Темы бесед воспитателя с детьми. Картотека бесед в старшей группе детского сада картотека (старшая группа) на тему

Управление образования Администрации Гурьевского района

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида детский сад №17 «Улыбка»

Е. И. Мирошниченко

«Беседы по нравственному воспитанию с детьми дошкольного возраста»

(практическое пособие)

Гурьевск

Особенности нравственного воспитания дошкольников……………………..3

«Беседа о вежливых словах»…………………………………………………. 12

«Беседа о доброте и жадности»………………………………………………. 15

«Беседа о бережном отношении к природе»………………………………… 17

«Что значит быть добрым и заботливым»…………………………………… 19

«Беседа о заботливых и трудолюбивых людях»…………………………….. 21

«Беседа о культуре поведения» ……………………………………………… 23

«Беседа о чуткости»…………………………………………………………… 24

«Беседа о вежливых словах»………………………………………………….. 26

«Беседа о вежливых словах»………………………………………………….. 28

«Беседа о храбрости и трусости»………………………………………………29

«Беседа о заботливости»………………………………………………………. 31

«Беседа о помощи взрослым»…………………………………………………. 32

«Беседа о хороших поступках»……………………………………………… .. 34

«Беседа о чуткости и равнодушии»……………………………………………35

Особенности нравственного воспитания дошкольников.

Нравственное воспитание – одно из важнейших сторон общего развития ребенка. Ориентиром для взрослого при формировании индивидуального нравственного сознания ребенка служит мораль (форма общественного сознания). В ней находят отражение господствующие в обществе идеалы, нормы и правила, которые регулируют поступки людей. Общественное мнение является инструментом оценивания, одобрения или осуждения тех или иных действий людей. Внутренним механизмом, побуждающим людей к общественно одобряемым поступкам, является совесть, чувство справедливости, честь, достоинство и т.д.

Формирование этих нравственных качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей. Повседневный опыт общения с окружающими служит источником как положительных, так и отрицательных примеров поведения.

Нравственные поступки – всегда осознанный выбор каждого, который зависит от степени развития нравственного сознания, тесно связанного с опытом отношений с окружающими и опытом собственного поведения. Всё это формирует нравственные качества личности, вырабатывает привычные для каждого человека формы поведения. Труднее всего выявить мотив поведения – внутренний побудитель поступка. Нравственные и корыстные мотивы поведения могут находить выражение в одних и тех же поступках (сделал добро, желая добра другому; сделал добро, преследуя свой корыстный интерес).

В дошкольном возрасте источником представлений о нравственной стороне жизни является взрослый. Ребёнок делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослым, перенимая у него опыт поведения, ориентируясь на слова «так нужно», «так нельзя».

Каждый возрастной этап в жизни дошкольника имеет свои психические особенности, определяющие специфику нравственного развития. Так, доминирование восприятия втором году жизни определяет привязанность действия к конкретной ситуации. К трём годам доминирующее положение начинает занимать память как основа сохранения личного опыта поведения. Когда на первый план выступают мыслительные процессы, появляется возможность обобщения накопленных фактов нравственного содержания. Наглядно-образный характер мышления дошкольников позволяет в образной форме донести до них сложные проявления нравственности. Естественно, что развитие мышления невозможно без речевого развития ребёнка, которое расширяет возможности общения с окружающими, позволяет взрослому разнообразить формы работы с детьми (больше возможностей, чтобы сопровождать показ разъяснением, убеждением, аргументировать оценки детей).

Эмоциональность, свойственная дошкольникам, часто определяющая их поступки мотивом «Я хочу», постепенно уравновешивается развитием произвольных действий, волевым поведением, умением руководствоваться правилами.

Общие возрастные особенности дошкольников не исключают индивидуальных вариантов развития. В нравственном развитии это особенно заметно: одни дети очень чувствительны, проявляют нравственную одаренность, другие отличаются нравственной чёрствостью.

В дошкольный период развития ребёнка ведущей является игровая деятельность. Постепенно благодаря игре ребёнок овладевает разнообразными видами деятельности.

Нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения определенных педагогических условий:

Гуманного отношения взрослых (прежде всего, родителей) к ребёнку;

Чёткой постановки задач нравственного обучения и воспитания;

Создание условий для активной практической и интеллектуальной деятельности ребёнка, формирующей доброжелательные взаимоотношения.

Этическая беседа как форма обучения и воспитания дошкольников.

Одной из форм обучения и воспитания дошкольников являются этические беседы, помогающие детям освоить нормы и правила нравственного поведения.

В процессе беседы взрослый не только задаёт вопросы для обсуждения, но и ищет, то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения, доказывать её.

Диалог – это форма общения, разговор двух и более человек, в процессе которого возникают личностные отношения, такие как: принятие личности собеседника, умение слушать и слышать другого, реакция на высказывание, стремление понять собеседника, умение правильно выражать свои мысли.

Положительное отношение детей к беседе достигается за счёт:

Постановки понятных детям и практически важных для них вопросов, связанных с их повседневным опытом;

Подачи материала о образной форме, способной вызвать интерес дошкольников, привлечь их внимание. С этой целью в ходе бесед используются художественные произведения, примеры их жизни. Они помогают в яркой форме донести до сознания детей нравственные нормы. Использование в процессе беседы пословиц помогает дошкольникам проникнуть (хотя и не сразу) в суть заключённых в них правил. Для этого необходимо связать пословицу с конкретными, знакомыми детям ситуациями;

Поощрения активности детей, их стремления принять участие в беседе (с этой целью взрослый корректирует высказывание ребёнка, помогая адекватно выразить мысль, поддерживает разные суждения, по возможности спорные, требующие аргументов)

Дети очень любят, когда им читают взрослые. Они стремятся к общению с ними, испытывают чувства удовлетворения и даже гордости, отвечая на вопросы и получая одобрение, особенно, если взрослый обрисовывает важность обсуждаемых проблем.

Если взрослый не поддерживает эмоциональное отношение детей к беседе, не говорит о её важности, появляется опасность формализации данного вида работы.

Этическая беседа помогает обратить внимание детей на внутренний мир человека (его мысли, переживания), мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках. В дошкольном возрасте все эти нравственные категории предстают перед ребёнком в виде образов, представлений о плохом и хорошем.

Дети узнают, что взаимоотношения людей подчиняются определённым правилам, которые нужно выполнять. Мысль о необходимости подчиняться правилам общежития, помогающим жить в согласии с окружающими и самим собой, осваивается детьми с помощью различных образов и примеров, которые в сознание дошкольников постепенно обобщаются в правило: надо помогать другим, когда они в этом нуждаются; тот, кто помогает, поступает хорошо, совершает добрый поступок. Сделать такое обобщение помогает взрослый, направляя высказывания детей, отвечающих на вопросы, которые возникают в процессе беседы.

В беседе обсуждаемым фактам, событиям даётся оценка. Положительная оценка закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная – призвана тормозить нежелательные поступки. Подражательная способность дошкольников рождает стремление следовать тому, что одобряется, и избегать того, что осуждается. Положительный образ становится ориентиром для ребёнка в выборе поступка.

По материалам беседы дети могут сделать рисунок, придумать рассказ, сказку, дать название поизведению и т.п. (эти задания выполняются по желанию). Творческие работы детей значительно увеличивают эффективность усвоения и осмысления ими нравственных представлений. Кроме того, рисунки, удачные названия можно использовать в повседневной работе, например, выставка рисунков позволяет напомнить то или иное правило. Ту же роль может выполнять

Пословица или строчка стихотворения («буду делать хорошо и не буду плохо»).

В ходе этической беседы мы стремимся решить следующие задачи:

Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть;

Дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства;

Способствовать накоплению и обобщению эмоционально-положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам;

Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно – нельзя», «хорошо – плохо»);

Учить соблюдать нравственные нормы поведения.

Эти задачи берутся и на вооружение воспитателем в зависимости от уровня развития дошкольников, их интереса к материалу, активности при решении задач, которые ставит перед ними взрослый.

Этические беседы постепенно усложняются как по содержанию, так и по способу подачи материала. Если в средней группе акцент делается на эмоциональном отклике детей, то в подготовительной группе дошкольники сами пытаются делать выводы из обсуждаемой нравственной ситуации.

