по оказанию помощи детям

Мониторинг:

Статистические отчёты по школе и в разные ведомства

Аналитические записки в органы социального взаимодействия

Анкетирование

Наблюдение

При планировании работы, социальный педагог опирается на нормативные документы: Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс, Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных нарушениях, Жилищный кодекс РСФСР.

Для составления плана работы социального педагога использовались методические пособия:

- «Справочник социального педагога 5-11 кл.» Шишковец Т.А.-«ВАКО» Москва 2005г. Педагогика. Психология. Управление.

-«Социальная педагогика» Деловой журнал для социальных работников и педагогов.- «Сплайн» г. Москва. Народное Образование.

Опиралась на количественно-качественный анализ работы социального педагога прошлого года с учетом настоящего состояния дел.

Так как социально-педагогическая работа строится на взаимодействии со всеми социальными институтами занимающимися вопросами социализации детей, то разрабатывается и вносится совместный план работы.

Утверждаю директор

МБОУ СОШ №3 г.Чадана

Сегленмей Л.О._________

План работы с семьями учащихся

в трудных жизненных ситуациях, социально-опасном положении

На 2017-2018 учебный год.

Причина неблагополучия: ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, низкий воспитательный, образовательный уровень семьи, алкогольная зависимость у отца, матери (родителей), законных представителей.

Цель: выведение семьи из социально-опасного положения (оказание родителям помощи в осознании меры ответственности за содержание и воспитание несовершеннолетних детей).

Задачи:

1. Оказание социально-педагогической помощи семье;

2. Привлечение специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить сама;

3. Просвещение и консультирование родителей по вопросам развития и воспитания детей;

п\п

Проводимые мероприятия

Срок исполнения

Ответственный

Отметка

об исполне-нии

Обследование условий проживания семьи

Август

Кл. рук.,

соц. пед.

Социально-педагогическая поддержка семьи (беседы с родителями с целью повышения воспитательного, культурного уровня семьи):

- «Влияние алкоголя на организм человека»;

- «Об уклонении от родительских обязанностей»

- «Взаимоотношения в семье»;

- «Роль семьи в воспитании детей»

- «Стили семейного воспитания»
- «Возрастные изменения детей»

Ежемесячно

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Кл. рук.,

Соц. пед.,

зам. дир. по ВР,

психолог

Контроль за посещаемостью уроков

ежедневно

Кл.рук.

Организация летней занятости и оздоровление детей

В теч. лета

Кл. рук.,

соц. пед.,

зам. дир. по ВР,

психолог

Индивидуальные беседы с детьми:

- «О соблюдении личной гигиены»

- «Разговор о правильном питании»

- « Беседа по профориентации»

- «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»

- «О взаимоотношениях в семье»

- «Вредные привычки»

Постоянно

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Соц. пед. Психолог, кл.рук-ли, зам.по ВР.

Индивидуальные беседы с детьми и родителями (по отд. плану)

еженедельно

Кл.руков-ли

Привлечение матери к участию в родительских лекториях (по отд. плану)

ежемесячно

Кл.руков-ли.

Оказание детям социальной помощи и поддержки.

постоянно

Соц. пед., Кл.рук

Оказание учителями-предметниками помощи детям в учебной деятельности.

постоянно

Кл.рук.

Вовлечение детей в классные и школьные мероприятия (классные часы, акции, дни здоровья и т.д.), библиотеку.

постоянно

Кл. рук., библиотекарь

Оказание содействия в оформлении необходимых документов по запросу матери, различных служб.

В течение года

Соц. пед., кл. рук.

Беседа с матерью о соблюдении личной гигиены ребенка.

по мере необходим.

Соц. пед., кл. рук.психолог

Привлечение матери к деятельности класса, к участию в родительских лекториях.

постоянно

Кл.рук.

Вовлечение детей в кружки, спортивные секции. Контроль за их посещением.

постоянно

Кл. рук., соц. пед.

Трудоустройство родителей.

Сентябрь

Октябрь

Соц. пед., кл. рук., психолог

Анализ результата работы с семьей. Рассмотреть вопрос на заседании совета профилактики о снятии с профилактического учета по исправлении ситуации в семье.

