Роль отцов в формировании личности ребёнка. Родительская конференция «Роль отца в воспитании детей Быть отцом в наше время план

В детстве мальчики и парни думают, что быть папой - это довольно просто. Но когда они взрослеют, даже если они еще не имеют своих детей, они понимают, что это гораздо более сложная работа, чем могло показаться. И они начинают ценить своих отцов за то, что те сделали для них. В данной статье вы узнаете четырнадцать признаков того, что значит быть хорошим отцом.

Они слушают своих детей

Хороший отец - это отличный слушатель, при этом в полном смысле этого слова. Это не значит, что он может послушать своего ребенка одним ухом, при этом обратив свое внимание на телевизор или газету. Это значит, что отец умеет выслушать и понять своего ребенка, знать, что ему нужно, понимать его и принимать. Только таким образом формируется связь, которую так сильно ценят дети.

Они заинтересованы в своих детях

Данный пункт плотно связан с предыдущим и дополняет его. Если вы хотите узнать, как стать хорошим отцом, то вам нужно проявлять интерес к тому, что именно важно вашим детям. Если они любят играть в конструктор, вам нужно не только дарить им новые наборы, но и собирать их вместе, разделять прекрасные моменты со своим ребенком.

Они глубоко заботятся

Настоящий отец не служит исключительно плечом, на которое можно опереться, или жилеткой, в которую можно поплакаться. Все эмоции и открытия своих детей хорошие отцы переживают вместе с ними. Если у ребенка радостный момент, они искренне радуются вместе с ним, а если ребенку плохо и грустно, то они переживают вместе с ним. Детям очень важно чувствовать, что их отец их понимает, разделяет их эмоции и всегда находится рядом, что бы ни случилось.

Они показывают, что они заботятся

Многие люди считают, что настоящий отец - это тот, который на самом деле сильно переживает за своих детей, но никогда этого не показывает, чтобы продемонстрировать, каким должен быть настоящий мужчина. Однако это работает очень редко - гораздо чаще детям нужно, чтобы их папа показывал свою озабоченность, демонстрировал свои чувства, а не просто наставлял безэмоционально. Даже воспитатели и учителя проявляют эмоции к детям, отцам это нужно делать в первую очередь.

Они помогают детям найти ответы на вопросы

Всем прекрасно известно, что у детей в голове всегда роятся сотни вопросов, которые требуют срочного ответа. Однако чаще всего отцы пытаются оградиться от этого потока, указывая детям, что они слишком много чем-то интересуются. Они стараются успокоить ребенка и иногда мыслят слишком рационально. А это не то, что нужно детям, которые ищут ответы - собственно говоря, им и нужны ответы. Старайтесь отвечать на все детские вопросы, даже если вы не знаете правильного ответа, будьте вовлечены в жизнь своих детей, а при возможности учите их самих находить ответы на те вопросы, которые их интересуют.

Они позволяют детям быть креативными

Проблема многих отцов заключается в том, что они стараются отгородиться от того, что им не нравится в детях. Как и в случае с постоянными вопросами, когда отец просто просит ребенка не говорить слишком много, зачастую папа может попросить своего сына или свою дочь не вести себя глупо и успокоиться. Однако это также большая ошибка, потому что взрослый мозг не может осознать, что в конкретный момент творится в детском мозгу. И то, что вам кажется глупостью, для ребенка может быть целым воображаемым миром. Так что ваша задача - позволять детям проявлять креатив, использовать воображение как можно чаще, а не загонять их в рамки.

Они читают своим детям

В большинстве случаев сказку на ночь детям читают матери, но это не значит, что отец не может также участвовать в процессе. Вы можете читать вашему ребенку все, что вам вздумается - от книг до газетных заметок. Тем самым вы прививаете ребенку любовь к чтению и понимание того, что чтение - это лучший источник информации и развлечения. Так что ваш ребенок будет грамотным еще до того, как пойдет в школу, в отличие от тех детей, которые ограничиваются только сказкой на ночь вплоть до первого класса.

Они делают грязную работу

Настоящий отец умеет расставить приоритеты и взять на себя часть обязанностей. Очень часто отец может поучаствовать только в создании ребенка, а остальная работа считается женской - кормление, смена подгузников, укладка в кровать, подъем среди ночи, когда ребенок кричит. Хороший отец не сваливает все на мать, а сам не гнушается сменой подгузников, а также в дальнейшем и разговорами на сложные темы.

Они контролируют себя

Ранее было сказано, что отец должен всегда сопереживать ребенку и не бояться проявлять свои эмоции. Однако при этом всегда нужно искать грамотный баланс, так как истерики не помогут вашим детям. Вам нужно уметь держать себя в руках в любой ситуации и уметь решить ее спокойно и уравновешенно.

Они отказываются от ребячества

Всем прекрасно известно, что девочки становятся женщинами в моральном плане гораздо раньше, чем мальчики - мужчинами. Некоторые могут продолжать ребячиться и в тридцать, и в сорок лет. Однако если у вас появляются дети, это означает невероятную ответственность, которая еще никогда в жизни не ложилась на ваши плечи. Поэтому в вашей жизни не должно оставаться места для ребячества, если вы решились стать главой семьи.

Они ставят интересы других выше своих

Многие мужчины привыкают к тому, что они всегда получают то, чего хотят. Но затем, когда у них появляются дети, они не могут переучиться на то, что теперь только дети будут получать то, что они хотят. Иногда это приходится вбивать им в голову скандалами и ссорами, но настоящий хороший отец сам понимает, что теперь баловать нужно не себя, а детей.

