Виды наказаний для ребенка 12 лет примеры. Казнить нельзя, помиловать! Или как правильно наказать за непослушание ребенка? За что нельзя наказывать

В хорошем настроении, и на проступок смотрит сквозь пальцы, наказывать завтра такую же провинность будет бессмысленно.

Но вот чадо провинилось, и смотрит на вас испуганными (а часто и невинными) глазами. Меры нужно принимать прямо сейчас, отложенное наказание, особенно в младшем возрасте, теряет всякий смысл. Малыш должен четко осознать, за что он, собственно говоря, будет наказан.

Как правильно наказывать ребенка - каждый родитель решает сам. Некоторые ограничиваются криком, некоторые часами читают нотации, некоторые ставят в угол, а некоторые хватаются за ремень

Между тем один из самых эффективных способов наказания для детского восприятия был и является метод «естественного наказания», впервые описанный еще Жаном Жаком Руссо. Естественное наказание - это тот самый случай, когда расплата за содеянное наступает сама собой и как бы без вашего участия. Например, шагаете после летнего дождика, а он все норовит наступить в лужу. На замечания не реагирует. Вот забрался в самую глубокую. Замочил и ноги, и носки. Теперь ему холодно и неуютно. Ваша задача в этом случае - зафиксировать в его сознании факт следствия вашего конфликта: «Я тебя предупреждала, чтобы ты по лужам не ходил!». Все. А теперь не обращайте на жалобное хныканье и просьбы взять на руки никакого внимания, пусть сам до дому шлепает в хлюпающих туфлях. Только сведите к минимуму в этом случае вашу роль - не стоит десять раз напоминать ему сварливым тоном: «вот видишь, я же тебе говорила».

Конечно же, такой способ срабатывает не сразу, и применять его можно далеко не всегда. Например, холодной осенью смотреть спокойно, как сын лезет в лужу, просто недопустимо для его же здоровья. Тогда лишите его прогулки - просто уведите домой и оставьте, например, без просмотра любимого мультика. Чем старше дети, тем яснее они воспринимают именно такой способ наказания.

А теперь по поводу ремня. Или даже шлепков. Многие родители при упоминании о таком методе наказания закатывают глаза - невозможно, недопустимо! Только все мы люди, и порой дети выводят нас из себя настолько, что сил конструктивно решать ситуацию просто не остается. Тогда единственный выход - шлепнуть. Только ребенок должен понять, что именно он довел вас до такого состояния, и степень наказания опять-таки соответствует проступку. Поверьте, в некоторых случаях это даже лучше для самого малыша. Самое страшное для него - это родители, которые в состоянии часами, закатив глаза от возмущения, читать ему бесконечные нотации по поводу страшного греха в виде разбитой тарелки и не менее ужасающих последствий такого поведения для его дальнейшей жизни.

Итак, как правильно наказывать ребенка, мы уже поговорили. А теперь немного о том, когда ребенка категорически наказывать нельзя:


  • если он только что проснулся или прямо перед тем, как уложить его спать;

  • во время болезни или после перенесенного стресса;

  • если у вас испорченное настроение.

Связанная статья

Развиваясь и взрослея, каждый ребенок постепенно знакомится с миром вокруг себя и познает правила существования в нем. Одна из задач воспитания – помочь ребенку понять, за какие рамки выходить нельзя и почему. На этом пути приходится ставить ограничения в виде наказаний.

Как сделать, чтобы наказание было не просто «расплатой» за плохой поступок, а и уроком на будущее и способом исправить причиненный вред?

Чтобы прибегать к наказаниям как можно реже, нужно постараться предотвратить нежелательную ситуацию. Для этого следует:
объяснять ребенку, почему нельзя так поступать и по возможности продемонстрировать результаты непослушания;
объяснить, что есть категорические запреты навсегда (нельзя выбегать на дорогу) и временные (сегодня очень холодно, гулять нельзя, но, когда потеплеет, мы пойдем на горку);
правила должны относиться ко всем, а не только к ребенку (чистить зубы и мыть руки должны все) и всегда;
обязательно нужно учитывать возраст (требования к дошкольнику и должны быть разными).

Но если к наказанию приходится прибегнуть, то:
делать это надо спокойно, не в порыве гнева. Вдохните глубоко несколько раз, скажите себе: «Спокойствие!», а тогда действуйте;
для разных проступков – разные кары. Наказание за то, что показал соседке язык, и за то, что бросал пакеты с балкона, не может быть одинаковым;
наказание должно отвечать возрасту. Дошкольник воспринимает время не так, как взрослый, и его бесполезно наказывать спустя полдня, для подростка же нормальным будет отложить разбор ситуации до вечера. Двух-трехлетка не сможет долго стоять в углу или сидеть тихо, поэтому для него хватит трех-пяти минут угла.

Какие формы наказания допустимы:
штрафные работы (убрать разбросанный мусор, вымыть разрисованную стену);
сказка для малыша с героями, совершающими похожие проступки и анализом «почему нельзя» и « »;
изоляция (угол, стул);
лишение приятного (компьютера, сладостей);
самонаказание (позволить пролить на себя холодную воду);
крик и строгий голос (тоже нужна мера, чтобы дети не перестали реагировать);
строгий взгляд;
объяснение (когда проступок совершен впервые и ребенок не понимает, что в нем плохого).

Есть взрослые, которые считают, что единственное эффективное наказание – физическое. Но опыт свидетельствует об обратном. Физическое наказание недопустимо, так как:
порог чувствительности со временем снижается и ребенок не реагирует ни на что, кроме ремня;
ребенок старается любым способом избежать наказания (врет, прячет дневник, прячется от родителей);
считает жестокость нормой и решает все вопросы с помощью кулаков;
ребенок-холерик не смирится с наказанием и постарается «дать сдачу».

Не лучше битья и моральное унижение, злые насмешки. Вероятность таких же поступков очень высокая, родители могут услышать то же от выросших детей.

Бывают случаи, когда ребенок капризничает, кричит, разливает еду и т.д. потому, что он:
сильно устал и хочет спать;
только-только проснулся;
заболел, но явных признаков болезни еще не видно;
пережил сильный стресс или травму (смерть, страшную сцену).
В этих случаях наказывать нельзя. Лучше малыша успокоить, уложить спать, обнять или начать лечение.

В воспитании важно уважение к личности, внимание и желание понять, которые формируют доверительные отношения и взаимную любовь.

Совет 3: Как избежать наказания от родителей за плохую оценку

Окончить школу, не получив за одиннадцать лет ни единой плохой оценки, пожалуй, невозможно. Дети и подростки опасаются родительской реакции на нежелательную отметку, поэтому всячески стараются скрыть факт неуспеваемости.

Ребенок может избежать наказания от родителей за плохую отметку, если будет знать, как себя вести. На самом деле, грамотные родители никогда не проявят агрессию по отношению к своему чаду, пусть даже и неуспевающему в школе. Потому что внимательные взрослые знают: столкнувшись с агрессией, ребенок, а тем более подросток, тут же закроется от внешнего мира, и никакое воспитание на него уже не подействует.

Прискорбно, но не все родители отличаются глубокой мудростью. Многие мамы идут путем чтения нотаций, осуждения и угроз. Некоторые папы могут высмеять своего ребенка за плохую отметку, наговорить неприятных слов и наказать. Конечно, это неверный подход. В данной ситуации ребенок или подросток своим примером должен показать родителям выход из ситуации.

Объяснение причин неуспеваемости

Первое, что нужно сделать, когда плохая оценка уже красуется в дневнике, это постараться объяснить родителям причину неуспеваемости. Возможно, тема была слишком сложной для восприятия. Поясните, что с радостью исправили бы положение дел, если бы кто-то помог понять предмет.

Искренность творит чудеса, даже не с самыми мудрыми родителями.

Если имеет место конфликт с преподавателем, об этом тоже нужно сообщить родителям. Любой взрослый знает, как сложно доказывать свою состоятельность, если к тебе придираются или вовсе игнорируют. Следует рассказать все, как есть. Вероятно, учитель действительно ведет себя некорректно, и это влияет на успеваемость. Пусть родители разбираются с преподавателем.

Плохое самочувствие снижает внимание и концентрацию. Если плохая оценка появилась в результате болезни, родителям следует об этом знать. Ежегодно школьная программа ужесточается, а здоровье современных детей ухудшается. Ни в коем случае ребенок не должен ждать наказания за плохую оценку, если он был болен или плохо себя чувствовал.

Контакт с родителями

Чтобы хорошо учиться и получать от процесса удовольствие, нужно перестать бояться осуждения и наказания в случае провала. Для этого нужно наладить контакт со своими родителями. Нужно вводить их в курс дела, рассказывать о своих проблемах в школе, делиться впечатлениями от уроков.

Страх – не лучший помощник в повышении успеваемости.

Иногда достаточно один раз рассказать о своих переживаниях по поводу плохой отметки, чтобы родители встали на сторону своего ребенка, перестали его наказывать и помогли достойно окончить обучение в школе. Только взаимный контакт с мамой и папой рождает доверие. А доверие исключает страх наказания за плохую оценку.