Продолжительность бесед с детьми 4-5лет составляет 20 минут, с детьми 6-7 лет – 30-35 минут. Кроме того надо обращать внимание на активность детей, их интерес. Если интерес к беседе начинает падать, лучше закончить её раньше на высокой ноте. Окончание беседы должно быть кратким, но интересным, эмоциональным, ярким (весёлый рассказ, стишок, небольшой отрывок из мультфильма, задорная песенка, игра). Хорошо, если в конце беседы будет содержаться материал для следующего разговора.

Число детей, участвующих в этической беседе, зависит от возраста и опыта участия дошкольников в данном виде работы.

К концу дошкольного возраста в ходе этических бесед у детей накапливаются первоначальные представления о нравственных нормах, нравственном выборе (каждый сам решает, как ему поступить: сознаться в проступке или нет, уступить товарищу или нет), о мотиве поступка, также они овладевают следующими умениями:

Умеют видеть нравственную сторону той или иной ситуации;

Уметь оценивать свои поступки и поступки других людей;

Правильно использовать нравственные понятия (вежливый, правдивый, заботливый, хороший товарищ и др.) и их противоположности;

Могут правильно выбрать слово (из предложенных), наиболее точно характеризующее поступок героя;

При работе с произведением могут подобрать название, изменить конец рассказа на положительный; продолжить рассказ (как поступил герой);

Объясняют мысль знакомых пословиц;

Могут сочинить рассказ или сказку по аналогии.

Перечисленными умениями овладевают не все дети. В дошкольном возрасте они лишь накапливают базовые представления о нравственных нормах, которые требуют дальнейшей работы по их систематизации и углублению.

Вежливость

С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Расширяется круг людей, с которыми контактирует ребёнок. Постепенно уточняются правила вежливого общения, дети осваивают новые формы вежливости.

Но в некоторых ситуациях ребёнок отказывается пользоваться вежливыми словами. Например, он может не извиниться, так как не считает себя виноватым: «А что я такого сделал? А что я такого сказал?». Эти слова не произносятся ребёнком, но суть эмоционального отношения к ситуации именно такая. Причин этому может быть несколько. Одна из них заключается в том, что в семье ребёнок редко слышит слова извинения, благодарности, поэтому он стесняется их произносить, внутренне относясь к ним как к чему-то необязательному, формальному, непривычному. Выработка соответствующего навыка требует напоминаний, обращения к конкретным примерам, правилам. Образы литературных героев помогают стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные.

Семья

В беседе по этой теме мы помогает детям осознать, что семья, родители – самые близкие для них люди. Семья всегда остаётся для человека самым надёжным пристанищем. Где бы человек ни был, он всегда знает, что дома его ждут отец и мать, бабушка и дедушка, братья и сёстры. Любовь родителей – самая бескорыстная, самая преданная. Любовь родителей к своим детям безгранична. Ребёнок может наблюдать это на примере своих бабушек и дедушек. Для них его мама и папа остаются теми, о ком нужно заботиться, хотя они уже не требуют прежних забот и сами помогают своим родителям.

Мы знаем, что не во всех семьях идеальные отношения. Есть и трудные семьи, в которых ребёнок не получает должного внимания и заботы. Тем не менее, положительный образ семьи, семейных отношений поможет ребёнку не принимать как норму, как эталон, те отрицательные проявления, с которыми он вынужден сталкиваться в жизни.

Важно, чтобы ребёнок понял, что в семье у каждого, в том числе и у него, есть свои права и обязанности, что он тоже должен заботиться о близких по мере своих сил.

Дружба

Понятия «друзья», «товарищи» дети дошкольного возраста различают плохо. Друзьями они называют тех, с кем больше общаются, кто больше нравиться.

Дошкольники строят свои отношения со сверстниками, основываясь на положительных эмоциях, связанных в основном с совместной деятельностью (вместе ходят в детский сад, играют, гуляют). Чем младше возраст, тем менее устойчивы эти отношения. Дети постарше более осознанно подходят к выбору товарища (нравится – не нравится, интересно – не интересно, обижает – не обижает и т.д.). в этом возрасте уже можно говорить о зарождении дружеских отношений, которые иногда продолжаются и в последующем.

В ходе бесед по этой теме мы обобщаем имеющиеся у детей знания о дружбе, помогаем укрепить дружеские отношения, воспитываем у дошкольников привычку дружно играть и трудиться сообща, формируем умение договариваться, помогать друг другу и т.п.

Взаимопомощь

В ходе бесед по этой теме мы знакомим детей с таким понятием, как «взаимопомощь». Подчёркиваем, что помогать нужно не только знакомым, но и не знакомым людям. На примере художественных произведений объясняем, что настоящая помощь бескорыстна, но иногда, чтобы помочь другому человеку, требуется немало сил и времени. Но всё это компенсируется глубоким чувством удовлетворения от собственной полезности окружающим .

Доброжелательность

В ходе бесед по этой теме мы раскрываем детям смысл понятия «доброжелательность», рассказываем о необходимости доброжелательного отношения к окружающим людям. В качестве примеров используем художественные произведения и ситуации из жизни группы. Можно познакомить с пословицами. Одна из них «Кто других не любит, тот себя губит».

Правда – не правда

Дети старшего дошкольного возраста знают, что нельзя обманывать окружающих, что всегда нужно говорить правду. Но страх наказания, чувство стыда заставляет детей иногда скрывать свои поступки. Сильное эмоциональное переживание притупляет знание о том, что врать нельзя.

Мы на примерах стараемся показать детям, что правдивость, честность всегда радует взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке. Объясняем детям, что особого осуждения заслуживает перекладывание вины на другого, ни в чём не повинного человека.

В ходе бесед по этой теме дошкольники осваивают такие понятия, как: «правда», «честность», и их противоположности: «неправда», «нечестность»,»ложь», «обман».

Трудолюбие

Трудолюбие К.Ушинский назвал самым большим богатством, которое родители могут оставить детям в наследство.

На пятом году жизни в игре закладываются основы общественно полезной деятельности, совершенствуются навыки самообслуживания. Постепенно дошкольники начинают относиться к труду как к полезной деятельности, одобряемой и поощряемой родителями и другими взрослыми.

В ходе бесед мы рассказываем детям о важности труда в жизни человека, о его полезности и значимости; знакомим дошкольника с различными профессиями; на конкретных примерах показываем, что труд, даже самый простой, требует определённых усилий.

Бережливость

В ходе бесед по этой теме мы закрепляем у детей навыки бережного отношения к вещам. Напоминаем дошкольникам, что вещи должны лежать на своём месте, иначе их трудно будет найти; что к вещам нужно относиться аккуратно, в противном случае они потеряют вид, придут в негодность.

Взрослые стараются довести до сознания детей мысль о том, что отношение к людям проявляется через отношение к вещам, к труду. Так, если ребёнок не убирает за собой игрушки, не кладёт на место одежду, значит, за него это должен сделать кто-то другой. Следовательно, вместо заботы о взрослых ребёнок доставляет им лишние хлопоты. Небрежное отношение к вещам говорит о том, что ребёнок не ценит труд взрослых – и тех, кто сделал вещь, кто её купил, заработав деньги.

словах.Беседа о вежливых

Самые слова

Где твоё здравствуй?

Взял петух горластый.

Где твоё спасибо?

Проглотила рыба.

А, скажи, пожалуйста,

Где твоё пожалуйста?

Пробежал сердитый пёс

И пожалуйста унёс.

Ну. Тогда прощай!

Отвернулись все ребята,

Не хотят со мной дружить.

Что мне делать? Как мне жить?

Рыбу, петуха и пса

Громко звать я принялся:

Верните слова мои!

Слова мои

Нужные самые!

Пришёл петух горластый

Отдал моё здравствуй.

Приплыла рыба.

Принесла моё спасибо.

И пёс ворчит: – Не жалуйся,

Возьми своё пожалуйста.

И теперь со мною снова

Вся моя компания.

Пожалуйста,

Здравствуй,

До свидания.

Г. Сапгир

Кто взял у мальчика слово «здравствуй»? (Унёс петух слово «здравствуй», и мальчик перестал со всеми здороваться.)

Кто проглотил слово «спасибо»? (Проглотила рыба, и мальчик перестал всех благодарить.)