Май

Соц. пед., кл. рук., зам. дир. по ВР, психолог

Ф.И.О. ___________________________________ подпись_____________

Ф.И.О. ___________________________________ подпись_____________

Ф.И.О. ___________________________________ подпись_____________

Ф.И.О. ___________________________________ подпись_____________


В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых в социологической, педагогической, психологической литературе. Дается следующее определение данному понятию: трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую человек не может преодолеть самостоятельно.

Сущностная особенность трудной жизненной ситуации состоит в том, что эта ситуация нарушает привычный для человека образ жизни, ставит его перед необходимостью оценить внешние и внутренние аспекты ситуации с учетом содержательных признаков и определить возможность преобразования ситуации. А затем – выбрать или принципиально новые стратегии поведения и деятельности, или новые основания жизни и способы согласования своих отношений с собой, другими людьми, миром в целом. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в такой ситуации. В отличие от взрослого человека ребенок не имеет достаточного жизненного опыта, тех знаний, способностей, сил, которые необходимы, чтобы разрешить возникшие сложные ситуации. Он нуждается в поддержке мудрого, опытного человека, который бы направил, подсказал. Такую помощь должны оказать родители.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации: дети, оставшиеся без попечения родителей; безнадзорные и бездомные дети; дети-инвалиды; дети с особыми нуждами (имеющие недостатки в психическом и физическом развитии); дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;дети, находящиеся в специальных воспитательных учреждениях для детей с девиантным (отклоняющимся от нормального) поведением; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Как правило, причина кроется в нежелании (реже невозможности) взрослых людей, находящихся рядом с ребенком (семья, родственники, учителя и др.), услышать, понять и помочь ребенку в решении сложных жизненных ситуаций. Для всех трудных жизненных ситуаций характерно нарушение устойчивости привычного образа жизни и возникновение необходимости изменений, поэтому необходимо организовать и вести систематическую работу по преодолению данных ситуаций.
Необходимо применять коррекционно-развивающую программу по работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Цель моей деятельности как социального педагога – оказание своевременной и квалифицированной помощи детям и подросткам, попавшим в сложные социально-педагогические, семейные и прочие ситуации.

Задачи я ставлю перед собой следующие:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

обеспечить каждому нуждающемуся в этом ребенку педагогическую поддержку.

В работе с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социально-педагогической поддержке я придерживаюсь следующих принципов:

    Взаимопонимание,

    Конфиденциальность,

    Доверие,

    Единство действий,

    Гуманность,

    Разумная требовательность,

    Вариативность.

Профилактическая работа как социально-педагогическая технология может быть реализована чаще всего социальным педагогом, который владеет функциональным алгоритмом и на основании этого алгоритма может оказать адресную помощь конкретному ребенку.

В своей работе я придерживаюсь следующего функционального алгоритма:

1. Выявление детей и подростков, находящихся в социально опасном положении и формирование банка данных. Эта функция выделяется в профилактической деятельности, так как позволяет решить задачу по организации деятельности, в которой необходимо взаимодействие всего педагогического коллектива школы, различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних и их семей.

В начале каждого учебного года в школе оформляются социальные паспорта всех классов, впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. На основании данных социальных паспортов создается банк данных учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им. Создание банка данных осуществляется совместно с классными руководителями, психологом и администрацией школы и инспекторами ОДН РОВД.

Банк данных составляется в начале и корректируется в течение всего учебного года.

2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, включенных в банк данных и попадающих в сферу деятельности системы профилактики. В деятельности по профилактике правонарушений, особое внимание уделяется диагностической деятельности детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации

Данная функция необходима для уточнения социально-психологических особенностей ребенка и параметров его проблемной ситуации. Тесное сотрудничество со школьным психологом благотворно влияет на результативность данной деятельности. Мы изучаем индивидуальные особенности ребенка и выявляем его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяем их причины, отслеживаем истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследуем условия и особенности отношений с социумом, жизнедеятельности ребенка.

С помощью диагностических методик происходит

    выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, отстающих в учебе,

    определение причин отклонений в поведении нравственном развитии, а так же индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников,

    положение ученика в классе, характер взаимоотношений с товарищами, причины отклонений в межличностных отношениях.

    изучение интересов, способностей и склонностей ученика,

    изучение контактов ребенка за пределами школы, их влияние на данного ученика,

    выявление уровня социального благополучия ребенка,

    выявление ситуаций жестокого обращения и пресечение насилия на начальном этапе

Мой диагностический инструментарий как социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики: метод наблюдения, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документов и др.

