Ребенок вырос эгоистом, что делать? Как перевоспитать эгоистичных детей? И как не вырастить эгоиста? Как воспитывать ребенка, чтобы он не вырос эгоистом? Только личные достижения и принятые самостоятельные решения.

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

С каким отношением сталкиваются дети-эгоисты? Их дразнят на детской площадке, издеваются, оскорбляют, унижают сверстники в саду или школе. Не секрет, что дети могут ударить словом сильнее, чем кулаком, а в иных случаях даже выжить из коллектива (школы, секции, кружка).

А что ждет эгоиста во взрослой жизни? То же самое: удары по самолюбию, непонимание, отвержение друзьями, коллективом, партнером, изоляция от окружающих и в итоге уединенный образ жизни.

Как распознать эгоиста

― Его интересуют только собственные чувства, ощущения и переживания. Например, то, как он спал, какое у него настроение, планы на день. Всю жизнь мир крутится вокруг него. Любимое слово - Я.

― Его не беспокоят чувства других, ему чуждо сопереживание.

― Эгоист одного типа берет все, ничего не отдавая взамен, поэтому его не любят окружающие, другой ― все отдает, ничего не оставляя себе (справедливости ради, подобный тип эгоиста времен СССР в современном обществе считается вымершим; он опасен для родственников и семьи, хотя весьма полезен для окружающих).

― При удобном случае он, не задумываясь, предпочтет более выгодные условия.

― Такой человек не способен испытать чувства других людей, считаться с чьим-то мнением и любить кого-то, кроме себя. Эгоист не вырастает даже выйдя на пенсию, оставаясь ребенком, который видит только себя в своем маленьком мире.

Как вырастить эгоиста

Для того чтобы вырастить эгоиста, требуются специальные условия. Лучше, если ребенок будет в семье один, а родители будут любить его до беспамятства, отдавая воспитанию все силы и средства, причем днем и ночью. Пока эгоист неуверенно стоит на ногах, а его самолюбие развито слабо, желательно оградить его от пагубного влияния родственников и коллектива, вечно вмешивающихся в процесс воспитания со своими советами («Не слишком ли тепло вы его одеваете», «Не перекармливайте», «Вам пора закалять его и отдавать в спорт»). Ребенка нужно хранить как зеницу ока, как бы чего не вышло.

Вырастить эгоиста можно тремя способами.

Первый, самый распространенный - гиперопека. Как, например, в стихотворении С. Михалкова «Про мимозу»:

И живет он в новом доме,

Не готовый ни к чему.

Ни к тому, чтоб стать пилотом,

Быть отважным моряком,

Чтоб лежать за пулеметом,

Управлять грузовиком.

Он растет, боясь мороза,

У папы с мамой на виду,

Как растение мимоза

В ботаническом саду.

Таких детей растят при повышенном внимании, под постоянным наблюдением, даже если опасности нет в помине. Находясь под неусыпным контролем, ребенок зависит от настроения и желания родителей, совершает поступки, угодные родителям.

С ранних лет ребенок при малейшей трудности бежит за помощью к родителям, а самую несущественную проблему воспринимает как сложную и неразрешимую задачу. Подобный подход к воспитанию допустим только на первом году жизни. При этом у ребенка не развиваются такие черты, как самостоятельность, инициативность, целеустремленность, сила воли, настойчивость, неординарность. Родители исполняют все его желания, предлагают готовые ответы, предугадывают каждый шаг, но при этом регулярно подчеркивают исключительность малыша.

Осознание ребенком своей значимости ежедневно подкрепляется родителями: «Владичек уже проголодался? Сейчас мама принесет…», «Давай я укутаю моему зайчику ножки, а то ты ночью раскрываешься». Став взрослым, такой человек по-прежнему слышит от родителей: «Они тебя совершенно не понимают, не ценят. Как ты только с ними работаешь?!» Эго эгоиста раздувается до невероятных размеров. Для окружающих это, безусловно, нелицеприятное зрелище, зато для семьи родное дитя, кровинушка, не любить которую невозможно.

Второй способ ― авторитарный стиль воспитания. В таких семьях дети безоговорочно подчиняются родителям. Для них устанавливают жесткий распорядок дня, за отклонение или нарушение которого дети сурово наказываются. При том что требования отвечать за свои поступки, доводить дело до конца, в совершенстве овладевать навыками, проявлять себя с лучшей стороны содержат положительные установки, методы, с помощью которых родители добиваются их выполнения: насилие, жестокость, категоричность, подавление воли, запугивание, угрозы, рукоприкладство и т. д. - губят все на корню.

В родительском лексиконе обычно присутствуют жесткие фразы: «Я сказала, значит, так и будет», «Через 15 минут должен быть порядок. Не уберешь, будешь…», «Лучше сделай, а не то…»

Однажды оказавшись без надзора, на каникулах у бабушки или в летнем лагере, ребенок превращается в маленького монстра. Ранее подавляемое эго вырывается наружу, и владелец уже не в состоянии с ним справиться. По возвращении домой все возвращается на круги своя, как будто ничего не было.