Видео по теме

Каждый родитель задумывается о допустимости и необходимости наказания ребенка. Кто-то уверен в том, что ребенка необходимо наказывать только в крайних случаях, и даже не думает о том, чтобы наказывать его физически. А кто-то уверен в том, что наказания, причем физические – это единственная правильная мера в методиках воспитания детей. Но кто прав?

За что следует наказывать ребенка?

Наказывать своих детей необходимо лишь в двух случаях: когда ребенок нарушает правила, о существовании которых он знает. К примеру, его учили, что нельзя курить или ругаться, а он все равно это время от времени делает. Ну, и ребенка наказывают тогда, когда он в маленьком возрасте делает неосознанные поступки, которые угрожают ему или его безопасности. К примеру, если ребенок активно лезет в розетку или же когда он бегает по опасным местам.

Но стоит ли наказывать ребенка, если он нарушает неизвестные ему правила или совершает ненамеренные для себя поступки? К примеру, если подросток совершенно случайно разбивает вазу бабушки, требуется ли его наказывать? Ну, тут ответ зависит только от обстоятельств. Если, к примеру, он играл в мяч и разбил вазу, то стоит, а если он разбил ее во время уборки, то наказание за это является не очень хорошей мерой.

Как правильно наказывать

  1. В процессе наказания ребенка необходимо помнить о том, что нужно контролировать свои эмоции. Нельзя допускать каких-либо эмоциональных реакций, даже если ребенок не приносит ничего, кроме раздражения. Это самое главное правило для правильного и эффективного наказания.
  2. Следует постоянно объяснять ребенку, какое именно поведение считается крайне недопустимым и заслуживающим соответствующего наказания. Необходимо это для того, чтобы ребенок осознавал и усваивал нормы социальной жизни.
  3. Всегда заранее ставьте ребенка о том, как вы будете наказывать его в случае непослушания или проступка. К примеру, можно сообщить ему, что даже за самые незначительные проступки он может быть оторван от телевизора или компьютера.
  4. Всегда объясняйте ребенку, за что именно вы будете его наказывать.
  5. Не преследуйте цель подавлять волю своего ребенка, ведь в процессе наказания он должен чувствовать вину и, по возможности, извиниться. Обычно для извинений ребенку потребуется несколько часов.
  6. Добивайтесь послушания, но не следует делать это немедленно. Объясните ему крайнюю неприемлемость поведения и примите, скажем, самое стандартное наказание – отнимите приставку. Кроме того, не стоит давить на своего ребенка, лучше дождаться, когда он все осознает самостоятельно и попросит прощения.
  7. Физическое наказание следует использовать только в самых крайних случаях. Идеальным вариантом будет использовать физическое наказание только 4 лет. Физическое наказание должно носить символических характер, условный. К примеру, легонько шлепнуть и повысить голос. Это должно быть достаточно.

Идеально послушных детей не бывает, маленькие шалости – это атрибуты любого детства. Однако многие родители озадачены вопросом: стоит ли наказывать ребенка за проступок? Ведь многие взрослые правила на детях попросту не работают.

Психологи утверждают: физическое наказание недопустимо, оно ломает психику ребенка на многие годы вперед. Крики и дерганые жесты лишь истончают нить отношений между родителями и детьми, особенно если мать кричит на ребенка прилюдно. Поставить ребенка в угол тоже не вариант - это воспринимается как ограничение свободы. Чем больше ограничений – тем острее желание отвоевывать свое мнение.


Как же объяснять ребенку, что он не прав? Словесно, тщательно подбирая слова. Вот пять основных способов контролировать детское поведение без психологических и физических наказаний:


1. Устанавливайте и обговаривайте правила заранее . Идя в магазин, спокойно повторите правила поведения в магазине. Сыграйте в игру: «Мы в магазине», обыграв куклой положительные и отрицательные моменты. Вот кукла хочет новую игрушку, упала на пол и закатила истерику. Спросите у ребенка: правильно ли кукла себя ведет? Советуйтесь с ребенком, словно с взрослым человеком. Правила поведения в домашних условиях необходимо распечатать крупными буквами и повесить на видное место в доме.


2. Метод «Меняемся местами» . Если ребенок имеет привычку драться, швырять предметы в человека и т.д., необходимо поставить ребенка на место этого человека. Опять же играючи. Спросите: «Когда тебе больно, ты плачешь?». Объясните, что взрослые могут контролировать свои слезы, но это не значит, что от прилетевшего в лицо или плечо кубика не больно. Нарисуйте карточки (или найдите подходящие ), когда можно драться, а когда нет. Например, можно вступить в драку, защищаясь. Но нельзя драться просто так.


3. Сказкотерапия. Придумывайте сказки, где главного героя зовут так же, как вашего ребенка, и он совершает те же плохие поступки. Делайте акцент на том, что хорошо, а что плохо. Можно перефразировать уже имеющиеся сказки, вставив туда подходящие ситуации.


4. Устраивайте раз в неделю «День веселья» . Детская энергия требует выхода, разрешите ребенку выплеснуть накопившуюся агрессию – побейте чучело из подушек, порвите бумагу, громко покричите вместе где-нибудь на природе и т.д.


5. Метод «Волшебные часы» . Возьмите любые часы со стрелками. Когда ребенок совершил плохой поступок, объясните, почему это плохо и предложите поиграть в «Машину времени», чтобы самостоятельно исправить ситуацию: поверните стрелки на несколько часов назад, и пусть ребенок сам найдет вариант правильного поведения в аналогичной ситуации. Вариантов может быть несколько, не забывайте каждый раз переводить часы назад. Можно добавить музыкальный элемент, как знак временного перемещения.

Совет 6: Воспитание: как наказывать ребенка за непослушание

Нет такого ребенка, который не совершал какие-либо проказы в своей жизни и не расстраивал этим своих родителей. Маленькие провинности, озорные проказы или неподобающее поведение малыша вызывают не всегда одобрительную реакцию родителей и заставляют задуматься, как наказывать ребенка за шалости. Но не все родители проявляют себя в воспитании своих детей в качестве воспитателя, есть категория взрослых, пускающих на самотек дисциплинарное воздействие. С формированием личности у ребенка возникает установление правил поведения в обществе.

Можно ли наказывать ребенка


Прежде чем решить, наказывать ли ребенка, стоит задуматься, а установлены ли те самые границы, которые он не должен переходить. В соответствии с возрастом малыша, родители должны определить рамки дозволенного. До сложно объяснить, что разливать сок на полу и кричать громко в помещении – это неприлично, для него это познание мира и интерес на реакцию взрослых людей. Поэтому рамки дозволенного должны соответствовать возрасту ребенка. Ведь устанавливая границы дозволенного, родители не только формируют правила поведения в обществе, но и учат безопасности.


Став старше, малыш уже понимает, что совершив плохой поступок, он нарушает нормы. Решая, как наказать ребенка за ту или иную провинность, необходимо оценить ее. Возможно, тем самым он привлекает к себе недостающее внимание. Совершив проступок, он вполне осознает, что родители могут не одобрить его. Поведение взрослых часто бывает предсказуемым – они начинают сердиться, ругаться. Ребенок может и не подозревать, что родители недовольны произошедшим, ему начинает казаться, что взрослые недовольны им самим. Строгость, а не унижение личности необходимо проявлять в этот момент. Вполне достаточно оставить ребенка в комнате для дальнейших размышлений, предварительно поговорив с ним о случившемся. Специалистами не рекомендуется ставить в угол за провинности и шалости, физическое насилие также не приемлемо в процессе воспитания.



«Наказывать ли ребенка, применяя ремень?». От этой идеи отказаться нужно навсегда, чувство озлобленности и жестокости поселится в его сердце на всю жизнь, и такой прием он будет применять и к своим детям.


Если в песочнице четырехлетний малыш закидывает песком детей или пытается отнять игрушку, необходимо на время отвлечь его внимание, объяснить все неприятные моменты инцидента. Иногда можно применить тактику лишения игрушки. Но это не должно быть продолжительно по времени, иначе ребенок будет думать не о случившемся, а о несправедливости его родителей.


Прежде чем наказать ребенка, необходимо объяснить, что за все его поступки обязательно последует наказание. Запреты по его безопасности должны быть категоричными: если нельзя трогать розетку и горячий утюг, то нужно объяснить, почему нельзя этого делать так, чтобы он не пытался потом это проверить. Наказание должно быть в воспитательных целях, поэтому оно должно быть кратковременным и прощающим. Ребенок должен быть прощен, но вина не должна быть снова затронута в последующем. Малыш должен понимать, что наказан за определенный проступок, а не за то, что он такой плохой. Принимая решение, наказывать ли ребенка, родители должны осознавать, что плохое настроение, неприятности в доме или на работе, не должны быть спроецированы на малыша.