Правильное и полное изучение личности ребенка, его окружения, семьи помогает правильно и полно выполнить третью функцию алгоритма.

3. Разработка плана педагогической коррекции личности, улучшения жизненной ситуации, изменение условий семейного воспитания. По результатам диагностики мы определяем суть проблемы или совокупности проблем и, опираясь на банк технологических подходов, подбираем психолого-педагогические, социальные средства для эффективного разрешения данной проблемы.

Планы разрабатываются для оказания своевременной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении, они должны предусматривать вовлечение ребенка и его окружения в процесс преодоления проблемной ситуации, создание условий для освоения ребенком позитивного опыта разрешения проблем. В разработке индивидуального плана принимают участие социальный педагог, психологи, классные руководители, педагоги школы.

На каждого несовершеннолетнего, подростка, находящихся в социально опасном положении или семью составляется карта индивидуального сопровождения. В ней ведется учет сведений о проведенной работе.

4. Реализация индивидуального плана по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних . Данная функция защищает принципы индивидуального подхода в решении проблем детей.

Ведущими методами, которые включены в этот план являются: социальный патронат, беседы, консультирование, и т.д.

В рамках индивидуальной профилактической работы происходит планирование деятельности по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних, поэтому необходимо:

    распределение (сообразно целям и задачам деятельности) участия и ответственности всех привлеченных к реализации программы сторон;

    определение цели педагогического воздействия, средства, исполнителей;

    способствование активизации и развитию личностных ресурсов ребенка и его семьи, формировать и поддерживать мотивацию на преодоление возникших трудностей;

    предупреждение отклонения в поведении обучающегося

    содействие в получении ребенком необходимых видов помощи и поддержке в разрешении трудной жизненной ситуации;

    продумывание методов и форм работы с ребенком и его окружением по улучшению трудной жизненной ситуации;

    осуществление представительства и защиты прав ребенка и семьи в учреждениях системы профилактики;

    продумывание вовлечения обучающихся в различные виды положительной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней,

    необходимо предусмотреть изменения характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;

    способствование изменению условий семейного воспитания (исходя из возможностей школы), привлекая для этой цели службы и ведомства системы профилактики.

Основным критерием оценки эффективности индивидуальной профилактической работы является улучшение положения и качества жизни ребенка, устранение источников неблагополучия, расширение возможной защиты права ребенка на достойную жизнь, здоровье, образование и реализация его способностей.

Все проблемы детей возникают в семье. Вовремя выявить проблему и попытаться решить её – основная задача работы классного руководителя, социального педагога, школы в целом.

Марина Валентиновна Рюгина-Семенова
План работы с детьми-сиротами, оставшимися без попечения родителей; с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации

Согласовано : Утверждаю :

ведущий специалист - эксперт Заведующая муниципального бюджетного

Департамента Министерства здравоохранения, дошкольного образовательного учреждения

семьи и социального благополучия детского сада № 194

Ульяновской области

Л. Ю. Верховцева

План работы

с детьми - сиротами или детьми ,

с семьями , ,

социально-опасном положении

МБДОУ № 194

на 2017– 2018 учебный год.

город Ульяновск

План работы

Вид работы

Мероприятия

Сроки выполнения Сроки

Организацио-нно-социально - педагогическая работа 1 . Планирование работы на учебный 2016-2017 учебный год :

Планирование работы с детьми – сиротами или детьми , оставшимися без попечения родителей . ; профилактической работы с семьями , находящимися в социально-опасном положении, в трудной жизненной ситуации .

2. Выявление :

опекаемых детей, детей находящихся в социально -опасном положении;

воспитанников, оставшихся без попечения (отдельно проживающих от родителей без установления опеки, оказываемых в иной трудной жизненной ситуации .

воспитанников, чьи права нарушают родители , применяя к нему физическое или психическое насилие. (утренний прием - осмотр медицинским работником , воспитателем)

воспитанников, прекративших посещать МБДОУ без уважительной причины.

3. Изучение новых нормативных документов и методической литературы.

4. Формирование банка данных «Социальный паспорт семьи » .

5. Обеспечение контроля посещаемости детьми МБДОУ и принятие мер по недопущению не посещаемости без уважительной причины.