Кто унёс слово «пожалуйста»? (Пёс унёс слово «пожалуйста», и мальчик не говорил его, когда что-то просил у товарищей.)

Послушайте, как грустно говорит мальчик:

Отвернулись все ребята,

Не хотят со мной дружить.

Что мне делать? Как мне жить?

Почему с мальчиком не стали дружить ребята?

Почему плохо быть невежливым? (Плохо быть невежливым, потому что с такими не дружат ребята.)

О чём попросил мальчик петуха, рыбу и пса?

Почему с мальчиком снова стали дружить дети?

Почему он вежливые слова назвал самыми нужными?

Послушайте, как весело говорит мальчик:

И теперь со мною снова

Вся моя компания.

Почему он снова стал весёлым? (Он повеселел потому, что снова стал вежливым, и с ним дружат все ребята.)

О каких вежливых словах мы прочитали?

После обсуждения можно разыграть с детьми ситуацию с использованием вежливых слов, например, такую.

Воспитатель. Давайте посмотрим, можем ли мы быть тоже вежливыми.

Воспитатель подзывает Сашу (имена даются для удобства изложения) и даёт ему мяч. Вызывает Мишу. Предлагает мальчикам вежливо поздороваться.

Саша. Здравствуй, Миша.

Миша. Здравствуй Саша.

Если ребёнок не назвал имени, то воспитатель говорит, что вежливые люди, когда здороваются, называют имена и слегка наклоняют голову – делают поклон.

Воспитатель. Миша попроси у Саши мяч.

Миша. Саша, дай, пожалуйста, мне мяч.

Саша. Миша, возьми, пожалуйста, мяч.

Миша. Спасибо.

Саша. Пожалуйста.

Воспитатель. Мальчики, попрощайтесь.

Саша. До свидания, Миша.

Миша. До свидания Саша.

Воспитателю следует обратить внимание на то, чтобы дети обращались друг к другу вежливо и обязательно использовали слова «спасибо» и «пожалуйста». Можно попросить остальных детей повторить те вежливые слова, которые говорили друг другу мальчики.

Нужно стараться, чтобы в этой коммуникативной ситуации соблюдались ритуалы общения: дети, разговаривая, должны смотреть друг на друга, стоять спокойно, не кричать, не говорить достаточно громко.

Если дети захотят, то инсценировку можно повторить с другими ребятами.

Беседа о доброте

и жадности.

Хитрое яблоко

Петя нарисовал яблоко. Оно получилось такое красивое, что не выдержало и выкатилось из альбома, как настоящее! Петя взял яблоко и отнёс его маме.

На следующий день он опять нарисовал красивое яблоко. И опять оно выкатилось из альбома. Он взял и подарил папе.

На третий день Петя нарисовал большое – пребольшое яблоко: один бок у него был ярко – красный, другой ярко – жёлтый, а на маленьком череночке – зелёный листок. Яблоко скатилось со странички и упало Пете на коленки. Петя откусил яблоко: оно оказалось таким вкусным, что он тут же пожалел:

Зря я отдал два яблока папе и маме. Лучше бы сам съел их. Теперь только для себя рисовать буду.

Только он это сказал, как яблоко тут же выпало из рук и вкатилось обратно в альбом. Теперь оно стало нарисованным, только один бок у него был надкусан.

Т. Понамарёва.

Что произошло с яблоком, которое Петя нарисовал первым?

Кому он отдал это яблоко?

Что произошло с яблоком, которое Петя нарисовал вторым? Кому он отдал это яблоко?

Для кого Петя нарисовал третье яблоко?

Что сказал Петя, когда откусил от яблока?

Что произошло с этим яблоком?

Почему яблоко вкатилось обратно в альбом?

Какие хорошие поступки совершил мальчик?

Какой его поступок можно назвать плохим?

За что был наказан мальчик?

Можно ли мальчика назвать жадным?

С каким зверем сравнивают жадных людей? Говорят, что он жадный как … (волк).

Какие сказки или рассказы вы знаете, в которых наказана жадность?

А теперь послушайте стихотворение про девочку, которая не пожалела для подруги свою любимую игрушку.

Пришла ко мне подружка,

И мы играли с ней.

И вот одна игрушка

Вдруг приглянулась ей.

Разговор о правильном питании О том, что правильное пита­ние - залог здоровья, знает каж­дый из нас. Однако далеко не всегда обеспечивается правиль­ное питание детей. По нашим данным, только у 35% детей младшего школьного возраста рацион и режим питания соот­ветствуют гигиеническим требо­ваниям. Большинство же детей не могут «похвастаться» регулярно­стью питания (едят два, а то и один раз в день), используют в пищу преимущественно те блюда, которые нельзя отнести к раз­ряду полезных (чипсы, шоколад­ки, «газировку»), не соблюдают гигиенические правила и т.д. Стоит ли удивляться тому, что постоянно увеличивается число детей с заболеваниями и фун­кциональными нарушениями, обусловленными нерациональ­ным питанием. Причина сложившейся небла­гополучной ситуации зачастую кроется в отсутствии у детей знаний о правильном питании и несформированностью полезных привычек. Очевидно, что воспи­тывать культуру питания следует с раннего детства. Однако каким должно быть это воспитание? Основная задача- сформировать у детей представ­ление об основных правилах ра­ционального питания, готовность их соблюдать.Темы бесед с детьми в ДОУ

150.000₽ призовой фонд 11 почетных документов Свидетельство публикации в СМИ

(Модифицированный вариант методики Хоментаускаса Г.Т. «Рисунок семьи»)

Цель – изучение особенностей взаимоотношения дошкольника с близкими людьми.

Методика проведения : ребёнку предлагают обсудить по очереди 6 ситуаций

1. Представь себе, что у тебя есть два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идёт в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы и т.д.), и у тебя плохо получается. Кого ты позовёшь на помощь?

4. Ты имеешь … билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересный фильм. Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Результаты методики позволяют воспитателю понять, кто в семье испытуемого ребенка более значим, кому он доверяет.

Игровая методика «Семья»

Цель - исследование семейного опыта дошкольника и некоторых личностных особенностей ребенка.

Стимульный материал : в игровой ситуации предлагается использовать шесть кукол (медведей), условно обозначающих членов семьи, и набор мебели или пластмассовый конструктор, оперируя которым дошкольник самостоятельно может выступать в качестве режиссера игры.

Методикапроведения.

Сначала воспитатель предлагает ребенку поиграть в «семью». Для этого дошкольнику предъявляется набор персонажей (мама, папа, дедушка, бабушка, мальчик, девочка), пластмассовый конструктор, из которого предстоит построить дом, предметы мебели, обстановку для «семьи». Затем взрослый предлагает ребенку выбрать персонажей, которые будут являться членами его семьи.

На этом этапе фиксируется первичный выбор персонажа, наличие персонажа в игровой ситуации, продолжительность действия с ним. За первичный выбор персонажа насчитывается 1 балл, за наличие персонажа в игровой ситуации - 1 балл, за продолжительность действия с ним - тоже 1 балл. Таким образом, максимальная сумма баллов составляет 3 балла. Затем полученные баллы суммируются и данные вносятся в обобщающую таблицу (Условные обозначения: М. - мама, П. - папа, Р. - ребенок, Др. - другие) (см. табл. 1).

Таблица 1. Введение в игровую ситуацию (в процентном выражении)

Ф.И. детей Первичный выбор персонажа Наличие персонажа в игровой ситуации Продолжительность действий с персонажем
М. П Р Др. М П. Р. Др. М. П. Р. Др.

Данный этап диагностики по количеству набранных баллов, позволит воспитателю понять какой персонаж (член семьи) для ребенка наиболее важен и значим, с кем дошкольник хотел бы тесно взаимодействовать.



Второй этап методики состоит из игровой ситуации и беседы с ребенком. Сначала ему предлагается сделать мебель и обстановку для персонажей, затем - показать и рассказать, что они делают. В процессе игры ребенку задаются следующие вопросы: «Что мама (папа) делает дома? Что ты делаешь в это время? С кем? Почему? Что будет дальше? Чем все закончится? Почему?» Фиксируется количество пассивных действий с персонажем (нейтральные, соглашающие, оппозиционные), активных действий (инициирующие, поддерживающие, результирующие) (см. табл. 2). В специальном протоколе отмечаются все сопровождающие высказывания ребенка (см табл. 3). За каждое действие или высказывание насчитывается 1 балл, затем баллы суммируются и заносятся в таблицу.