Они обеспечивают свою семью

Настоящий отец не должен быть миллионером и каждую неделю возить свою семью на тропические острова. Но он должен обеспечивать свою семью в финансовом плане. Даже скорее так - он должен хотеть обеспечиваться свою семью в финансовом плане, даже если это значит работать сверхурочно, под руководством ужасного босса или в ночную смену. Все это на благо семьи, поэтому делается с улыбкой на лице.

Они всегда рядом, когда это нужно

Настоящий отец должен всегда быть рядом с ребенком, когда это требуется, будь то школьное представление, футбольный матч или еще какое-нибудь мероприятие, отец не должен ссылаться на то, что он работает на двух работах и очень устает.

Они действительно хотят этого

Даже если отец соответствует большинству критериев, последний является наиболее важным. Хороший отец обязательно должен хотеть быть отцом - иначе все остальное бессмысленно.

Быть отцом в наше время труднее, чем прежде. «Врожденного» права на главенство в семье, «наследственного» авторитета в настоящее время отец не имеет. «Врожденный» авторитет отца может быть замещен авторитетом приобретенным, который определяется всем поведением в семье, заботой о ней. Но и тогда этот авторитет будет не господствующим, а равным с авторитетом матери. В этом суть современной, равноправной, демократической семьи.

В подавляющем большинстве семей труд отца почти полностью вынесен за пределы дома. Дети видят, как в домашнем хозяйстве трудится мать, но не видят, как трудится отец. Труд матери дает всем ощущаемые блага и удобства дома: вкусную еду, чистую одежду, уют и порядок. А что дает труд отца? Зарплату - нечто недоступное и малопонятное детям.

Для сына отец - образец, с которого он сознательно или неосознанно копирует поведение. Перенятое в раннем детстве нередко остается на всю жизнь, в значительной мере определяя достойное (либо недостойное) поведение молодого мужчины. Отец помогает мальчику развить в себе такие истинные мужские черты характера, как выдержка, великодушие, смелость и т.д.

Для дочери отец - первый образец мужчины, первый пример положительного (или отрицательного) мужского поведения.

Отец - это сила, ум, опора семьи в житейских трудностях. Это рассудительный, справедливый старший друг детям. Под наблюдением и защитой отца детям хорошо и радостно жить.

Положительный пример отца в воспитании детей настолько важен и значителен, что общество должно постоянно заботиться о том, чтобы поддерживать его, когда он есть, и стремиться восполнить его отсутствие. С первым ясно. А вот как возместить ребенку отсутствие отцовского авторитета?

Прежде всего здесь нужна помощь матери со стороны близких мужчин: старшего брата, дедушки, дяди и т.д.

Жизнь отца в семье - на глазах у детей. Они все видят, замечают ошибки и погрешности в поведении и осуждают за это строго, чуть ли не жестоко. «Ты обманул меня. Ты обещал сходить со мной в зоопарк, а сам не пошел», «Ты обещал купить мне игрушку и не купил», «Ты требуешь, чтобы я заправлял кровать, а сам не заправляешь…» Родители учат маленьких детей всем наукам, а дети родителей одной - практической нравственности. С годами дети начинают понимать, что ошибки в поведении детей чаще всего непреднамеренны. Со временем, старея, отец все больше нуждается в сочувствии и в понимании его слабостей, в том, чтобы взрослеющие дети простили те его ошибки, которые он совершил по неопытности и незнании. Вот тогда отец лучше всего поймет, увидит, кого он воспитал: достойных людей или черствых эгоистов. Вероятно, каждый отец хочет видеть своих детей хорошими. В последнее время очень многие стали более внимательны к семейным проблемам, к воспитанию детей. Сейчас мужчины гораздо более охотно ходят на родительские собрания и помогают детям делать уроки, чем участвуют в приготовлении пищи и стирке белья. Однако все больше мужчин считают нужным делить с женой и работу в домашнем хозяйстве. Значит, они правильно понимают отцовский долг.

Очень часто дети, выросшие в детдоме или неполной семье, где воспитывала их только мать, став взрослыми, мечтают найти отца. Причина для этого они называют разные. Одни говорят: «Чтобы посмотреть в глаза мужчине, отказавшемуся от своего ребёнка.» Другие хотят узнать свои корни. Третьи надеются найти именно в отце объяснение тех или иных своих поступков или черт характера.

Всё это подтверждает мысль о том, что в воспитании детей в семье особая роль отводится отцу, независимо от того, растут в ней мальчики или девочки.

В. А. Сухомлинский писал: «Отношения в семье исторические сложились так, что труд отца, имеющего своей целью заботы о здоровье, жизни, благополучии детей, становится основой его нравственности… Если мы говорим о гражданском облике отца, его способности быть образцом для детей, то гражданственность мужчины определяется прежде всего его способностью был долженствующим.»

Говоря проще, именно отец в семье у детей формирует понятие долга. Сначала это долг перед самим собой, затем – долг перед родными. И, наконец, самый высочайший долг гражданина, долг человека и личности – это долг перед Родиной.

А, по мнению учёных – психологов, в основе формирования всех черт характера личности и его способностей находится усвоенное подростком понятие долга, перешедшее в волевое качество, осознание того, что «если я не приложу максимум усилий, значит, не смогу достигнуть, помочь, создать и т. д. Примером же для детей в том случае является отец – ответственный, трудолюбивый, мудрый, любящий человек.