Очень важно, устанавливая правила и границы своему ребенку, не забывать о том, что сами родители являются главным примером. Глядя на взрослых, они впитывают манеру поведения и совершают поступки, поэтому прежде чем наказывать своего ребенка за провинность, следует оглянуться и понять, не виноваты ли в этом сами родители.

Видео по теме

Нужно ли наказывать ребёнка? Такой вопрос, наверняка, задаёт себе каждый. То, как ведёт себя ваше чадо - это отражение вашего отношения к нему, поэтому если на ком-то и применять наказания, то только на себе!

Рассмотрим угрозу применения наказания: «Если ты не уберёшь за собой игрушки, получишь ремня!» или «Если ты не прекратишь баловаться, отведу тебя к злому соседу!», сосед, кстати, вовсе не злой, но ребёнок об этом не знает, и почему-то его боится. Здесь мы видим угрозу, тем не менее, действенную, и я думаю все взрослые, без исключения, ими пользуются.

Также наиболее хорошее воздействие на поступки детей, это ограничение внимания обиженного мамы или папы. Дети очень сильно переживают, когда вдруг их любимые оставляют без привычных им одобрения, улыбки, разговоров и помощи. Стоит несколько минут не разговаривать с ним, и вы увидите, насколько тяжело они переносят такие ограничения. Здесь главное - не применять такой метод подолгу. В противном случае дитя может замкнуться в себе.

Применяя тактики коррекции поведения, следует помнить, что если их использовать часто, то они перестанут быть эффективными. В любом случае, если ребёнок вас не слушается, значит, он недостаточно заинтересован в предлагаемом вами поведении. Подумайте, как объяснить ему все плюсы и выгоды оттого, что вы от него хотите в определённом случае.

Что бы ни случилось, недопустимо физическое насилие, это может негативно повлиять на его психику и на ваших будущих отношениях. Упадёт ваш авторитет, он станет вас бояться, а не уважать, исчезнет доверие. Также неприемлемо публично ругать своих детей, этим вы их сильно пугаете, впоследствии они станут неуверенные, робкие и безынициативные.

Пытаясь исправить поведение, постарайтесь узнать его причины, и в первую очередь работайте над их исправлением. Возможно, в корне проблем лежат какие-то его страхи, либо незнание каких-то аспектов ситуаций, которые вы легко можете развеять и рассказать.

Совет 8: Зачем наказывать ребенка и как делать это правильно

Большинство родителей уверены, что наказание для ребенка - это больно, обидно и унизительно. Но наказывать ребенка можно по-разному, например, разговором или даже поучительной сказкой.

Конфликты и последующие за ними наказания - пожалуй, самое неприятное в воспитании ребенка. Некоторые утверждают, что наказывать ребенка категорически запрещено, другие с легкостью шлепают провинившегося и отправляют в угол. Нужно ли наказывать ребенка и как делать это правильно? Попробуем разобраться. Если ребенок переходит все рамки дозволенного, не слушает взрослых или кидается на маму с кулаками, наказывать можно и нужно.


Физически наказания. Когда родители и ставят в угол за малейшую провинность, малыш не понимает сущности конфликта. Ведь мама и папа, утверждающие, что он самый дорогой и любимый, ведут себя совсем не типично. В большинстве случаев из таких детишек вырастают закомплексованные подростки, часто имеющие заниженную самооценку.


Крики. Пытаясь донести до ребенка ошибки в его поведении, большинство взрослых начинают кричать. Такое поведение взрослого пугает, огорчает и расстраивает ребенка. Иногда достаточно просто посадить ребенка рядом и просто поговорить.


Испуг. Нельзя пугать ребенка в случае непослушания Бабой Ягой, плохим дядькой, детским домом и пр. В таких случаях, дети просто перестают доверять родителям, ведь мама, самая любящая и дорогая, готова отдать своего ребенка кому-либо.


Лишение чего-то обещанного. Если малышу пообещали игрушку, поход в парк или кино, а в наказание лишили этого, малыш может воспринять это еще тяжелее, чем физическое наказание. В таких случаях, нужно адекватно оценивать соответствует наказание совершенному проступку.


Сказка как наказание. Сказки также можно использовать как элемент воспитания. Достаточно просто подобрать произведение со схожей ситуацией. Таким образом, кроха сам найдет решение в создавшейся ситуации и исправит положение.


Разговор по душам – тоже один из способов наказания. Для этого одну из родителей необходимо остаться с ребенком наедине и подробно расспросить, чем мотивировал ребенок, совершая тот или иной проступок, для чего он это сделал и пр. Затем нужно спокойно рассказать, в чем были ошибки, последствия. Такое поведение взрослого способно предотвратить подобные проступки и желание проказничать из вредности.

Шлепки, подзатыльники безусловно запрещены в общении с детьми. Об этом написаны тысячи статей и говорят на каждом шагу. Но существует много других способов причинить боль ребенку и без физического воздействия.

Не унижайте

Никогда не унижайте ребенка. Особенно при других людях. Нам кажется, что мы в такой момент выглядим хорошими родителями, переживающими за будущее наших детей. Но если для вас действительно важно то, какими вырастут ваши дети, то навсегда прекратите унижать их. «В кого же ты такой криворукий? Я таких бестолочей еще не видела. Кому ты нужен такой уродец?» - та внутренняя боль и стыд, которую переживают дети в этот момент, на всю жизнь запечатлится в их психике. От самых близких людей в мире дети ждут поддержки и помощи. Унижая детей, мы даем им понять, что мы не только отказываемся их поддержать, но и сами являемся угрозой.

Не предавайте

Когда, например, уходит из семьи отец, и при этом его пасынки становятся важней собственных детей: для них он все готов сделать, а родных и знать не хочет. Особенно тяжело это переживать детям, которые были привязаны к отцу, с которым были хорошие отношения, как они считали.

Или другой пример, на улице малыш громко расплакался, окружающие делают ему замечания, потому что он им мешает. А мама вместо того, чтобы встать на сторону ребенка или хотя бы занять нейтральную позицию, тоже начинает ругать или стыдить ребенка.

Дети только учатся жить в этом мире, для них важно ощущение надежности и тыла, куда всегда можно вернуться и быть в безопасности. В ситуации предательства они понимают, что обратиться им не к кому, они никому не нужны и не важны так, как этого хочется.

Не лезьте в личную жизнь

В первую очередь, это касается подростков. Они делают первые шаги во взрослой жизни, и любое неосторожное слово, комментарий или сомнение могут вызвать неприятные болезненные чувства. Особенно ужасно, если родители втайне читают переписки ребенка, а потом наказывают, если им что-то не нравится. Пускать на самотек жизнь своего подростка, конечно, не стоит. Но и навязываться или заставлять рассказывать все – тоже нельзя. Идеально, если еще до подросткового возраста у вас сложились доверительные отношения. Но если нет, придется поработать сейчас.

Но и у детей младше может быть своя личная жизнь. Например, своя комната или хотя бы полка в шкафу. Свои личные книги, игрушки, к которым доступ у других ограничен.

Не обещайте то, что не можете выполнить

Папа обещал приехать на выходные, но, видимо, забыл уточнить, на какие именно. Вы обещали, что подарите на День рождения телефон, а потом передумали. Перед выходом на прогулку пообещали мороженое, а потом вам стало лень заходить в магазин. С каждым таким случаем вы подрываете доверие своего ребенка к вам. Он понимает, что на вас нельзя положиться, что личным и важным с вами лучше не делиться, потому что вы опять обманете. И поверьте, в будущем еще много раз эта потеря близости вам аукнется.

Конечно, предугадать все ситуации сложно, так или иначе время от времени нам приходится нарушать свои обещания. Но в таких случаях надо искренне извиниться и объяснить причину. Даже в том случае, если ваш малыш кажется вам слишком маленьким для этого. Честные и открытые отношения лучше начинать строить с самого начала.

Одни мамы и папы применяют физическое воздействие, другие подолгу игнорируют своих отпрысков или ставят их в угол, третьи лишают обещанных привилегий, четвёртые вообще оставляют серьёзные проступки без последствий.

Где находятся пределы допустимого воздействия и за какие провинности необходимо наказывать детей? Многие психологи убеждены, что воспитывать ребёнка без наказаний невозможно, однако они должны учитывать его возраст и тяжесть проступка.

Специалисты советуют помнить важные правила воспитания детей, которые следует принимать во внимание при выборе наиболее эффективного и щадящего метода дисциплинарного воздействия.

Оправданно ли наказание детей?

Ребёнка, которого мамы и папы избивают за любую провинность, постоянно угрожают отдать Бабайке или страшному волку, на несколько часов оставляют в углу или тёмной комнате, часто и подолгу бойкотируют, можно, без сомнения, назвать несчастным.

Подобные методы воспитания в дальнейшем наверняка аукнутся понижением самооценки, чувством недоверия к окружающему миру, недолюбленностью.

Можно сказать, что подобные дисциплинарные методы, применяемые некоторыми родителями, нельзя отнести к воспитанию, по сути это обычная жестокость.