Таблица 2. Характеристика предметных действий персонажей

Ф.И. детей Активные действия Пассивные действия
М. П. Р. Др. М. П. Р. Др.

Большое количество баллов зафиксированных в таблице говорит о желании (активные действия) или нежелании (пассивные действия) ребенка взаимодействовать с тем или иным членом семьи.

Таблица 3. Протокол фиксации детских высказываний.

Фамилия имя ребенка _______________________________________



Возраст ребенка ____________________________________________

Высказывания ребенка по отношению к персонажам

Мама Папа Ребенок Другие

На этом этапе воспитатель, анализируя детские высказывания, сможет выяснить особенности отношений ребенка с предполагаемым членом семьи.

На следующем этапе, после того как ребенок закончил играть, воспитатель вместе с ребенком убирает материалы и беседует с ним, используя вопросы: «Кем ты станешь, когда вырастешь? Хочешь ли ты быть похожим на маму (папу)? Почему? Какая (ой) у тебя мама (папа)? Ты каким (какой) будешь?».

Речь ребенка фиксируется, отмечается характер высказываний (нейтральный, негативный, позитивный) по отношению к персонажу, их количество (за каждое высказывание по одному баллу) (например, см. табл. 4). Это позволит воспитателю определить, как ребенок эмоционально настроен на каждого члена его семьи.

Таблица 4. Характеристика экспрессивности высказываний по отношению к персонажам

Ф.И. детей Нейтральные высказывания Позитивные высказывания Негативные высказывания
М. П. Р. Др. М. П. Р. Др. М. П. Р. Др.

Благодаря этой методике воспитатель может изучить восприимчивость ребенка к педагогическим воздействиям взрослых в семье, его откликаемость на данные воздействия. Методика также позволяет выявить адекватность стратегии общения родителей с ребенком их педагогическим позициям и его личностной позиции, т. е. насколько их педагогические устремления совпадают с потребностями ребенка соответствовать идеалам и желаниям взрослых.

Цель методики – изучить эмоциональные и коммуникативные особенности взаимоотношений старших дошкольников с членами семьи.

Методикапроведения.

Начать необходимо с беседы о дне рождения, его дате, подарках, ярких впечатлениях. Ребенку предлагается нарисовать «атрибуты» дня рождения, в том числе стол со стульями, за который он будет рассаживать гостей. Если ребенок маленький можно использовать и заготовку - большой круг в качестве стола и десять кружочков-стульев вокруг.

Ребенку дается следующая инструкция – «Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором стоит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки что это? Выбери стул, на который ты сядешь. Давай твой стул отметим звездочкой.

Кого ты хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?

Имена людей, названия игрушек, животных записываются около кружка, а номер выбора - внутри. После четвертого выбора можно время от времени предлагать повторяющийся вопрос:- Ты будешь еще кого-то сажать или уберем (зачеркнем) стульчики? Ответ ребенка дает возможность оценить его потребность в общении.

Когда «именинник» заполнит все десять «стульчиков», его спрашивают, не нужно ли добавить их?

Если ты хочешь еще кого-то посадить, то мы можем дорисовать «стульчики»».

Анализ результатов: При оценке результатов обращают внимание на следующие показатели:

1. Потребность в общении:

а) используются все «стульчики» или добавляются новые - желает общаться в широком кругу;

б) «стульчики» убираются (зачеркиваются) - желает общаться, но только с близкими людьми, в ограниченном кругу;

в) выбираются игрушки, предметы, животные - несформированная потребность в общении или проблемы в общении с близкими.

2. Эмоциональные предпочтения в общении: чем ближе люди располагаются рядом с ребенком, тем более близкие, доверительные, приятные отношения.

3. Значимость социального окружения:

а) количественное преобладание взрослых или детей, Или предметов - наличие опыта общения с ними;

б) половое преобладание в общении - наличие мальчиков или девочек, мужчин или женщин;

в) преобладание какой-то группы (семья, детский сад, школа, двор, дача) - значимость соответствующей среды в общении.

Результаты данной методики дадут возможность воспитателю изучить социальное окружение ребенка, его эмоциональное отношение к этому окружению, расположенность дошкольника к общению с членами семьи.

Анализ результатов диагностики на данном этапе позволит воспитателям изучить особенности и проблемы детско-родительских отношений, понять, насколько дети ориентированны на взаимодействие с членами собственной семьи, изучить семейный опыт дошкольника, его эмоциональное и коммуникативное отношение к социальному окружению.

Старший дошкольный возраст - это возраст, когда особое внимание семьи и самого ребенка нацелено на подготовку к школьному обучению. Поэтому педагогическая диагностика является условием оптимизации подготовки детей к обучению в школе в системе психолого-педагогического сопровождения семьи. Воспитатель здесь может использовать такие методы, как анкетирование (анкеты: «Насколько вы готовы быть родителем школьника» (Автор А. Колеченко), анкета «Мое мнение о школьной жизни ребенка») и проективная методика «Как я представляю своего ребенка в школе».

Беседа в детском саду: задачи, типичные ошибки, использование картинок в ходе бесед, методические рекомендации. Е.А.Флерина о беседах с дошкольниками.

В этой статье я хочу рассказать о беседах с дошкольниками: зачем они нужны, какие задачи решаются в ходе бесед, как их лучше проводить. И познакомлю Вас с замечательным классиком методики развития речи в России, основоположником этой науки и научной школы, в которой я училась – Евгенией Александровной Флериной.

Сейчас стало не модно говорить об отечественных исследованиях и педагогах. Чаще внимание уделяется новым «фишкам» и зарубежным работам, многие вообще отвергают классику дошкольной педагогики. А такие имена, как имя Е. А. Флериной, известно сейчас не всем даже среди воспитателей детских садов, не говоря о родителях. Но в архивах ее работ столь современные, интересные и нужные нашим детям идеи, что я решила в этой статье процитировать этого очень любимого и уважаемого мной автора. В этой статье Вы познакомитесь с мыслями Е.А. Флериной о беседах с дошкольниками и увидите, сколь современны эти мысли и насколько они нужны нам – в нашем 21 веке.

В статье даны цитаты из раздела «Беседа в детском саду» учебного пособия Е.А. Флериной и Е. Шабад «Живое слово в дошкольном учреждении», которое выходило в 30-ых годах 20 века. Часто об этом времени говорят только плохое, но ведь именно в этот исторический период было высказано также и много ценных и полезных идей, которые позже не включались в хрестоматии и учебники. Поэтому я хочу дать здесь отрывки из нашей истории. Ведь те ошибки в развитии речи детей, о которых писала почти сто лет назад Е.А. Флёрина, характерны и для нас – современных взрослых.

Статья будет интересна не только педагогам, но и студентам, изучающим методику развития речи детей дошкольного возраста, а также всем, кто интересуется историей отечественной педагогики. В статье я даю материал немного не так, как дает его автор в источнике, а как ответы автора на вопросы для более удобного прочтения современным читателем.

Еще об истории дошкольной педагогики и методики развития речи детей Вы можете узнать из статей:

Беседа в детском саду

Когда используют беседу с детьми? Чем беседа отличается от обычного разговора?

«Трудно провести резкую грань между беседой и разговором. Беседу как более углубленную форму разговора часто используют тогда, когда надо подробнее, глубже раскрыть перед ребенком событие общественной жизни, явление природы».

Зачем нужна беседа с дошкольниками?

«Если воспитатель умело строит беседу, живо, интересно ставит вопросы, дает пояснения, если беседа занимательна, она пробуждает пытливость ума, сообразительность, воображение, догадку ребенка, развивает его речь.

Беседа учит ребенка более систематично мыслить, высказывать свои суждения, связывать факты, намечать несложные выводы, она обогащает его и укрепляет интерес к окружающей жизни, развивает наблюдательность. Беседа с коллективом детей объединяет их общими интересами, заставляет ребенка интересоваться не только собственными мыслями, но и высказыванием товарища, приучает его говорить и выслушивать других. А это не всегда умеют делать и взрослые».

Подготовка к беседе.

