Урок по опк "христианская семья". Разработка урока по ОПК на тему «Христианская семья в хорошей семье хорошие дети растут

Филиал МБОУ СОШ с. Тербуны в с. Покровское

Тебуского района Липецкой области

Разработка урока в 4 классе по курсу

«Основы мировых религиозных культур и светской этики».

Модуль «Основы православной культуры».

Учитель: Лютова Татьяна Васильевна.

Тема урока: «Христианская семья»

Цель: сформировать основные представления о христианском браке, о нормах взаимоотношений в семье.

Задачи: Раскрыть сущность православного брака, через христианские ценности.

Сформировать представления о духовных составляющих христианской семьи.

Познакомить с истинным чувством любви, как важным составляющим счастливых семейных отношений.

Показать важность семейных традиций как связующая нить поколений.

Формировать понимание важности сохранения добрых отношений с близкими, через свое участие, отзывчивость и помощь.

Планируемые результаты:

Предметные :

Понимать и принимать ценностные составляющие христианской семьи;

Понимать значения религиозной морали в выстраивании благоприятных отношений в семье.

Метапредметные:

Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения исходя из социального опыта;

Владеть логическими действиями анализа, сравнения, построения рассуждений;

Владеть навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний.

Личностные:

Испытывать чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам родных людей;

Осознать свою социальную роль в семье и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся:

Фронтальная, работа в парах, диалог;

Чтение и анализ текстового и иллюстративного материала;

Выполнение заданий творческой направленности;

Оборудование: учебное пособие А. Кураев «Основы православной культуры» 4–5 класс, магнитная доска и магниты, компьютер, интерактивная доска, компьютер, презентация, цветок с 10 лепестками, дерево Послушания.

Ход урока.

СЛАЙД 1.

    Организационный этап.

Эмоциональный настрой учащихся на совместную работу с педагогом

Ребята, улыбнитесь, подарите свои улыбки, а с ними и своё хорошее настроение своим товарищам, гостям и мне. А я желаю нам всем плодотворной работы на уроке.

СЛАЙД 2.

II . Проверка выполнения домашнего задания.

На прошлом уроке мы с вами говорили о заповедях блаженства.

Что значит блаженство? блаженный? (счастье, счастливый)

Какие заповеди блаженства Христос дал людям?

СЛАЙД 4.

А теперь давайте вспомним 10 заповедей, которые Бог дал Моисею.

Игра «Цветок» (10 лепестков. 10 заповедей).

СЛАЙД 5.

Десять заповедей закона ограничиваются тем, что запрещают делать то, что греховно. Заповеди блаженства учат нас тому, как мы можем достигнуть христианского совершенства или святости.

Десять заповедей даны были в ветхозаветные времена, чтобы диких и грубых людей удерживать от зла. Заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать им, какие душевные расположения должны они иметь, дабы все больше и больше приближаться к Богу и обретать святость, а вместе с тем и блаженство, то есть высшую степень счастья.

Для чего заповеди даны были людям? (чтобы они могли стать счастливыми)

СЛАЙД 6.

А какой это счастливый человек? (Если человек не гордится перед другими, относится к людям с любовью, стремится быть правдивым, поступает по совести, живёт в мире со всеми.)

Ш. Изучение нового материала.

СЛАЙД 7.

Учитель читает стихотворение В. Берестова «Любили тебя без особых причин».

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растёшь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Какие слова в стихотворении тронули ваше сердце?

Как вы понимаете смысл слов: «И эта любовь до конца твоих дней останется тайной опорой твоей»?

Эту любовь вы где получаете? (в семье)

Семья. Это слово греет душу. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты – желанный ребёнок. Здесь тебе дали святое имя.

В семейном кругу мы с вами растём,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из этой семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём,

Основа основ – родительский дом

Я думаю, вы догадались, о чем мы сегодня поведем разговор?

(Мы будем говорить о семье.)

СЛАЙД 8.

– Правильно, сегодня мы расширим наши представления о понятии «семья», увидим, что же оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья». Тема нашего урока: «Христианская семья. Почитание родителей».

– А сейчас откройте страницу учебного пособия 86. Прочитайте шепотом первое предложение.

СЛАЙД 9.