Третий способ ― это попустительский способ воспитания. Детям предоставляют полную свободу, не ограничивая их правилами, распорядком дня, заданиями. Родители никак не контролируют их, позволяя делать, что они хотят. Общение в таких семьях поверхностное, близкие отношения не выстроены. Родители, по сути, не выполняют своих родительских обязанностей, объясняя это следующим образом: «Ты взрослый, почему я должен решать твои проблемы?» В результате такого воспитания ребенок игнорирует мнение родителей, склонен к непослушанию и агрессии, на людях ведет себя неадекватно и импульсивно. Стиль общения в таких семьях панибратский: «Да ладно, проехали, чего надулся», «Давай, старик, как-нибудь потом, сейчас времени маловато».

Как бороться с эгоизмом

Если родители решили, что не хотят вырастить эгоиста, вот несколько советов, как вести себя, если в доме живет маленький эгоцентрик.

1. Проявлять неподдельный интерес к жизни ребенка-эгоиста.

Эгоисты не считаются с мнением, желаниями и потребностями других людей. Можно сказать, что они просто не замечают, не хотят видеть, что на свете существует чье-то мнение, отличное от их собственного. Удовлетворив потребность ребенка-эгоиста во внимании, родителям удастся пробудить в нем интерес к ним самим. Так, шаг за шагом ребенок будет учиться видеть и ощущать эмоции окружающих.

Во время совместного чтения книг у ребенка формируется такое важное качество, как эмпатия. Обсуждение того, какие эмоции вызвало у ребенка произведение, поможет ему понять чувства других людей и научиться выражать свои. Можно попробовать самим сочинить сказку и поразмышлять, какие чувства и эмоции пробуждают в героях те или иные действия.

2. Расширить круг общения.

В коллективе ребенок столкнется с другим миром, к которому ему придется приспособиться. Он научится общаться, уступать, подстраиваться под интересы других. Немаловажно и то, что он сможет вырваться из замкнутого круга семьи, которая способствует бурному росту его эгоизма.

3. Отдать ребенка в коллектив: садик, школу, кружок или на секцию.

Виды спорта и творческой деятельности лучше выбирать командные, чтобы ребенок сумел вжиться в коллектив, занять свое место под солнцем. Это поможет сгладить эгоистические замашки.

4. Иногда не замечать маленького эгоиста, общаться только при необходимости: позвать ужинать, пойти прогуляться, уложить спать.

Если ребенок протестует, отказывается, не настаивать. Пусть сидит дома или побудет голодным. Захочет спать - уляжется.

5. Отвечать эгоисту тем же:

Папа, ты мне булочку принес?

А ты мне двери открыл?

Мама, это мое?

Нет, а ты мне помог?

6. Главное правило: своего эгоист не отдаст никогда. В качестве противоядия можно воспользоваться его же оружием:

Мама, я возьму тетрадку!

Максим, тетрадь моя, а своего я никому не даю.

Профилактика эгоизма

Начиная с полугодовалого возраста на пару часов в день оставлять ребенка на попечение родственников.

Умерить свой пыл, оказывать ребенку умеренное внимание.

С ранних лет прививать ребенку самостоятельность, воспитывать в нем активную жизненную позицию и научить не бояться ее проявлять.

Взять за правило регулярно откровенно, по душам разговаривать с ребенком, даже с самым маленьким.

Научить ребенка давать выход своим эмоциям, особенно агрессии, страху, раздражению, ненависти и беспричинным слезам.

Если у кого-то получилось взрастить маленького, а может, и большого эгоиста, на подпитку которого уходят все силы, значит, у них получится пройти и обратный путь. Лучше начать как можно раньше или вовсе предупредить зачатки. Поэтому смелее в бой.

P. S. Эгоизм лучше лечится простыми методами, нежели с помощью хитрых психологических приемов, иначе из заурядного эгоцетрика может вырасти утонченный циничный эгоист. Меньше страха, больше дела!

Иногда молодые мамы спрашивают: «Когда начинать воспитание детей?» Воспитание малыша начинается с рождения. Пока ребенок маленький, родители окружают его вниманием и заботой, чутко реагируют на его плач и капризы. Они любят его и готовы многое сделать, чтобы младенцу было уютно, тепло и комфортно.

Кроха познает окружающий мир, наблюдая за взрослыми, осматривая обстановку комнаты, пробуя «на вкус» красочные предметы. Встав на ноги, исследует обстановку дома и улицы. Радуясь первым шагам и успехам своего чада, родители восхищаются малышом, не обращая внимания на мелкие шалости: ведь он еще несмышленыш.