— Перед беседой нужно узнать, какой жизненный опыт есть у детей по теме беседы, какие конкретные впечатления они получили.

«Иногда воспитателю важно бывает узнать, какой опыт дети накопили помимо детского сада; узнать, что думают они о том или ином предмете явлении. Например, воспитатель задумал впервые повести детей 5-6 лет в лес, за город. Вполне естественно, он спрашивает детей – кто из них был в лесу, что они там видели. У детей возникают воспоминания, все заинтересовались предстоящей экскурсией, новыми наблюдениями».

До проведения беседы детям читают художественную литературу по ее теме, проводят наблюдения на прогулке, рассматривают картинки на эту тему, то есть содействуют накоплению у ребенка конкретных точных наглядных впечатлений по данной теме.

Пример Е.А. Флериной: «Может быть и такой случай. Дети на экскурсии в поле, в лесу: они бегают, играют, наблюдают птиц, насекомых, собирают цветы. Несколько детей с воспитателем присели отдохнуть на лужайке. Дети полны впечатлений. Каждый сообщает что-то интересное, своё, что он заметил. Задает вопросы воспитателю, требует разъяснений, слушает с интересом. Раздается стук дятла; дети прислушиваются, угадывают, что это такое. Пролетела птица и села вблизи в кустах. Дети осторожно наблюдают, кое-кто из них подкрадывается к кусту и, когда птица вспорхнула и улетела, прибегает и сообщает какая она. Дети спрашивают, как она называется. Главная цель такого разговора – беседы – живой, непосредственный обмен впечатлениями; педагог использует ее для того, чтобы натолкнуть детей на более богатое, внимательное наблюдение. Через день – два после интересной экскурсии.наблюдения или чтения увлекшей детей книги,просмотра кино, аллоскопа, естественно, может возникнуть беседа».

Условия успешности беседы с детьми

Первое. Готовность детей к беседе. «Если впечатлений у детей достаточно, если они четкие, яркие и тема детей интересует, получится удачная беседа, в которой воспитатель может упорядочить детские впечатления, отношение ребенка к тем или иным предметам, явлениям, углубить интересы, расширить их кругозор».

«Чем конкретнее и живее получают дети новые впечатления на экскурсии, при чтении книги, рассматривании картинки, тем успешнее и с большим интересом они будут об этом вспоминать и рассказывать в беседе».

Второе. Подготовка педагога к беседе. «Когда педагог твердо знает, каких результатов он ждет от беседы, какие переживания хочет вызвать у детей, какие вопросы он поставит, какие дополнения внесёт, ему легче построить ее план, подобрать материал,иллюстрации и твёрдо направлять детскую мысль и интерес».

Тематика бесед с дошкольниками.

Младший дошкольный возраст (3- 4 года). «У малышей, при рассматривании картинки обычно возникают разговоры, переходящие в беседу о жизни группы, о ближайших предметах».

Старший дошкольный возраст (5-6 лет). «У старших детей такие беседы по содержанию более разнообразны… Следует делать предметом беседы интересные путешествия, случаи из жизни детей, сезонные явления, дни выдающихся событий нашей родины».

«Беседовать с отдельным ребенком и группой нужно на самые разнообразные темы. Беседы, касающиеся отношений детей между собой, со взрослыми в семье, отношений мальчиков и девочек,ссоры, разные вопросы детского поведения также не должны быть упущены воспитателем, особенно когда дело идет о старших детях».

При подборе темы надо учитывать особенности мышления ребенка. Автор приводит комичный пример неправильно выбранной темы и содержания беседы, не учитывающей конкретность и образность детского мышления: «воспитатель детского сада проводил беседу о происхождении человека. Дети,придя домой, говорили: — Мама, ты обезьяна, тетя сказала – все от обезьян. – И обиженные матери приходили в детский сад объясняться с воспитателем.

Ошибки в проведении бесед с дошкольниками.

Основная ошибка в проведении бесед.

Ошибка эта характерна и для нас — современных взрослых, желающих не побеседовать с детьми, а просто «выдать» им «готовую» информацию для запоминания. Или беседовать о том, чего ребенок не видел наглядно, он не получил жизненных представлений, не сделал своих самостоятельных выводов. В этом случае в беседе ребенок выражает не свое мнение (у него его просто нет), а просто повторяет за взрослым.

Вот что пишет Е.А. Флёрина:

«Для дошкольников беседы без достаточных конкретных впечатлений превращаются в отрицательный, чисто словесный метод. Ребенок при этом не приобретает отчетливости представлений и приучается говорить, иметь суждение о том, чего не знает.

Обогащать детский опыт через слово, конечно, необходимо. Надо знакомить ребенка, особенно в старшем возрасте (примечание — имеется ввиду старший дошкольный возраст с 5 до 7 лет), с тем, чего он не может увидеть, но что его может заинтересовать. Но целесообразно то делать не путем беседы, а через художественный рассказ, чтение, показ картинок, то есть через живой образ; это дает детям конкретность и четкость представления. После этого возможна и беседа».

Другие типичные ошибки в проведении бесед с детьми дошкольного возраста.

Первая ошибка. Взрослый неправильно выбирает тему беседы : «На практике воспитатель не всегда задумывается над темой беседы. Если ее не с чем связать, она не вызывает у детей никаких воспоминаний, — ясно, что незачем устраивать беседу».

Пример: «Не требуют предварительных бесед… экскурсии – прогулки, при которых как бы невзначай воспитатель может с детьми набрести на очень интересные новые предметы и явления. Например, в одну из экскурсий – прогулок в лес воспитатель повел детей в такое место, где он знал, что дети встретят белку. Об этом можно не предупреждать детей: еще интереснее, если они неожиданно наткнутся на белку».

Вторая ошибка. Лишение детей активности и инициативы . «Ошибки воспитателей в этом случае чаще всего заключаются в, что они предвосхищают опыт детей и прорабатывают словесно то, что дети могут увидеть своими глазами. Таким путем мы лишаем ребенка возможности инициативно наблюдать,ослабляем интерес, активность детей».

«Руководить ребенком надо не отнимая у него инициативы».

Пример этой ошибки: «Для воспитателя обычно самое важное получить желаемый ответ, а не заставить ребенка подумать, сообразить. Поэтому, ставя трудный вопрос, воспитатель часто здесь же подсказывает ответ. Таким методом воспитатель освобождает себя от необходимости вскрывать содержание по существу, довольствуясь неосознанным ответом детей, и тормозит активность детской мысли. Случается и так, что воспитатель пропускает неверный ответ, закрепляя этим неправильные представления у детей».

Примеры бесед с детьми, в которых продемонстрирована эта ошибка, Вы найдете дальше.

Третья ошибка – слишком много материала в содержании беседы, что вызывает утомление детей. «Намечая беседы, педагог должен воздержаться от слишком разнообразного и громоздкого материала, чтобы не вызвать утомления. Педагог, не заметивший, что дети утомлены, конечно,испортит беседу. Если к тому же беседа не увлекла детей, они теряют интерес к беседам вообще, неохотно собираются: — Ну,опять беседа, я лучше буду строить!»

Четвертая ошибка — взрослый обращается в ходе беседы только к активным детям и не умеет вовлечь всех малышей группы в беседу.

«Обычным недостатком беседы бывает неуменье воспитателя втянуть в нее всех детей. Часто воспитатель в беседе обращается лишь к активной группе детей. Часто воспитатель в беседе обращается лишь к активной группе детей. Это неправильно, так как остальные, таким образом, теряют интерес, не втягиваясь в беседу, не получают нужных навыков речи. Необходимо вовлекать в беседу всех детей.

Детям,которые стесняются говорить в коллективе, воспитатель помогает простыми вопросами, подчеркивает удачное слово или выражение такого застенчивого ребенка: — Верно сказал, интересно.

На детей, которые шалят во время беседы, следует действовать не замечаниями, отвлекающими всех, но сугубым вниманием к ним : таких детей следует сажать ближе, чаще обращаться к ним с вопросами, стараясь втянуть в беседу, подчеркивать их мысли, высказывания, отмечая их как интересные».

Пятая ошибка – беседа не раскрывает глубоко содержание темы: «Нельзя считать содержательной беседу, загроможденную большим количеством различных вопросов, но никак не раскрывающую их. Такие беседы не дают четких образов, ясных представлений. На шаблонные вопросы дети дают шаблонные ответы».