(Семья – наш дом, наша защита, наша опора. Семья убережет от бед и невзгод.)

Конфуций - один из наиболее известных мудрецов, живший в 6-5 столетии до нашей эры в Китае писал: “Государство – это большая семья, а семья - это маленькое государство, и держится оно на любви. Надо ли говорить для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему (ответы детей ), но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.

СЛАЙД 10.

- Рассказ учителя и работа с текстом учебного пособия (выборочное чтение).

Семью создают два человека, полюбившие друг друга.

Существует древняя легенда о том, что когда-то давным-давно жили на земле большие, талантливые, сильные люди. Жили они счастливо. И позавидовал им какой-то недобрый дух, и разделил каждого из них на две половины. Одну половину сделал женщиной, а другую мужчиной. С тех пор бродят по свету разъединённые люди, ищут свою половину. Если находят, возникает очень сильное чувство – любовь, образуется семья, в семье появляются дети. Чем больше любовь, тем крепче семья. Чем крепче семья, тем счастливее дети.

СЛАЙД 11 -12.

Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви. Венчание – одно из важнейших таинств православной церкви. Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Молодые люди обещают любить друг друга, заботиться друг о друге, никогда не оставлять ни в беде, ни в болезни, и никогда не нарушать священного брачного союза. На головы жениху и невесте во время венчания возлагают венцы. На странице 86 учебника найдите ответы на следующие вопросы:

Каковы значения венца?

Почему венец имеет форму кольца?

(ответы детей) СЛАЙД 13--16.

Ответьте, что из прочитанного материала оказалось для вас новым? Что показалось удивительным? (ответы детей)

СЛАЙД 17.

Учиться любить надо ещё в родительском доме, иначе любовь не приживётся и в твоей новой взрослой семье. Тот, кто не научился любить в родительском доме, не сможет любить и тогда, когда создаст свою семью.

Христианская семья помнит слова из Нового Завета. Прочтите их на стр.87

    Обсуждение смысла русской народной пословицы:

Дома вы должны были посмотреть пословицы о семье.

Назовите их.

СЛАЙД 18.

(Работа с пословицами и поговорками

1. Родительская любовь крепче каменных стен.

2. Кто родителей почитает, вовек не пропадает.

4. На что и клад, когда в семье лад.

9. Семья крепка ладом.

10. Добрую жену взять – ни скуки, ни горя не знать.

12. Материнский гнев что весенний снег.

14. Нет милее дружка, чем родима матушка.

15. При солнышке светло, при матушке добро.)

Дом вести – не рукавом трясти.

Когда семья вместе, и сердце на месте.

Дети не в тягость, а в радость.

Семейные нелады доведут до беды.

В родной семье и каша гуще.

На что и клад, коли в семье лад.

С малыми детками горе, с большими вдвое.

Умел дитя родить, умей и научить.

Тот не умирает, кто детей не покидает.

СЛАЙД 19--21.

– В народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха». К какой же мысли привела нас русская пословица? (Слайд 3)

(Вас любят в семье не за что-то, а за то, что вы родились, за то, что вы есть.)

Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют для этого ни сил, ни времени.

У каждого в семье есть свои обязанности. Самые сложные обязанности лежат на родителях. Их любовью и терпением достигается семейное счастье, а непрестанным трудом – достаток и благополучие.

Назовите друг другу свои обязанности в семье.

Учитель : Постоянные мысли о тебе, даже если ты не рядом; молитва о твоём здоровье, успехе, счастье. Лад, ладушки, ладошки, ладить… Всё это добрые признаки семьи.

Наложите ладонь на чистый лист бумаги, обведите её, впишите в контуры пальчиков имена родных, которые вас любят.

Расскажите, за что вас любят в семье.

СЛАЙД 22.

I V. Применение знаний и способов действий. (Нравственная ситуативная игра).

«Волшебное ожерелье с четырьмя лучами».

Увидело Солнышко больную Девочку. Жаль стало Солнышку Девочку. Склонилось Солнышко над её головкой и тихо прошептало:

- Возьми, Девочка, волшебное ожерелье с четырьмя лучами. Четырёх несчастных можешь сделать счастливыми. На кого направишь луч, тот и станет счастливым. Лежит на груди у Девочки волшебное ожерелье, четыре луча на стене играют.