После его «исследований» мама или бабушка начинают убирать за ним разбросанные вещи и игры. Это первые ростки взращиваемого эгоизма. Потакая прихотям подрастающего дитяти, умиляясь его скромным пока желаниям, взрослые совершают типичную ошибку.

Усвоение хороших привычек

Прежде всего учитесь разговаривать с малюткой. Поясняйте, что делать позволяется, а что запрещается. Приучайте его убирать за собой. Поиграл, наведи порядок, . Похвалите за работу, выделяя поступок словами: «Как чисто стало в нашей комнате, у нас растет настоящий помощник».

Научите малыша обслуживать самого себя: ходить на горшок, надевать и снимать белье, правильно держать ложку, аккуратно кушать. Конечно, проще и быстрее сделать самим, но чрезмерно опекая малыша, отбиваете инициативу делать это самостоятельно.

Безусловная польза

Много читайте и рассказывайте. Сначала потешки, песенки, прибаутки, сказки, рассматривая яркие картинки. Есть много детских произведений, в которых показываются положительные и отрицательные черты характера. Это расширяет кругозор и развивает память.

Например, «Заюшкина избушка». Прочтите, рассмотрите иллюстрации и обсудите, кто из персонажей правильно поступил, а кто нечестно. По книжкам научите переживать за героев и оценивать их действия. Это поможет малышу понять реальность. Придумывайте сказки сами, связывая сюжеты с действительностью.

Не упустить момент

Если у ребенка плохое настроение, поговорите с ним, что случилось. Узнайте причину . Объясните, что в таких ситуациях можно предпринять. А лучше всего сделайте что-то сообща: покормите дворовых животных или птиц, сходите на спортплощадку, приготовьте обед.

Малец увидел новую забаву у друга и захотел такую же. Не поддавайтесь порыву уступить ему. Уступив единожды, результат не заставит себя ждать.

Внук, приходя к бабушке в гости, забирался с ногами на кухонный стол и требовал конфет. Сначала это было забавно, потому что он был маленький. Но взрослея, он продолжал повторять это из раза в раз. И в случае отказа устраивал истерики. Не допускайте, чтобы дитя манипулировало вами. Уйдите в другую комнату, дайте ему выплакаться и возможность понять, что он неправ.

Через игру – в жизнь

Двойняшки выходили на улицу поиграть в песочнице. Там под зонтиком всегда было полно разных игрушек для песка: машинки, ведерки, даже емкость для воды. Но ребятишки не знали, что с ними делать. Воспитательница показала, как поливать песок, что можно из него лепить, какие проложить дорожки для машин, как катать кукол. В дальнейшем дети играли самостоятельно.

Скромность украшает

Мальчик 5 лет любил ходить с папой в детский магазин. Отец покупал ему все, на что тот указывал. Но однажды он пошел туда с няней. Они долго ходили по магазину. Мальчику хотелось купить все подряд: велосипед, машину, мяч. Но наставница подсказала выбрать ту игру, которой не было дома.

Он послушался. Выбрали и подошли к кассе, у которой скопилась небольшая очередь. Мальчик не хотел стоять и ждать, стал кричать и требовать пропустить его. Объясняйте ребенку, как надо себя вести в общественных местах. Чаще бывайте с ним в театре, цирке, посещайте детские праздники и дни рождения сверстников.

Не идите на поводу

Масару Ибука, один из основателей корпорации Sony, автор книги «После трех уже поздно» считает, чтобы развить мыслительную деятельность и умение находить нестандартные решения, не нужно покупать все, что попросит ребенок.

Научитесь договариваться с детьми о покупках заранее. «Да что он понимает?» — Спросите вы. Дети многое понимают, только не могут свои мысли выразить словами. Если вы пришли за одной покупкой, не покупайте попутно то, что вдруг понравилось малышу. Умейте тактично отказать. Вы и так купите ему недостающие книги и развивающие игры, когда придет время.

И продолжайте читать книги, учитывая возрастные особенности. Кроха подружится с устным творчеством, это поможет пополнить словарный запас, воспитает положительные качества характера. Даже когда карапуз не умеет разговаривать, он накапливает информацию.

«Не стой в стороне равнодушно»

После работы мама взяла сына из . Придя домой, он самостоятельно переоделся, помыл руки. Но свои вещи кинул на кровать, даже не потрудившись вывернуть. На слова матери убрать их на место мальчик никак не отреагировал. Он схватил пульт от телевизора и включил мультфильм. Ребенку важно было удовлетворить свою потребность.

Воспитывайте уважительное отношение к окружающим, учите детей понимать их состояние и оказывать посильную помощь. Ведь взрослые тоже устают или болеют. Закрепите за малышом его обязанности по дому: помыть свою тарелку, полить комнатные растения, подмести у порога. Воспитывайте ответственность и умение считаться с интересами других.