все группы

все возрастные группы

все возрастные группы

Август-сентябрь

август-сентябрь

в течении года

сентябрь - октябрь

систематически

Сентябрь

Педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

Рюгина-Семенова М. В.

воспитатели групп

Инспектор по охране детства Петрунина И. В.,

2 Вид работы Мероприятия Группы Сроки выполнения Сроки предоставления в отдел опеки и попечительства Ответственный

Работа с опекаемыми детьми .

1. Анализ отчетов воспитателей

Составление и уточнение списков опекаемых детей. (выявление детей оставшихся без попечения родителей )

2. Первичное (контрольное)

обследование условий жизни и воспитания опекаемого ребенка.

(Посещение на дому детей находящихся под опекой , заполнение актов обследования материально бытовых условий, заполнение документации (портфолио детей)

3. Осуществление контроля (мониторинг) за посещаемостью детьми МБДОУ , здоровьем, воспитанием и развитием детей.

4. Составление психолого-педагогической характеристики на опекаемого (на основе наблюдения, диагностирования)

5. Первичные сведения о летней занятости детей, находящихся под опекой .

6. Индивидуальные беседы с опекаемыми, опекунами.

7. Выставка рисунков «Моя дружная семья »

Праздник «День защиты детей» , «День семьи » , ДРК «Здоровье» , «День отца» , «День матери» , «День пожилого человека» и т. д.

8. Фестиваль детского творчества "Юные таланты Ульяновска»

все группы,

при наличии

опекаемых детей

при наличии

опекаемых детей

при наличии

опекаемых детей

все возрастные группы

сентябрь - май

апрель, октябрь

систематически

в течении года (по плану )

Инспектор по охране детства Петрунина И. В., педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В. воспитатель группы

педагог-психолог медицинская сестра Власова К. С.

педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

Инспектор по охране детства Петрунина И. В. ,

педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В., музыкальный руководитель Кшняскина Е. Ю., воспитатели

музыкальный руководитель Кшняскина Е. Ю

№ п/п Вид работы Мероприятия Группа Сроки

выполнения Сроки предоставления в отдел опеки и попечительства Ответственный

5. Взаимодействие с семьей

Мониторинг.

1. Диагностика стиля семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в тех семьях , в которых нарушаются права детей.

Беседа с воспитателями.

2. Диагностика эмоционального состояния ребенка в семье и детском саду .

Кинетический рисунок семьи .

Выявление детей «группы риска» (заниженная самооценка, агрессивные, гиперактивные, тревожные, замкнутые, с нарушением поведения)

Коррекционная работа .

1. Совместно-образовательная коррекционная деятельность с детьми , имеющими низкий уровень развития познавательной сферы.

2. Коррекция эмоциональной сферы детей.

3. Тренинги, мастер-классы с родителями

Профилактическая работа

1. Индивидуальные консультации родителей (законных представителей) по итогам диагностики.

2. Проведение рейдов в семьи , находящихся

3. Проведение общих и групповых родительских собраний с привлеченными специалистами :

-«О защите прав ребенка в современных условиях»

- "Жестокое отношение к детям»

4. Подбор раздача буклетов по профилактике семейного насилия, жестокого обращения с детьми . Стилям общения с ребенком, по правам ребенка и др.

5. Выступление на общем родительском собрании «Жестокое обращение с детьми »

Проведение цикла бесед, занятий :

«Большие права маленького человека» .

"О эмоциональном благополучии ребенка в семье "

«О значении посещения дошкольного учреждения»

«О реализации программы «Здоровье» в ДОУ.

Консультация : «Жестокое обращение с детьми : что это такое?»

родителях , совершивших правонарушения.

3. Работа с органами социальной защиты населения. все возрастные группы

со средней группы

все воспитанники имеющие низкий уровень

родители

родители (законные представители) 1 мл. гр.