- На кого же направить счастливые лучи? – думает Девочка.

Девочка тяжело вздохнула: несчастными были бабушка, дедушка, мама и папа: у бабушки зуб болит, у дедушки кровать скрипит, папа водку пьет, мама слёзы льёт.

Направила девочка луч на бабушку - и зуб у неё сразу перестал болеть. Направила луч на дедушку – кровать скрипеть перестала. Направила на папу – перестал папа водку пить. Направила луч на маму – перестала мама слёзы лить, радостно улыбается. О себе, о своей болезни девочка позабыла. Но когда все люди стали счастливыми, девочка стала самой счастливой и болезнь оставила её.

- Подумай, на кого ты мог направить волшебное ожерелье? Почему?

( Детям даётся ожерелье. Они высказывают свои мысли.)

V . Физкультминутка.

(За учителем повторяются все движения).

СЛАЙД 23--25.

В жаркий весенний день вывела гусыня своих маленьких жёлтых гуся на прогулку.

Она впервые показала деткам большой мир. Этот мир был яркий, зелёный, радостный.

Гусыня стала учить деток щипать нежные стебельки молодой травы. Стебельки были сладкие, солнышко тёплое, мир добрый.

Вдруг надвинулись тёмные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали, что мир не такой уж уютный и добрый. Гусята побежали к матери.

Она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. А тем временем с неба посыпались крупные градины. Под крыльями было тепло и безопасно. Гусятам и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри было тепло, а снаружи – холодно и опасно.

Когда всё утихло, гусята выбежали на траву. Они видели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Она пыталась расправить крылья, но у неё ничего не получалось. Но гусятам и в голову не пришло спросить:

«Мама, что с тобою?»

Жёлтые гусята рассыпались по траве. Светило солнышко. Красиво пели пчёлы и шмели. И мать Гусыня была счастлива.

Такова легенда, созданная народной мудростью. Нет любви сильнее материнской.

В жизни бывает так, что многие люди так же, как гусята в легенде, забывают свой долг перед родителями.

Издавна на Руси семьи были большие и крепкие. Уважали и почитали старших. Кто помнит, в какой заповеди Божией говорится о почитании родителей.

А как звучит пятая заповедь? (Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую даёт тебе Господь Бог твой.) Давайте её прочитаем вместе. (слайд 13)

СЛАЙД 26.

СЛАЙД 27 --28.

О любви и о почтении к своим родителям говорят многие пословицы и поговорки. Одна из них "Кто родителей почитает, тот вовек не погибает".

СЛАЙД 30.

Это касается и всех старших наставников, ваших учителей, ваших бабушек и дедушек. Что же человек должен делать, чтобы исполнить эту заповедь? (Ответы детей) Он должен любить и заботиться о своих родных, помогать им в их нуждах, слушаться их. С терпением и смирением заботиться о них во время болезни и старости. Уважать их и стараться доставить им радость и утешение своими поступками, делами, учёбой, работой. Ведь самое большое счастье для родителей, когда люди благодарят их за хорошего сына или дочь.

Пятая заповедь – единственная заповедь, за исполнение которой Бог обещает человеку долгую и счастливую жизнь в счастливой семье. А чтобы исполнить пятую заповедь каждый день у каждого из нас должны быть обязанности перед родителями. Какие обязанности могут быть у детей? (Ответы детей) Полить цветок, вынести мусор, убрать игрушки, выучить уроки, бережно относиться к своим вещам и т.д.

Счастлива та семья, в которой все обязанности выполняются с радостью.

Но самое главное почитание - это

Давайте узнаем это, разгадав кроссворд.

На уроках православный культуры мы с вами знакомились с новыми словами. Я вам предлагаю немножечко отдохнуть и,разгадав кроссворд, вспомнить, что они обозначают.(слайд 7)

СЛАЙД 31.