Дети – наше отражение

Если все-таки со стороны взрослых произошло упущение, то незамедлительно постарайтесь исправить положение. Посвятите время самому родному человечку, подскажите, как нужно поступить в данный момент. Не забывайте, что ребенок – это отражение ваших отношений в семье, потому что он впитывает в себя науку жизни, глядя на близких ему людей.

Всегда интересуйтесь, что делали в детсаду или школе, что произошло нового у него и его друзей. Принимая участие в повседневной жизни дошкольника и школьника вне дома, тем самым приучаете думать не только о себе, но и своих товарищах, их успехах и достижениях.

Старайтесь приглашать маленького члена семьи на домашние советы: что важнее приобрести в квартиру, куда поехать на отдых всей семьей, что подарить дедушке на день рождения. Вы научите его думать, самостоятельно анализировать и находить правильное решение, тем самым готовя к реальной жизни.

Воспитывая детей, воспитываемся сами

Мама попросила дочку помыть посуду и вынести мусор. Она играла и пропустила наказ мимо ушей. Не спешите выполнить сами посильную для дошкольника работу. У родителей тоже должно быть личное время на досуг. Но и за оказанную помощь не расплачивайтесь подарком и тем более деньгами. Это приводит к плачевным результатам: даже стакан воды не поднесет бесплатно.

Дитя всегда нуждается в одобрении его поступков, внимании и ласке. Не лишайте его удовольствия быть любимым и счастливым рядом со старшими. Обделенный в детстве радостью и сочувствием, он станет душевно черствым и эгоистичным. Какими вырастут дети, полностью зависит от наглядных примеров, прочитанных книжек, проведенных вовремя бесед в период формирования подрастающего человека.

Маленькие детки со всех сторон окружены любовью своих родных. Мама, папа, бабушки, тетушки, друзья родителей по первому требованию малыша выполняют все его капризы. Кажется, что весь мир вертится лишь вокруг ребенка.

В раннем детстве такое положение дел является нормальным явлением. Кроха еще не задумывается о том, что у окружающих людей тоже есть свои желания и интересы, и что иногда стоит уступить в пользу чужих потребностей. А взрастить и развивать в характере ребенка такие черты как: милосердие, умение проявить заботу, уважение к старшему поколению и другие — одна из главных задач родителей.

Комплекс «витаминов» от эгоизма:

Давайте рассмотрим основные моменты в поведении родителей, которые зачастую пробуждают и подпитывают в ребёнке нотки эгоизма. И если своевременно не внести коррективы, то милый малыш превратится в необратимого эгоиста и хладнокровного манипулятора.

Излишнее внимание — к добру ли?

Многие мамочки ну просто «пылинки сдувают» с деток, оправдывая себя тем, что: «он же мне так тяжело достался», или «это ж мой единственный сыночек, пусть у него будет все то, чего не было у меня». Чрезмерная забота о ребенке – прямой путь к Эгоизму! Да, если есть возможность купить ту или иную вещь или включить в данный момент телевизор, то можно пойти навстречу желаниям ребенка. Но если явно видно, что кроха намеренно капризничает и требует к себе повышенного внимания, то ему нужно объяснять, что не всегда его желания будут исполнены в сию минуту.

Обязательно нужно аргументировать причину в случаи отказа или продления срока выполнения. Такой подход научит кроху терпению, умению договариваться, уступать и выделять приоритетность. К тому же, если часто задаривать подарками и выполнять покупки по требованию – ребёнок просто перестанет ценить вещи и ваше к нему отношение.

Похвала – медаль, имеющая две стороны

Хвалить своих детей можно и нужно, но делать это следует с умом. Ни для кого не секрет, что для каждого родителя свой ребёнок самый умный, самый красивый, талантливый и любимый. Его хочется расцеловывать и расхваливать каждую минуту, особенно в раннем возрасте. Умерьте немного свой пыл. Восхищайтесь, но в меру. Важно так же радоваться его достижениям и похвалить за проделанный труд («какая красивая аппликация у тебя получилась…»).

Такая балансировка в похвале не даст развиться звездной болезни у вашего чада и исключит комплекс добиваться любви родителя «за результат». Чаще обсуждайте с ребенком его интересы, уточняйте о его дальнейших планах и целях, которых он хотел бы достичь. У него обязательно должен быть стимул к саморазвитию. И ваши детки вырастут самодостаточными, успешными и уверенными в себе людьми.

Забота о людях и природе – бальзам для души

Лучший противовес эгоизму – альтруизм. Помогите своему чаду познать чувство бескорыстия, научится проявлять милосердие и развить в себе наблюдательность, воспитывайте уважение к природе и старшему поколению. Уже с малых лет объясняйте ребенку про чувства и интересы других людей. И со временем он научится сопоставлять свое настроение с окружением и реагировать соответственно ситуации. Делитесь с ним своими эмоциями и мыслями. Разговаривайте о его друзьях, обсуждайте любимых героев сказок и их действия.