Однако и абсолютная вседозволенность – тоже не лучший вариант. Если у или ребёнка помладше возникнет убеждённость, что ему всё дозволено и ничего ему за это не будет, то не произойдёт разграничение поступков на плохие и хорошие.

Очень частый вопрос родителей звучит следующим образом: как вести себя, если . Этой теме посвящена отдельная статья детского психолога.

Выходит, что наказание всё же необходимо, однако это понимание не уберегает родителей от ошибок. Почему-то подросшие дети начинают припоминать, как на них кричали при всех, шлёпнули незаслуженно ремнём или поставили в угол «просто так».

Наказание должно быть эффективным — важно, чтобы поведение подростка изменилось в лучшую сторону и он понял, что поступать так совершенно непозволительно.

К сожалению, большинство детей не совершают что-то не потому, что понимают тщетность или недальновидность своего поступка, а оттого, что боятся поимки и соответствующего наказания.

У адекватного наказания, согласно мнению психологов, имеется несколько важных задач, среди них:

  • исправление опасного либо нежелательного детского поведения;
  • контроль над определёнными прежде границами дозволенного;
  • поддержка родительского авторитета;
  • возмещение причинённого ребёнком ущерба;
  • предотвращение нежелательных поступков в будущем.

Таким образом, большинство экспертов склоняется, что наказывать всё же необходимо. Осталось только понять, с какого возраста это делать, за что и как «карать», и каким образом продемонстрировать ребёнку, что родители его по-прежнему любят.

Как свидетельствует возрастная психология, малыши младше двух лет не могут улавливать связь между своим неправильным поведением и дисциплинарными мерами со стороны родителей.

К примеру, японские родители вообще не наказывают детей до трёхлетнего возраста. До этого периода крохам разрешается буквально всё. Но после исполнения 3 лет жизнь ребёнка строго регламентируется, в том числе вводятся и наказания за проступки.

Несмотря на возрастные особенности, уже в жизни младенцев должны появляться строгие и чёткие запреты, которые, однако, не следует подкреплять телесными наказаниями. Например, ребёнку нельзя бить маму или совать пальчики в розетку.

Детей одного — двух лет также не стоит наказывать. В этом возрасте родителям лучше применять простое отвлечение, переводя внимание ребёнка на другой предмет или явление. Также следует объяснять нежелательность того или иного поведения, интонационно выделяя слова «нет» и «нельзя».

Чтобы «возмездие» оказало положительный эффект, нужно, вне зависимости от возраста ребёнка, соблюдать некоторые правила:

  1. Соблюдайте последовательность . Наказание должно следовать за одни и те же поступки. Также не следует игнорировать детское непослушание, даже если вам некогда или вы не знаете, как вести себя в этом случае.
  2. Учитывайте тяжесть проступка . Небольшое баловство или впервые совершённый проступок должны заслуживать только предупреждения. За плохое поведение (злостное или умышленное) должна последовать серьёзная реакция.
  3. Ограничивайте длительность наказания . Всегда сообщайте продолжительность дисциплинарной меры, иначе ребёнок вскоре потеряет взаимосвязь между нарушением и ограничением, которое длится целый месяц.
  4. Действуйте спокойно . Прежде всего необходимо успокоиться, а уже затем подходить к выбору наказания. В ином случае возможно применение неадекватных мер.
  5. Согласуйте решение с супругом . Для исключения манипуляций нужно согласовывать все правила, ограничения и наказания с мужем или женой.
  6. Демонстрируйте позитивный пример . Чтобы ребёнок вёл себя правильно, нужно показывать образцы желаемого поведения. Вежливость, честность приветствуются.
  7. Учитывайте особенности ребёнка . Например, меланхолика нужно наказывать менее строго (или по-другому), чем сангвиника. Также следует учитывать и возраст нарушителя.
  8. Наказывайте ребёнка наедине . Это хвалить нужно прилюдно, а вот наказание должно касаться только вас и ребёнка. Подобная уединённость нужна, чтобы не травмировать детскую самооценку.
  9. Разработайте ритуал примирения . Полезно будет выработать особый обряд, который ознаменует окончание наказания. К примеру, можно читать стихотворение, сплетать мизинцы. Последний вариант, кстати, даже полезен для здоровья.

Ещё одна важная и актуальная информация, которая объясняет то, почему . Это нужно знать всем родителям!

Наказание – только небольшая и не самая значимая часть воспитания детей. Необходимо обязательно вознаграждать ребёнка за хорошие поступки, поощряя тем самым такие черты характера, как доброта, вежливость, трудолюбие.

Конструктивные методы наказания ребёнка

Итак, основные правила применения дисциплинарных мер воздействия известны. Теперь осталось разобраться, как правильно наказывать ребенка и какие лояльные методы наказания можно включить в свой родительский арсенал.

  1. Лишение привилегий . Этот метод особенно подходит для подростка. В качестве наказания можно использовать ограничение доступа к компьютеру или телевизору.
  2. Исправление совершённого . Если ребёнок намеренно разрисовал столешницу фломастером, вручите ему тряпку и моющее средство – пусть исправляет свой проступок.
  3. Тайм-аут . Маленького «хулигана» отсаживают в отдельное помещение на несколько минут (одна минутка на каждый год). В комнате не должно быть игрушек, ноутбука, мультиков.
  4. Извинение . Если ваше чадо кого-либо обидело, нужно заставить его извиниться и по возможности исправить ситуацию. Например, нарисовать рисунок вместо разорванной картинки.
  5. Игнорирование . Подойдёт больше для маленьких детей, однако слишком часто применять этот метод нельзя. Откажитесь от общения с вредничающим ребёнком, выйдите из комнаты.
  6. Получение негативного опыта . В некоторых ситуациях нужно разрешить ребёнку сделать то, чего он хочет. Естественно, нужно следить, чтобы ребёнок не навредил себе.
  7. Ограничение общения с ровесниками . В случае серьёзного проступка стоит на короткий срок ввести «комендантский час», ограничив общение ребёнка с приятелями.
  8. Наделение обязанностями . В ответ на проступок родители назначают ему «общественные работы». Это может быть внеочередное мытьё посуды, уборка в гостиной и т.д.

Не стоит забывать и об ещё одном эффективном методе – порицание и осуждение. С учётом возраста и тяжести проступка родители рассказывают о том, почему детское поведение неправильно и какие неприятные чувства оно вызвало.

Знание, как правильно наказывать ребёнка, действительно важно. Однако необходимо понимать, что в вопросах выбора дисциплинарных мер существуют и определённые табу.

Неправильное поведение взрослых может привести к протестам, трудностям в учёбе, замкнутости и нежелании детей общаться с собственными родителями. Обиды могут перейти и в будущее.

Каких же крайностей стоит избегать при назначении наказаний? Специалисты советуют отказаться от нескольких перегибов:

  1. Унижение . Выбранная дисциплинарная мера никоим образом не должна унижать достоинство ребёнка. То есть нельзя говорить, что он дурак, бестолочь и пр.
  2. Вред здоровью . Речь идёт не только о порке, но и о таких жестоких методах воспитания, как приседание, обливание холодной водой, принуждение к голоданию. Нельзя также ставить детей на коленки в угол.
  3. Одновременное наказание за несколько ошибок . Правильный принцип: одно «прегрешение» – одно наказание. Лучше всего наказать за самый тяжкий проступок.
  4. Публичное наказание . Как уже было отмечено, наказание на публике наносит психологическую травму подростку или вредит его репутации в детском коллективе.
  5. Необоснованный отказ от наказания . Будьте последовательны: если уж решили принять меры, выполняйте обещание. Иначе вы рискуете потерять авторитет.
  6. Отсроченное наказание . Нельзя заставлять ребёнка ждать, мучиться из-за ожидания неминуемой «кары», представлять, что его ждёт. Это своеобразное моральное издевательство над детьми.

Помимо этого, нельзя применять ограничения и наказания в качестве мести или превентивной меры. Важно подходить к этому процессу крайне взвешенно и продуманно. Ведь главная задача – улучшить поведение ребёнка, а не испортить с ним отношения.

Вероятно, ни один вопрос родительских методов воспитания не вызывает такого бурного обсуждения, как телесное воздействие на ребёнка. Многие специалисты выступают категорически против такой дисциплинарной меры, однако некоторые родители её всё равно применяют.

Обычно матери и отцы в качестве оправдания приводят следующий аргумент: «Меня же родители лупили, и ничего – вырос не хуже остальных».

Дополнительно приходят на ум многочисленные русские поговорки и пословицы, которые одобряют порку. Мол, бей дитя, пока оно поперёк лавки помещается…

Однако противники физических наказаний приводят другие доводы, выглядящие, пожалуй, более «железобетонными». Помимо того, что наказание ребенка ремнём – это больно и обидно, следует помнить и о вероятных результатах подобного метода воспитания.