    Человек, который открывает людям волю Божию. (Пророк)

    Священное изображение (образ), который почитают. (Икона)

    Священная книга, состоящая из псалмов. (Псалтарь)

    Специально отведённое место для певчих. (Клирос)

    Христианин, который принял смерть, не желая отречься от веры во Христа.(Мученик)

    Где живёт у человека добро и зло? (Душа)

    Глубокое сознание своего греха. (Покаяние)

    Стол, на котором находятся предметы, необходимые для церковной службы. (Жертвенник)

    Первый храм. (Скиния)

    Что дал Бог людям для жизни? (Заповеди)

Прочитайте ключевое слово. (послушание)

А что такое послушание? (Это быстрое радостное исполнение воли.) Послушание- это необыкновенное слово. С какими словами оно связано? (Оно связано со словами "радость" и "счастье". Те люди, которые выполняли правила, данные Богом, жили счастливо и в радости.)

Почитание выражается в послушании.

СЛАЙД 32.

2. Ветхозаветные истории.

Но не всегда и не все люди оставались послушными и почитали родителей.Из-за чего они потеряли радость и счастье ушло от них.

Сыновей Ноя, которого Бог спас от потопа в деревянном ковчеге, звали Сим, Хам и Иафет. Ной возделывал землю и насадил виноградник.

Прочитайте библейскую историю на стр.87

СЛАЙД 33.

В чём проявилась непочтительность Хама? (Он посмеялся над отцом.)

Как поступили Сим и Иафет?

За что Ной осудил поступок Хама? (Потому, что он поступил непочтительно.)

За что Ной благословил Сима и Иафета?

Сын его, Хам, оказался непочтительным в этом случае к отцу своему, и потому лишен был благословения, а потомство его осуждено было на рабство. Симу же и Иафету, за то что они прикрыли наготу отца своего, возвещено особенное благословение Божие, что в потомстве Сима сохранится истинная вера и Церковь; Иафету же - что его потомство будет весьма распространено и соединится впоследствии с потомством Сима

(Благословение милость Божия)

Догадайтесь. Откуда пришло в русский язык слово «хамство»?

(От имени Хам. Имя собственное перешло в разряд нарицательных )
(Хамство - нарицательное имя грубости и непочтительности.)

Каких людей называют хамами, а их поступки – хамскими.

(Людей наглых, грубых, непочтительно относящихся к другим людям, называют хамами )
- Красивым или уродливым был поступок Хама? Объясните, почему вы так думаете.

VI. Видеоролик СЛАЙД 34

СЛАЙД 35.

VII . Работа в парах.

Каждый из вас возьмет лежащий на парте дубовый листок и выполнит следующее задание:

Напишите на листочке дела, в которых вы можете проявить почтительность к родным и близким, и закончите предложение:

Я должен…

СЛАЙД 36.

(Должны здороваться, спрашивать о самочувствии, слушать старших, не перебивать, желать спокойной ночи близким, не дерзить, не спорить, быть благодарным за заботу и любовь родителей, любить родителей, помогать им, не обманывать и т. д.)

VIII . Итог урока.
СЛАЙД 37.

Я желаю, чтобы вы помнили основные принципы христианской семьи, делали всё, что от вас зависит. Оберегали здоровье родных, уважали и любили. Учиться надо в родительском доме, иначе любовь не приживётся и в ваших будущих семьях. Если наши семьи будут прочными и счастливыми, то и Родина будет крепкой и богатой.

Берегите друг друга,

Добротой согревайте.

Берегите друг друга

Обижать не давайте

Берегите друг друга

Суету позабудьте

И в минуту досуга

Рядом вместе побудьте.

Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи.

СЛАЙД 38 --39.

    Домашнее задание:

– Я прошу вас перечитать дома материал учебного пособия, страницы 86–87. Привлекайте к чтению родителей или представителей старшего поколения. Все вместе постарайтесь ответить на вопросы на странице 87, особое внимание обратите на последний вопрос: «Расскажите, какие традиции есть в вашей семье». При рассказе на уроке вы можете использовать фотографии.

СЛАЙД 40.

«Нам не хватает всепрощающей любви»
Видеоклип Липецкой епархиальной телестудии «Свет миру»
Стихи иерея Николая Мололкина, поет Геннадий Кузовков.
Сценарий, режиссура - мон. Агафона (Шнейдер);
камера - Евгения Хридина, Виктор Савельев;
монтаж - ЕкатеринаТамбовская.

. СЛАЙД 41.

Ни одна семья невозможна, если нет любви.