Родите

ли (законные представители)

по запросу

октябрь - май

в течении года

в течении года

ежемесячно

ежемесячно педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

Инспектор по охране детства Петрунина И. В.,

педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

воспитатели групп

воспитатели групп

педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В. ,

Воспитатели групп

№ п/п Вид работы Мероприятия Группа Сроки

выполнения Сроки предоставления в отдел опеки и попечительства Ответственный

5. Взаимодействие с семьей

Работа клуба молодой семьи «Забота»

1. Беседа «родитель – это звучит гордо

2. Практикум «Адаптируемся месте»

3. Консультация «Растим малыша здоровым»

4. Тренинг «Правила жизни моего ребенка »

5. Тренинг «Мотивы детской истерики»

6. Деловая игра «Что наша жизнь ? – Игра»

7. Консультация «Ладушки – ладушки» (о развитии мелкой моторики)

8. Круглый стол «Поговори со мною, мама» (о развитии речи)

9. Практикум «В царстве упрямства и капризов»

10. Итоговое заседание.

Работа консультативного пункта для родителей детей , воспитывающихся в условиях семьи и не посещающих детские сады.

Организационные мероприятия :

1. Организация фотовыставки «Отдыхаем семьей »

2. Мероприятия ко дню матери, международному женскому дню «Самая прекрасная, мамочка моя»

3. Мероприятия ко Дню защитника Отечества, ко Дню отца

4. «Папа, мама, я - спортивная семья »

5. Мероприятия ко дню семьи «Моя СемьЯ »

6. Акция – конкурс «Дети – цветы жизни ! – Даешь букет!»

7. "Дарите детям радость!» -посвященных Дню защиты детей

8.«21 век – век ребенка» - к Всемирному дню ребенка (день принятия ООН Конвенции о правах ребенка)

Консультирование воспитателей по итогам диагностики.

1. Работа с органами опеки и попечительства

2. Консультации правоохранительных органов о родителях , совершивших правонарушения.

3. Работа с органами социальной защиты населения. С молодыми семьями

со средней группы

дошкольные группы

дошкольные группы

дошкольные группы

Сентябрь- май

Сентябрь,

сентябрь-октябрь

сентябрь

июнь Инспектор по охране детства Петрунина И. В.,

педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

воспитатели групп

Инспектор по охране детства Петрунина И. В.,

педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

воспитатели групп

Инспектор по охране детства Петрунина И. В.,

педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

воспитатели групп

5. Работа с педагогическим коллективом.

1. Диагностика определения стиля общения.

2. Диагностика ориентированности педагога на личностную

модель взаимо-действия с детьми

3. Совместное посещение семей, находящихся в социально-опасном

положении.

Работа с государственными и общественными организациями. 1. Мониторинг определения стиля общения.

Тест «Ваш стиль общения» .

Диагностика ориентированности на личностную модель взаимодействия с детьми .

2. Совместное посещение семей, находящихся в социально-опасном положении.

Заполнение актов материально-бытовых условий, социальной истории семей.

3. Консультирование воспитателей по итогам мониторинга.

4. Проведение общего собрания по теме : «Взаимодействие МБДОУ с семьями , находящимся в социально опасном положении»

Проведение групповых консультаций по теме : «Растим гражданина в семье »

5. Проведение педагогического совета :

с вопросом : Анализ и утверждение плана работы с опекаемыми детьми . Профилактическая работа с семьями , находящимися в трудной жизненной ситуации

6. Проведение консультации «Игра в жизни в ребенка » ,

«Безопасность и здоровье наших детей» ,

При наличии опекаемых детей

все возрастные группы

все возрастные группы

все группы

все В течении года (по плану )

февраль (по «сигналу» )

по необходимости

1 раз в квартал

по плану

февраль педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

Инспектор по охране детства Петрунина И. В.,

педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

воспитатели групп

педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

заведующая Цветкова М. Г., воспитатели групп

заместитель заведующей по УВР Петрунина И. В., педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

№ п/п Вид работы Мероприятия Группа Сроки выполнения Сроки предоставления в отдел опеки и попечительства Ответственный

Работа с государственными и

общественными организациями

1. Работа с органами опеки и попечительства

2. Консультации правоохранительных органов о родителях , совершивших правонарушения.

3. Работа с органами социальной защиты населения, администрацией района

4. Центр социально-психологической помощи семье и детям «Семья »

5. Консультирование с представителями ПДН

Информирование об имеющихся признаках насилия, синяков, психического расстройства и др.

В течении года Заведующая Цветкова М. Г., заместитель заведующей по УВР Петрунина И. В.

Педагог-психолог Рюгина-Семенова М. В.

Инспектор по охране детства Петрунина И. В.

Заведующая МБДОУ № 194 Цветкова М. Г.