Так, следствием использования телесного воздействия может быть:

  • нанесение травмы ребёнку (из-за чрезмерного применения силы);
  • психологические травмы (страхи, пониженная самооценка, социофобия и т.д.);
  • агрессивность;
  • стремление бунтовать по любому поводу;
  • стремление отомстить;
  • испорченные детско-родительские отношения.

Таким образом, отцовский ремень – не лучший способ воспитания детей. Жестокость обязательно даст о себе знать, пусть даже проблемы проявятся не сейчас, а в отдалённой перспективе.

Более подробно о том, и к каким плачевным последствиям может привести родительская жестокость, читайте в статье детского психолога.

Многие специалисты убеждены, что стоит разграничивать жестокость и лёгкое физическое воздействие на ребёнка с целью прекратить нежелательное поведение.

В качестве примера можно привести такую ситуацию, когда испуганная мать в сердцах шлёпает своего маленького ребёнка, выбежавшего на оживлённую дорогу и едва не попавшего под колёса транспортного средства. Считается, что такое телесное воздействие не унижает детей, а привлекает внимание.

В качестве вывода

Наказание – метод неоднозначный, поэтому мнений и суждений о возможности и желательности его применения существует множество. Следует подвести краткие итоги вышесказанного и озвучить самые важные и полезные мысли.

  1. Идеального ребёнка не существует. Малыш – это личность, у которой есть желания, не всегда совпадающие с требованиями родителей. Результатом этого противоречия и является наказание.
  2. Детей младше 2 — 3 лет не имеет смысла наказывать, поскольку они ещё не понимают взаимосвязь между своим поступком и родительским воздействием.
  3. Важно учитывать возможные причины непослушания, иногда знание мотивов приводит к отказу от применения наказания.
  4. Нельзя наказывать детей за стремление познать окружающий мир, за желание помочь или неосторожные поступки. А вот злонамеренные действия должны быть наказаны.
  5. Все вопросы, касающиеся мер дисциплинарного воздействия, нужно согласовать со всеми членами семьи.
  6. Лучше использовать конструктивные методы воздействия на ребёнка, которые должны помочь исправить детское поведение.
  7. Следует отказаться от физических наказаний (по возможности), угроз, оскорбительных действий. Осуждать нужно проступок, а не личность ребёнка.

Вопрос, как наказать ребенка за непослушание или серьёзный проступок, должен решать самостоятельно каждый родитель. Самое важное в такой ситуации – выбрать максимально конструктивный метод, который поможет изменить детское поведение.

Однако перегибать с дисциплинарными мерами не следует Лучше всего объяснять ребёнку без криков и наказаний, почему его поведение неправильно и как нужно вести себя в той или иной ситуации. Родительский совет, произнесённый с уважением, обязательно будет услышан детьми.

Татьяна Никитина, психолог:

Нужно ли наказывать

Считается, что самые действенные наказания всегда основываются на страхе испытать неприятные физические или моральные ощущения. Но времена, когда детей за проступки в конце недели били розгами или ставили коленями на горох, к счастью, остались в прошлом. Постепенно вслед за розгами исчезает ремень, а значит, можно надеяться, что канут в лету и оскорбительные пощечины, и обидные затрещины, и унижающие слова. По крайней мере, в цивилизованных семьях.

Однако семей, вырастивших ребенка, которому к подростковому возрасту уже никаких наказаний не требуется и достаточно только разговора по душам, все равно немного. Как немного и подростков, которые не врут (ну или почти), поддерживают в комнате порядок, пропускают школу только с согласия мамы-папы, приходят домой вовремя и не заставляют родителей сходить с ума, потому что «аппарат абонента выключен…». Как нужно реагировать, чтобы проступки подростков больше не повторялись?

Можно ли избежать наказаний? А если наказывать, то как избежать при этом обид, психологических травм, да и просто ухудшения отношений с подростком?

Есть семьи, где взрослые применяют тип воспитания, носящий в педагогике название «сотрудничество». Родители стремятся не опекать ребенка, а оказывать ему поддержку во всех сферах, особенно - в эмоциональной. Ребенку дается достаточно самостоятельности, но взрослый все время находится рядом, готовый вовремя прийти на помощь, поддержать, успокоить, объяснить. Членов таких семей объединяют общие ценности, традиции, они испытывают эмоциональную потребность друг в друге. Когда дети, выросшие в таких семьях, достигают подросткового возраста, то проблема наказаний, как правило, не стоит. Достаточно разговора, разъяснения и осознания своей вины. Но в большинстве семей, а особенно в тех, где применялись такие , как авторитаризм или гиперопека (или оба сразу), или ребенок рос в условиях противоречивых инструкций, получаемых от разных членов семьи, с осознанием вины и взаимопониманием между родителями и детьми есть проблемы. И поэтому добиться желаемого поведения родители могут только при помощи системы контроля и ограничений - иными словами, наказаний.

Безусловно, есть выбор. Не хотите наказывать - не наказывайте. Повторяйте по сто раз, делайте все за ребенка сами, надейтесь, что с возрастом это пройдет, до бесконечности объясняйте и говорите по душам. Действительно, вам что сложно убрать бардак в его комнате? Не первый же раз? Не чистит зубы? Не моет голову? Ничего, влюбится - эта проблема отпадет. Прогуливает школу? Его дело! Не можете же вы, в конце концов, бросить работу и сопровождать его повсюду? Пора уже самому брать на себя ответственность.

Такой стиль воспитания иногда называют «попустительским», но и он имеет право на существование.

Да, родители закрывают глаза на многие нежелательные моменты в поведении своих подросших детей. И надеются, что с возрастом все само собой изменится. Не всегда это заканчивается чем-то плохим

Приходит время, неорганизованные подростки вдруг меняются, перестают опаздывать, начинают проявлять внимание к домашним обязанностям. Обычно такие изменения происходят, когда подросток на самом деле сам берет на себя ответственность за свое поведение, и часто совпадают с появлением собственной (а не навязанной родителями) цели. Или подросток, «переболев» протестами, вдруг на той или иной почве сближается с родителями.

Но есть подростки, с которыми применять «попустительский» стиль воспитания опасно. Согласно классификации знаменитого психолога Юлии Гиппенрейтер, это прежде всего дети с явно выраженными чертами неустойчивого, напряженно-аффективного и демонстративного характера. С такими подростками не обойтись без строгости в воспитании. То есть без четких правил, инструкций и наказаний за их невыполнение. А еще есть проступки, не отреагировать на которые невозможно даже самым продвинутым родителям (например, воровство, драки, употребление алкоголя, наркотиков).

Как наказывать

Универсального рецепта «правильного наказания», который бы подошел семье с любой системой ценностей и ребенку с любым типом характера, нет. То, что работает в одних случаях, оказывается бесполезным в других. Но все же есть одно общее правило, которому важно следовать в контексте применения любых санкций по отношению к подростку: система правил и наказаний должна быть подростку предельно ясной. Правила и санкции за их невыполнение должны быть прозрачны, однозначны и известны заранее. Поэтому если у вашего ребенка подростковый возраст проходит непросто, найти общий язык кажется невозможным, и вы все время натыкаетесь на протестное поведение, попробуйте создать свою собственную внутрисемейную систему правил.

Внутрисемейные правила поведения - это своего рода правила дорожного движения. В ПДД четко расписано, что разрешено, что запрещено и как наказывается несоблюдение. Не будь ПДД - на дорогах бы царил хаос.

Хаос начинает царить и в некоторых семьях, где есть непростой подросток, противоречивые инструкции со стороны родителей, но нет свода ясных и однозначных правил поведения

Если в семье недостаточно уважения друг к другу, а ребенок не готов взять на себя ответственность за свое поведение, то заставить ребенка подчиняться правилам непросто. Нередко подросток просто обучается обходить систему правил, оставаться непойманным, увиливать и так далее. И все же смысл четко обозначить правила есть.

Реакция подростков на внутрисемейные правила во многом напоминает отношение водителей к ПДД. Есть водители, которые соблюдают ПДД и крайне редко их нарушают и, соответственно, редко бывают оштрафованы. Эти водители внутренне согласны с правилами и считают их достаточно справедливыми (или боятся санкций, что тоже не редкость). Другие водители не все правила считают справедливыми и не всегда готовы их соблюдать, но «принимают правила игры» - то есть они согласны понести наказание, если будут пойманы на нарушении. А еще есть водители, которые не хотят принимать правила игры, причисляют себя к избранной группе тех, кому можно то, что нельзя другим. Здесь в ход идут всевозможные ксивы, мигалки и другие атрибуты исключительности. Что-то похожее есть и в поведении некоторых подростков, которые способны на невероятные ухищрения, лишь бы вести себя так, как они сами считают нужным. Но даже для них наличие правил является некоторым сдерживающим фактором.

Как составить внутрисемейную систему правил

Вот последовательность шагов, которую важно использовать, если вы решили, что слов недостаточно, и вашему ребенку все же нужны «рамки». Эти шаги минимизируют возможные негативные последствия наказания, а также позволяет свести на нет игнорирование установленных вами правил.