«Любовью весь мир держится» (слайд №11). Мир без любви невозможен, немыслим. Но как понять «держится любовью»? (ответы детей) Любовь точно невидимый клей соединяет сердца, держит их вместе крепко-крепко. А как отличить настоящую любовь, как не обмануться? Ведь иногда за прекрасной наружностью человека скрывается чудовище, и наоборот за внешней неприметностью – преданное и любящее сердце. Настоящая любовь, как сказал Апостол Павел: «Всё извиняет, всему верит, на всё надеется, всё переносит» (слайд 12). Давайте разберёмся, что значит, всё извиняет? (прощает ошибки любимого, не осуждает его за них, всему верит. Это значит, полностью доверяет тому, кого любит). На всё надеется… (значит верит в лучшее). Всё переносит … (любые тяготы и невзгоды кажутся ему лёгкими с любимым).

Истинная христианская любовь в семье и должна быть такой.

Вы знаете, вам посчастливилось узнать о том, что в истории России были такие семьи и вот про одну из них я бы хотела вам рассказать.

В России была семья, которая стремилась к идеалу настоящей христианской семьи. Это Семья последнего Императора Николая Второго. (слайд №13) Эта семья стремилась к идеальным отношениям друг с другом. Они воспитали 4-х дочерей и сына. Научили их любить семью и свою Родину. Жили, опираясь на заповеди божьи.

Какая самая важная заповедь? (Чти отца своего и мать свою.) Человек, который любит своих родителей, никогда не может быть плохим человеком. Подробнее с этой семьёй мы ознакомимся на других уроках ОПК, а сейчас (Смолин Артём) вам прочитает стихотворение, из дневники Государыни Императрицы Александры Фёдоровны.

(чтение стиха «Дарите любовь») (слайд № 14)

Дарите любовь. Взгляните кругом.
Помогайте
Тем, с кем рядом вам выпало
в жизни идти,
Дни их, как можете, украшайте,
Чтоб свой жизненный крест было им легче нести.

Дарите любовь. Взгляните -
поодаль ваш брат,
Отчаявшись, грех уж готов совершить.
Вы руку ему протяните, и рад
Он будет чистою, новою жизнию жить.

Ребята, как вы думаете, а есть ли в России праздник, посвящённый семье? (ответы)

Да, в России есть праздник «День семьи, любви и верности», который отмечается летом – 8 июля. В этот день в городах России проходят праздничные мероприятия, концерты, особенно чествуются пары, вступившие в брак именно 8 июля. А также в этот день особенно почитаются Святые Пётр и Феврония. (слайд № 15)

(Однажды в городе Муроме в давние годы правил князь Пётр со своею супругой Февронией, которая когда-то исцелила его от страшной болезни. И с тех пор они были неразлучны.

А сейчас мы с вами посмотрим видеоклип. (во время видео открывается доска с семейными фото)

Я думаю, вы уже догадались какой цветок является символом любви и верности? (ромашка)

Посмотрите на ромашки на ваших столах. Представьте, что ромашка-это ваша семья. Что в семье должно быть главным? Напишите это на лепестках ромашки. (индивидуальная работа)

А теперь прикрепите ваши ромашки к фотографии своей семьи.

Дома оформите страничку нашего альбома: приклеите фотографию своей семьи, ромашку и напишите мини сочинение о своей семье

Я увидел…

Я узнал…

Я почувствовал… (слайд 16)

Тема урока: «Увенчанные венцами. Христианская семья. Романовы».

Проценко Наталья Владимировна

МОУ СОШ №9

учитель начальных классов

Задачи урока: на примере царской семьи Романовых показать учащимся каковы главные ценности жизни христианской семьи, отношения между детьми и родителями в семье, воспитание у учащихся чувства долга и уважения к родителям, пожилым людям в семье.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, фломастеры, полоски белой бумаги; вырезанные детали для сбора домика. На доске: иллюстрации с иконы «Царственные страстотерпцы», мини стенгазеты о своей семье, выпущенные учащимися.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания.

Учащиеся рассказывают о семейных традициях и обычаях своей семьи, показывая выполненные мини стенгазеты.

Стенгазеты вывешиваются на доске. Учитель и ребята высказывают своё мнение о них, называют лучшие работы и рассказы.