Шестая ошибка – грубость беседы : беседы на морально – этические, санитарно — гигиенические темы не должны вестись в ходе замечаний и упреков!

Пример этой ошибки: «В одном детском саду воспитатель начинает беседу… предложением: — Дети, посмотрите на свои носы. – Некоторые из детей пытаются косить глаза, чтобы увидеть свой нос. Далее: — Почему не приносите платков? Завтра обязательно принесите (и не поясняет, что носовые платки должны быть чистые). Затем идут длинные разговоры о неумении пользоваться уборной и ряд других вопросов и замечаний к детям. В конце воспитатель спрашивает: — Что вы принесете из дома? – Дети, потерявшие нить беседы, отвечают: — Я булку принесу. – Я чашку. — — Не надо булок, не надо чашек, — сердится воспитатель, — платки принесите.

Сумбурность, нагроможденность и грубость такой беседы, ее крайняя небрежность в отношении речи, резкий тон, плохое настроение воспитателя приводят к тому, что дети совершенно теряют нить беседы,нетерпеливо ждут ее конца и с тяжелым осадком расходятся».

Виды бесед (Е.А. Флерина)

Е.А. Флерина различала методику проведения двух типов бесед – 1) беседы, связанной с наблюдением и 2) беседы,закрепляющей опыт детей. Первый тип бесед она рекомендовала проводить с детьми, начиная с 3 лет. Второй тип – в старшем дошкольном возрасте.

«Разговор – беседа на экскурсии доступна всем возрастам, начиная с младшего. Она легка для ребенка потому, что не требует сосредоточенности и неподвижности. Ребенок не утомляется, так как всё время переходит от одного вида активности к другому (двигается, слушает, смотрит, говорит). Этот вид беседы постепенно приучает малышей высказывать свои мысли в коллективе, интересоваться общим разговором, постепенно переходить к более организованным формам беседы.

В старшем дошкольном возрасте… воспитатели в беседе ставят себе более сложные задачи: сосредоточить внимание детей на определенных предметах,явлениях, помочь наблюдению и установить некоторые связи между ними… Такая беседа требует спокойной обстановки и организованности детей».

Длительность беседы.

«С маленькими детьми беседы по картинкам следует проводить небольшой группой. Эти беседы весьма непродолжительны, в 2- 3 минуты. Постепенно беседы несколько удлиняются и становятся более организованными.

В средней и старшей группах беседа иногда длится 15-20 минут,в зависимости от материала и интереса детей, но особенно затягивать бесед не следует».

Время для проведения беседы.

«Если беседа дается после экскурсии, то ее не следует проводить в тот же день. Часто после экскурсии дети склонны играть, строить, сооружать то, что видели или наблюдали. Этой игре надо дать простор.

Следует также прислушиваться к детским разговорам,замечаниям, чтобы уяснить, насколько ярки и отчетливы впечатления детей от экскурсии. Если образы достаточно четкие, педагог проводит беседу. В противном случае можно сделать повторную экскурсию и лишь после нее проводить беседу».

Как начать беседу с детьми дошкольного возраста?

Задача начала беседы – «Начало беседы крайне ответственно, его задача – собрать детское внимание вызвать интерес, дать направление беседы».

«Начало беседы должно восстанавливать у детей образы тех предметов, явлений, которые они видели. Педагог сам старается живо и образно представить, что было, вызвать активность детей. Дети непременно начнут добавлять, вспоминать. Воспитатель умело организует внимание детей, и беседа идет интересно, занимательно».

Удачное начало беседы – «Подойти к беседе можно различно – от воспоминания, рассказа, картинки, игрушки, от предмета, находящегося в группе и связанного с экскурсией или темой беседы. Важно только чтобы педагог началом беседы направил внимание детей на соответствующие образы, возбудил мысль и обеспечил интерес».

Пример правильного начала беседы: «Один талантливый педагог иногда начинал беседы рассказом, в действующих лицах которого дети быстро узнавали себя. Они проявляли большой интерес к рассказу, вносили свои добавления, поправки,и рассказ переходил в живую, увлекательную беседу».

Неправильное начало беседы – «Неудачно начало, построенное в виде сухих вопросов: — Где мы были, что мы видели? – А еще что? – А еще что видели? Это – скучно и не возбуждает работы воображения». «Известно, как мешают детям крики, одёргивания,окрики. Их необходимо избегать, быстрее приступая к самой беседе».

Как вести беседу с детьми?

«Если в плане беседы воспитатель удачно распределил материал, построил беседу, считаясь с детским опытом и нарастанием интереса, она будет протекать успешно и воспитателю придется лишь правильно чередовать детские высказывания, втягивая всех детей и давая свои «вставки».

Цель этих вставок – уточнить мысль ребенка, подчеркнуть образ,внести ясность в детское суждение,возбудить у детей новую мысль, направить внимание отвлекшегося ребенка.

В зависимости от темы, от доступности материала, от состава группы воспитатель непосредственно участвует в беседе в большей или меньшей степени. При этом он не должен подавлять детских высказываний ».

Как заканчивать беседу?

«Конец беседы может быть различным. Иногда беседа непосредственно переходит в действие (подготовка к празднованию…, изготовление украшений, игра, рисование и т.д.), иногда она вызывает потребность в новых или добавочных наблюдениях (в старших группах). Как бы она не заканчивалась, она должна удовлетворить ребенка, не оставляя его состоянии неясности.

Но беседа может и не исчерпать вопроса. Хорошо, когда она возбуждает у ребенка новый интерес к дальнейшему наблюдению или изобразительной деятельности, игре».

Особенности проведения беседы – разговор на экскурсии с детьми и в ходе наблюдений.

«Если случается беседовать во время экскурсии, воспитатель направляет содержание беседы в зависимости от того, что и в каком порядке заметят дети, что они скажут – заранее предвидеть этого нельзя. Дети объединяются маленькими группами – одни отходят, другие подходят, свободно, без соблюдения очереди, высказывают свои мысли, вновь наблюдают, передвигаясь с места на место и действуя».

Цель экскурсии или наблюдение – это накопление опыта, конкретных жизненных впечатлений,которые ребенок будет отражать в слове.

Пример правильно построенного разговора – беседы с детьми во время прогулки с детьми 3- 4 лет.

«Группа трех-четырехлеток вышла на прогулку во двор. Падает первый снег большими хлопьями. Дети в восторге, ловят снежинки, сгребают лопатками, подбрасывают, расчищают дорожку. Они подбегают к воспитателю и радостно сообщают: — Смотри, какая звездочка беленькая! Прижимают ее теплым пальцем: — Нету, водичка (растаяла). – Какой пушистенький! – подбрасывают снег на лопатке. – Ой,холодный! – А он растает? Они мнут снег в руках: «мягонький», прыгают, вертятся и смеются: — Как снежок, как снежок! И снова вертятся. Детей более вялых педагог старается расшевелить: — Витя,снеси этот снег на лопатке туда в кучку, прихлопни хорошенько! – Маруся, посмотри, какая звездочка у меня на рукаве,возьми ее,возьми.

Дети радостны, деятельны, каждый спешит сообщить свои наблюдения»

Пример неправильно построенной беседы с детьми на экскурсии:

«Дети 6-7 лет отправились на экскурсию посмотреть ледоход. Они остановились парами далеко от берега, несмотря на то, что берег огорожен и вполне безопасно можно подойти ближе. Интерес у детей большой: — Смотри, смотри, во какая плывет, налетела, стоит, раскололась! – Воспитатель же обеспокоен детским поведением: — Тише, тише, чего кричишь! – Кто-то из детей спросил: — А куда льдины плывут? Воспитатель стал объяснять, как из этой реки лед идет в другую, потом в море,как лед тает, как вода испаряется, как образуются облака, откуда дождь, снег, лед. При этом воспитатель всячески старался привлечь внимание детей, пытался экскурсию подменить беседой, задавал вопросы то одному, то другому. И никто из детей не был заинтересован беседой, все следили за ходом льда».

Подумайте, какие ошибки совершил этот взрослый в ходе проведения экскурсии и беседы?