Самоустранение отцов от своих функций, в силу разных обстоятельств, сказывается в том, что формирование основных качеств детей будет отдана на «откуп жёнам, матерям». Социолог И.С. Кон утверждает, что женщина чаще всего становится фактически главой семьи.

Есть и такие семьи, в которых мать и отец как бы поменялись ролями: мать требовательна, а отец покладист, всё разрешает. Возникает неверная половая ориентация: мальчик в такой семье становится женственным, пассивным, девочка же властной. А это ведёт к конфликтам со сверстниками, приводит к неврозам и одиночеству.

Порой встречаются и семьи, в которых дети осведомлены о роли и месте отца не больше, чем во времена А. П. Чехова: «За этой комнатой есть другая, куда не пускают и где мелькает папа – личность в высшей степени загадочная. Няня и мама понятны: они одевают Гришу и укладывают спать, но для чего существует папа – неизвестно». Привыкшие со всеми своими проблемами обращаться к матери, а не к отцу, которому «нельзя мешать» или «некогда», дети перестают к нему обращаться, авторитет, которого падает до авторитета квартиранта.

Быть отцом в наше время труднее, чем прежде. «Врождённого» права, на главенство в семье, «наследственного» авторитета, как это было в традиционных русских семьях, в настоящее время отец уже не имеет. Но «врождённый» авторитет отца может быть замещён авторитетом приобретённым, который определяется всем его поведением в семье, заботой о ней.

Отец – это сила, ум, опора семьи в житейских трудностях. Это рассудительный, справедливый старший друг детям. Вспоминаю, как часта мама говорила нам: «Спросите у отца: он знает.» или «отец покажет, как надо сделать.» И мы знали, что это так.

Настоящий отец великодушен и самоотвержен. Под его наблюдением и защитой детям хорошо и радостно жить. Отец своим поведением и примером придаёт детям уверенности в их поступках и достижении цели. Он не допустит, чтобы дети в жизни шли ложным путём.

В нашей семье всё держалось на отце, хотя он был инвалидом Отечественной войны. Поэтому после его ухода из жизни (у мамы остались ещё мы с братом – школьники), она вынуждена была уехать из таёжного села на севере области к родственникам в Богдановичский район.

Каждому ребёнку важно и доброе слово отца, и пример, и ласка, и прогулка, и совместная работа. Его сердце наполняется радостью, когда о нём заботится взрослый человек, мужчина.

Конечно, быть внимательным и заботливым к детям – это главное. Но отец должен быть и достаточно требовательным, т. к. общий принцип педагогики – единство уважения и требовательности. Нельзя уважать, не требуя, и нельзя требовать, не уважая. Поэтому очень важно, какой тон изберёт отец в общении с детьми.

В семье требования лучше облекать в форму просьбы. Тон приказа и распоряжения бывает особенно непригоден, когда дети в подростковом возрасте. Иначе – срыв, конфликты между детьми и матерями происходят чаще, чем между ними и отцами. Эти конфликты менее болезненные, менее продолжительные.

Что же касается конфликтов детей с отцами, то они возникают реже, зато бывают глубже и драматичнее. Чтобы разрешить их, требуется больше душевных усилий и времени.

Жизнь отца в семье – на глазах у детей. Они всё видят, замечают все ошибки и погрешности в поведении и осуждают за это строго, чуть ли не жестоко: «Ты обманул меня. Обещал сходить на каток и не пошёл,» «Ты обещал почитать книжку, а сам…,» «Ты говоришь, чтобы я не сопел носом, а сам сопишь…» и т.д.

Вероятно, каждый отец хочет видеть своих детей трудолюбивыми, ответственными, самостоятельными, но как часто отцы забывают о том, что в основе формирования этих качеств детей находится пример родителей, особенно пример отца. Ведь не зря в народе говорится: «Яблоко от яблони недалеко падает». Хотя есть исключение из этого правила.

Г. Гузь, ветеран педтруда.

0 Родительская конференция «Роль отца в воспитании детей»

Россия, Архангельская область, Пинежский район, п. Сосновка

МБОУ "Сосновская СОШ №1"
Учитель химии

Глухарева Марина Клавдиевна

Родительская конференция «Роль отца в воспитании детей»

Оформление:

Выставка рисунков учащихся 1-5 классов «Мой папа»;

Выставка коллажей учащихся 6 - 9 классов «Мы без папы – никуда!»

Сочинение учащихся 10 - 11 классов «Я горжусь своим отцом»;

Выставка поделок, сделанная папами.

Быть отцом в наше время труднее, чем прежде. «Врожденного» права на главенство в семье, «наследственного» авторитета в настоящее время отец уже не имеет. «Врожденный» авторитет отца может быть замещен авторитетом приобретенным, который определяется всем поведением в семье, заботой о ней. Но и тогда этот авторитет будет не господствующим, а равным с авторитетом матери. В этом суть современной, равноправной семьи. Равноправие семьи закреплено в «Семейном кодексе». С правами и обязанностями родителей вас познакомит директор школы Санковская Н.Е.

Для будущих отцов хорошей школой воспитания является служба в Армии. Выполняя роль Защитников Отечества, они готовятся к защите своей семьи. Готовы ли наши ребята к службе в Армии? Об этом расскажет инспектор военно-учетного стола МО «Сосновское» Булыгина Е.А.