    Объяснение нового материала.

Учитель. Ребята, очень интересно было слушать ваши выступления, много интересного мы смогли узнать нового о жизни ваших семей, что особенно важно, т.к. 2008 год объявлен в нашей стране Годом семьи.

Первые уроки добра и любви мы получаем в родном доме, в кругу своей семьи. И наверное, часто ваши родители берут пример со своих родителей, принимая от них все самое лучшее, хорошее.

И вот сегодня, я тоже хочу вам рассказать о такой семье, с которой нам всем необходимо брать пример. Давайте откроем наши учебники на странице 138 и прочитаем тему сегодняшнего урока: «Увенчанные венцами. Христианская семья. Романовы».

Я предлагаю вам на примере царской семьи Романовых – одной из самых почитаемых христианских семей, определить какие же главные ценности жизни должны быть в семье, какими хотелось бы видеть отношения между детьми и родителями, о долге и уважении к родителям, пожилым членам семьи.

Поработаем со статьёй учебника. Будем читать отрывок из статьи, начиная со страницы 139.

Учитель. Посмотрите на фотографию, где изображены царственные дети. Кто может назвать, как зовут детей Романовых?

Сколько детей было у Государя Николая II и Государыни Александры Федоровны?

Ребята, поднимите руки у кого в семье больше двух детей, а кто в семье один ребенок.

Вот видите, как сейчас мало детей в семьях, а раньше почти все семьи были многодетными. Старшие заботились о младших, устраивали спектакли, читали книги по ролям, играли. И всем было весело и хорошо.

В этой христианской семье любовь к ближнему определяла отношения между отцом, матерью, сестрами и братом. Послушание детей выражала их безграничную любовь и почитание родителей. Воля родителей была законом. Прочитаем одно доказательство этому.(чтение статьи – стр 140)

Давайте остановимся на этом. И поговорим о нашем отношении к родителям. Не было ли у вас такого случая, когда вам было стыдно за свои поступки, или наоборот, вы поступили достойно по отношению к своим родителям (беседа).

Ребята, у вас на парте лежат вырезанные из бумаги плоды. Подпишите, каждый на своей картинке обещание, которое вы бы хотели дать своим родителям, а может быть просто какие-нибудь добрые слова.

Учитель. В 1917 году в России произошла революция. Николай II отрёкся от престола, и вся царская семья была арестована, и содержалась под стражей, терпя издевательства мучителей. Почти все друзья покинули их. Но, как и в дни своего величия, они проявляли мужество, терпение, смирение и любовь.

И дети, и родители понимали, что смерть стоит рядом. Но они хорошо знали, что если в доме горе, то оно сближает домочадцев. Оно делает всех более терпеливыми друг к другу, более добрыми, заботливыми, стойкими. В память о мученической смерти царской семьи Православная церковь причислила их к лику святых.

И вот как раз на иллюстрации, сделанной с иконы «Царственные страстотерпцы», т.е. христиане, претерпевшие невинные страдания и насильственную смерть, вы и видите Царскую семью. На следующем уроке мы продолжим обсуждать тему «Увенчанные венцами». Поговорим и о данной иконе, о почитании детьми родителей, прочитаем стихотворение Бахтеева «Молитва», проведём его разбор.

4.Закрепление изученного материала.

Учитель .А теперь давайте закрепим с вами то, что только что узнали. Только сделаем это не совсем обычно, а станем на время строителями. И построим свой дом на основе тех добродетелях, с которыми мы познакомились, говоря о царской семье.

Перед вами лежат как бы строительные блоки, работаем в парах, напишите на блоке какие добродетели были в семье Романовых на первом месте.

В основе семьи должно быть всегда уважение, ко всем членам семьи, как её фундамент, а крыша, т.е. то, что покрывает, охраняет – это конечно любовь.

Учитель.

Посмотрите, дом всегда у нас окружает забор. Для чего он служит? (Ответы детей)

Правильно, охраняет наш дом от плохого, что есть в окружающей среде. Построим забор. А вот и дерево в нашем дворе, но почему то, без плодов. Давайте посадим добрые плоды на это дерево, которые вы делали в начале урока. (Вешают каждый свой плод).