Составьте сначала для себя список тех правил, которые хотели бы, чтобы ваш ребенок соблюдал. Возможно, в дальнейшем вы захотите их дополнить или внести правки, но сейчас обозначьте основные.

2. Уточнение

Уточните свои требования. Ребенку важна конкретика. Например:

Неправильно: «Не гулять поздно».

Правильно: Приходить домой не позднее 22.00.

Неправильно: «Всегда быть на связи».

Правильно: «Отзваниваться каждые три часа. Перезванивать после пропущенных вызовов не позднее чем через 20 минут».

Ваши правила должны быть максимально четко сформулированы, ведь за несоблюдения предполагаются санкции.

Неправильно: «Не прогуливать школу».

Правильно: «Не пропускать школу без уважительной причины. Уважительная причина согласовывается».

Определитесь, что будет считаться прогулом. Например, ушел из школы, потому что отменили последний урок, - считать это прогулом? Договоритесь, как поступать в спорных ситуациях и за кем последнее слово. «Не пошла на физ-ру, потому что болела коленка». Нужно ли было позвонить вам и получить согласие на этот пропуск? А может быть, вы лояльный родитель и разрешите своему подросшему ребенку пропускать пять уроков в месяц без объяснения причин. Суть одна - как можно четче обозначьте свое требование.

3. Обсуждение

Обсудите с ребенком каждое из ваших требований, объясните, постарайтесь найти слова, почему это так важно для вас. Расскажите искренне, что вас волнует. Почему вы хотите, чтобы было так, а не иначе. С какими еще причинами это связано. Например, быть дома после 22.00 - это еще и требование закона для детей до 16 лет.

Важно, чтобы ребенок понял, что это не ваша «прихоть». Хотя и на «прихоти» вы имеете право. Так же, как и он. Он хочет коку и пиццу по субботам (хоть и знает, что это вредно), а вы хотите порядок в его комнате, грязные вещи в баке для грязного белья, потому что чувствуете себя плохо, когда вокруг бардак, а тратить полсубботы на уборку не хотите.

Выслушайте мнение ребенка и обязательно внесите коррективы в предложенные вами правила. Пусть немного, пусть в мелочах. Но подростку важно, что его мнение учитывается. Мотивации выполнять установленные правила будет значительно больше.

4. Санкции

Назначьте санкции или наказания за нарушения правил. Этот пункт важно составлять вместе с ребенком. Лучше, если санкции будут дифференцированными (вторичное нарушение карается строже). Чаще используйте прием «Представь себя на моем месте»: «Что бы делал ты, если бы ты был родителем? Как ты бы вел себя в такой ситуации? Какое наказание применил?».

Не отходите от договоренностей. Для психики ребенка, в том числе большого, очень вредно, когда за один и тот же поступок его то наказывают, то нет.

5. Согласие

Перечитайте свой свод правил вместе и добейтесь согласия ребенка по каждому пункту. Если удобней, ставьте плюсики в конце каждого пункта (в идеале три - оба родителя и ребенок). Это самый сложный и самый важный момент.

6. Правила для родителей

Для многих родителей этот шаг немыслим. И еще часть родителей считает это «заигрыванием с ребенком». Но подростки заслуживают того, чтобы мы считались с их мнением, а не отвечали в духе «это мое дело», «не тебе мне указывать», «создашь свою семью, там и будешь командовать». Так что шаг необязательный. Но строптивому подростку такой подход кажется более честным. Попробуйте.

Спросите ребенка, что ему остро не нравится в вашем поведении. Например: заходить в комнату без стука, названивать по 10 раз, когда он с друзьями, курить на кухне (или вообще курить!), обещать и не выполнять, чрезмерный контроль и так далее. Включите в список пункты которые вы сами обязуетесь исполнять (с санкциями, безусловно).

Почему правила - это не навсегда

Есть дети-аккуратисты, которые ненавидят беспорядок, поэтому сами без проблем поддерживают чистоту и порядок. А еще есть родители, которые приучили своих детей наводить порядок без напоминаний давным-давно, в доподростковом периоде. Эти родители отсутствие порядка считают недоработкой своих нерадивых «коллег»: мол, не надо было забивать на воспитание раньше, надо было работать над этим ежедневно. А теперь ребенок ни в чем не виноват. Именно это говорил мне мой друг Федор каждый раз, когда я жаловалась ему на бардак в комнатах своих детей и сетовала на то, что никак не могу их заставить поддерживать порядок. Федор хвастался порядком, который всегда был в комнатах его детей, когда те были подростками. И я испытывала вину за предыдущие упущения в воспитании, корила себя за слабость характера и непоследовательность в применении обещанных наказаний. Эх, вернуть бы то время, когда из-за чашечки кофе или приятной болтовни с подругой мне было лень проверить, что творится в комнате сына или дочки, а потом заставала их спящими посреди хаоса (и не будила, чтобы убрались). Да, мы с мужем сами виноваты.

И вот однажды мы приехали с Федором в квартиру его образцово-показательного сына, которую тот снимал во время стажировки после окончания университета. Сын знал о визите папы со вчерашнего вечера. Тем не менее представшая нашему взору картина впечатлила меня, видимо, на контрасте от ожиданий: разбросанная одежда, хаотично расставленные стопки книг, журналов и бумаг, пустые пивные бутылки повсюду, а местами и консервные банки вперемешку с червячками носков и даже пепельницы с окурками! Надо сказать, что сам Федор не маниакальный, но аккуратист, а порядку в его холостяцком шкафу позавидовала бы любая женщина! Встреча папы и сына была связана с передачей запасного ключа от машины и длилась 15-20 минут. Мы выпили кофе (для которого сын долго искал чашки). Отец не спросил, а сын и не думал извиняться за «некоторый беспорядок». Мне было странно, почему он хотя бы поверхностно не убрался перед приходом папы, с которым у него очень близкие и доверительные отношения.

Признаюсь, что в душе я в некотором смысле ликовала. Ведь Федор постоянно приводил мне в пример своих детей и свой педагогический дар. На мой вопрос «почему», Федор ответил: «Наверное, ему так нравится. Он уже большой, и это его дело». А я спрашивала саму себя: как добивался Федор порядка в комнатах своих детей? Или они просто очень уважали своих родителей, поэтому подчинялись их инструкциям? Какой-то однозначный вывод из этой истории я делать не стала. Но все же подумала о том, что семейные правила, даже в случае следования им детьми (как в описанном примере), - не всегда гарантия того, что поведение, которого хотят добиться родители, приживется и станет частью взрослой личности.

Представьте себе такую картину. Вы, после долго дня на работе, устало приходите домой. Традиционно осматриваете все вокруг. Ребенок цел, вся мебель на месте, цветы в горшках, можно выдохнуть… И тут вам навстречу выходит ваш Барсик, криво подстриженный подо льва. А сзади довольный юный парикмахер.

Что делать? Накричать, отшлепать, поставить в угол? А если хочется сделать все сразу? Не торопитесь. Успокойтесь, воспользовавшись способами, о которых мы писали ранее и прочтите эту статью.

Мы вспомнили самые частые виды наказания и добавили к каждому пункту мнения «за» и «против» родителей с различных форумов и страничек соцсетей.

1. Применять силу.
Очень многие родители часами спорят на тематических форумах о том, можно или нельзя применять физическую силу, как метод воспитания. Одни категорически против и готовы отстаивать эту позицию с пеной у рта, другие считают, что от нескольких шлепков ничего не будет, третьи говорят, что без ремня и не воспитаешь.

«Людей бить нельзя, никаких, ни больших, ни маленьких. Но если у человека истерика, то его останавливают пощечиной, не так ли? Да, в подавляющем большинстве случаев (на мой взгляд) физическое „наказание“ ребенка - это роспись в беспомощности родителей и в педагогическом „фиаско“. Но бывают же случаи когда ребенка в чувство можно привести только шлепком по попе? (при этом оставаясь спокойный внутренне и как ни странно исходя из родительской любви)».

«Одно дело „бить“ детей и совсем другое „шлепнуть по попе“. Вот в годик никто никого не наказывал, но сейчас сыну 2,5 года и шлепки по попе иногда зарабатывает. И меня, и сестру в детстве по попе шлепали, а один раз я даже ремня выхватила (за дело, сама помню). Выросли обычными, воспитанными и любящими людей девушками. Моего мужа в детстве поколачивали основательно, вырос вроде тоже воспитанным, но злость на родителей присутствует. Может и послать (разок слышала:((((
Таким образом, мой вывод сводится к тому, что редкие шлепки по попе (по делу) иной раз просто незаменимы. И они не имеют ничего общего с понятием „бить“, „избивать“ ребенка.
Еще мне нравится способ успокоения - разок ремешком шлепнуть, а потом только пугать им, мол, сейчас каааак возьму ремень…».