В подавляющем большинстве семей труд отца почти полностью вынесен за пределы дома. Дети видят как в домашнем хозяйстве трудится мать, но не всегда видят как трудится отец. Труд матери дает всеми ощущаемые блага и удобства дома: вкусную еду, чистую одежду, уют и порядок. А что дает труд отца? Зарплату – нечто недоступное и малопонятное детям. В настоящее время не все отцы могут найти себе достойную работу.

Какая же ситуация с безработицей в нашем поселке? Предоставляем слово специалисту центра занятости Кузнецовой Н.А.

Ответы подростков показывают, что с матерью, а не с отцом они обсуждают большинство волнующих их проблем. Из – за того, что отец мало занимается воспитанием детей, взаимоотношения его с ребенком хуже, чем у жены. К нему реже, чем к матери, обращаются за помощью. Так, по вопросам, связанным со школьной и учебной жизнью, в первую очередь к матери обращается 31 % опрошенных детей, к отцу – 8 %, к обоим родителям – 23 %. В личных делах в первую очередь к матери обращаются 43 % девушек и 32% юношей. Выходит, во многих семьях есть немалый отцовский воспитательный потенциал, часто скрытый, неиспользованный. И к чему же это приводит? Слово предоставляется социальному педагогу школы Морозовой Т.В.

Для сына отец – образец, с которого он сознательно или неосознанно копирует поведение. Перенятое в раннем детстве нередко остается на всю жизнь, в значительной мере определяя достойное (или недостойное) поведение молодого мужчины. Отец помогает мальчику развить в себе такие истинно мужские черты характера, как смелость, выдержка, великодушие и др. (Рассказ ученика о своем отце).

Для дочери отец – первый образец мужчины, первый пример положительного (или отрицательного) мужского поведения. Думается, есть прямая связь, явная зависимость между хорошим примером отца и счастливой семьей, созданной его дочерью. (Рассказ ученицы о своем отце).

Отец – это сила, ум, опора семьи в житейских трудностях. Это рассудительный, справедливый старший друг детям. Отец великодушен и самоотвержен. Под его наблюдением и защитой детям хорошо и радостно жить. Отец своим присутствием и примером сообщает детям уверенность в поступках и достижении цели. Он не позволит идти в жизни ложным путем.

Положительный пример отца в воспитании детей настолько важен и значителен, что общество должно постоянно заботиться о том, чтобы поддерживать его, когда он есть, и стремиться восполнить его отсутствие. Как возместить ребенку отсутствие отцовского авторитета? Что думают об этом сами ученики? Каков отец в глазах детей? Об этом расскажет педагог – психолог Булыгина Г.И.

Сердце ребенка наполняется радостью, когда о нем заботится взрослый человек, мужчина.

Конечно, быть внимательным и заботливым к детям – это главное. Но отец должен быть и достаточно требовательным, ибо общий принцип нашей педагогики – единство уважения и требовательности – действует и в семье. Нельзя уважать, не требуя, и нельзя требовать, не уважая. Правда, очень важно, какой тон общения с детьми изберет отец. В семье требование лучше всего облекать в форму просьбы. Тон приказа и распоряжения здесь не пригоден или менее всего пригоден, особенно, когда мы говорим с подростками или со взрослыми детьми. Иначе – срыв, конфликт. Замечено: конфликтные ситуации между детьми и матерью возникают чаще, чем с отцом, но они легче и быстрее разрешаются. Что же касается конфликтов детей с отцом, то они возникают реже, зато бывают глубже и драматичнее. На их разрешение требуется больше душевных сил и времени. Вот почему их возникновение крайне нежелательно.

Жизнь отца в семье – на глазах у детей. Они все видят, замечают шибки и погрешности в поведении и осуждают за это строго, чуть ли не жестоко. Сама жизнь подсказывает афоризм: родители учат маленьких детей всем наукам, а дети родителей одной – практической нравственности. Своим опытом семейного воспитания поделится с нами Булыгин Владимир Викторович – отец четырех дочерей и Соловьев Евгений Алексеевич – отец 3 детей.

С годами дети начинают понимать, что ошибки в поведении родителей чаще всего непреднамеренны. Со временем, старея, отец все больше нуждается в сочувствии и в понимании его слабостей, в том, что взрослеющие дети простили те его ошибки, которые он совершил по неопытности и незнанию. Вот когда отец лучше всего поймет, увидит, кого он воспитал: достойных людей или черствых эгоистов.

Вероятно, каждый отец хочет видеть своих детей хорошими. В последнее время очень многие отцы стали более внимательны к семейным проблемам, к воспитанию детей. Социологами установлено, что явно растет доля мужского участия в воспитании детей. Значит, они правильно понимают свой отцовский долг.

И хочется завершить нашу конференцию песней о папе. Песня «Про папу» звучит в исполнении пятиклассников.