Чего не хватает на нашей картинке? Правильно калитки. А как вы думаете, мы будем закрытой калитку держать, или откроем её? (Ответы детей)

Конечно, мы повесим калитку и будем держать её открытой, чтобы все наши добродетели были доступны всем, т.к. хорошая семья-это гостеприимная и милосердная семья. А теперь, у вас на партах остались детали, которые вы сами попробуйте распределить. Ведь мы строители и после себя оставляем чистоту и красоту. (Ребята вывешивают оставшиеся детали).

    Итог.

Понравился вам урок, что полезного мы узнали сегодня?

Запись домашнего задания.

Учитель. Я благодарю вас за активное участие на уроке и думаю, что придя домой, вы обязательно поделитесь полученными знаниями с вашими родителями, чтобы в вашей семье был всегда мир и покой.

Литература:

    Шмелёв И. С. Рассказы

    Алексеев С. «Зримая истина» Книга о православной иконе для семьи и школы.

    Соколов А. библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома, М.,1999.

    Табенкин А.Л., Боголюбская М.К. Хрестоматия по детской литературе.

Доклад Николаевой И.В., учителя православной культуры
и Поповой В.Н., учителя начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34»
на XI муниципальных Рождественских чтениях
«Семья в истории России», прошедших
13 февраля 2013 г. во 2-й школе г. Старый Оскол

Важнейшей проблемой современного общества является духовно-нравственное воспитание детей. Сейчас уже для всех очевиден дефицит добра, любви, сострадания и душевной щедрости в детской среде. Одной из причин этих явлений является утрата обществом семейных ценностей и традиций, которые на протяжении многих веков сохраняла и приумножала Православная Церковь. Протопресвитер Василий Зеньковский еще более полувека назад писал: «Духовная крепость семьи раньше давалась легче… теперь же она дается с трудом…
Целостность в семье сохраняется и проявляется легче в сфере внешнего быта, ущемление же этой целостности больше всего касается духовной стороны… Тот духовный аромат, который раньше выделялся семьей… ныне стал редким, в силу чего семья начинает утрачивать свою главную, питательную для детей силу…». Восстановление традиционного уклада жизни семьи, основанного на православных традициях семейного воспитания, поможет решить проблему духовно-нравственного воспитания детей.
Большую роль в корректировке семейного воспитания, в воспитании будущего семьянина играют уроки православной культуры.

Вот так представляют себе семейный бюджет современные школьники

На уроках православной культуры очень важно знакомить детей с православным взглядом на семейные ценности. Благодаря урокам у школьников формируется правильное представление о дружной семье, о долге перед родителями и другими членами семьи. Также дети учатся выражать заботу, про-являть любовь и послушание.
Большие возможности для формирования у детей ценностного отношения к семье имеет материал учебного курса «Православная культура» в начальной школе. Уже на первых уроках учителя начинают формировать у своих подопечных осознанное отношение к семье как к одной из главных ценностей.
Важнейшим условием духовного здоровья семьи является авторитет родителей. Укоренению этой идеи в детском сознании способствует изучение библейских сюжетов, заповеди о почитании своих родителей, чтение житийных произведений, просмотр фильмов-призеров кинофестиваля «Семья России». Важно, чтобы дети восприняли пятую заповедь как необходимое условие семейного счастья.
Счастливая, радостная семья - не случайность, а великое достижение, основанное на труде и выполнении своих обязанностей каждым ее членом. При изучении тем «Родословная моей семьи» и «Мои обязанности» ребята знакомятся с тем, как распределяются обязанности в православной семье. Мужчина в семье – глава, кормилец, и ему решать основные семейные вопросы. Женщина – помощница мужу, ее роль – воспитание детей и ведение домашних дел. Роль детей в семье – помощь родителям, а по мере взросления – замена их во всех трудах, уход за ними в старости.
Важно не только познакомить учеников с распределением семейных обязанностей, но и дать им почувствовать себя в роли других членов семьи. Для этого можно создать на уроке игровые ситуации «Распредели обязанности в семье», «Помоги маме распределить семейный бюджет»; провести диспут на тему: «Нужно ли наказывать детей?» или «Как поощрить ребенка?», предложить написать сочинение о своей будущей семье.
Воспитание семейных ценностей – это воспитание семейной культуры, нравственных семейных отношений, которые невозможны без наличия у всех членов семьи таких качеств, как благодарность, всепрощение, терпение, трудолюбие, доверие, без понимания таких понятий, как «долг», «ответственность».