Воспитывайте в ребенке чувство ответственности, особенно за тех, кого приручили. И если малыш захочет завести питомца, то нужно объяснить, что с ним нужно не только играться, но и ухаживать, а это повлечет затрату времени, усилий и организованности. Что вы будете помогать, но не делать всё за него.

Все проявления ребенка к самостоятельности старайтесь развивать, а не пресекать. Если сын захотел помочь убрать, разрешите ему это сделать. Пусть уборка займет больше времени и не будет столь качественной, но это позволит воспитать уважение к чужому труду и усилить дальнейшее желание помогать.

Финансовое поощрение или подключим фантазию?

Когда родители сталкиваются с противоречием ребенка, то часто пытаются решить вопрос подкупом материального характера или развлечениями: «сдашь на отлично экзамен — куплю велосипед», «почистишь зубы – можешь посмотреть мультик» и так далее. За достаточно короткое время ребёнок привыкнет к подобной «предоплате», а позитивных ноток к характеру не прибавится.

Выполнять работу «по принуждению» никогда не приносило морального удовольствия и возможности для самореализации. Поэтому очень важно мотивировать деток так, что бы выполнять даже самую обыденную работу было занимательно и весело (например, мытье посуды и уборку квартиры превратите в квест).

Социум, умение отдать и проиграть

Общение со своими сверстниками тоже дает свои положительные результаты. В детском саду, в школе, на детской площадке во дворе ребенок начинает замечать, что он не один на белом свете. Вокруг него живут люди, которые тоже нуждаются в заботе и любви. Общаясь со сверстниками и взрослыми, маленький человечек учится равноправию и постепенно осознает себя частицей общества.

Только личные достижения и принятые самостоятельные решения

Многие родители грешат тем, что воспитывают своих наследников по своим стопам и достижениям или же пытаются реализовать в своей кровинушке несбывшиеся мечты и амбиции. Ради побед и наград родители готовы выполнять за него работу по дому и ограничивают в общении со сверстниками. А когда ребёнок начинает сопротивляться — обвиняют в эгоизме и неблагодарности. Это лишь усугубит психологическое состояние ребёнка и сделает его замкнутым.

Очень важно научить малыша принимать собственные решения. Он может обратиться к родителям за советом. Это нормально. Подскажите ему, что-нибудь посоветуйте. Но окончательный выбор ребёнок должен сделать сам.

Воспитание человека – трудная задача. Но только любящие родители помогут ребенку вырасти ответственной и самостоятельной личностью без всяких задатков эгоизма. Терпения вам и Удачи!

Обычно с первых дней жизни дети привыкают, что они находятся в центре внимания. Ребёнку во всём помогают: кормят, одевают, водят на прогулку, ухаживают за ним. Когда малыш плачет, никого это не оставляет равнодушным: все бегут на помощь, пытаются понять, в чём причина недовольства. Часто случается так, что по мере того, как ребёнок растёт, родители уже реагируют на его плач вовсе не потому, чтобы удовлетворить природные потребности малыша, а всего лишь его прихоти. Таким образом, мы отбиваем у ребёнка желание учиться делать что-либо самостоятельно. Как происходит, что из всеми любимого улыбающегося крохи частенько вырастает избалованный ленивый ребёнок – эгоист?

Что такое эгоизм?

В психологической науке эгоизм понимается как отрицательная ценностная ориентация личности, которая проявляется в сознательном алчном столкновении собственных интересов и потребностей других людей и социума в целом. Приблизительно до трёхлетнего возраста детский эгоизм считается вполне естественным. Он представляет собой природный эгоизм малыша, заинтересованного исключительно в том, что может принести ему удовольствие. Ребёнок ещё не особо нуждается в общении со сверстниками, ещё не понимает, нужно ли делиться. Однако специалисты считают, что даже в самом раннем возрасте ребёнок может стать настоящим эгоистом. Это может произойти в том случае, если родители бездумно относятся к воспитанию малыша: задаривают его чрезмерным количеством игрушек, удовлетворяют малейшие капризы, идут на поводу у ребёнка. Таким образом, можно воспитать маленького тирана, которого - закон.

«Если не обращать внимания на правильное воспитание малыша с младенчества, то требования капризного ребёнка с годами будут увеличиваться, а вымогательство приобретёт статус прочной черты его характера. Такие дети изводят родителей постоянными желаниями; во взрослом возрасте они не способны заботиться сами о себе».

Эгоизм ребёнка

Восприятие собственной индивидуальности, своего «я», выделение себя из окружающей среды, а также потребность самоутверждения нужны малышам, как и взрослым, для того, чтобы стать настоящей личностью. Эти важные процессы становления маленького человека обычно начинаются . Кроха проявляет стремление к одобрению окружающих, именно поэтому он нуждается во внимании со стороны взрослых, похвале, проявлении их любви, ощущении счастья. В своих требованиях он бывает надоедливым, упрямым и капризным.