«Все в этом мире носит в себе свою сокровенную сущность и предназначение, оставаясь верным им». У мужчины эта сокровенная сущность и предназначение — отцовство. Смысл его не только, вернее, не столько в продолжении рода, но гораздо шире. Отцовство — понятие изначальное, исконное. Оно — часть мужской природы. Его основная черта — служение и ответственность перед Богом за тех, кто поручен тебе, кто нуждается в тебе, кто зависит от тебя. Оно не может быть осуществлено каким--то набором правил или нравственных действий. Отцовство — всегда творчество. Самый первый для нас, простой и понятный пример отцовства мы познаем в семье. Ребенку не сразу открывается роль отца. Вначале он более нуждается в матери. Она для него самый близкий и главный человек. Но постепенно, в наблюдении за родителями, младенцу открывается истинная семейная иерархия. Если он постоянно видит главенство отца и послушание ему матери, ребенок правильно определит свое место и будет вести себя соответственно. Но если дитя не видит послушания матери, ему трудно будет объяснить, почему нужно слушаться. Дети воспринимают мать, в какой--то степени, как некую собственность, и очень быстро учатся управлять ею. Само присутствие отца, как главного в семейной общности, ограничивает эти детские притязания. Иногда матери достаточно пригрозить тем, что она все расскажет отцу, или взять телефон: «Сейчас позвоню папе», и шалуны становятся тише воды, ниже травы. Отец — это, конечно же, не олицетворение наказания, в детском сознании он олицетворяет истину, умение и могущество. Он тот, кто все знает, все умеет и все может. Он тот, кому безгранично доверяешь. Тот, кого боишься огорчить. Тот, чья любовь к тебе никогда не перестает, хотя порой и выражается в непонятных или неприятных тебе действиях или запретах. Такое понятие отца формируется у ребенка в раннем возрасте, когда сознание его еще не знает критики. Это очень устойчивое понятие. В этом случае дитя возрастает и развивается, наиболее полно реализуя свои возможности. Но главное, семейный пример почти без слов и насилия учит его истинным жизненным ценностям — любви, смирению, заботе о ближних, ответственности.

Мать своими действиями должна всячески помогать восприятию ребенком безусловного отцовского авторитета. Даже не очень умелого и могущественного отца никогда нельзя упрекать, обсуждать и критиковать при детях. Иногда достаточно нескольких необдуманных слов, сказанных в сердцах, неуважительной реплики в адрес отца и естественный процесс воспитания прерывается. Ребенок сам начинает критиковать родителей, их слова и действия. Он ищет пример для подражания во внешнем мире. Он хоть и продолжает жить в семье, но фактически становится циничным беспризорником. Конечно, есть дети, зачатые и растущие вне брака, есть дети, осиротевшие при каких-то обстоятельствах, дети разведенных родителей. Таких «маминых» детей становится все больше, и не всегда только мама виновата в этих тяжелых обстоятельствах. Когда мать одна воспитывает ребенка, она нередко использует в воспитании память об отце (иногда даже вымышленную). Использует положительный мужской пример, может быть, дедушки или другого родственника — брата или дяди; хорошего знакомого, известного героя и даже литературный персонаж. Верующие мамочки стараются найти постоянного духовника и приводят к нему своих детей. Тут уже батюшка принимает участие в воспитании. Для ребенка он авторитетен, как духовник, и являет пример мужского поведения, взглядов, заботы.

Ребенок, воспитанный без отца, — явление печальное. Но иногда жены сами «выключают» мужское воспитание, когда по различным причинам берут на себя главенство и управление в семье. Таким образом, они унижают отца в глазах ребенка, лишают его влияния. Самый крайний вид критики мужа и отца своих детей — самовольный развод с ним. Хотелось бы напомнить, что в христианстве семья уподобляется Церкви, ее называют «малой Церковью». Как и сама Церковь, малая Церковь представляет собой не коллектив, а мистическое тело, единую плоть. И когда тело семьи разрезают (развод), то рана проходит по детям. Боль родительского развода необычайно сильна, она уносит физические и душевные силы ребенка. И никакие объяснения вроде: «Лучше совсем без отца, чем с таким отцом», не могут утишить ее. Какими бы ни были обстоятельства, каким бы плохим ни казался муж, но для ребенка отец необходим, даже «кой--какой». Как для полноценного восприятия пространства человеку нужны два глаза (если смотреть одним глазом, мы теряем глубину, картинка выглядит плоской), так и для полноты осознания мира ребенку необходимы два разных взгляда родителей. Мужчины и женщины. Именно интересы ребенка понуждают многих женщин терпеть непутевых мужей. Непростую судьбу готовят своим детям и женщины, которые категорически не соглашаются на бездетность. Ладно, когда те, кто в браке, ищут возможности стать родителями. Но, бывает, и безмужние женщины, как сейчас говорят, «заводят детей для себя». Ребенок не игрушка, не болонка, не розовый куст. Истину, что женщина сотворена помощником, что она всегда живет для кого--то, ребенок узнает не из Священного Писания, ни с чьих--то слов, а непосредственно наблюдая за матерью. Если нет отца, то жизнь матери всецело принадлежит ему. Но дитя несовершенно и не всегда правильно пользуется этим. Термин «безотцовщина» сегодня редко употребляют — не тактично. И все же, без упреков и обид, вспомним, когда он приходит на ум. Когда мы сталкиваемся с определенными изъянами воспитания.