ПРОТИВ:

«Меня били в детстве за всякую ерунду. ну что я могу сказать? Пусть не удивляются что звоню я редко, приезжаю еще реже да и о чем нам говорить?
И на самом деле дело то не в битье, а в не желании родителей понять своего ребенка (в моем случае) Я конечно за них переживаю и надеюсь что все у них хорошо, но поддержки мне от них ноль».

«Я шлепков по попе и другие наказания тоже не понимаю и не приемлю. Нас родители никогда пальцем не трогали, все шло в воспитательной беседе. Я своего ребенка тоже еще ни разу не стукнула и в угол не поставила. Вы сами подумайте, когда вы произносите слово НЕЛЬЗЯ! что это значит для ребенка? он ведь не понимает, что нельзя? почему нельзя? Я своему ребенку все позволяю пробовать. Чтоб он понимал мои слова. Хочет потрогать горячий чайник? - дайте дотронуться пальчиком, пусть поймет, что нельзя-значит опасно. Пусть возьмет ножницы и под вашим присмотром порежет бумагу, пошьет иголкой, уколется. Чтоб слово нельзя не было пустым звуком. Пусть замарает на улице одежду, попрыгает в луже, насладится (надо иметь одежду для улицы, которую можно извозить в грязи) Это же детство и всему надо учить и пробовать. Мой ребенок изо дня в день проливает кружку. Ну что делать? а у вас разве не бывает такого? нет настроения, разбили посуду, не хотите сегодня купаться. Вас ведь никто по попе не бьет. Вы хотите, чтоб ребенок был и вел себя по вашей модели, какую вы составили у себя в голове. А ребенок- личность в первую очередь и это надо учитывать».

5 СИТУАЦИЙ, КОГДА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕ СТОИТ НАКАЗЫВАТЬ РЕБЕНКА

2. Кричать.
А прикрикнуть на ребенка - можно или нельзя? Многостраничные форумы пестрят темами: «Кричу на ребенка: что делать?!». Здесь мнения расходятся чуть меньше, чем в вопросе шлепков, большинство родителей против крика, самим же потом стыдно становится за несдержанность. Оттого эти темы на форумах и появляются.

«Такое иногда бывает. Говоришь ему раз, два, три, четыре раза - как в пустоту, реакции ноль, потом как гаркнешь… И сразу все доходит!!!»

«Тоже иногда ору, ничего не могу с собой поделать. Особенно, когда по сотому разу надо повторять - а шапку взял, а то положил, а это сделал. И ничего, или да-да, а потом все оказывается забыто, ору… Конечно, не хорошо, но зато как помогает. Главное не частить, чтоб не привык к ору».

ПРОТИВ:

«Орут (родители) от бессилия, когда не могут или не знают как себя вести. Дальше - для дочки это пример того, как НАДО себя вести, и она истерит в ответ. Дети - зеркальное отражение своих родителей, они очень внимательные и дааалеко не глупые. В идеале родителю должно быть достаточно одного взгляда, чтобы ребенок понял, что огорчает своим поведением».

«Вы себя поставьте на место ребенка? или представьте, что вы уже дама в возрасте, а ваша уже взрослая дочь в силу различных проблем, усталости орет на свою уже престарелую мать?
каково вам будет?».

ВРЕДЯТ ЛИ ДЕТЯМ СТРАШНЫЕ ИГРУШКИ

3. Запугивать.
Все мы знаем присказки в духе «не будешь слушаться, отдам Бабе-Яге». И еще: «Все! Сейчас выброшу все твои игрушки!». Оба обещания неисполнимы, ребенок после первого же невыполненного слова может перестать воспринимать вас всерьез. Но многие считают, что это помогает. И надеются, что Баба-Яга и правда заберет непослушное чадо хотя бы на пару часиков.

«У меня дети телефонные маньяки, поэтому если пробуют скандалить, говорю что если еще раз повториться, телефон заберу и не отдам. Дети очень быстро принимают правила игры».

«Доча - та еще сладкоежка. Стоит ей сказать, что сама съем все сладкое (я конечно не съем, его у нас очень много), как сразу - мама-мамочка, больше не буду. Работает безотказно».

ПРОТИВ:

«Запугивание неведомо чем - сомнительный вариант, неизвестно как отразится на ребенке. Ну например, встретит старушку на улице и подумает это та самая Баба Яга, стресс.
Уж если пугать, хотя лучше угрожать, чем-то конкретным, чтоб не было полета фантазии, который непонятно куда завернет».

«Чаще всего испуг обусловлен неправильной тактикой воспитания, возникает как результат различного рода запугиваний. Например: „будешь плохо себя вести, тетя врач сделает укол“ или „отдам дяде милиционеру“ или „не будешь слушаться, - утащит собака“ и т. д. И вот безобидный, влияющий хвостом Шарик, подбежавший к малышу, становится сверхсильным раздражителем, а врач, пришедший к больному ребенку, вызывает у него ужас».

4. Лишить чего-то.

Забрать любимую игрушку, запретить сладкое или планшет, не пустить в кино - вот то, что часто делают родители в ответ на выходку ребенка. Кажется, довольно логичным. Сделал нам плохо - вот и мы тебе плохо, око за око, телефон - за разбитый мячом сервиз.

ЗА:

«Мы своего ребенка наказываем так: забираем у него все машинки, которыми он играет. Если он сильно в чем-то провинился, то на два-три дня от остается без игрушек. Еще ставим в угол, слава Богу что начал понимать что это такое и зачем его туда ставят».

«Лучше всего лишить ребенка чего-либо. Например, если рвет книги, портит игрушки - забрать и долго не отдавать. Если ребенок постарше стал плохо учиться из-за слишком частого торчания в интеренете, изъять планшет, телефон. Лишать сладкого, мультиков, прогулок иногда бессмысленно, потому что есть дети, которые скажут, что не очень-то им это и нужно. Сужу по себе и своему ребенку».

ПРОТИВ:

«Нельзя всех детей грести под одну гребенку. У меня двое детей и к каждому приходится применять свой метод. Если на старшего сына всегда действовало изолирование и лишение каких-либо благ и удовольствий, то младший ребенок очень упрям и это на него не действует, помогает высказывание своего огорчения таким поведением и разговоры о не допустимости такого».

«Забирать любимое - это неправильно. А если бы у вас забрали на работе телефон за то, что вы вышли ответить на звонок, не понравилось бы наверно. Должно быть наказание такое, как поступок. Разбил - убирай, накричал - извинись и всегда договориться можно, а не отбирать».


5. Устроить бойкот.
Зачем кричать или драться, если можно просто помолчать? Пусть ребенок сам поймет, в чем дело, пока мама молча занимается своими делами. Тихая мама, тихий ребенок, тишина и покой…

«А меня родители наказывали полным игнором: дошло быстро-я поняла насколько гадко я поступила, что со мной даже разговаривать не хотят, даже в сторону мою смотреть не желают. Бить и кричать бесполезно, угол вообще считаю тупым и бессмысленным. Я и со своими детьми перестаю разговаривать, эффект наступает быстрее-сами подходят, озвучивают свой поступок и ведут себя иначе. Надо, чтобы ребенок сам проанализировал свое поведение и понял, в чем он не прав».

«Я детей не наказывала. Но сама очень расстраивалась и замолкала. И дочка и сын очень переживали., что я молчу и начинали сами меня спрашивать, почему у меня такой грустный вид и почему я молчу. Вот тогда я им объясняла причину моей грусти, они сами просили прощения, мы мирились и наши разногласия были погашены объятиями».

ПРОТИВ:

«По-моему, намного лучше будет обсудить с ребенком причину Вашего недовольства, объяснить, чем нехорош его поступок и почему не стоит так делать в будущем. Игнорировать малыша и не разговаривать с ним действительно не очень хорошо. Во-первых, ребенок может и не понять, из-за чего мама на него обиделась. Во-вторых, он так и привыкнет „замалчивать“ проблемы, а в дальнейшем это ничего хорошего не принесет».

«Ребенок не телепат, чтобы понять за что мама обидку затаила, особенно кроха. Это будет давить на него, но он может не догадаться или не захотеть спросить. В итоге полчаса молчания и расстроенные мама и кроха, кому это надо?».

КОГДА МОЖНО ОТПУСКАТЬ ДЕТЕЙ ГУЛЯТЬ БЕЗ ПРИСМОТРА

6. Ставить в угол.
Еще одна обсуждаемая тема - можно ли ставить в угол? Одни говорят, что можно, их ставили, они своих детей ставят, а те своих ствавить будут. Нет ничего лучше средства, проверенного временем. Другие говорят, что дети у них по углам не стоят и вообще там отрицательная энергия скапливается. Кто прав - решать вам.

«Оптимальный метод наказания, по мнению нашего врача, - старый добрый Угол. За хулиганство, отказ слушаться, необоснованные капризы, не прекратившиеся после первого (!) предупреждения, надо взять ребенка за руку, посмотреть ему в глаза, коротко и четко сказать, за что его наказывают, и отвести в пустой угол, лучше даже в другой комнате, и запретить их него выходить (если выйдет без спросу - вернуть)».