То, какими сформируются у ребёнка отношения с окружающим его миром, зависит от людей, окружающих его:

  • будет ли он понимать чужие желания и чувства
  • научится ли он сочувствовать людям
  • будет ли он бескорыстно помогать
  • или станет воспринимать всех исключительно как источник удовлетворения собственных желаний.

Некоторые психологические и этические учения рассматривают эгоизм как свойство врождённого характера, которое, якобы, обеспечивает защиту жизни человека и соблюдение его интересов. В то же время потребительское пренебрежение чувствами и интересами других людей приносит условную мимолётную выгоду. Такое отношение приводит к отвержению человека обществом, что влечёт за собой большие потери разного характера. По этой причине предупреждение развития эгоизма – сегодня важнейшая задача воспитания детей как социально развитых личностей.

Причины детского эгоизма

  • Слепая любовь родителей. Это – самая распространённая проблема на сегодняшний день. В центре внимания - ребёнок. На все его вопросы – значимые и не очень – положительный ответ. На отказ такие дети реагируют скандалом, истерикой, криком, визгом и лежанием на полу.
  • Несамостоятельность ребёнка. Если родители не позволяют сыну или дочери выполнять элементарные действия , это приведёт к устойчивому формированию эгоизма в их характере. Такие родители убирают игрушки за детьми весь период детства, а дети игнорируют все просьбы родителей.
  • Стимулирование успехов. Сделаешь математику - куплю шоколадку. Знакомо? Так уничтожается альтруизм (полная противоположность эгоизму) на корню: ребёнок вряд ли захочет совершать поступки в жизни просто так.

Проявления эгоизма

В жизни младших дошкольников бывает период, когда они говорят: «Я, я, я… Я прыгаю выше всех. Я рисую лучше всех. Я могу залезть на самую высокую горку. Я самый смелый». В этом возрасте - это природная потребность показать свои силы, проявить желание что-то сделать. Родителей всегда глубоко трогают и достижения малыша. Они стремятся всем рассказать, какой у них замечательный ребёнок, как он быстро развивается, как ловко у него всё выходит. Однако часто мама и папа не замечают (или не стремятся заметить), что так они способствуют появлению у ребенка сосредоточенности только на себе. Чрезмерные похвалы и восхищения не несут пользу ребёнку, а только воспитывают его себялюбивым.

Проявления эгоизма бывают и в таких случаях, когда родители стараются исполнить все капризы ребёнка: «У нас не было счастливого детства, пусть будет у него!» Если по мере взросления ребёнка потакания его капризам не уменьшаются, то ребёнок растёт эгоистичным потребителем и манипулятором. У взрослого чада требования увеличиваются, и он будет использовать разнообразные методы достижения цели, например, чтобы снова купили новый смартфон, планшет, ноутбук, модное платье или просто дали денег. Так ребёнок превращается в вымогателя, который попросту издевается над родителями, меньше всего думая об их возможностях. Такие дети не ценят родителей, не стараются понять их чувства и ожидания. Дочь или сын привыкли думать, как бы им всё время было хорошо. Не предприняв вовремя меры, родители увидят, как их дети стали жестокими, хладнокровными, жадными.

Бывают случаи, когда эгоизм ребёнка развивается в форме эгоцентризма : непринятие другой точки зрения, сосредоточенность на своих желаниях, отказ от понимания других людей. Дети, воспитанные в таких традициях, неспособны не адекватно передавать информацию, ни общаться, ни понимать мотивацию собеседников. Поверьте, что войти во взрослую жизнь с таким набором качеств будет вовсе не просто. Такие детей ждёт много неудач, разочарований и сложностей в общении.

Ещё эгоизм может проявляться в виде инфантилизма (незрелость в развитии, сохранение черт, присущих очень маленьким детям). Такие дети воспринимают заботу, как должное. Ребёнку в голову не придёт, что можно самому заботиться о ком-то. Такие дети не умеют и не хотят принимать решения. Обычно они не могут обходиться без родителей всю жизнь, до старости нуждаясь в опеке.

Ошибки родителей в воспитании

Эгоизм ребёнка и его становление в качестве главной направленности характера - следствие неправильного воспитания. Каковы ошибки родителей по воспитанию в этом направлении?


«А знаете ли вы, что предупреждение формирования эгоизма ребёнка зависит от учёта его индивидуальных черт характера и помощи родителей по построению правильных отношений со сверстниками и взрослыми?»

Альтруизм

Альтруизм - прямо противоположное понятие эгоизму. Альтруизм - это понятие, подразумевающее действия, направленные на бескорыстную помощь, заботу о других. Хотите, чтобы ваш ребёнок вырос уважаемым, достойным членом общества? Нужно научить его, прежде всего, считаться с мнениями других, слушать людей и помогать им, быть к ним внимательным. не способен это делать.