Отсутствие мужского воспитания — беда нашего времени. Воспитанные мамами дети, чаще всего, знают только одну модель поведения — материнскую, отцовство им непонятно. Их восприятие мира неполно. Их восприятие семьи слишком умозрительно. И это особенно сказывается при создании ребенком собственной семьи. В этом смысле женское воспитание негативно отражается как на мальчиках, которые не знают, кто такой отец и муж, и как он должен вести себя; так и на девочках, которые не усвоили примера жизни жены перед своим мужем, но только роль мамы. В самостоятельной жизни подросшему маминому сыну придется бороться со своим представлением о том, что ему все должны. А выросшая мамина дочка рискует в замужестве сначала стать женой--своевольницей, а потом всю свою любовь и заботу отдать ребенку, а муж при этом останется для нее лишним. Одиноким мамам, если они хотят счастья своим детям, следует особенно позаботиться об участии в жизни своих детей близких, по родству или общению мужчин, — родственников, знакомых, которых необходимо приобретать среди прихожан, и, конечно, духовника.

Через образ отца в детское сознание входит Отец Небесный — Господь. Вере может научить и мать, и бабушка, и даже посторонний человек, но тому, кто видел в семье пример отцовства, проще открываются многие духовные истины, усваиваются такие понятия, как смирение, послушание, страх огорчить того, кого любишь, ответственность. Как--то к старшей дочери зашла подруга, взрослая девушка, она с порога стала шумно приветствовать хозяйку, что--то рассказывать. И очень удивилась, когда хозяйка приложила палец к губам. Известный всем жест — «тихо». «А в чем дело?» — спросила она. «Папа дома». «Он что, спит?» «Нет. Просто…». Дочь увела гостью в свою комнату, закрыла дверь и объяснила, что когда отец дома, домочадцы стараются не беспокоить его. Говорят тихо и вообще ведут себя сдержанно. Гостья сначала удивилась такой несвободе поведения, но потом сказала, что ей понравился наш домашний «устав»: «Я ведь без отца росла, живем вдвоем с мамой, не перед кем сдерживаться». Еще одна девчоночка с недоумением и ужасом рассказывала маме увиденное в чужом доме: «Она сказала папе: „Ты чего делаешь! Сейчас же перестань!“ Представляешь, своему папе так сказала! Папе!» Слово «папа» она произносила с благоговением.

Взрослый мужчина реализует свое отцовство в разных аспектах. Европейское сознание состоявшуюся мужскую судьбу определяет постройкой дома, посадкой дерева и рождением сына. Для нас это слишком приземленная программа, но часть истины в ней есть. Во всяком случае, бездетность пока что переживается, как трагедия, и мужчинами в том числе. Но вот на рождение второго--третьего--четвертого ребенка духу мало у кого хватает. Обычным стало и откладывание рождения детей до лучшего времени, когда появится своя жилплощадь, окончится учеба, устроится карьера. Зачастую этот список «самого необходимого» удлиняется и растягивается бесконечно. Долгие отсрочки рождения нередко трагически заканчиваются. Сначала супруги не хотят детей, а потом дети не хотят таких слишком любящих себя родителей. Бесплодие стало делом обыкновенным. Причин тому много. Одна из них-то, что страх зачатия, несколько лет присутствовавший в отношениях супругов, сделался привычным. Латентный страх, порой никак не осознаваемый, не позволяет зачать и выносить теперь уже желанного малыша.

Страх быть отцом рождается от нежелания или боязни ответственности. А ответственность — одно из главных мужских качеств. Мужчину, который стремится уйти от ответственности, не обременять себя, трудно и назвать--то мужчиной. Избегая в своем браке деторождения, мужчина утрачивает сам дух отцовства, потребность отеческого служения своим ближним. Его положение подобно положению свергнутого короля, который сам себя лишил короны. Есть браки бездетные не по своеволию, но по Божиему Промыслу. Там призвание мужчины, как отца, сохраняется и реализуется в отношениях с женой или с другими родственниками, в ином служении.

Кстати, мнение, что дети «лишние» в семье, непременно проходит. Но это может произойти слишком поздно. В одной семье муж был непримиримым противником «спиногрызов» и поставил жене условие — избавиться от беременности. Она послушалась. Но после аборта более родить не могла. С годами муж поумнел, но иметь детей от любимой женщины уже было невозможно. Мне знакомы семьи, где дети появлялись «контрабандой». В обход приказа главы семейства: «Не рожать!» Один, страдавший детобоязнью муж, каждую беременность угрожал жене: «Если родишь — уйду!» А она все равно рожала. В результате себялюбец превратился в хорошего отца. И нередко в спорах приводил довод: «Да что вы мне тут говорите! Я — многодетный отец!» Знаю и еще несколько женщин, которые хоть и согрешили непослушанием, но дали возможность отцовства своим супругам. И, надо сказать, в каждом случае те были им благодарны.

Страх и растерянность перед вызовами современного мира, которые мы видим у многих наших современников, гораздо менее свойственны людям верующим, живущим церковной жизнью. У них всегда есть надежда на Господа. Эта надежда поддерживает и чадородие. Веру в то, что Тот, Кто дал роток, даст и кусок. То есть Господь не оставит Свое создание, но даст ему потребное для жизни. Поэтому православные семьи чаще бывают многодетными. Вера в благой Промысл Божий не дает жизненному страху одолеть сердце и извести силы, оттого верующие люди реже отчаиваются и унывают.