Проверьте себя – все ли ошибки Вы нашли? Ответ Е.А. Флериной: «Педагог был неправ, отвлекая детей от главной цели – от наблюдения. Всё новое, что ребенок видит, слышит, осязает, удивляет его и поглощает его внимание. Необходимо дать детям время для этого и помочь им воспринять эту реальность. Лишь четко восприняв явления, ребенок может подумать об их связи».

«Ошибка заключалась и в том, что воспитатель слишком торопится дать детям сумму знаний, сделать выводы, не обращает внимания на детское восприятие, он не использует разговора для его прямых целей, то есть для содействия более полноценному накоплению опыта. Обмен мнениями среди детей, детская активность, вопросы, замечания либо мешают воспитателю, либо подхватываются и неверно им используются»

«Ошибка педагога обычно заключается в том игнорировании эмоционального восприятия ребенка, а также и в неудовлетворительном методе проведения экскурсий: ребенку не дают понаблюдать, потрогать, ощупать самому, а ведь чем больше органов вовлекается в процесс восприятия, тем отчетливее и интереснее восприятия для ребенка.

Некоторые воспитатели при этом портят беседу –разговор требованием внешней дисциплины, натянутостью, забывая о том, что она в данном случае имеет второстепенное значение, а основное – наблюдение. Педагог должен направлять детей на активность, чтобы они свободно двигались, рассматривали, действовали. Особенно это относится к экскурсиям в природу, где дети почти всегда чувствуют себя легко и свободно».

Как использовать иллюстративный материал в ходе бесед?

Роль иллюстративных средств в беседе. «Иллюстративные средства чрезвычайно облегчают беседу, сосредотачивая внимание детей,придавая беседе привлекательность. Для этого можно использовать картинку, фото, плакат, какой-либо предмет, игрушку, детскую работу».

Может ли иллюстративный материал навредить? «Небрежно относясь к показу картинки в процессе беседы, воспитатель часто вредит культуре детской мысли и воображения».

«Надо помнить, что зрительный материал отвлекает ребенка, — часто беседа превращается в примитивное рассматривание картинок и констатирование, что нарисовано. Это вполне уместно в младшем возрасте. Дети 6-7 лет могу беседовать и без картинки… В том случае, если дети и без картинок имеют достаточно четкие представления и заинтересованы, важно, чтобы они сами вспоминали ообразы, сопоставляли их, думали,ставили вопросы. Перегрузка количеством картинок может тормозить мысль и высказывания ребенка».

Как пользоваться картинками в ходе бесед с дошкольниками?

Е.А. Флерина различает два случая применения картинок в ходе бесед : 1) когда на иллюстрациях построена вся беседа, 2) когда иллюстративный материал лишь частично связан беседой.

В первом случае использования картинок в беседах ее рекомендации таковы:

А) «подобрать серию картинок в нужной последовательности с учетом нарастания интереса детей»,

Б) «показывая картинки по порядку одна за другой, важно не спешить, давая возможность детям хорошо рассмотреть картинку и поговорить о ней»,

В) «привлечь к активному участию всех детей»,

Г) избегать длительных объяснений: «Если материал новый, незнакомый детям, то не следует делать детальных объяснений. Основное внимание должно быть уделено самому предмету, его внешнему виду. Слишком длительные задержки на объяснениях утомляют детей, обычно в таких случаях они требуют: — Покажите другую картинку!»,

Д) не делать непонятные детям выводы, а говорить с детьми о вещах, доступных им, закреплять и подчеркивать образы картины:

«Беседуя с маленькими детьми по картинке, воспитатель часто не довольствуется закреплением образа, но стремится дать непонятные детям выводы. Например, дети рассказывают по картинке: « — Корова рогатая, мычит: му-у, у коровы хвост, ноги, молоко; тетенька доит, я пил. – Воспитатель спрашивает: — А полезное животное корова? – И, не получая ответа, подытоживает: — Корова полезное животное, она дает нам мясо и молоко. Не считаясь с возрастом, спеша дать во что бы то ни стало познавательный материал, воспитатель говорит с ребенком о вещах, недоступных ему, вызывая у него скуку. В результате после таких бесед дети неохотно беседуют.

Другое дело, если, глядя на картинку, дети заинтересовываются, говорят, показывают и называют. Воспитатель ставит один- два вопроса, подчеркивает образ, отдельные детали, прибавляет к детским характеристикам новые, свои.

Для этого не надо усаживать детей в кружок и требовать очередности высказываний. Дети часто по нескольку человек сразу отвечают на вопрос; они еще не очень внимательно слушают друг друга; но в этом нет ничего плохого. Важно, чтобы дети с охотой, легко и свободно высказывали свои мысли. Воспитатель их поощряет: — Вот, что сказал Коля (повторяет его слова). Интересно сказал. – Тише, не слышно что говорит Ваня».

Во втором случае использования картинок в ходе беседы Е.А. Флерина рекомендует:

А) внести картинку тогда, когда нужно уточнить или дополнить высказывания детей, до этого не показывать ее детям: «Воспитатель, стремясь к развитию мышления, внимательно следит за детскими суждениями, за правильностью высказываемых мыслей и вносит иллюстративный материал лишь по мере надобности, когда необходимо дополнить, уточнить или исправить суждение детей или же оживить их интерес. До этого материал не должен быть на виду и отвлекать внимание».

Б) «Картинка или предмет должны быть достаточно крупными. Воспитатель показывает их так, чтобы видели все дети».

В) «Во всех случаях, когда картинка показывается впервые, надо дать детям некоторое время хорошо разглядеть ее и не спешить с объяснениями. Малышам картинку следует дать в руки».

Любая картинка или игрушка, используемая в беседе, должна быть художественна: «Часто попадаются картинки, загроможденные лишними предметами,отвлекающими в сторону внимание детей, или игрушка груба, уродлива. Такой иллюстративный материал только запутает детей, будет портить их художественный вкус».

Увлекательный материал по развитию речи дошкольников для речевых занятий с малышами на разные темы (игры, картинки, презентации, рассказы, сказки) Вы найдете в рубриках сайта.

БЕСЕДА: «КАК БЫТЬ ПОСЛУШНЫМ».

Цель: воспитыват ьу дет ей умение общаться снезнакомыми людьми.

Ход занятия . Педагог задаёт детям вопросы и оценивает правильные ответы. Выстраивая вопросы в следующей последовательности, он подводит детей к самостоятельному употреблению слов: "вежливо", "внимательно", "с уважением". ВОПРОСЫ:

    Скажите, есть ли вас знакомые взрослые люди? Кто они? (Мамина подруга, папин друг, сосед.)

    Вам нравится с ними общаться?

    Как вы ведёте себя, когда встречаетесь с ними?

    Если знакомые, ваши и ваших родителей, взрослые приглашают вас пойти куда-либо, что вы делаете? Спрашиваете у мамы разрешения?

    А если мамы поблизости нет и человек говорит о том, что уже поговорил с мамой, то вы пойдёте с ним? (Ответ "да".)

    Почему? (Ответ:"Потому что мы верим человеку, он наш друг и мама никогда не говорила о том, что его нужно бояться или не слушаться.)

    Хорошо, это правильные ответы.

БЕСЕДА: «КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА».

Цель: Беседа познакомит детей с правилами поведения во время разговора.

Дидактический материал -сюжетные картинки с изображением ситуацийвежливого поведения детей во время разговора.

Ход беседы: Педагог предлагает детям рассмотреть рисунки и обратить внимание на основные правила поведения во время разговора:

    говори вежливым тоном;

    используй "волшебные" слова;

    смотри в лицо собеседника;

    не держи руки в карманах.

    в о время разговора не следует есть, например пирожок, так как никому не приятно смотреть, как ты пережёвываешь пищу, брызги слюны могут попасть в лицо собеседнику, да и ты при этом произносишь слова невнятно;

    если разговаривают двое взрослых людей, ребёнок не должен вмешиваться в их разговор, тем более требовать его прекращения;

    невежливо, если мальчик сидя разговаривает с рядом стоящим взрослым, конечно, мальчик должен встать.

Педагог предлагает послушать и обсудить стихотворени е , в котор ом говорится о правилах поведения во время разговора.

Г. Остер. Советы непослушным детям.