«Доче 1,5 года и стояла у компа и требовала включить мультик. начала ныть (не плакать), психовать, топотать т.к. я не собиралась ей его включать и сказала „нет“. отвела в угол, сказала, что как перестанет капризничать сможет выйти. и минуты не прошло как ребенок и забыл про свою истерику. теперь начинает командовать, я ей - хошь в угол? детенок сразу послушным становится. правда не часто углом пригрожаю, чтоб как шутка не стало у нас».

ПРОТИВ:

«Насколько точно помню себя маленькой и меня ставили в угол, но дело в том, что я не помню о чем я там думала, но как правило чувство вины не испытывала, видимо потому, что мама много времени на объяснения не тратила, просто ставила и все. Старшего сына, маленьким тоже в уголок ставила „подумать о своем поведении“, учась на родительских ошибках уделяла время на объяснение причины наказания. Сынок обычно „думал“ там лежа, сидя и тоже так и непонятно о чем:)».

«Не всех можно поставить в угол. Брат мой стоял, а я нет, выходила просто и начинала заниматься какими-то другими делами. Меня можно было либо попросить что-то не делать/делать, или четко объяснить почему именно такие ко мне требования. Обычно после этого я легко шла на договоренности. Дочь свою никогда в углы не ставила, зато, если ребенок сильно расшалился, я ее отводила в другую комнату, садилась с ней рядом и подробно разбирала, что именно мне кажется неправильным в ее поведении, потом предлагала посидеть и подумать, в чем причина и как избежать ошибок».

7. Заставить трудиться.

Еще один нередкий вид наказания - это труд. Чаще всего - работа по дому. «Теперь три недели будешь посуду мыть!». И себя разгрузили, и ребенка наказали, и посуда будет чистой. Правда возможно не очень целой, если вашему шкоднику это все надоест.

«Здравствуйте, я считаю что самые главные виды наказания, это трудом и лишения некоторых удовольствий. Труд всегда помогает ребенку исправиться и кто муже труд облагораживает, и поможет осознать свои поступки».

«Сейчас у детей вообще никакой трудовой дисциплины, надо как-то приучать, хоть так. Зато работа по дому будет сделана и ребенок потрудится. У меня если сын плохо себя вел, я его на выходные ни дома оставляла с компом, а на дачу к деду строить колодец отправляла».

ПРОТИВ:

«Я один раз, с дуру, видимо, из-за прогула в школе заставила ребенка все полы в доме вымыть. Ну, сына, конечно, вымыл, но с тех пор любую просьбу помочь с уборкой воспринимает в штыки. У него есть и свои обязанности по дому, но вот полы теперь - это только за прогул, видимо».

«Ни в коем случае!!! Это не наказание, же, вы одна семья и должны распределять работу по дому, а не наказывать ей. А так мыть посуду будет только по праздникам что ли?».

Что еще можно посоветовать родителям при наказании ребенка?

  • Одно преступление - одно наказание, соответствующее проступку. Не будьте жестоки к мелким провинностям и не спускайте ребенку с рук серьезные проступки.
  • Ребенок должен знать правила поведения. Если вы заранее не объяснили ему, что делать можно, а что нельзя, то это скорее ваша, чем его вина.
  • Не затягивайте. Ребенок быстро забывает содеянное. Наказание должно последовать сразу после, а не вечером, когда у вас будет время.
  • Будьте спокойны. Если вы постоянно повышаете голос, то ребенок привыкнет к этому и перестанет воспринимать это как угрозу. А заодно переймет такой вид поведения для себя.
  • Согласуйте мнение с супругом/родственниками. Если папа ругает, а мама прощает, то ребенок очень быстро начнет манипулировать ситуацией в свою пользу. Вы должны быть солидарны, по крайней мере, с точки зрения ребенка.
  • Отчитывайте ребенка в одиночестве. Не стоит наказывать ребенка прилюдно, это сильно давит психологически.
  • Не наказывайте ребенка за то, чем сами грешите. Если до этого вы аккуратно подравняли шерсть коту, не удивляйтесь, что ребенок решил повторить за вами.
  • Поощряйте хорошее поведение. Помните, что кроме кнута, есть еще и пряник.
    Учитывайте возраст и характер ребенка. В разные периоды на детей действуют разные дисциплинарные меры.
  • Понятно, что ставить школьника в угол уже не по возрасту. Кроме этого, не забывайте и о его личности. Если ваш ребенок обычно грустный и задумчивый - не применяйте метод «запугивания», если слишком активный - чтение морали не поможет и т. д.

Послушных вам детей и поменьше поводов их наказывать!

В 12 лет у многих детей начинается переходный возраст, а у родителей - тяжёлый период, во время которого им нужно проявить максимум терпения. Дети часто становятся неуправляемыми, перестают слушаться. Как им помочь и как вести себя родителям? Об этом мы поговорим в нашей статье.

Как справиться с агрессией у ребенка?

Агрессивное поведение подростка чаще всего является своеобразной защитой. Обычно агрессивными становятся дети, у которых возникают проблемы с общением в коллективе. Ответной реакцией на непонимание в социуме становится излишняя вспыльчивость. Ребёнок раздражается по пустякам, выплёскивает свои эмоции на окружающих. Что делать родителям? Конечно, не отчаиваться и постараться помочь своему ребёнку. Необходимо показывать ему своим примером, как следует вести себя с другими людьми.

Если ваш ребёнок чересчур агрессивен, направьте его энергию в другое русло. Например, отдайте в спортивную секцию, где он сможет выплеснуть все негативные эмоции.

Лёгкие проявления агрессии лучше вообще игнорировать: не нужно фиксировать на них внимание.

Истерики у ребёнка 12 лет: что делать

Почему ребёнок в 12 лет постоянно плачет, как его успокоить? Как это ни странно, но истерики в этом возрасте случаются у детей достаточно часто. Подросток может кричать, постоянно плакать, топать ногами, бросать различные предметы, в общем, вести себя как маленький ребёнок. Почему это происходит? Не забывайте о том, что у ребёнка переходный возраст, и это просто проявления эмоциональности. Таким способом дети могут привлекать внимание родителей, могут требовать от них разрешений на то, что в их возрасте запрещено. В любом случае, акцентировать пристальное внимание на истериках не стоит. Иногда даже полезно оставить подростка одного, чтобы он успокоился.

Что делать, если подросток стал неуправляемым?

Что делать, если ребёнок в 12 лет стал непослушным? Скорее всего, он сигнализирует вам о том, что ему требуется помощь. Измените отношение к подростку, стиль воспитания. Искать причины непослушания нужно в психике подростка. Таким способом ребёнок может самоутверждаться, показывать, что он достаточно взрослый. Значит, нужно постараться снизить чрезмерную родительскую опеку. Также подросток становится неуправляемым, если в его семье существуют какие-либо проблемы.

Если вы переживаете из-за того, что ваш, ещё совсем недавно послушный ребёнок, выбился из-под контроля, сводите его к психологу. Он поможет стабилизировать эмоциональный фон подростка и выяснит, по каким причинам так изменилось его поведение.

Как отучить ребенка врать?

Дети часто лгут, кто-то реже, кто-то практически постоянно. Часто ложь является способом, помогающим избежать наказания или прибавить себе ценности в глазах сверстников. Многие дети врут для того, чтобы бросить вызов авторитету родителей или из-за проблем в семье. Как бороться с ложью у детей? Изменить отношение к ребёнку, поговорить с ним, показать, что вы принимаете его таким, какой он есть, со всеми недостатками и достоинствами. Главное здесь - взаимопонимание в семье и родительская любовь.

Что делать, если подросток часто нервничает?

Излишняя нервозность у ребёнка 12-летнего возраста может быть также следствием переходного возраста. Но иногда она является отражением действительности и может привести к психологической травме. Чтобы выяснить причину нервного состояния подростка, лучше обратиться к психологу. Это поможет избежать проблем в будущем, порой, достаточно серьёзных.

Как отучить ребенка от воровства?

Воровство нужно пресекать, но только в том случае, если родители полностью уверены, что факт имел место быть. Нельзя несправедливо обвинять ребёнка и начинать разговор, когда нет доказательств. Кроме того, говорить о воровстве с подростком нужно наедине, не вынося проблему на всеобщее обсуждение.

Воровство, в некоторых случаях, является признаком заболевания, которое носит название «клептомания». Данное заболевание характеризуется как психическое отклонение, поэтому лучше всего показать ребёнка специалисту.

Почему дети воруют? Это может происходить из-за неумения сдерживать свои порывы или для того, чтобы привлечь внимание родителей. Также повлиять на ребёнка могло плохое окружение. Поэтому постарайтесь проследить, с кем он общается и исключить нежелательные контакты.
Как бы там ни было, поддерживайте своего ребёнка, не отворачивайтесь от его проблем. Помните о том, что только ваше внимание и любовь могут изменить подростка в лучшую сторону. И запаситесь терпением - оно вам обязательно пригодится.