У каждого в семье своя роль, но без любви в доме — никуда, считают школьники

Одной из главных обязанностей детей по отношению к своим родителям является послушание. Воспитательный процесс, направленный на формирование в детях этой добродетели, начинается уже на первых уроках православной культуры и продолжается на протяжении изучения всего учебного курса в начальной школе. Вопросы «С какого раза ты выполняешь поручения родителей?», «Какое из требований родителей тебе выполнить труднее всего?», «Что для тебя является решающим при выполнении родительских требований?» заставляют ребят серьезно задуматься. Обсуждая ответы, ребята приходят к выводу, что послушание – это быстрое и радостное исполнение воли родителей, а установление понятийно-содержательных связей «послушание – добро – радость» формирует у детей ценностное отношение к этой добродетели. Очень поучительным в этом отношении является чтение и обсуждение произведений К.Д. Ушинского, Б.Ганаго, Л.Родиной. Необходимы ученикам и примеры истинного послушания, которых много в жизни святых, например, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского.
Вопрос о нравственном идеале семьи является одним из важнейших в формировании семейных ценностей. Для многих православных христиан образцом семейной жизни, ведущей к святости, является семья царя Николая II. Ученики знакомятся с жизнью семьи Романовых на уроках православной культуры в 4 классе. Просматривая фотографии семейного альбома, кадры кинохроники семьи Романовых, читая письма императрицы Александры Федоровны и императора Николая Александровича, ребята проникаются духом семьи, воплотившей черты идеальных отношений между мужем и женой, родителями и детьми многодетной семьи.
О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Возрождению такой традиции, как семейное чтение, во многом способствует изучение на уроках православной культуры житийных произведений, произведений Л.Чарской, Е.Поселянина, с которыми дети продолжают знакомиться дома вместе с родителями. Чтение же произведений И.Шмелева помогает пробудить в детях и родителях интерес к традициям православных и семейных праздников. Привлечение детей к участию в различных творческих конкурсах возрождает еще одну утраченную традицию семьи – совместное творчество.

  • Учитель начальных классов
  • МБОУ СОШ № 5
  • ст. Калниболотская
  • Новопокровский район
  • Шумская Евгения Николаевна
СЕМЬЯ или семь «Я»? Для чего люди создают семью? - Как вы думаете, в каком случае родители могут сказать о своих детях «Это моя защита и опора в старости»? - Как члены семьи должны относиться друг к другу, чтобы в семье было радостно жить? «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею». СЕМЬЯ всю жизнь другого человека мужа и жены сделать своей любовь всю свою жизнь родителей и детей отдать другому Библейская история
  • У Ноя было три сына. Уже после потопа Ной стал выращивать виноград и делать вино. Поскольку он был первым – он не знал всех свойств вина. Не знал, что оно не только веселит сердце человека, но еще и лишает его контроля над собой и усыпляет. Ной выпил сделанное им вино, опьянел и заснул у себя в шатре. Хам – один из сыновей Ноя - вошел в шатер, увидел лежащего на полу отца, и вместо того, чтобы переложить его и укрыть, позвал всю семью, чтобы посмеяться.
На что и клад – коли в семье лад. Дом вести – не бородой трясти. Когда семья вместе – так и душа на месте. В семье – и каша гуще. Один в поле – не воин. Семья в куче – не страшна и туча. Сироту пристроить, что храм построить. Что может быть семьи дороже?
  • Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! Отец и мать, и дети дружно Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, А интересно впятером. Малыш для старших как любимец, Родители - во всем мудрей, Любимый папа - друг, кормилец, А мама ближе всех, родней. Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже На этой сказочной земле
  • Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно!
  • Семейные традиции -
  • общие события и праздники
  • День рождения
  • Пасха
  • Новый Год
  • Рождество Христово
  • Масленица
  • Юбилей
  • День свадьбы
Семья -
  • Это близкие и родные люди.
  • Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример.
  • Это те люди, о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.
  • Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.
Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!