Если к папе или к маме

Тётя ее рослая пришла

И ведёт какой-то важный

И серьёзный разговор,

Нуж но с зади незаметно

К ней подкрасться,

А потом громко крикнуть

Прямо в ухо:

"Стой! Сдавайся! Руки вверх!"

И когда со стула тётя

С перепугу упадёт

И прольёт себе на платье

Чай, компот или кисель,

То, наверно, очень громко

Будет мама хохотать,

И, гордясь своим ребёнком.

Папа руку вам пожмёт!

БЕСЕДА «КАК ВЕСТИ СЕБЯ НА УЛИЦЕ»

Ход беседы . Педагог рассказывает о том, что на улице,- как и в магазине, надо научиться вести себя правильно,

Он предлагает детям ответить на следующие вопросы:

    Где надо играть на улице?

    Что делать, если вы с мамой поте ряли друг друга?

    Что делать, если мама вошла в автобус, а ты не успел?

    К кому можно обратиться за помощью, а к кому нет?

    Как вести себя, если незнакомый человек расспрашивает тебя о доме, о родителях?

    Как поступить, если незнакомый человек предлагает вам на улице конфеты, печенье, пойти нему в гости?

Педагог может попросить детей рассказать о затруднительных ситуациях, в которые они попадали на улице. Их также можно обсудить с детьми, уделяя внимание следующим аспектам: правильно ли вёл себя ребёнок в данной ситуации; как надо поступать правильно; как советуют родители поступать им в той или иной ситуации.

Педагог рассказывает детям о правилах поведения на улице (на улице нельзя ссориться; нельзя рисовать и писать на стенах домов, заборов; неприлично на улице громко разговаривать, смеяться, кричать; нельзя переходить улицу на красный свет, можно только на зелёный; нельзя играть на проезжей части улицы; будьте внимательны к пожилым людям, уступайте им место в транспорте).

С целью закрепления знаний педагог вместе с детьми может разыграть несколько сценок-загадок: "Что здесь неверно?" (Предлагаются ситуации по пройденному материалу, а дети должны ответить, с чем они согласны, а с чем нет.)

БЕСЕДА «НАШИ ЧЕТВЕРОНОГИЕ ДРУЗЬЯ»

Программное содержание . Развивать диалогическую форму речи,умение принима ть участие в групповом разговоре

(внимательно слушать, отвечать на вопросы, инициативно высказываться, реагировать на высказывания партнёра).

Материал . Открытки с изображением животных: собака, кошка,черепаха, попугайчик и т. д.

Ход беседы . Воспитатель выставляет на панно открытки с изображением животных. Дети обращают на это внимание, подходят к панно. Педагог даёт им возможность рассмотреть открытки, свободно обменяться впечатлениями. Затем приглашает сесть на диван. Садится сам, обращается к детям.

    Вы, наверное, узнали своих четвероногих друзей. Расскажите, какие животные живут у вас дома. (Высказывания детей.)

    Расскажите, как живётся вашим животным друзьям. Что они умеют делать, как проводят время? Как вы ухаживаете за животными? Чем кормите? Любят ли ваши четвероногие друзья купаться? Случалось ли что-то смешное, интересное с вашими животными, птичками, рыбками? (Высказывания детей.)

    Ребята, хотите послушать какая история произошла со мной, когда я была школьницей? На летние каникулы я ездила в лагерь. Лагерь стоял в лесу. Там мы подобрали ёжика и принесли его в домик. Ёжику понравилось у нас. Дети приносили ему разные лакомства. А знаете чем лакомится ёжик? (Высказывания детей.) Мы приносили ёжику улиток, мух, червяков. Очень любил он домашние котлеты и молоко. Днём ёжик почти всё время спал, а ночью шумел: громко стучал лапками по полу при ходьбе, шуршал газетой, фыркал. Незаметно прошло лето. Пришла пора возвращаться из лагеря домой. Мы с ребятами выпустили ёжика, и он убежал в лес строить гнездо на зиму.

    А как вы думаете, ребята, можно ли вот так же отпустить жить на улице без хозяина кошку, собаку, попугайчика? Почему? (Рассуждения детей.)

Да, вы правы ребята, ёжик живёт в лесу, поэтому его нужно было отпустить, а кошка и собака нуждаются в уходе. Их дом в доме человека. Человек должен быть в ответе за тех, кого приручил. (Запись детских рассказов в альбом.)

БЕСЕДА «ПОГОВОРИМ О БЕЗОПАСНОСТИ»

Программное содержание, Учить детей принимать участие в содержательном разговоре, рассуждать, обосновывать свои высказывания, внимательно выслушивать собеседников, откликаться на их рассуждения. В разговоре соблюдать очерёдность, выражать несогласие в вежливой форме.

Материал . Картинка с изображением детей, играющих в мяч около дороги.

Ход беседы . Воспитатель читает стихотворение И. Токмаковой "Крокодилы.

Прошу вас, не надо съезжать по перилам,

Вы можете в зубы попасть крокодилам!

Они притаились на каждой площадке

И всех, кто съезжает, хватают за пятки

И тащат на дно Африканского Нила.

Прошу вас, не надо съезжать по перилам!

    А почему, собственно, нельзя съезжать по перилам? (Высказывания детей.) А кто думает по- другому?

    Это небезопасно съезжать по перилам. Сегодня мы и поговорим о безопасности. Вы, конечно, ничего не боитесь. А всё - таки опасных вещей надо остерегаться. Давайте вспомним, какие опасности поджидают вас в доме, во дворе, на воде. Можете сами вспомнить? (Высказывания детей.)

    Самое опасное дома - газ, спички, невык л юченные электроприборы. Почему? (Может быть пожар.) Какие правила надо соблюдать, чтобы не было пожара? (Не играть оспичками, не включать самим газ и электроприборы.)

    Представьте себе. Мама ушла в магазин и оставила своего ребёнка одного в квартире. Очень хочется посмотреть мультфильм. Телевизор есть. Включать умеет. Время подошло. Как бы вы поступили в этой ситуации? Почему? Кто думает по-другому? (Воспитатель подводит детей к обобщению: телевизор включать нельзя, потому что иногда цветные телевизоры загораются са м и по себе.Надо дождаться мамы.)

    Вы ждёте маму из магазина. Раздаётся звонок в дверь. Как правильно поступить? (Высказывания.) Можно ли открывать входную дверь, не спрашивая кто? Почему?

    Как правильно поступить, если откликнулся почтальон, слесарь, врач? Почему? Кто думает по-дру г ому? (Детей подводят к мысли, что нужно вежливо попросить подождать маму.Посторонним дверь открывать нельзя никогда).

    Дома есть ещё одно коварное место. Это аптечка. Что хранится в аптечке? (Лекарства.) Некоторые лекарства очень вкусные, приятно пахнут, похожи на конфеты. Может быть, их можно есть вместо сладостей? Почему нет? (Рассуждения.)

    Опасности подстерегают детей и во дворе. Какие? (Машины, битые стёкла, собака, недобрые люди, взрывчатые и легко воспламеняемые вещества, которые используют строители, ремонтники.)

    Посмотрите на эту картинку. Представьте себе: дети упустили мяч, и он выкатился на дорогу. Как правильно поступить? ^Попросить кого-нибудь из взрослых достать мяч.) А если взрослых поб ли зости нет, а на дороге появилась машина, она может раздавить мяч. Как правильно поступить? (Постараться привлечь к себе внимание шофёра криком, чтобы он остановился.) А лучше всего, ребята, не играть около проходящего транспорта.

    Представьте себе такую ситуацию. Вы гуляете во дворе. Чья-то чужая собака прибежала и стала лаять на вас. Страшно Что делать? Почему? (Рассуждения детей.) Правильно, собаку нельз я б ояться. У русских людей есть такая пословица: на смелого собака лает, а трусливого рвёт.

    Ещё одна ситуация. Вы сидите во дворе на скамеечке. Подходит человек с собакой и говорит: "Небойся, это добрая собака Она немного волнуется, потому что у неё дома остались щенки. Хочешь посмотреть? Пойдём с нами". Как вы поступите и почему? (С посторонними никуда ходить нельзя.) Как можно вежливо отказаться? (Ответы.)

    Сегодня мы с вами сами сумели вспомнить очень нужные правила поведения дома и во дворе. Я надеюсь, что вы все эти правила запомнили, и будете применять их в своей жизни.