Когда мы говорим про кого--то — «отец семейства», то не просто констатируем факт состояния мужчины в браке или наличие у него детей, это как бы особое звание или титул. Отец семейства осуществляет свое мужское предназначение, как господин, как священник и как воин. Господин — это единовластный правитель, заботящийся о своих близких, ответственный за их жизнь перед Богом. Он не деспот, не тиран, он — хозяин в семье. В русском языке мужа нередко называли «хозяин». Даже и сейчас где--то скажут: «А хозяин твой дома?» Семейные дела у такого хозяина, конечно, обсуждаются с женой, порой и с детьми. Но решение остается за ним. Предназначение быть священником совершается, как руководство своих домашних к спасению посредством проповеди. В этом смысле Апостол сравнивает любовь мужа к своей «малой Церкви» с жертвенной любовью Христа к Своей Церкви, общности верующих. Отец семейства отвечает за то, чтобы представить жену (и детей) Господу не имеющею пятна, или порока, или чего--либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф. 5, 27). То есть, он отвечает за духовно--нравственное состояние своих домочадцев. И как воин, он призван защищать их от приражающего внешнего зла. Кстати, у сербов мужа называют «войно». Женщина скажет: «мой войно». Таковы три ипостаси отца семейства. В идеале, конечно, а в жизни каждый воплощает их в свою меру.

Отцовство может проявляться везде, где мужчина оказывается старше, выше, главнее или сильнее. И если внимательно присмотреться, такое место есть у каждого. Например, одинокий мужчина. Рядом с ним иногда находятся дети. Племянники, другие родственники, соседи, попутчики, дети друзей и знакомых и просто чьи--то дети. Если мужчина помнит, что ребенок воспитывается примером, то его отцовство проявится в том, что он не подаст дурного примера, постарается не соблазнить малых сих. Совершать плохие поступки — скверно. Но при детях — недопустимо. Сейчас многие дети растут без отцов. Одинокий мужчина, родственник или близкий знакомый вполне может поучаствовать в их воспитании. Если опека выражается в непритворном интересе к жизни ребенка, его увлечениям, в личной для него открытости, в искренних разговорах и умении услышать, то дитя непременно примет такого человека в «свои» и будет назидаться от его слов и примера. В Церкви есть понятие «крестный» или «крестный отец». Это еще одна возможность (и обязанность) осуществления отцовства.
Не так давно участие в воспитании чужого, незнакомого ребенка казалось естественным. Когда-то привычная картина, когда прохожий дядька приструнит шалуна, остановит хулиганство. Мальчишки боялись озорничать (курить, дергать девчонок за косы, ругаться) при взрослых, особенно если это мужчина. «Тихо, какой--то дядька идет!» Его вмешательство было ожидаемым. В нем проявлялась мужская ответственность за всех. Солидарность с родителями, с обществом. Однако такая опека от постороннего человека не угнетала. Напротив, она как бы включала мальчугана в родственную общность, в общую заботу. Оттого и было привычным почти родственное обращение к незнакомому взрослому — «дядя». «Дядя, сколько времени?»

И еще пример отцовства вне семьи. Это отеческое отношение к природному миру и миру людей. А. Сент--Экзюпери в «Планете людей» пишет: «Быть человеком — это и значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сгорать от стыда за нищету, хоть она как будто существует и не по твоей вине. Гордиться победой, которую одержали твои товарищи. И знать, что, укладывая камень, помогаешь строить мир». Там же писатель вспоминает смерть старого, «поистине достойного человека. То был садовник, он говорил мне: „Бывало, знаете, рыхлю заступом землю, а сам обливаюсь потом… Ревматизм мучит, ноги ноют, кляну, бывало, эту каторгу, на чем свет стоит. А вот нынче копался бы и копался в земле. Отличное это дело! Так вольно дышится! И потом, кто теперь станет подстригать мои деревья?“ Он оставлял возделанную землю. Возделанную планету. Узы любви соединяли его со всеми полями и садами, со всеми деревьями нашей земли. Вот кто был ее великодушным, щедрым хозяином и властелином». Господь дал человеку землю во владение, все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских (Пс. 8, 7-9). Отеческое отношение к природному миру — в разумном обладании им. Человек призван возделывать его и хранить его (вот оно — посаженное мужской рукой дерево — символ хранения Божиего мира). Не брать из природы лишнего, держать под контролем свои потребности, а всякое вмешательство в жизнь природы должно быть осознанным.

В прежние времена просьба зачастую включала в себе слова — «будьте отцом родным», «будьте заместо отца». То есть:проявите себя в данном случае, как это сделал бы родной отец. С просьбой мы обращаемся к человеку более могущественному, чем мы сами. Отцом может (и опять же — должен) быть всякий начальник. Всякий «вышестоящий». По служебной ли лестнице, должности, обстоятельствам. Порядочный офицер проявляет свое отцовство по отношению к солдатам. «Слуга царю, отец солдатам», привычное понятие — «отцы--командиры». Офицер призван научить, руководить, вышколить, превратить обычного парня в солдата. Здесь есть и насилие, и жесткость. Но и понимание трудности армейской службы. Отцовство проявляется в том, чтобы не добавить солдату лишней тяготы и опасности. Чиновник, руководитель, хозяин, директор — всем им вменяется отцовство. Когда--то царя называли «царь--батюшка». И справедливо называли. Царь — истинный отец своего народа. Так же и любой другой правитель обязан быть таковым. Именно отцовского отношения и заботы ожидают от него. Высших чиновников городской администрации и сейчас называют «отцами города». Правда, в последнее время все больше с иронией. Хороший хозяин или директор предприятия в своих отношениях с подчиненными не может руководствоваться только наживой. Есть у меня два знакомых предпринимателя сибиряка. У них где--то на Ангаре свои заводы, делают стройматериалы. Встретились как--то: «Как дела?» — спрашиваю. Отвечают: «Кризис. Заказов нет». — «Так на что же люди живут, если нет работы?» «А мы своих рабочих не бросаем. Платим, сколько можем. Пытаемся хоть какой--то работой обеспечить».