«Известно ли вам то, чтобы противостоять формированию негативного (ненужного) качества, нужно стремиться воспитывать качество, противоположное ему?»

Итак, как воспитать альтруистическое начало в ребёнке?

  1. Начнём с эмпатии. Эмпатия означает умение сочувствовать и сопереживать переживаниям людей. С помощью бесед, примеров из жизни, добрых старых кинофильмов и мультфильмов можно воспитать эмпатию в ребёнке. Это будет хорошей профилактикой эгоизма, значительно упростит малышу будущую жизнь, даст больше шансов на успех.
  2. Учим, что просьба о помощи - это не стыдно. Доброте и отзывчивости ребёнка можно научить, объяснив, что все люди могут оказаться в беспомощной ситуации. В таком случае, каждый должен быть способен прийти на помощь. Учите детей быть внимательными к людям, проникаться их состояниями.
  1. Перестаньте быть ответственными за дела ребёнка. Узнаёте ситуацию, кода вы будите ребёнка по утрам в школу с большим трудом? Бывает ли такое, когда школьники требуют: «Ты почему это не погладила / не пришила / не почистила / не приготовила?» Школьники - достаточно взрослый народ, который вполне может обслужить себя сам. У детей должны быть собственные обязанности: по утрам вовремя просыпаться и ходить в школу, учить уроки, убирать за собой, . Опека по мелочам мешает ребёнку взрослеть. Пусть у него появится чувство ответственности.
  2. Польза негативного опыта. Отрицательный опыт ребёнка - действенный способ осознать, как стоит поступать правильно. Именно в этих случаях он реально будет становиться взрослым, а значит - вполне самостоятельным.
  3. Не заставляйте. Не рекомендуется принуждать ребёнка делать то, что ему не по душе. Пусть учится сам брать ответственность за свои решения.
  4. Помощь по дому. Дошкольник вполне уже может справиться с домашним поручением: протереть пыль, помыть тарелку, застелить кровать. Пусть помогает - это воспитывает потребность заботиться о близких.
  5. Спрашивайте, как дела. Ребёнок, которым интересуются, будет проявлять такое же внимание к окружающим людям. Ему небезразлично будет, как они себя чувствуют, что у них происходит, каковы их успехи. Внимательный ребёнок - это уже не эгоист.

Смотрите видео с практическими советами психолога о том, как соблюсти баланс любви и дисциплины при воспитании

Выводы

Старайтесь воспитать ребёнка в традициях добра, бескорыстия, щедрости, и вы увидите, как ему будет легко продвигаться по жизни. Такие дети ценят своих родителей, благодарят их впоследствии за хорошее воспитание и заботятся о них на склоне их лет.

Возраст «Я»
Уже годовалый малыш начинает постепенно «отделяться» от матери, и к трем годам эта потребность самостоятельности достигает кульминации. Местоимение «я» звучит в его речи по поводу и без: «я сам», «я хороший», «я хочу» - сначала такие проявления самостоятельности и сознательности несказанно радуют мам.
Ребенок заявляет о собственных желаниях и возможностях, учится выражать свои чувства.
Трехлетнего малыша уже может очень обидеть отношение к нему взрослых как к несмышленышу. Иногда похоже, что ребенок бунтует, стремясь сделать все наперекор родительской воле, и нередко критикует действия взрослых. Именно в этом возрасте закладывается рациональная основа для оследующего развития личности. И именно это наиболее подходящий возраст для того, чтобы - если это еще не сделано - научить его большей самостоятельности. Упущенный момент обернется годами жизни с избалованным, капризным и эгоистичным деспотом, которому кажется, что весь мир должен крутиться вокруг него.

Это не обсуждается?

Типичная история. Мама готовит рыбный суп. Трехлетний малыш в недоумении: «Мам, зачем? Я же рыбу не люблю!» О том, что обедать собираются еще мама, папа, бабушка и старшая сестра, ребенок не задумывается ни на мгновение. Откуда берутся маленькие эгоисты? Часто - от чрезмерной любви и опеки. Мы потакаем каждому капризу малыша и спешим исполнить любую его прихоть. Игрушка, на которую кроха покажет пальцем, самые лакомые кусочки, выполнение любых просьб «подай-принеси». Разумеется, малыш входит во вкус и «садится нам на шею».

Причин такого поведения взрослых несколько.

  • Желание баловать долгожданного наследника («ребенок "дался" мне нелегко»; «пускай у него будет все, чего я была лишена в своем детстве»).
  • Чувство вины перед ребенком, ведь мы много работаем и не уделяем должного внимания - «а у ребенка должно быть счастливое детство». Пытаясь компенсировать вседозволенностью нехватку ласки, мы позволяем маленькому члену семьи занять лидерские позиции в общении.
  • Проще все сразу разрешить, чем каждый раз объяснять, почему что-то нельзя: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. «Пусть смотрит мультики хоть три часа подряд - за это время я столько успею сделать по дому!» Иногда проще сделать все за малыша самим, потому что нам некогда или, признаемся честно, лень прикладывать усилия и требовать выполнения от ребенка простых правил: «раскидал все игрушки? Я все соберу быстренько сама, у сына уйдет на это час, а мы спешим на прогулку».