Начальник, у которого подчиненный или работник нечестен по отношению к нему, нередко сам бывает в этом виноват. Начальник, как отец для подчиненных. Они невольно берут с него пример. И если заметят (а от подчиненных, как и от детей, ничего не утаишь), что начальник в чем--то лукавит, где--то обманывает, то тут же примут такую модель деловых отношений и поведения как норму, да еще постараются перевыполнить ее. Потому ответственность любого начальствующего гораздо выше, чем простого работника. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12, 48).

В несчастье человек надеется на отеческое участие. Крик «помогите!» обращен к «отцу». И тот, кто бросается на помощь — проявляет свое отцовство. Конечно, спасти утопающего, помочь упавшему старику или в горящую избу войти может и женщина. Но она — может, а мужчина — должен. И когда женщина уговаривает мужа не давать другу взаймы, не тратить воскресный день, помогая соседу по даче, просит не ввязываться в чреватую опасностью ситуацию, где нужна его поддержка, она толкает его на предательство своего долга, своего отцовства. Такое предательство тяжело переживается мужчиной. Ущербного благородства не бывает, оно или есть, или его нет. Матери, воспитывающие в одиночестве своих сыновей! Непременно научите их правильно понимать мужское достоинство — помогать тому, кто слабее, не трусить, когда нужно защитить кого--то, отвечать за свои поступки, принимать самостоятельные решения, быть другом!

Не препятствуйте их благородным порывам по своей женской слабости и боязни. Пусть служение и ответственность станут не лозунгами, а внутренней сущностью ваших сыновей. Растите рыцаря, а не биологическую единицу. Служение другому человеку приносит большую радость. Самую большую после служения Богу, хотя в сущности — это тоже служение Богу. Леонардо да Винчи, потрудившийся, как мало кто из смертных, и, по его словам, предпочитавший усталости смерть, написал о себе: «Я никогда не устаю, помогая другим».

Принцип отцовства держит общество в относительном порядке. Пока он действует в отце семейства, в начальнике, руководителе, офицере — у нас есть общество. Но если его нет — общество превращается в людское стадо. Поэтому этот принцип нужно поддерживать и воспитывать. Сегодня СМИ, причем повсеместно и наперегонки, стараются открыть наготу «отцов», обнародовать грехи власть имущих. Своих и чужих президентов, министров, генералов, судей. Как будто нарочно, разрушая в людях надежду хоть на мало--мальски порядочную власть, прививая обществу огульную критику всех вышестоящих, взращивая всемирное хамство. Нам по--всячески предлагают модель совершенно беспринципного общества, где не может быть искренних или хоть каких--то человечных отношений между старшим и младшим, начальником и подчиненным, имущим и неимущим. Где «старший» означает старшего в подлости или возможности совершать подлость. Такой взгляд не позволяет искренне подчиняться и смиряться. Он просто провоцирует «свергать». Свергать, свергать и свергать… Можно сказать, что мир подталкивают к кризису веры всяческой власти.

На принцип отцовства покушается и принятая на постхристианском пространстве Европы и США пропаганда однополой любви. Она стала настолько агрессивной и взошла на такие общественные высоты, что «убояшася» лишений, многие «имеющие свое место» в обществе не только не противятся ей, но и сами продвигают ее. В них живет и действует страх Пилата.

Но не будем унывать. У верующего человека всегда есть Отец. Любящий, заботливый и сильный. Верующий человек познает Отцовство Господа на себе, своих близких, природном мире. И совершенно естественно у него рождается желание не просто принимать Божию любовь, заботу и помощь, но и самому проявлять себя «отцом» по отношению к людям, к Божиему миру — природе. Уже несколько лет существуют и создаются новые православные молодежные и детские центры, лагеря, объединения, где учителя, вожатые, волонтеры пытаются помочь современной юности и детству правильно увидеть и осознать мир. Не по приказу или указу, не из какой--либо корысти, а по велению сердца эти люди составляют интересные программы праздников, лагерных смен, различных мероприятий для своих юных соотечественников. Учат общению, дружбе, ответственности, нравственности. Причем, учат не по сухим и, в большинстве своем, глупым методичкам, не нравоучениями. Каждая программа проходит совместное творческое рождение. Это поистине апостольское служение. Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос (Гал. 4, 19). А поисковые отряды? Там тоже отцовские понятия долга и ответственности. Или участие в жизни заключенных, тяжелобольных людей, без чего сегодня невозможно представить жизнь Церкви. Очень востребованы в наши дни кадетские, казачьи школы и лицеи. Курсантские училища. Родители, особенно православные, хотят видеть своих сыновей настоящими мужчинами, будущими отцами. Супруга одного высокопоставленного чиновника--патриота рассказывала о муже: «Он смотрит новости, комментирует, страдает за страну, злится. А я переключу на „Союз“, он посмотрит, посмотрит, послушает… „Какие лица, — говорит, — какие лица! Живые. Жива еще Россия“. И глаза влажные».

Не всегда помощь Отчизне требует реформ или высших перемещений. Начинать нужно с «оживления» своей души. А душа оживает, когда она прилепляется к Богу. Такая живая душа непременно проявит себя в служении. В том числе и в отцовстве.