С возрастом забавные капризы могут превратиться в неприятные черты характера. К тому же, научившись манипулировать взрослыми, ребенок будет совершенствовать и дальше свое умение добиваться желаемого любой ценой.

Похвала дорогого стоит

Опасаясь развить в ребенке комплексы, мы иногда чрезмерно «захваливаем» свое дитя, наедине и прилюдно. Разумеется, для каждой мамы ее ребенок - самый талантливый, самый умный, красивый, смелый, музыкальный… Но очень легко переступить невидимую границу и вместо уверенного в себе и в своих силах самолюбивого человека вырастить зазнайку и себялюбца. Хвалить тоже нужно уметь. Важно хвалить не только самого ребенка («ты у меня самый лучший»), но и результат его труда («мне очень нравится картинка, которую ты нарисовал»). В таком случае ребенок вырастет самодостаточным человеком: у него не будет комплексов, что его «любят за результат», при этом стимулов стремиться к этому результату будет достаточно.

Цель оправдывает средства?

Еще одна ошибка родителей - попытка реализовать собственные амбиции и желания в ребенке. Так, поставив перед собой цель вырастить маленького гения, мы готовы освободить любимое чадо от всего остального, «отвлекающего» от заданного направления, например, помощи по хозяйству. Лишь бы чадо училось отлично, стремилось к олимпийским рекордам в спортивной секции, стало вторым Моцартом. Но в ответ ребенок забрасывает занятия, тренировки, гаммы, предпочитая проводить время перед телевизором или с друзьями. Ему самому куда интереснее другие виды творчества, но мы не догадываемся спросить его, какие, - а только упрекаем в эгоизме и невнимании.

Предоплата неуместна

Столкнувшись с эгоистичным нежеланием ребенка делать что-то или следовать определенным правилам, некоторые родители пытаются заинтересовать ребенка материально: «выучи стишок - получишь шоколадку», «почистишь зубки - посмотришь мультик». Неважно, платят ли родители за сделанную работу или помощь по дому вещами или удовольствиями. В любом случае это опасный путь. Уже скоро ребенок без «предоплаты» и шагу не ступит, при этом изменения к лучшему в его характере так и не произойдут. Ведь с радостью и удовольствием человек занимается лишь тем, что ему действительно интересно, что его увлекает. Работа только «ради чего-то» не приносит творческого удовлетворения и всегда выполняется «из-под палки». Важно заинтересовать малыша, вселить в него энтузиазм другими, нематериальными способами. Например, превратить нудную и рутинную уборку в игру.

Прививка от эгоизма

  • Позвольте ребенку заботиться о других. Как бы ни было страшно, не ограждайте его от общения с грудным братиком или сестренкой или обсудите с ним возможность завести домашнее животное, ухаживать за которым будет он сам. Рассчитывайте, чтобы нагрузка в этом случае была посильная: вряд ли ребенок, с утра до ночи занятый в саду и кружках, сможет полноценно заботиться о собаке, с которой надо гулять и играть.
  • Обсуждайте с малышом не только его личные дела, но и дела его друзей. Это заставит его обращать внимание на других людей.
  • Позвольте ребенку принимать простые решения и делать выбор. Если дитя привыкает, что за него всегда думают и решают родители, он вырастает в инфантильное существо с кучей психологических проблем, зависимое от мамы и папы до старости.
  • Научите ребенка проигрывать. Не предостерегайте кроху от неверного решения (конечно, если оно не угрожает его жизни) - пусть он учится на собственных ошибках. Только пережив неудачу, он научится выбирать те пути, которые приведут его к успеху.
  • Помогайте ребенку, но не делайте работу за него. Если он умеет одеваться самостоятельно, но делает это очень долго, особенно по утрам, когда вы опаздываете в детский сад, - измените распорядок дня и вставайте раньше. Или научите пользоваться часами, чтобы малыш сам рассчитывал, сколько времени отвести себе на одевание.
Мама тоже человек

Разговаривайте с малышом о своих собственных чувствах и переживаниях. Расскажите о том, что на работе вы устали (обязательно объясните почему: написала много страниц доклада, приняла много людей с жалобами и т. п.) и поэтому не можете исполнить ту или иную просьбу ребенка. Малышу не нужны подробности, но ему нужно понимание ситуации: мама имеет право на собственные переживания, обиды, болезни, слабости и т. д. У нее может быть печальное настроение или болеть животик и т. д. Попросите малыша принести вам плед или поставить вашу чашку из-под чая на стол.